Тренинг-практикум «Семья – Ребёнок – Школа» (1–5 классы)
Тренинг – практикум
«Семья – РЕБЕНОК – Школа»
Лушина Е.М. – учитель начальных классов высшей категории
«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»
(Лев Абрамович Кассиль)
Цель: осознание родительской роли во влиянии семейного воспитания на успешность будущего ученика.
Задачи:
1. Способствовать взаимодействию школы и семьи в вопросах воспитания и обучения ребенка.
2. Повышение родительской компетентности в понимании природы, внутренних переживаний и потребностей ребёнка 6-7 летнего возраста.
3. Способствовать созданию благоприятного эмоционального состояния у ребенка на пороге школьной жизни.
4. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему.
5.Способствовать гармонизации детско – родительских взаимоотношений.
6. Показать, что поведение родителей их моральные принципы оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.
7. Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско – родительских отношений.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников!
Время – вроде замкнутого круга:
Год мелькнул как месяц, день – как час.
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга все ж успеем мы?
Может, скажем, то, что наболело,
Оглянуться в прошлое, успев.
А мы сегодня с вами попробуем соединить настоящее и будущее.
- Как, вы думаете о чём, сейчас пойдёт речь?
(предполагаемые ответы родителей: о школьной жизни наших детей, о подготовке к школе, о школьной зрелости, …)
- В вашей жизни наступает ответственный момент – скоро дошкольники станут школьниками..
- Как вы думаете, почему это важное событие в жизни?
(предполагаемые ответы родителей: У них появятся новые обязанности, новые друзья, изменится общение со взрослыми).
- Вы, правы именно сейчас, им как никогда нужна ваша помощь.
Психолог: Вступительное слово: Рада приветствовать вас друзья, коллеги и родители.
Каждый взрослый играет огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать.
Упражнение «Тепло моего сердца» Знакомство. Разминка.
Предлагаю вам узнать друг друга чуть больше с помощью упражнения «Тепло моего сердца». Сердце передается по кругу. Тот, у кого оно в руках, называет свое имя и качество, которое помогает ему в общении с ребенком. Начну с себя….
Выводы: Перечислить те качества, которые назвали родители. (Любовь, долготерпрение, спокойствие, чувство юмора и т. д.) Давайте будем преумножать эти качества, чтоб они были нашими спутниками всегда, независимо от жизненных обстоятельств.
Учитель: Дорогие родители, а задумываемся ли мы о том сейчас, когда мы уже взрослые люди, сбылись ли наши детские ожидания, то, о чем мечтали, что любили, к чему стремились?
Психолог: Упражнение. «Погружение в детство». Визуализация
Давайте отправимся в путешествие в прошлое.
Сядьте поудобнее. Закройте глаза, прислушайтесь к музыке. Поток времени уносит вас в детство, в тот возраст, в котором сейчас ваши дети. Постарайтесь вспомнить себя. Обратите внимание на то, как вы выглядите. А самое главное, попытайтесь понять, что вы чувствуете, будучи 6-ти летним ребенком. Выглядит она радостной или печальной? Может быть, она рассержена или обижена на кого-то? Может быть, чего-то боится? О чем же вы в тот момент могли думать, о чем грустить, чему так радоваться, о чем мечтать? Сконцентрируйтесь на своих чувствах. Подумайте, нужна ли этой беззащитной девочке со своими чувствами и переживаниями, помощь, поддержка, понимание, ласка взрослого, мудрого, любящего родителя. Что она хочет сейчас больше всего, чтоб ее обняли? Чтоб сказали, что ее любят, что будут всегда рядом, поддерживать и помогать. Слышать слова: «Я всегда с тобой. Я люблю тебя!»
Выводы: Не хочется вас просить поделиться чувствами, так как наверное будет не легко раскрыться пред такой большой аудиторией. Я думаю каждый испытал гамму чувств и сделал выводы. Я лишь хочу сказать о том, Что самый большой дефицит, который испытывают наши дети, — это дефицит общения с родителями. Им так не хватает родительского внимания, ласки, заботы, а в этот период это так важно.
Учитель: Мы смогли почувствать себя детьми.
- А что дети очень любят делать? Конечно, играть! Как хочется детям, чтоб с ними играли родители, как это важно для них сейчас.
Психолог: Очень важно! Вы даже не представляете – насколько! Ведущая деятельность этого возрастного периода – игра. Через игру дети познают мир, обучаются, приобретают новые качества.
Упражнение «Рисование вдвоем»
Нам очень часто не хватает терпения, понимания друг - друга. Мы не умеем сотрудничать, уступать друг - другу. Поработаем над развитием этих качеств в игре. Данная форма работы вам очень понравится и поможет сблизиться с ребёнком и достичь взаимопонимания.
На двоих участников - один лист бумаги и один карандаш. Держа карандаш вдвоем, молча за 5 минут, нужно создать совместное произведение, не договариваясь заранее.
Выводы: Рефлексия:
-Является ли картина совместным произведением?
-Понимали ли вы друг - друга?
-Что вам помогло добиться совместного результата?
-Кто был инициатором сюжета?
-Кто был ведомым, а кто ведущим?
-Была ли борьба за власть?
Учитель: Нам подарков не мало,
Приготовила жизнь,
Но, нежность папы и мамы
И мудрость учителей
Сохранят от беды, неудач, злых людей
Учитель: Упражнение “Цветы”
Успех обучения лежит не только на плечах учителя, но и на ваших тоже.
- Раскрасьте цветок по своему желанию. (каждый получает цветочек.
- Давайте попробуем найти два совершенно одинаковых цветка.
- Нашли? А почему? Как вы думаете? Первоначально, все шаблоны были совершенно одинаковыми. Одинаковых людей нет, поэтому и цветы получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Учитель: Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Но мы преподаем всем одинаково, у нас одни инструкции для всех, одни учебники для всех – одна программа. Но, результаты разные.
- Почему? (У каждого свои особенности и способности к обучению, у каждого по разному развиты познавательные процессы).
Все дети одинаково приходят в школу за новыми знаниями, но каждый из вас, по разному относится к процессу воспитания своего ребёнка. Каким в дальнейшем он станет старательным, внимательным или наоборот зависит от нас.
Психолог: Все дети рождаются беззащитными, милыми, мы их любим не за что – то, а просто так, оберегаем их сон, заботимся о них. Но вдруг вырастает у нас 3- х летний ребенок, который все время истерит, 7-ми летний врунишка и эгоист , 13- ти летний бунтарь. Откуда же они берутся, такие дети? Может в этом есть наша вина? Может быть - это плоды наших рук.
Сценка «Кокон»
Психолог: Вы приходите домой и ребенок соскучился, он не видел вас целый день, у него много эмоций, впечатлений, он хочет с вами поделиться.
Ребенок: Мама, мама, ты знаешь, что у меня сегодня произошло, мне надо рассказать тебе………
Родитель: Ну хватит, хватит тараторить, не сейчас, чуть позже. Я так устала. (Завязывается рот). Психолог: Ребенок хочет помочь вам…
Ребенок: Мама, давай я помогу тебе убраться. (берет тряпку)
Родитель: Самая лучшая твоя помощь - это не мешать мне. (Завязываются руки).
Психолог: Не зная чем заняться, ребенок начинает бегать и прыгать по комнате.
Родитель: Ну хватит топать, скакать, я хочу отдохнуть в тишине. Тебе заняться больше нечем??? (Завязываются ноги).
Психолог: Ребенку ничего не остается делать, как сидеть и слушать разговор взрослых.
Родитель: Ну что ты слушаешь, уши свои греешь, взрослые разговаривают, иди в свою комнату. (Завязываются уши).
Психолог: Ребенку ничего не остается делать, как смотреть телевизор, играть за компьютером.
Родитель: Опять компьютерные игры, они плохо действуют на нервную систему. Уже пора спать, завтра рано вставать. (Завязываются глаза) .
Психолог: Посмотрите, что мы своими руками сделали с ребенком. Как он себя чувствует? Может ли такой ребенок быть счастливым, чувствует ли он родительскую любовь. Может ли нормально развиваться???
Выводы: Видеоролик:
Учитель: Дети — это отражение родителей.
«Хочешь узнать о родителях — посмотри на ребенка» — гласит народная мудрость. Мы часто слышим выражение «Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя. Ведь дети невероятно наблюдательны. Дети запоминают все!
Упражнение «Портрет моего ребёнка»
Психолог: Предлагаю вам нарисовать портрет своего ребёнка, поразмышлять и написать в чём ребёнок похож на вас, какие черты характера или особенности поведения он перенял у родителей.
Выводы: Кто может озвучить, то что он написал?
Да, мы видим, что наши дети - это наши маленькие копии. Они копируют и хорошее и к сожалению и не самое лучшее. Оставьте себе на память эти портреты. И помните, дети запоминают все! И даже если сразу не повторят ваши слова или действия, будьте уверены, что в нужный момент, выдадут все! То что нас так раздражает в наших детях, есть в нас самих.
Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»
Учитель: Предлагаю вам поразмышлять о школьном будущем наших детей.
Незаконченные предложениями необходимо завершить . Там нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит еще раз глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни.
• Я всегда мечтал, чтобы в школе мой ребенок….
• Когда ребенок оказывается не на высоте, я….
• Когда моего ребенка хвалят, я…..
• Когда ребенок пойдет в первый класс…..
• Когда он получит двойку или замечание, я…….
• Я думаю, что в школе мой сын или дочь …..
- Игры могут научить детей ...
- Для меня, начало школьной жизни моего ребенка….
- Я хочу, чтобы в школе мой ребенок ...
- Меня радует в моем ребенке ...
- С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок ...
Выводы: У нас есть опасения, у нас есть мечты и ожидания по поводу предстоящей школьной жизни наших детей. Но главное помните, что так много зависит от нас!!!
Психолог: Нам есть к чему стремиться и над чем работать. А что же нам мешает, какие препятствия у нас на пути к обретению гармонии в отношениях с ребенком.
Упражнение «Мусорная корзина»
На листочках запишем те моменты (личностные качества, особенности поведения, характера ) которые препятствуют гармонизации наших отношений с детьми. От которых хотелось бы избавиться. Записки мы сложим в корзину.
Выводы: Мы не хотим ставить вас в неловкое положение, чтоб кто – то знал, что написали именно вы. Поэтому сами все зачитаем. Зачитываем по очереди с учителем.
С помощью этого упражнения мы можем увидеть над чем нам нужно дальше работать с родителями. Над коррекцией и развитием каких качеств??? Главное помнить, что если посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее холить и лелеять в подростковом — пожнешь сполна в старости: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.
Учитель: Наше занятие подходит к концу.
И давайте закрепим все сегодня пройденное, пережитое вот этими крепкими нитями.
Упражнение «Клубок»
Психолог: Передавая клубок по кругу, предлагается закончить фразу “Что я могу сделать, чтобы помочь нашим детям стать хорошими учениками..”
Все встают в круг (мелодия «Куда уходит детство»)
Учитель: Помните! Ваши дети – это не ваши дети.
Психолог: Они сыновья и дочери собственной Жизни и Судьбы.
Учитель: Они приходят в мир через Вас, но не для Вас.
Психолог: И хотя они пока с Вами, они Вам не принадлежат.
Учитель: Вы можете дать им свою любовь, но не разум.
Психолог: Вы можете приютить их тела, но не души,
Учитель: Потому что их души принадлежат будущему,
В которое, Вы не можете заглянуть даже во сне.
Учитель: Вы можете попытаться стать такими, как они,
Психолог: Но не пытайтесь сделать наоборот,
Хором: Потому что жизнь не пятится назад,
А устремляется вперед.
Калил Джибран.