Урок геометрии в 8 классе «Площадь трапеции»
План-конспект урока геометрии «Площадь трапеции» в 8 классе
Этапы урока, целевые ориентиры, время |
Задания, выполнение которых учащимися приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся и возможные варианты ответов |
Планируемые результаты, формирование УУД |
||
Задания базового уровня |
Задания повышенного уровня |
предметные |
личностные, метапредметные |
|||
I. Самоопределение к учебной деятельности Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Приветствует учащихся,проверяет готовность учащихся к уроку (у каждого на столе лежит рабочая карта урока «План действий» и набор моделей прямоугольника, двух прямоугольных трапеций и одной разносторонней трапеции), создает комфортную атмосферу, настраивает учащихся на дальнейшее сотрудничество. Девиз урока: «Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься». Вьетнамская пословица -Как вы понимаете данное высказывние? |
Приветствуют учителя,проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей, настраиваются на деловой ритм, отвечают на вопросы учителя. |
Личностные: Коммуникативные: - умение передавать информацию интонацией, |
|||
II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель: организовать выполнение обучающимися пробного учебного действия, организовать фиксирование индивидуального затруднения. |
Среди изображенных фигур выберите трапеции -Сформулируйте определение трапеции -Назовите выделенные элементы трапеции -Верно ли предложение: «высотой прямоугольной трапеции является его меньшая боковая сторона»? |
Организует актуализацию знаний через фронтальный опрос (чертежи даны на доске). |
Отвечают на вопросы учителя. |
Знание определения трапеции, её элементов, умение «читать чертеж». |
Познавательные: Коммуникативные:
|
|
III Постановка проблемной ситуации. Выявление места и причины затруднения Цель: выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения. |
Как мне рассчитать количество плиток, если площадь одной из них 0,16 кв.м, а размеры комнаты указаны на рисунке? |
-Почему сегодня на уроке мы начали разговор о трапеции? Дело в том, что в моей квартире прихожая имеет трапециевидную форму, а мне нужно выложить пол паркетной плиткой. -А умеете ли вы вычислять площадь трапеции? Действительно, мы с вами в повседневной жизни чаще всего встречаемся с квартирами и комнатами, и окнами в них прямоугольной формы. Вычислить площадь пола или окна нам не составляет труда. Однако,современная архитектура все чаще предлагает неправильные формы, например, форму трапеции. Как найти площадь такой фигуры? Знаете ли вы формулу для вычисления площади трапеции? Сегодня мы с вами, опираясь на ваш личностный опыт и знания, откроем для себя формулу вычисления площади трапеции. Итак, тема нашего урока «Площадь трапеции» Какова же главная цель нашего урока? Формирование умений расчета площади объектов в форме трапеции |
Выдвигают свои гипотезы и приходят к выводу, что им не хватает знаний формулы площади трапеции. Учащиеся формулируют цель урока, учитель корректирует |
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование проблемы. Личностные: Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Регулятивные: умение перераспределять учебную задачу для себя Коммуникативные: |
||
IV Построение проекта выхода из затруднения Цель: организовать постановку цели данного этапа урока; организовать составление совместного плана действий;определить средства. |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации в виде поисковой беседы. -Что мы должны сделать, чему научиться, чтобы достичь этой цели? (учитель корректирует формулировку задач урока и открывает соответствующий слайд) 1. Вывести формулу для вычисления площади трапеции 2. Научиться вычислять площадь различных объектов, имеющих форму трапеции |
Ведут поисковую беседу. Формулируют задачи урока |
Познавательные: моделирование ситуации, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование Регулятивные: прогнозировать |
|||
«Открытие нового знания» |
Задания в приложении лист План действий. |
Работать мы будем по плану (лежит у каждого на столе) -Сначала вспомним то, что уже знаем -Теперь выведем формулу площади прямоугольной трапеции -И, наконец, выведем формулу площади произвольной трапеции -Итак, площадь любой трапеции равна……. |
Заполняют индивидуальную рабочую карту, при необходимости совещаясь с соседом по парте, сверяют свои ответы с правильными на слайде презентации. Делают выводы о том, как вычислить площадь прямоугольной трапеции и произвольной трапеции |
Знание формул площадей прямоугольника, прямоугольного треугольника; умение выполнять преобразования и выносить общий множитель за скобки. |
Коммуникативные: умение сотрудничать в поиске и выборе способа решения возникшей проблемы |
|
V Реализация построенного проекта Цель: реализовать построенный проект в соответствии с планом; зафиксировать новое знание в речи и знаках; организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. |
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. -Итак, мы с вами в процессе работы вывели формулу для вычисления площади любой трапеции. Обычно говорят и пишут так:.. (учитель демонстрирует различные формы записи и чтения формулы площади трапеции). -Теперь, я думаю, мы сможем с вами рассчитать количество плиток для пола в прихожей (учитель переходит к слайду с задачей) |
Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Выполняют задание устно. Решают задачу с комментированием. |
Формула для вычисления площади трапеции. |
Познавательные: умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные: |
||
VI Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Развитие умственных действий. |
Вычислите площадь окна шириной 1,2 м, № 480(а) № 518(а) |
№ 480(б) |
Устанавливает осознанность восприятия учебного материала. -Давайте решим еще одну практическую задачу. Учитель организует работу по созданию математической модели задачи, начиная с построения чертежа и устанавливая соответствие между размерами окна и элементами трапеции. Рассматривается решение типовых задач из учебника. |
Учащиеся под руководством учителя создают математическую модель задачи, решают ее и сверяют ответ с правильным. |
Формула для вычисления площади трапеции. |
Познавательные: Умение структурировать знания, выбирать способы решения задач, умение строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия Личностные: формирование потребности в самовыражении и в социальном признании Регулятивные: Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других |
VII Самостоятельная работа по эталону Цель: организовать выполнения обучающимися самостоятельной работы на новое знание и самопроверку по эталону и самооценку. Организовать места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Задания в приложении и на слайде презентации. |
Предлагает выполнить самостоятельную работу, проверить по образцу(лист контроля) Предлагает оценить себя(лист самооценки) Выставляет отметки. -Наши исследования закончены. Достигли ли мы цели и задач урока? Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания. |
Выполняют самостоятельную работу, находят ошибки, вносят коррекцию, оценивают себя |
Знание формулы площади трапеции. |
Познавательные:умение осуществлять контроль, коррекцию, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: уметь планировать действие в соответствии с поставленной задачей, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме |
|
VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: зафиксировать новое содержание урока;организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. |
Организует рефлексию. Используется лист Оцени себя сам. Организует самооценку учебной деятельности |
Осуществляет рефлексию |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные:умение проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
|||
IX Домашнее задание Цель: Закрепить полученные знания, устранить проблемы. |
П.53, рассмотреть теорему о площади трапеции. № 518(а) |
№ 518(б) Творческое задание: составить кроссворд или синквейн. |
Формирует д/з по различным уровням сложности в зависимости от результатов первичного закрепления. |
Регулятивные: уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; уметь прогнозировать предстоящую работу (составлять план) Личностные:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Аннотация к уроку
1. Урок геометрии был проведен мною в 2014-2015 учебном году в 8 «А» классе.
2. УК Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2008.
3. Тема урока «Площадь трапеции». Урок находится в разделе «Площади фигур».
4. Тип урока: урок усвоения новых знаний.
1) Целями урока были:
Образовательные:
Вывести формулу для вычисления площади трапеции;
Закрепить умение использования изученной формулы нахождения площади различных объектов, имеющих форму трапеции путем создания математической модели;
создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
Развивать познавательный интерес на основе актуализации эмоционального интеллекта учащихся, умения анализировать явления, сравнивать и сопоставлять данные, делать выводы;
Развивать умения решать задачи практического содержания;
Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, работать в паре.
Воспитательные:
Воспитание ценностно-смыслового отношения к учебе;
воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность;
воспитывать желание учиться и делать открытия;
2) Планируемые результаты:
Предметные результаты
Знать:
формулу для вычисления площади трапеции
Уметь:
Выводить формулу площади трапеции на основе имеющихся знаний;
формулировать правило вычисления площади трапеции;
вычислять площади различных объектов, имеющих форму трапеции путем создания математической модели.
Личностные:
Проявлять творческое отношение к решению проблемной ситуации при изучении учебного материала;
проявлять интерес к изучению темы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности на уровне самоанализа по заданным критериям.
3) Факторы, обеспечившие результативность урока;
а) характеристика системы упражнений
На уроке были использованы задания по готовым чертежам, практические задания по составлению фигур, используя макеты, задания на преобразования формул, вычисление площадей, используя формулы, задачи из учебника.
б) формы организации познавательной деятельности
Основная форма работы – эвристическая беседа. Также использовалась работа в парах и индивидуальная работа.
Осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе. Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы у учащихся. Учащиеся после каждого выполненного задания делали самостоятельно вывод. Были подведены итоги каждого этапа, а затем и всего урока. Осуществлялось чередование разных видов деятельности обучающихся.
в) ресурсы урока
проектор, доска, компьютер, презентация, индивидуальные карты для учащихся: план действий, лист контроля, лист самооценки, рефлексия.
г) показатели результативности урока
На следующем уроке была проведена самостоятельная работа, в основном все учащиеся с работой справились. Домашнее задание выполнили все, хотя у некоторых были ошибки в №518(б). После проверки- ошибки были устранены. Несколько человек выполнили творческое задание, подготовив кроссворды и синквейны ( их можно использовать для работы).