12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена41



Материалы внеаудиторной работы обучающихся 10-11 классов и студентов 1-2 курсов












Методическая разработка:

ТРЕНИНГ ПО

ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ 

«СИГАРЕТА – СОСКА ВЗРОСЛОГО»





РАЗРАБОТАЛ:

Иванько Е.С.

Педагог-психолог


г. Ростов-на-Дону

2020 год

Цель занятия: профилактика курения, формирования установки на здоровый образ жизни. Убедить обучающихся в однозначности отрицательного влияния курения (слайд №1).

Вид занятия: тренинг

Основные понятия: Зависимость, никотин, норадреналин, серотонин.

Результат: способность студентов лучше контролировать свое поведение, способность идентифицировать ситуации, в которых возможно формирование вредных привычек, понимание того, что курение является заменителем, а не реальным удовлетворением их потребностей.

Основное содержание тренинга составляет работа по передаче ребенку контроля и ответственности за свою собственную.

Зависимость (аддикция, англ. addiction – склонность, привычка) – навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера (слайд № 4)

Курение как зависимость, является привычкой, наносящей вред здоровью и формируется при наличии трех факторов: социального, личностного (или психологического) и физического. Социальный фон составляет отношение общества к потреблению данного вещества: является ли это законным, выгодным государству, признаваемым культурой и т.п. А также представлениями о социальных ролях, задаваемыми СМИ, художественными фильмами, также, к социальному фону относятся государственные и общественные программы, направленные на поддержку здорового образа жизни, на помощь людям, решившим избавиться от зависимости и др.

Существенной характеристикой социального фона является наличие двойственного отношения к курению: с одной стороны – оно разрешено и поощряется производителями сигарет, с другой – “Минздрав предупреждает…“

Личностный фон создается в процессе жизни каждого индивида и задается глубиной раскола душа/тело, семейной ситуацией, детскими травмами, степенью освоения способов контроля и т.д.

Физиологический фон существенен по отношению к определенным видам наркотиков, к которым человеческий организм адаптируется таким образом, что человек, который внезапно прекращает принимать вещество, может заболеть или даже умереть.

Данный тренинг учитывает и прорабатывает первый и второй факторы, предполагая, что физиологическая зависимость от никотина образуется в результате долголетнего курения и для подростков не является критичной.



Интерактивная беседа «Причины курения»

Почему люди курят? (ответы студентов) (слайд № 5)


В качестве причин могут называться:

1. Конечно, прежде всего удовольствие - это химическое воздействие никотина на головной мозг. Никотин является по своей химической природе стимулирующим средством, подстегивающим работу мозга и вызывающим легкую эйфорию. Многим кажется, что сигарета улучшает мыслительный процесс. Но при систематической комбинации сигарета - мысль, мозг без сигареты откажется работать самостоятельно (слайд № 6).

2. Курение во многом носит характер ритуала - в частности, позволяет выдерживать паузу между словом и действием, между вопросом и ответом и т.п. А так как подавляющее большинство курильщиков относятся к так называемому непосредственному типу личности, для которых реакция обязательно должна следовать без промедления, то им просто необходимо чем-то заполнять паузу, чтобы хоть минутку подумать. Особенно когда они чем-то взволнованы. И чтобы выгадать хоть минутку, они закуривают

(слайд № 7).

3. Люди нерешительные (даже если эта нерешительность запрятана очень глубоко и нередко маскируется показной наглостью) курят иногда затем, чтобы везде 'чувствовать себя как дома' - иными словами, запах сигарет вызывает у них привычные ассоциации и помогает адаптироваться в незнакомой обстановке (слайд № 8).

4. Когда закуривает подросток (любого пола), это наверняка стремление доказать всем, что он уже взрослый. Но если ребенок с малых лет в доме считается личностью, если его уважают и с ним считаются, то он вряд ли станет курить (слайд № 9).

5. Часто женщины закуривают, чтобы похудеть - никотин, как наркотик стимулирующей группы, увеличивает 'расходную часть' обмена веществ, одновременно снижая аппетит. Но стимулирующее действие никотина не постоянно: можно похудеть, если постоянно дымить ВМЕСТО еды, (в этом случае есть риск, не дождавшись похудения, умереть от рака легких)

(слайд № 10).

6. Сигарета порой облегчает и сам процесс общения. Ситуации вроде той, когда женщина начала курить только потому, что в фирме, где она работала, все разговоры велись в курилке, и чтобы быть в курсе всех интриг, необходимо было тоже взять сигарету. И уж самая красноречивая ситуация - когда женщина собирается закурить в присутствии мужчины, тот просто обязан поднести ей огоньку (слайд № 11).

7. Курение может быть и элементом моды, и способом ухода от действительности (особенно когда человек чувствует в чем-то свою беспомощность), и даже некоторым способом выражения признательности - многие закуривают, именно подражая своим любимым людям, или тем, от кого они материально зависимы, или своим кумирам (слайд № 12).

8. И наконец, успокоительный эффект сигареты на самом деле обусловлен лишь фактом того, что эта сигарета находится у вас во рту. Природой задумано так, чтобы человек испытывал чувство покоя и комфорта под действием сосательного рефлекса. И точно так же, как младенец успокаивается у маминой груди, взрослые приходят в себя, беря в рот сигарету (слайд № 13).

Для того чтобы никотин начал воздействовать на клетки мозга, достаточно десяти секунд. Под его влиянием в клетках начинает образовываться норадреналин, дофамин, серотонин, гамма-аминомасляная кислота и глутамат.

Норадреналин отвечает за концентрацию внимания и активность головного мозга. Несмотря на то, что благодаря этому веществу увеличивается работоспособность, следует учитывать, что при регулярном курении норадреналин начинает вырабатываться только после курения. Таким образом появляется зависимость (слайд № 15).

Серотонин отвечает за эмоциональное состояние. Если в организме возникает недостаток этого вещества, то человек испытывает депрессивное состояние.

Дофамин вызывает чувство удовольствия. Для его образования необходимы витамин В6 и фенилаланин. Во время курения происходит чрезмерный расход витамина В6 и дофамин вырабатывается в недостаточном количестве. Именно поэтому многие курильщики испытывают чувство неудовлетворенности, злости и прочие негативные эмоции (слайд № 16).


Интерактивная беседа «Почему куришь ты?» (ответы студентов)

(слайд № 17).


Просмотр видео «Детские отмазки». Обсуждение увиденного.

(слайд № 18).


Просмотр видео «Эксперимент в программе ГАЛИЛЕО»

(слайд № 19).


Проведение эксперимента.


Цель: добиться от студентов понимания физиологических последствий курения и влияния табачной смолы на живую ткань.

Основные понятия: никотин, дыхательные пути, головной мозг, последствия курения для организма.

Материалы: прозрачная пластиковая бутылка с колпачком, трубка длиной 5–7 см, шарики из ваты, пластилин, сигарета без фильтра, спички.

Исследовательские задания:

1. Вместе со студентами приготовьте прибор для курения. В крышке проделайте отверстие размером с диаметр трубки. Вставьте трубку и замажьте отверстие пластилином.

2. Необходимо продемонстрировать студентам проникновение смолистых веществ в легкие.

Задача эксперимента — показать, что смолистые вещества немедленно проникают в рот и легкие.

Вставьте ватные шарики в бутылку, сигарету — в трубку. Завинтите крышку.

Сжав бутылку, выдавите из нее воздух. Зажгите сигарету и начните медленно и равномерно ослаблять давление на бутылку.

Выводы из наблюдений можно получить, ответив на вопросы:

Как выглядят ватные шарики после эксперимента?

* Как выглядит бутылка?

* Как вы думаете, какое влияние оказывает курение на внутреннюю поверхность ваших легких?


Показ социальной рекламы «Здоровый образ жизни»

(слайд № 20).







Литература:



1. Геннадий Ничипорук «Анатомия здорового и нездорового образа жизни».-СпецЛит. 2016 г.-264 с.

2. Журнал «Школьный психолог» №6,2005.

3. Курение и здоровье. - М.: Медицина, 2016. - 384 c.

4. Орлова Т.Г. как помочь подростку войти во взрослую жизнь.- М.:ЗАО Ценрполиграф,2015.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.