• Образовательные:
-формирование у учащихся понятия “трапеция”;
-умений называть элементы и виды трапеции;
-умений доказывать свойства трапеции и применять эти свойства при решении простейших задач (I уровня).
• Развивающие:
-развитие наблюдательности, умений сравнивать, обобщать, классифицировать объекты по какому-либо признаку;
-развитие речи (расширение математического словаря);
-соотнесение вербального значения с математическими символами.
• Воспитательные:
-воспитание навыков контроля и самоконтроля при работе в парах;
-воспитание правильной самооценки.
Оборудование:
• разрезной материал для составления трапеции у каждого ученика на парте;
• плакаты-задачи (для устной фронтальной работы);
• презентация на тему “ Трапеция” с готовыми рисунками;
• карточки с домашним заданием.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Постановка цели урока.
II. Актуализация знаний
На экране: разноцветные четырехугольники.
• В царство каких фигур мы попали?
• Разделите фигуры на классы по какому-либо признаку.
• Дайте определение фигурам известного класса
III. Объяснение нового материала
1. Определение трапеции и ее элементов.
На экран выводится изображение трапеции.
Дайте определение трапеции, опираясь на существенный признак, и запишите это определение с помощью математических символов.
2. Свойство углов трапеции./ Игра “ Ассоциация “/
На экране появляется картина:
Вспомните все, что можете связать с 180°.
Будут ли какие-либо углы трапеции связаны свойством которое вспомнили?
На плакате найдите неизвестные углы.
3. Виды трапеции.
Учитель раздает ученикам разрезные фигуры и предлагает сложить из них трапеции. Ребята работают в парах, складывают фигуры.
На экран выводится слайд, где показано, что получилось.
Назовите название частей из которых сложена трапеция.
• Что общего у фигур № 1 и № 2?
• Как называется треугольник с прямым углом?
• Как можно назвать такую трапецию?
Что общего у фигур № 3 и № 4? Измерьте боковые стороны этих фигур. Вспомните, как называли треугольник, у которого две стороны равны. Назовите трапецию.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
4. Свойство равнобедренной трапеции.
На экране равнобедренная трапеция.
Начните построение трапеции в тетради с прямоугольника.
Свойства равнобедренного треугольника.
Какую гипотезу можно выдвинуть?
IV.Закрепление. Решение задач по учебнику - 2 задачиIV. Задание на дом.
Объясняет домашнее задание и критерии оценок:
“3”:
• знать определение, элементы трапеции, ее виды;
• знать без доказательства свойства равнобокой трапеции;
• индивидуальная карточка (в 5 вариантах) с заданием I уровня .
“4”:
• то же, но доказать одно из свойств трапеции.
“5”:
доказательство всех свойств трапеции
V. Итог урока: Ребята , что вы узнали нового на уроке (определение трапеции, ее виды и свойства).
Елена Вениаминовна Чурина