12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Скоробогатова Елена Игоревна253

Скоробогатова Е.И.

Классный руководитель \ педагог-психолог МОУ «СОШ р.п. Озинки»


Тренинг родительской эффективности

«Искусство бесконфликтного общения с детьми»


Пояснительная записка


Проблема конфликта родителей и детей – вечная тема. Нередко родители пытаются разговаривать с детьми с позиции власти и превосходства, в то в время как дети, в соответствии с демократическим духом современного общества, слушают их с позиции равенства. Подобное несовпадение в значительной степени снижает эффективность авторитарных стратегий воспитания, а также – провоцирует рост числа детско-родительских конфликтов.

Воспитание ребенка — сложный процесс, большинство родителей сегодня испытывают серьезные затруднения и не в силах справиться с огромным количеством проблем. 

Актуальность выбранной темы очевидна. Наверное, нет ни одной семьи, в которой ни разу не было столкновений интересов. Вопрос эффективного взаимодействия и взаимопонимания между родителями и детьми на современном этапе приобрел большую важность и значимость. Вместе с тем, как ребенок взрослеет и меняется, должны меняться и совершенствоваться детско-родительские отношения.

Взрослое поколение недоумевает, почему сейчас дети стали такими непослушными и задаются вопросом, как найти путь к бесконфликтной дисциплине… Я с уверенностью могу сказать, что разъяснительная теоретическая работа, не всегда эффективно влияет на сферу детско-родительских отношений. Общение - весьма сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе своей жизни, приобретая тот или иной опыт. И здесь уместно говорить о специально организованных групповых занятиях и тренингах с родителями. Анализ семейных ситуаций в ходе выполнения тренинговых упражнений помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение.

Стоит отметить, что эффективность такой работы будет лишь с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

Представленная разработка – одна из форм проведения родительского собрания в средней школе. Активное участие родителей и их заинтересованность позволяют законным представителям лучше понять себя и мотивы своего поведения, потренироваться в применении техник эффективного взаимодействия с ребенком, увидеть новые пути разрешения проблемных ситуаций и т.д.

Практическая значимость методической разработки родительского собрания состоит в возможности использования представленного материала классными руководителями, социальным педагогом, педагогом-психологом. Материал будет полезен тем, кто заинтересо­ван в поисках контактов и взаимопонимания с ре­бенком, кто готов признать в нем личность и оценить его право быть самим собой.

Цель - повышение уровня психолого – педагогической компетентности

родителей в вопросах конструктивного разрешения детско-родительских конфликтов.

Задачи:

- способствовать повышению уровня информированности родителей о понятии «конфликт», «конфликтная ситуация», «конфликтогены»;

- развитию позитивных установок родителей и конструктивного общения с

детьми;

- обучению родителей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

- развитию положительного самосознания и адекватной самооценки, навыков саморегуляции поведения детей и их родителей;

- осознанию родителями необходимости безусловного принятия своего ребёнка.

Оборудование: бумага А4, карандаши, мяч, шкатулка\коробочка, маркерная доска, тестовые бланки, ручки, проектор, компьютер

                                                                         Ход мероприятия

Приветствие

Упражнение «Самопрезентация». Родителям раздаются карточки и карандаши для оформления «визиток».

Необходимо создать свою «визитку», рассказать коротко o себе, o своих ожиданиях и опасениях, связанных c тренингом.

Принятие правил.

- Для того, чтобы наша работа была плодотворной, нужно, чтобы каждый из нас мог свободно высказать свои мысли, не опасаясь насмешек. Я, как ведущая и как классный руководитель ваших детей, предлагаю несколько правил:

- Умейте слушать друг друга.

- Проявляйте уважение

- Говорите по существу

- Каждый говорит за себя, от своего имени

-Сегодня мы будем многому учиться. И вы, и я. Ученые давно заметили, что новую информацию мы усваиваем по-разному: 10% - когда читаем, 20% - когда слушаем, 30% - когда видим, 50% - когда видим и слышим, 80% - когда говорим, 90% - когда говорим и делаем. Давайте сегодня не только слушать, но и говорить, и делать!

- И прежде, чем перейти к совместной работе, отмечу пару важных моментов, которые стоит помнить.

Во-первых, идеальных родителей не бывает. Родители не боги, а живые люди со своими слабостями, настроениями, интересами. Во-вторых, какой бы выдающийся психолог и педагог не работал с нами, со взрослыми, положительные изменения наступят лишь тогда, когда мы начнем сами действовать, использовать теорию на практике.

- Итак, я предлагаю начать с разминки, которая подведет нас к основной теме нашей встречи.

Упражнение «Рисунок в паре».

Инструкция: «Сейчас мы с вами будем рисовать. Пусть каждый участник мысленно представит небольшой рисунок, который он хотел бы нарисовать. Представили? Каждая пара, держась вдвоем за один карандаш, должна нарисовать картину на своем листе бумаги. Общаться словами нельзя. На выполнение этого задания вам дается 3 минуты. Начали!»

- Какую тактику вы применяли во время совместного рисования?
- Какой рисунок получился в результате?

- Все пары довольны получившимся результатом?

- Чьи идеи не реализовались?

- Уважаемые родители! Посмотрите на ваши рисунки. У некоторых, как вы видите, рисунки далеки от совершенства. Чаще всего это «каляка-маляка»…

Основная часть.

- Собственно, это и есть конфликт. Конфликт – это когда есть две стороны, со своими идеями, мнениями, интересами, и только один путь, который позволяет эти мнения реализовать. У вас был один карандаш и у каждого свой рисунок в голове, поэтому получилось то, что получилось. Это очень хорошее отображение конфликтной ситуации.

- Сегодня наша встреча посвящена нам и нашим детям. Какие бы ни были у нас отношения с детьми, но проблема конфликтов, ссор, споров всегда присутствует в отношениях между взрослыми и детьми. На примере практических упражнений мы разберем причины возникновения конфликтов, и постараемся выяснить, из-за чего чаще всего конфликтуют родители с ребенком.

- Каждый из нас хотя бы раз в жизни попадал в конфликтную ситуацию. Давайте разберемся, что же такое конфликт (презентация). Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкновение интересов, противоборство. Основанием для противоборства является ситуация, в которой, например, цели у людей разные, и продвижение к цели одного отдаляет от цели другого. Представьте себе комнату, где один человек хочет спать, а второй - смотреть телевизор или слушать тяжелый рок. Если один достигает своей цели – смотреть телевизор, то другой, наоборот, отдаляется от своей – спокойно заснуть.

Существует 2 формулы конфликта: К= КС + П (конфликт = конфликтная ситуация + повод)

- Родители, чем отличается конфликтная ситуация от конфликта? (ответы родителей)

Верно, конфликтная ситуация может складываться на протяжении очень длительного времени, и из-за какого-нибудь мелкого повода может разразиться серьезный конфликт. А участники конфликта могут удивляться, как это они «поссорились навеки» из-за какой-то ерунды.

- Внимание! Нужно говорить о своих чувствах, это очень важно. Ведь аналогичные примеры есть и в вашей жизни, когда вы ссоритесь со своими друзьями, родными и любимыми из-за пустяка. Вспомните себя. Может кто-то хочет поделиться подобными ситуациями?

Идем дальше… ко второй формуле. Но прежде - пример. В стакан капает вода, долго и медленно, чем все закончится? (можно нарисовать на доске стакан и капли воды).

- Да, рано или поздно стакан наполнится, и вода прольется. Вот так и в жизни. Эти капли являются конфликтогенами (К), которые - вольно или невольно - задевают нас, но мы их стараемся не замечать. Но как только их становиться слишком много, наше терпение лопается. Хочу заметить, что «емкость» у каждого своя. Поэтому «завестись» вы можете от разного количества конфликтогенов… Конфликтогены – это мелкие и совсем не мелкие поводы, из-за которых может вспыхнуть конфликт. И сколько таких поводов понадобится, неизвестно. Для каждого человека и для каждого конфликта количество будет разным… Так какова же вторая формула конфликта? (ответы родителей, К=К+К+К+…..)

- Скажите, вы согласны с тем, что в детско-родительских конфликтах обе стороны считают правыми только себя? Или виноваты только дети, подростки?

- Как вы думаете, что подталкивает подростков к конфликтам? (Выслушиваются ответы родителей. Работа в группах)

- Кризис переходного возраста;

-Стремление к самостоятельности и самоопределению;

- Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;

- Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными дня него людьми.

- Давайте поразмышляем, что заставляет родителей вступать в конфликтные отношения с детьми? (высказывания можно записать на доске, работа в группах).

- Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;

- Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;

- Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;

- Борьба за собственную власть и авторитетность;

- Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;

- Неподтверждение родительских ожиданий и т.д.

- Любые перечисленные вами конфликты сопровождаются словесными упреками, согласны? Давайте подумаем, что может обидеть подростка в ваших словах?

1. Прямое оскорбление. Например: «Ты дебил (козел, трепло и т.д.)»

2. Упрек. Например: «Из-за тебя я опоздала. А я думала, что на тебя можно положиться!»

3. Обобщение. Например: «Ты всегда…», «вечно ты…», «ну, как обычно…»

4. Сравнение (не в твою пользу). Например: «Да я в твои годы уже 2 спортивных кубка имел!»

5. Приказ. Например: «Умойся. Почисти зубы. Не сутулься. Не опоздай» и т.д.

- Поднимите руку, кто испытал на себе или сам говорил подобные фразы? Эти фразы и есть конфликтогены, о которых мы уже говорили. Их намного больше, чем наши примеры.

В таких ситуациях мы не можем и не должны загонять внутрь свои обиды. Нужно говорить о своих чувствах. Вопрос – как? Не оскорбляя человека. Не упрекая и, тем более, не обобщая: «ты всегда», не сравнивая и не приказывая.

Упражнение «Я-высказывание», «Ты-высказывание»

«Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест («Прекрати разговаривать!», «Немедленно уберись в комнате!»). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека.

«Я-высказывание» - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. «Я-высказывание» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху». В этих высказываниях Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. («Я недоволен тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?»)

Ведущий задает проблему, а родители озвучивают «Я и Ты-высказывания».


Проблема

Ты – высказывание

(слово обостряет, обижает, ранит)

Я – высказывание

(слово смягчает, щадит, оберегает)

Родитель устал

Ты меня утомил.

Отстань от меня.

Я очень устал.

Мне хочется отдохнуть.

У ребенка замечание (двойка) в дневнике

Ты – бездельник!

Вечно ты меня расстраиваешь!

Я огорчен.

Мне неловко за тебя …

Сын (дочь) не может выполнить домашнее задание.

О чем ты только думаешь?

Неужели тебе трудно запомнить?

Ты меня в могилу сведешь …

Давай вместе разберемся…

Я надеюсь, что у тебя при старании все получится …

Ребенок грубо ответил Вам на замечание.

Когда ты научишься разговаривать с родителями?

Мне больно это слышать.

Я думаю, что ты просто поторопился.


Предупредить конфликт всегда легче, чем выходить из него. Любую конфликтную ситуацию можно спокойно устранить.

Упражнение «Конфликтная ситуация» (работа в группах, Приложение 1)

Проблемы отношений – это вечная тема, которая требует особого внимания.

Чтобы в семье царила гармония, всегда было слышно смех счастья детей и родителей, нужно придерживаться лишь нескольких правил.

Упражнение «Шкатулка правил». Родители из шкатулки (коробки) достают

по одной записки и зачитывают вслух правила:

- Для начала предоставить детям шанс самим разрешить конфликт. Но если

вы понимаете, что существует угроза физического или эмоционального благополучия, необходимо ваше разумное вмешательство.

- Старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта, не принимая явно чью - либо из сторон.

- Приучайте детей к мысли, что в конфликте ответственность несут все участники.

- Учите детей оценивать поступки, а не личности. Сами также придерживайтесь этого правила в отношениях к детям.

- В конфликтах между собственными детьми не занимайте чью - либо из сторон.

Помните, уважаемые родители, что результатом конфликта может быть стресс, последствия которого могут обернуться для подростка очень критично, вплоть до депрессии и других серьезных расстройств. Конечно, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими. Не всегда это получается… И наша задача – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений.

- А насколько вы сами конструктивны во взаимоотношениях с детьми? Ведь родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Предлагаемый тест дополнит ваше представление о себе как о родителе. (Тест «Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми», Приложение 2)

Подведение итогов, рефлексия.

Упражнение «Чему Я научился»

Участникам предлагается из коробочки вытащить бумажку со следующими неоконченными предложениями:

Я научилась...

Я узнала, что...

Я нашла подтверждение тому, что...

Я обнаружила, что...

Я была удивлена тем, что...

Мне нравится, что...

Я была разочарована тем, что...

Самым важным для меня стало...

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы сегодня приобрели, работая в группе. Пожалуйста, продолжите неоконченное предложение…

Любой конфликт – это маленькая война, которая может нести и затяжной характер. А любая войта только разрушает. Поэтому наша задача - не провоцировать конфликт и уж тем более не «подогревать» его и «не подливать масла в огонь». Но если уж конфликт вспыхнул, надо искать выход из него, ведь после преодоления конфликта человек становиться мудрее…

Упражнение «Я желаю себе…»

Участники тренинга встают в круг. Ведущий присоединяется к ним.

- Наш тренинг заканчивается. Надеюсь, что он был полезен для вас и вы разглядели в себе некую «точку роста». У меня в руках мяч. Мы будем передавать его друг другу. Тот, у кого он окажется, громко произносит свое имя и говорит: «Я желаю себе …».

- А я хочу завершить нашу встречу двумя афоризмами. Это китайские пословицы: «Причина любой войны – в незнании ее результатов». И вторая: «Лучший способ выиграть войну – это избежать ее». Давайте чаще вспоминать эти мудрые слова. Спасибо вам за работу! Удачи вам в разрешении и, главное, предупреждении всех конфликтов в вашей жизни! (общие аплодисменты)



Список используемых источников

Винникот Д.В. Разговор с родителями. - М.: НФ «Класс», 1994.

Гиппенрейтер Ю . Б . Общаться с ребенком . Как ? М ., 2000.

Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями. - СПб.: Институт тренинга, 1997.

Уткин Э.А. Конфликтология: Теория и практика. - М: “Тандем“ ЭКМОС, 1998.

https://ppt-online.org/36700

https://zen.yandex.ru/media/ya_roditel/konflikty-mejdu-roditeliami-i-detmi-osnovnye-prichiny-5deecb889c944600ade70775





                                                                                                                   Приложение 1.

Ситуация 1

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся»

-Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 2

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»

- Ваше решение в подобной ситуации?

Ситуация 3

У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. «Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!»

Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — «мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!»

- Как решить подобную ситуацию?

Ситуация 4

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать».

- Как поступить в такой ситуации?

Ситуация 5

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.

- Как поступить в подобном конфликте?



Приложение 2

Тест «Самооценка конструктивного поведения

во взаимоотношениях с детьми»


Позиция

Оценка

1.

Я всегда помню об индивидуальности ребенка

5 4 3 2 1

2.

Я всегда знаю и учитываю то, что каждая новая ситуация требует нового решения

5 4 3 2 1

3.

Я всегда стараюсь понять потребности и интересы ребенка

5 4 3 2 1

4.

Противоречия я воспринимаю как фактор нормального развития

5 4 3 2 1

5.

Я всегда стабилен в отношениях с ребенком

5 4 3 2 1

6.

Я стремлюсь к уменьшению “нельзя” и увеличению числа “можно”

5 4 3 2 1

7.

Для меня наказание является крайним средством воспитания

5 4 3 2 1

8.

Я стремлюсь дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его поступков

5 4 3 2 1

9.

При необходимости я использую метод логического разъяснения возможности негативных последствий

5 4 3 2 1

10

Я стремлюсь к расширению диапазона моральных, а не материальных стимулов

5 4 3 2 1

11

Я стремлюсь использовать положительный пример других детей и родителей. При этом соблюдаю меру и такт.

5 4 3 2 1

Интерпретация результатов:

Подсчитывается средний балл по всем 11 позициям.

От 4,5 до 5 баллов – высокий уровень готовности к взаимопониманию с детьми. Высокая психолого-педагогическая культура, позволяющая избегать конфликтные ситуации.

От 3 до 4,5 баллов – готовность к воспитанию детей средняя. Необходимо пересмотреть некоторые позиции Вашего подхода к воспитанию детей.

Меньше 3 баллов – готовность к воспитанию детей низкая. Вы не обладаете достаточными знаниями и культурой воспитания детей. Необходимо срочно заняться самообразованием.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.