Статья «Традиционные подходы и инновационные технологии нравственно-патриотического воспитание дошкольников»
Статья «Традиционные подходы и инновационные технологии нравственно-патриотического воспитание дошкольников»
Основой патриотического воспитания является развитие нравственных чувств ребенка: чувство любви и привязанности к родным местам к Родине; уважение к ее символам и традициям; истории и культуре; гордость и уважение к армии за мужество воинов, за свой народ; чувство неразрывности с окружающим миром и бережное отношение к ее природным богатствам.
Патриотизм-это не только гордость за свою страну, но и ответственность за ее будущее и благополучие.
Нравственно - патриотическое воспитание детей начинается с самого малого: развития привязанности к отчему дому; к семье где ребенок окружен любовью; к детскому саду где ежедневно ощущает внимание, заботу и доброту; родному краю, родной речи, родной культуре. У детей развивается чуткость, воспитывается любовь и уважительное отношение людям. Таким образом, зарождается его мировосприятие, что оказывает существенное влияние на чувственное осознание к отношению с окружающими, ребенок обретает ценностные ориентиры. Впоследствии любовь, чувства привязанности, переходит к родной стране – России.
Одна из основных задач ФГОС ДО нового поколения, является формирование у детей дошкольного возраста патриотически ориентированных ценностей, поскольку именно в этом периоде формируются основы мировоззрения и ценностные установки ребенка.
Традиционные подходы к патриотическому воспитанию пронизывают все виды деятельности дошкольника и несут в себе комплексный характер.
Используя интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»,
дошкольники получают новые знания через такие виды деятельности, как игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Интегрирование образовательных областей помогает повысить качество образования, направленного на нравственно-патриотическое воспитание детей в дошкольном возрасте, посредством ознакомления их с историей, культурой и природно-экологическим своеобразием родного края. У детей формируются основы социального взаимодействие в обществе и семье.
Для решения важных в воспитания личности с активной жизненной позицией и достижения определенных результатов в нравственно – патриотическом воспитании, педагогам необходимо использовать так же инновационные методы и технологии.
- Ведущая роль в формировании у дошкольников чувств патриотизма занимает игровая технология. Используя дидактические, народные театрализованные, сюжетно-ролевые игры, у детей развиваются нравственные качества, патриотические чувства, формируется система ценностей, умение согласовывать свои действия с другими участниками игры.
- Квест- технология – это командная игра, в ходе которой у детей активизируется индивидуальная мыслительная активность, формируются навыки взаимодействия со сверстниками. В игровом, занимательном виде происходит приобщение детей к истории, культуре, традициям Большой и Малой Родины. Дети знакомятся с новой информацией, закрепляют полученные ранее знания. Таким образом, Квест- технология создает условия для развития у дошкольников основ патриотического сознания.
- Интерактивное обучение - специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что все дети вовлечены в процесс познания, у детей развиваются межличностные отношения, дети учатся в общении, создаётся ситуация успеха; формируются условия для самообразования и саморазвития личности каждого ребёнка.
- Метод проектов - это один из эффективных методов в нравственно-патриотическом воспитании.
Темы и содержание проектов для детей могут быть разнообразны: «Моя семья», «Мой город», «Маленький патриот», «С чего начинается Родина» «Русская матрешка». Дети не просто получают информацию от педагога, а сами начинают узнавать, и добывать нужную информацию. Таким образом дети становятся полноценным участниками своего образования.
- Внедрение в образовательный процесс информационных технологий способствует обогащению представлений детей об окружающем мире. Виртуальные экскурсии, слайды и видеофильмы о достопримечательностях города, о природе, о труде взрослых, способствуют расширению знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ успешно дополняют и восполняют. традиционные формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
- Музейная педагогика-педагогическая технология, помогает решать многие задачи патриотического воспитания и тесно переплетается с методом проектирования и игровой технологией.
Создавая мини-музей, педагог вместе с детьми может использовать разнообразные темы: например, музей «Бабушкины игрушки», «Народные умельцы», «Музей народного быта», «История родного города», «Я помню, я горжусь», «Слава армии родной».
Нравственно-патриотические чувства ребенка возникают из социального опыта, воплощенного в продукты материальной и духовной культуры и усваиваются детьми на протяжении всего дошкольного возраста.
Воспитывать у детей чувство патриотизма – это очень важная и ответственная задача, решать которую необходимо в дошкольном возрасте. С помощью последовательной и систематической работы, с использованием традиционных и инновационных подходов к нравственно - патриотическому воспитанию, у детей формируются патриотические чувства: любовь, гордость и уважения к своей стране истории, культуре и традициям.