Мастер-класс «Сотвори в небе солнце» (Организация творческих компетентностей младших школьников)
Мастер-класс
«Сотвори в небе солнце»
«Организация творческих компетентностей младших школьников»
Цель: распространение опыта работы по использованию в начальных классах приёмов, способствующих развитию творческих способностей младших школьников.
Задачи:
- Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
- Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.
- Способствовать формированию у каждого из участников собственных позитивных внутренних установок на профессию учителя.
- Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.
Материалы и оборудование: карандаши, ручки, фломастеры, маркеры , бумага формата А-4 для групповой работы, задания для работы в группах, мультимедийная презентация.
Ход выступления
«Творчество – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой,
нырять в глубину, проходить сквозь стены,
зажигать солнце, строить замок на песке,
приветствовать будущее!»
П. Торренс
Дорогие друзья, я рада приветствовать всех собравшихся. Надеюсь, занятие не пройдёт зря – мы все станем чуточку добрее, мудрее, терпимее друг к другу.
Каждый учитель, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и точно ответить на вопрос: каким ему представляется ребёнок – человеком, который выполняет, не задумываясь, требования взрослых, или личностью, способной принимать самостоятельные решения. Я – за ученика думающего, целеустремлённого, творческого.
Настроимся на работу.
Психологический настрой
В природе есть солнце. Оно светит и всё любит и греет. Давайте сотворим солнце в небе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направим к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направим лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка стала большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем! (руки в стороны)
Эпиграфом к моему выступлению я взяла стихотворение:
Фея знала своё дело,
И летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело,
Совершала чудеса.
Фея Кукол создавала,
Мастерила, колдовала.
Всё чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в её руках послушно
Обретали Куклы Души.
Ведь у Кукол судьбы тоже
С человеческими схожи…
А потом свои трофеи
Раздавала людям Фея.
Потому, что это средство,
Чтобы вечно помнить детство…
Лариса Рубальская
Дети, особенно младшего школьного возраста, «дышат» воздухом творчества: они хотят петь, танцевать, рисовать, сочинять.
Традиционно считалось, что наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство и художественная деятельность. Этому способствуют уроки изобразительного искусства, трудового обучения, музыкального искусства. Но такие предметы, как литературное чтение, русский язык, математика и окружающий мир тоже имеют немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам сегодня поработать в группах. Пожалуйста, не глядя, выберите из шкатулки один из элементов пазла. Объединитесь в группы, составив элементы ваших картинок.
В соответствии с составленными картинками формируются группы: Солнышко, Звёздочка.
Каждое задание, которое предстоит выполнить, подготовило нам Солнышко на лучиках.
1-ый лучик «Окружающий мир»
«Проблема»
Практика показывает, что более продуктивными, крепкими, осознанными стают те знания, которые ученик получает сам. Созданию условий для самостоятельного получения знаний на моих уроках способствуют проблемные ситуации.
При изучении в 1 классе предмета «Окружающий мир» темы «Откуда берутся снег и лёд?» детям предлагаю такую ситуацию:
«Мы совсем не слышим, как падают снежинки. Они бесшумно опускаются на ветви, землю, крыши. А почему же являясь такими лёгкими, они скрипят под ногами?..» (Снег состоит из ледяных кристаллов снежинок. Между ними много воздуха. Под давлением снег уплотняется, воздух из него выдавливается, снежинки трутся друг о друга и ломаются, издавая при этом звуки, которые воспринимаются как скрип.)
(команды работают над вопросом)
Очень часто во время обсуждения проблемной ситуации у ребёнка возникает гипотеза о возможном пути её решения. Она зачастую появляется как озарение, как вспышка, как внезапный прыжок от определённого незнания к пониманию. Каждый ученик получает удовольствие от успешного решения проблемы. Как правило, радость познания передаётся в выкриках: «Да! Понял! Ура!». И эту радость я обязательно поддерживаю.
(ответы команд на проблемный вопрос)
2-ой лучик «Литературное чтение»
«Техника фантастических гипотез»
Суть приёма заключается в постановке вопроса: «Что было бы, если..?» Предлагаю каждой команде пофантазировать: «Что было бы, если бы Вас превратили в Солнце?», «Что было бы, если бы Вас похитила Снежная королева?»
Развивать весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», очень сложно. Это длительная, целенаправленная работа, а эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Поэтому задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребности в творческой деятельности и развивать всё многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.
Я использую комплексный подход: работаю над обогащением активного словаря школьника, помогаю им овладеть семантикой и грамматикой родного языка, развиваю связную речь и словесное творчество школьника. Обучающиеся ведут тетради творческих работ – «Словесные шкатулки». Открытия детей используются на разных уроках. Дома, в свободное время, эта тетрадь предусматривает свободное сочинительство: стихотворения, песни, загадки, юмористические рассказы - и его художественное оформление. Таким образом, активизируется словарный запас, идёт его обогащение и развитие.
(заслушивание ответов команд)
3-ий лучик «Русский язык»
Игра « Усовершенствуй»
Суть игры заключается в том, что свойства случайных объектов переносятся на тот, который должен быть усовершенствованным. Кисть – лиса, игла – ёж, ножницы – рыба.
Пока команды работают, предлагаю поиграть залу. Отгадайте слово «Буквенный диктант»:
Звонкий д, а глухой…
Стоит перед буквой г….
Вторая буква в слове море…
Эта буква рычит …
Первая буква в слове чудо…
Третья буква в слове ученик…
Звонкий з, а глухой…
Пара к звуку д…
Третья буква в алфавите…
Буква похожа на колесо…(творчество)
Такие задания я использую на уроках обучения грамоты, математики, окружающего мира с первого класса.
(заслушиваем ответы команд)
4-ий лучик «Математика»
Игра «Иду в гости»
Две команды – хозяева. Хозяева сидят за партами, у них конверты с карточками, на которых записаны примеры. Гости подходят к любому хозяину, тот даёт им карточки. Если гость правильно решил, то эту карточку он берёт себе и идёт к другому хозяину. У кого больше карточек, тот и выигрывает. Игра начинается и заканчивается сигналом.
Игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету. Сознавая пользу дидактических игр, я вовсе не отказываюсь от обычных видов заданий на уроке: работы с учебником. У доски, под диктовку учителя и т.д.
Элементы занимательности, вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал, развивает творческие способности младших школьников.
Рефлексия
Уважаемые коллеги в заключение нашей встречи хочется, чтобы вы поделились своими впечатлениями. Достаньте из шкатулки листок и продолжите фразу.
Мне запомнилось…
Я задумалась над тем, …
Так как мой мастер-класс называется «Сотвори в небе солнце» предлагаю вам коллективно творческое дело - создать картину. У вас на столах лежат картинки, наклейте их на ватман.
Я учу создавать
Светлый мир без тревог,
Без обид, лишений и бед!
Я учу выбирать себе ту из дорог,
Где горит всем зелёный свет!
Не стоит – уныло
Брести сквозь жизнь,
Соблюдая чужой устав.
Надо – навстречу
Открытий нестись,
Раскрывая объятья мечтам!
Я учу бежать по роскошной траве.
Улыбаться, смеяться и петь!
И кудрявым облаком плыть в синеве,
И капелью весны звенеть!
Этими мудрыми словами руководствуюсь с первых лет педагогической деятельности. Я желаю вам творить каждый день, чтобы в небе светило солнце всем, всем...