Тренинговое занятие «Командаобразование»
Министерство образования и науки Алтайского края КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» |
учебной дисциплины (МДК) | |
тема | Тренинговое занятие «Командаобразование» |
Педагог-психолог: Т.А. Исакова
Обучающиеся группы У-201
2021
Утверждаю
зав. учебно-методическим отделом___________________ Е.Ю. Хижинкова
«___» ________________2021 г.
Дата проведения: 17.06.2021
Педагог-психолог: ____________________ Т.А. Исакова
Тема: «Командаобразование»
Методическая идея: демонстрация способов формирования навыков командообразования.
Цели урока: создать условия:
для формирования сплоченного студенческого коллектива;
для формирования положительного эмоционального отношения между обучающимися;
для благоприятного психологического климата среди обучающихся;
Тип урока: комплексного применения знаний
Методы обучения (традиционные, активные, интерактивные): наглядный, частично – поисковый, проблемный.
Оснащение урока:
Оборудование: ПК, проектор, просторное проветриваемое помещение, удобные стулья
Программное обеспечение: нет
Методическое обеспечение: раздаточный материал: стикеры, нарисованное на ватмане дерево, фломастеры.
Отведенное время: 45 мин
Этап деятельности | Время (мин.) | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечание |
1Организационный момент. Актуализация темы | 3 | Добрый день уважаемые студенты! Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии! Как настроение? О чем вы думали по пути сюда? | Приветствуют педагога-психолога. Отвечают на вопросы. | |
2Создание проблемной ситуации | 9 | Итак, приступим. Ребята, предлагаю немного размяться. Каждый из вас называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то вас характеризует, отражает какие-то особенности вашего характера, вашей индивидуальности. Хорошо! Сегодня на занятии мы поговорим о том, что в сплоченном коллективе, в команде жить, работать и учиться намного легче, интереснее и продуктивнее.
Предлагаю посмотреть 2 видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=UEecbvWyaVM https://www.youtube.com/watch?v=MHLPOdc8G4Y&t=6s На какую мысль натолкнул вас 1 видеоролик? Верно! Сегодня очень важно уметь работать в команде. Получилось ли у участников видеоролика образовать команду? Что можно сказать про героев 2 видеоролика, как им удалось преодолеть препятствия? Как они действовали? Все верно! Участники видеоролика действовали сплоченной командой и поэтому преодолели все препятствия. Вашу группу можно назвать сплоченным коллективом, командой? Попробуем создать в вашей группе атмосферу сплоченности и доверия, образовать команду? Исходя из всего выше сказанного, давайте сформулируем тему нашего занятия! Все верно! Молодцы! Тема нашего занятия «Командаобразование». | Рассказы обучающихся о себе. Ответы обучающихся: помогать друг другу, поддерживать, взаимопомощь Ответы обучающихся: получилось Ответы обучающихся: слажено, сообща, сплоченно, сила в единстве, единство – это команда, поддержка, взаимопомощь Ответы обучающихся: нет, да Ответы обучающихся: да, попробуем Ответы обучающихся: создание команды, командообразование | |
3Постановка учебной цели | 1 | Ребята, исходя из темы давайте сформулируем цель занятия. Все верно! Цель нашего занятия: формирование сплоченного студенческого коллектива. | Обучающиеся формулируют цель: формирование команды, сплочение группы | |
4Планирование | 2 | Давайте составим план по достижению цели. У нас тема занятия «Командаобразование». С чего начинается изучение темы на любом занятии? Верно! Следовательно, первым пунктом в плане запишем: «Дать определения понятий «команда» и «группа». Итак, когда группа – это команда, то у каждого участника своя роль в команде. Согласны? Поэтому вторым пунктом, что будем определять?
Верно!
И каждая команда имеет свои правила. Следовательно, что нам нужно сделать? Молодцы! На следующем слайде вы видите план по достижению цели: 1. Дать определения понятий «команда», «группа». 2. Определить свою роль в команде. 3. Составить правила команды. | Ответы обучающихся: с понятий, определений Ответы обучающихся: да, согласны Ответы обучающихся: свою роль Обучающиеся предлагают вопросы: составить правила | |
5 Реализация плана. Презентация продукта и его обсуждение. | 15 5 | Итак, приступим к выполнению намеченного плана. Чем отличается группа от команды? Все верно! В группу входят люди, которые имеют общий интерес. Команда – это люди, связанные единой целью. Чтобы достичь единой цели, что нужно образовать? Итак, двигаемся дальше! Сейчас вам нужно будет вместе построить дом. Каждому нужно решить, какое место вы будете занимать в доме, и какую роль вы будете играть. Это могут быть стены, двери, окна, обои, занавески, крыша, телевизор, диван, душ - всё, что вам придёт в голову. Вам нужно воплотиться в роль и показать его позой своего тела. Можно общаться между собой. В результате должен получиться полноценный дом. Готовы? Хорошо! Теперь попрошу вас замереть. Я подойду к вам с вопросами: "Кто ты?" и "Что ты делаешь?". Хорошо! Молодцы! Теперь вопросы ко всем. Кто из вас быстро принял решение о том, кем будет? Кому помогли выбрать роль? Кто принимал решение самостоятельно? Есть ли те, кто предпочел остаться в стороне? Как происходило обсуждение в команде? Быстро ли вы нашли своё место в "доме"? Почему выбрали именно эту роль? Перекликается ли эта роль с тем, что вы обычно делаете в жизни? Хотелось ли стать чем-то ещё? Почему выбрали именно это место, рядом с этими участниками? Итак, роль в команде выбрана! Хорошо! Молодцы! Теперь надо подумать, какие правила и законы вы хотели бы предложить для своей команды, чтобы комфортно и сплоченно жить в своем коллективе. Сейчас я вас поделю на 2 команды. Первая команда думает над тем, что можно делать, а вторая, что нельзя делать для благоприятного психологического климата в вашем коллективе. Зачитайте свои правила. Начнем с 1 команды. Итак, что можно делать в вашем коллективе. Обсуждение правил Теперь зачитывает правила 2 команда: чего нельзя делать в вашем коллективе. Обсуждение правил | Ответы обучающихся: Группа – это когда общий интерес. У команды общая цель Ответы обучающихся: команду Обучающиеся слушают и воспринимают информацию. Обучающиеся строят функциональный дом. Обучающиеся отвечают на вопросы, направленные на осознание своей роли
Обучающиеся зачитывают правила. Обучающиеся соглашают или предлагают другие правила | |
6Обобщение. Подведение итога урока | 5 | Итоговый вывод: А теперь послушайте одну старинную притчу и подумайте в чем ее смысл. У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому. Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он ни старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось. Тогда отец сказал: — Вот так же и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас так же легко победить, как и сломать пару соломинок. О чем эта притча? Как это можно отнести к вашему учебному коллективу? Какова была цель занятия? Это занятие помогло вам сблизиться и достичь поставленной цели? Домашнее задание: на переменах понаблюдайте за группами в академии: по каким признакам сплоченные группы отличаются от менее сплоченных. | Обучающиеся слушают притчу и обсуждают ее Ответы обучающихся: о сплоченности Ответы обучающихся: один за всех и все за одного Ответы обучающихся: формирование команды, сплочение группы, формирование сплоченного студенческого коллектива Ответы обучающихся: Да, помогло | |
7Организация рефлексии | 5 | В заключение урока хотелось бы узнать: Что для вас было самым интересным? Полезным ли для вас было это занятие? Мы сегодня продуктивно поработали! Очень хочется, чтобы вы ушли с занятия с хорошим настроением. Поэтому, в заключении, предлагаю вам создать дерево настроения. На стикерах, которые я вам раздала, пишем или рисуем в виде смайлика свое настроение и крепим стикер на дерево. Мне с вами интересно было работать, спасибо, до новых встреч. | Ответы обучающихся: строить дом Ответы обучающихся: да, полезным Участники создают дерево настроения. | |
Приложение
Притча
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он ни старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось. Тогда отец сказал: — Вот так же и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас так же легко победить, как и сломать пару соломинок.
Интернет-источники:
https://ontask.ru/development-personnel/splochennyj-kollektiv-chto-pod-etim-ponimaetsya.html
https://poisk-ru.ru/s28529t5.html
https://4brain.ru/team/interaction%D1%8E.php
https://sport-psychology.ru/komandnaya-rabota/splochennost-komandy/
https://www.b17.ru/article/uprazhnenie_stroim_dom/
https://www.b17.ru/blog/25459/
https://infourok.ru/kopilka-priyomov-refleksii-bolee-priemov-3463151.html