Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания, или как жить полной жизнь и не сгореть на работе»
Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания, или как жить полной жизнь и не сгореть на работе»
Подготовила педагог психолог
МДОУ «Сказка»
Матвеева Ю.В.
Г. Малоярославец
Предупреждение профессионального выгорания требует психологической иммунизации, то есть актуализации личностных ресурсов, которые и являются тем самым иммунитетом против «выгорания» и других проблем личности человека. Глубокая психопрофилактическая работа позволяет обучить человека психогигиеническим навыкам поведения, умению самостоятельно выстраивать вектор собственной жизни.
Цель тренинга – создать условия для личностного роста участников тренинга и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости.
Личностные ресурсы, развиваемые в тренинге:
-Принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, самоуважение, высокая самооценка;
-Отношение к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личного роста, способность в сложной ситуации находить для себя смысл;
-овладение методами или способами достижения (и постановки) желаемых целей;
-Развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
-Способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации, позитивность и рациональность мышления;
-Овладение эффективными способами снятия внутреннего напряжения и саморегуляции;
Тренинг преднозначен: для педагогов, для восстановления хорошего профессионального тонуса и обучения техникам профилактики «выгорания.
Задачи:
-Улучшить настроение, Повышение внимания и общей работоспособности;
-Снизить общую тревожность и психологическое напряжение;
-Усилить внутреннюю мотивацию на работу:
-Повышать ответственность и самоотдачу;
В ходе тренинга применяется индивидуальный подход, проводится анализ случаев из практики самих участников. Есть возможность отрабатывать и усваивать новые, ранее несвойственные варианты поведения, ощущая при этом атмосферу доверия и доброжелательности.
Структура тренинговой программы:
Блок: организационный-он включает знакомство челнов группы, сплочение, формирование благоприятного психологического микроклимата.
Блок – формирующий – включает переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа, рефлексии; осознание стереотипов поведения; расширение репертуара поведенческих стратегий; осознание и принятие своих чувств, работу с негативными чувствами; целеполагание, определение приоритетных жизненных ценностей и целей.
Блок – рефлексивно – оценочный – осознание своих личностных ресурсов, рефлексия изменений.
Элемент тренинга | Цель, примечание |
1.Ритуал приветствия | Сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия |
2.Разминка – воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности | Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы |
3.Основное содержание занятия | Техники, направленные на актуализацию различных личностных ресурсов, динамическое развитие группы. Упражнения заканчиваются рефлексией |
4.Рефлексия занятия, оценка занятия | Эмоциональная и смысловая оценка |
5.Ритуал прощания | По аналогии с ритуалом приветствия |
Тренинг составлен на основании психодиагностики, а именно таких диагностических методик как:
-Методика диагностики уровня эмоционального «выгорания» (модификация В.В. Бойко)
-Диагностика субъективного контроля (УСК)
Тренинг составлен на основе методической базы: О. И. Бабич – «профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»
Ход тренинга
Упражнение «Представление и ожидания»
Тренер просит участников представиться, сообщив о себе определенную информацию и спрашивает об ожиданиях группы от тренинга. Подбор информации и форма представления зависят от специфики группы.
-Чего вы ждете от тренинга? Что вы готовы вложить в тренинг? Как вы себе представляете групповой тренинг?
Упражнение «Иди ко мне, мы с тобой…»
Один человек встает в центр круга и говорит, обращаясь к кому-нибудь, например, «Иди ко мне, Лена, мы с тобой любим детективы». Они берутся за руки. Следующий участник продолжает: «Иди ко мне…, мы с тобой…». Так образуется цепочка.
Затем возможно различные варианты:
-предложить изобразить, расцепляя рук, волнообразное движение змеи, образовать тугой плотный клубок, закручиваясь цепочкой вокруг первого участника;
-сделать ровный круг, квадрат, треугольник, звезду;
-изобразить то что, называли;
Упражнение «за что мы любим»
Вступая во взаимодействие с окружающими, мы часто обнаруживаем, что они нам нравятся или нет. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Возьмите лист бумаги, выберите в группе человека, который по многим своим проявлениям импонирует вам. Укажите 5 качеств, которые особенно нравятся вам в этом человеке. Итак, не указывая самого человека, укажите 5 качеств. Теперь прочитайте вашу характеристику, а мы попробуем определить человека, к которому она относится».
Упражнение «Рисование вдвоем»
На двоих участников - один лист бумаги и один карандаш.
Держа карандаш вдвоем, молча за 5 минут нужно создать совместное произведение. Под рисунком написать название и поставить подписи.
Вопросы для рефлексии:
-Является картина совместным произведением?
-Учитывались ли желания, понимали ли вы друг друга?
-Кто был инициатором сюжета?
-Была ли «борьба за власть?»
-Комфортно ли было ведомому, ведущему?
Какую позицию вы чаще всего занимаете в жизни?
Упражнение «Магазин чувств»
«Представьте, что вы пришли в магазин. Но это не простой магазин – здесь можно продать любое свое чувство и получить взамен другое, какое хотите. Я продавец в этом магазине. От каких чувств вы хотите избавиться и приобрести взамен что-то другое? Кто будет первым покупателем?»
Примечание. В процессе торга продавец говорит, что нельзя будет вернуть назад чувство, поэтому нужно взвесить все «за» и «против». Предлагает описать чувство: как оно выглядит, на что похожее, его размер, тяжелое или легкое и т.п. Покупатель должен убедить продавца, что потом он сможет кому – ни будь продать это чувство. Придумывая рекламу чувству, обычно покупатель решает ничего не продавать. К каждой ситуации продавцу нужно подходить индивидуально.
Упражнение «я ценю, для меня важно…»
«Продолжите фразу: «Я ценю, для меня важно…»».
Ритуал прощания.
Короткий отзыв о тренинге, вопросы: «Что понравилось?», «Что впечатлило?» т д.