Тренинг на сплочение коллектива (1–4 классы)
Разминка – погружение
Время: 2 мин.
Цель: поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения, выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.
В начале нашего занятия хотелось бы узнать:
У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;
Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;
Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;
Потопайте на месте те, кто проводит отличное время в лагере;
Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;
Кивните головой те, кто догадывается, чем мы будем заниматься сегодня.
Упражнение «Веселый счет»
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?
Упражнение «Вавилонская башня»
Время: 15 минут.
Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Ход упражнения: Участники делятся на 3 команды. По 7 человек. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.
Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).
Тренер объясняет участникам, что каждая команда должна построить башню, но во время работы нельзя разговаривать. Каждый участник получает дополнительные инструкции на карточках, которые нельзя показывать другим.
Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?
1 команда | 2 команда |
Башня состоит из 10 этажей | Башня состоит из 8 этажей |
Вся башня имеет коричневый контур | Вся башня имеет розовый контур |
У башни 6 окон | У башни 8 окон |
На башне синий флаг | На башне красный флаг |
На башне 4 балкона | На башне 3 балкона |
Башня стоит на зеленой траве | Башня стоит на земле без травы |
На 3-ем окне занавеска | На 1-ом и 2-ом окне синие шторы |
На балконе стоят цветы | На балконе стоят цветы |
Вся башня каменная | Вся башня деревянная |
На 4-ом балконе сидит кошка | На первом балконе сидит собака |
На окнах рама черного цвета | На окнах рама зеленого цвета |
У башни большая лестница | У башни большая лестница |
Над башней светит солнце | Над башней туча закрывает солнце |
Упражнение «Поиск сходства»
Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.
Время: 20 минут.
Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия ( вторая команда) в своей группе.
Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.
Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд
Упражнение “Ливень”
Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом, на восприятие звуков. Через некоторое время ведущий начинает потирать ладони (шум приближающегося дождя), затем к нему присоединяются следующий участник и т.д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (первые крупные капли). Постепенно это движение выполняют все участники. Таким образом, будут запущенны следующие движения:
Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);
Щелчки пальцев одной руки;
Щелчки пальцев двух рук;
Хлопки в ладоши;
Хлопки по груди;
Хлопки по одному колену;
Хлопки по двум коленям;
Не переставая хлопать, сначала топать одной ногой, затем двумя ногами.
Бурых Елена Владимировна