12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Журавлёва Наталья Михайловна32 Россия, Челябинская обл., Карабаш Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания с элементами тренинга «Долой плохое настроение: тоска, печаль и возмущение!»
Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания с элементами тренинга "Долой плохое настроение: тоска, печаль и возмущение!"
Составила: педагог-психолог Журавлёва Н.М.
Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Задачи:
Познакомить педагогов с понятием «эмоционального выгорания» и его характеристиками;
Научить педагогов выявлять собственные источники негативных переживаний, неудовлетворения профессиональной деятельностью
Выявить ресурсы профессиональной деятельности, направления роста педагогов.
Снять напряжение за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.
Предварительная работа:
Тест «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
1.Вступительное слово.
-Здравствуйте, уважаемые педагоги! Тема нашего занятия «Синдром эмоционального выгорания педагогов», но перед тем как мы начнем, проведем разминку. Посмотрите на соседа справа и слева и улыбнитесь им и давайте заново будем знакомиться.
Разминка. Игра «Имя с прилагательными»
Все участники поочередно называют свое имя с эпитетом перед ним на ту же букву, что и имя. Прилагательные должны быть только позитивными.
А теперь попробуем узнать лучше сами себя.
Согласитесь. Такая игра заставляет себя полюбить. А себя надо любить обязательно. А знаете ли вы себя? Проверим.
Упражнение «Самоанализ»
Инструкция: В левой половине листа у вас находятся геометрические фигуры, выберите одну из них и раскрасьте её в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение в данный момент. В конце нашего занятия вы сможете узнать результаты, если ваш выбор фигуры не изменится к его окончанию.
- Уважаемые коллеги! Некоторое время назад мы заполняли анкету «Профилактика эмоционального выгорания педагогов». По результатам анкетирования большинство педагогов имеют средний показатель эмоционального выгорания. А это значит, что выгорание – длительный процесс. Синдром эмоционального выгорания – это состояние эмоционального и умственного истощения, физического утомления, развивающееся как результат хронического стресса на работе, к которому приводят: -предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка.
Его симптомы нарастают постепенно, иногда незаметно.
Выгорание возникает поэтапно и включает в себя 3 фазы синдрома эмоционального выгорания:
1. Напряжение
2. Сопротивление
3. Истощение
Название фаз говорит само за себя. В целом же, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
— усталость, истощение;
— недовольство собой, нежелание работать;
— усиление соматических болезней;
— нарушение сна;
— плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
— агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
— негативная самооценка;
— пренебрежение своими обязанностями;
— снижение энтузиазма;
— отсутствие удовлетворения от работы;
— негативное отношение к людям, частые конфликты;
— стремление к уединению;
— чувство вины;
— потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
— снижение аппетита или переедание.
Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья.
Всем нам известно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
«Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность.
Способы эмоциональной саморегуляции существуют:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов;
занятие любимым делом – хобби
Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции. Как это можно сделать в условиях работы в школе:
— громко запеть;
— резко встать и пройтись;
— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
Реже «выгорают» оптимистические и жизнерадостные люди, чем те, кто коллекционирует, копит свои проблемы и неудачи.
II. Практическая часть
-Я хочу вам рассказать притчу. В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан? "
- "50 грамм! ", "100 грамм! ", "125 грамм! " - предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал один студент.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?
- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т. е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
-Давайте узнаем, насколько позитивно смотрите вы на жизнь.
Упражнение «Выбор»
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Комментарий ведущего
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Как видим-все мы по-разному относимся к неудачам. Большая мудрость содержится в изречениях: «Жизнь на 10% состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90% - из того, как вы ее воспринимаете», «Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней».
Что же вам доставляет удовольствие или наоборот заставляет грустить?
Упражнение “Карусель общения”
Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.
“Я люблю…”, “Меня радует…”, “Я горжусь собой, когда…
-Немножко рассказали о себе, теперь посмотрим что вы знаете друг о друге.
Упражнение «За что мы любим»
Указать 5 положительных качеств вашего коллеги. Остальные угадывают о ком идет речь.
Упражнение «Плюс-минус»
Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.
Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему.
Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Упражнение «Моя аффирмация»
Как корабль назовешь так он и поплывет. Необходимо делать себе позитивные установки.
Аффирмация - краткая фраза, содержащая
Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую. Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения.
Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта; положительный настрой.
3. Заключительная часть.
Хочу познакомить вас с экспресс-приемами для снятия эмоционального напряжения:
Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит выброс «гормона счастья»).
Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 – 15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.
Дышите по схеме «4 + 4 + 4»: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.
Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это установка человека на то, что жизнь – прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом – чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит на жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное – это установка на радость.
Мышечная разрядка отрицательных эмоций (пешие прогулки, физические упражнения). Например: в течение 10 минут утром и вечером (под музыку, как бы танцуя), стоя, ритмично отрывая пятки от пола, поворачиваться на носках на 90 градусов влево, вправо, одновременно перекручиваясь в талии вокруг своей оси насколько возможно и при поворотах делая махи руками и моргая. Это средство от нервно-психического перенапряжения, для улучшения настроения и работоспособности (из альтернативной индийской медицины).
Учтите, что стрессы реже «пристают» к человеку, который умеет дурачиться, или, как говорят, «валять дурака». Например, дома побоксируйте с воображаемым противником, состройте самому себе рожицу перед зеркалом, наденьте на себя что-нибудь экстравагантное, поиграйте с игрушкой вашего ребенка…
И в заключении я бы хотела вам сказать, берегите себя для себя! Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье, работа - всего лишь часть жизни.
Результаты теста «Геом. фигуры»
Рефлексия тренинга.
Упражнение «Чему Я научился»
Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:
Я научился...
Я узнал, что...
Я был удивлен тем, что...
Самым важным для меня было...
Мне сегодня...
Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, доскажите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.
Наше тренинговое занятие подходит к концу. Спасибо за активную и продуктивную работу.
РЕЛАКСАЦИЯ. «ПУТЕШЕСТВИЕ».
Очищение от тревог
Ты легко перебрался на другой берег. Никакие препятствия тебе не страшны! (Пауза.)
На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает тебя войти. Ты входишь в домик. Перед тобой печка, можно посушиться. Ты садишься рядом с ней и рассматриваешь яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает личико, руки, тело, ноги... (Пауза.) Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все твои печали, усталость, грусть... Твой мешок опустел. (Пауза.) Ты выходишь из дома. Довольный и успокоенный, ты с радостью вдыхаешь свежий воздух. Легкий ветерок ласкает волосы, шею, все тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким, невесомым. Тебе очень хорошо. Ветерок заполняет мешок радостью, добром, любовью...
Все это богатство ты отнесешь домой и поделишься им со своими родными, друзьями, знакомыми. (Пауза не более 30 секунд.) Теперь ты можешь открыть глаза и улыбнуться - ты дома, и мы все тебя очень любим...