М.А. Старшов
ТРИ ЛЮБИМЫЕ ЦИТАТЫ
И все три - мимо цели, мне кажется. Здесь на сайте увидел статью по физике и для физиков. Не хочется называть того, кто разыскал необходимые ему фрагменты в литературе по физике, в конце поясню такое нежелание, и вы меня поймёте, надеюсь.
Пока же предлагаю посмотреть великие мысли, которые и мне очень интересны.
«Задача 3. В трактате «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки» Галилей приводит такие определения двух видов движения тел:
а) «...движением я называю такое, при котором расстояния, проходимые движущимся телом в любые равные промежутки времени, равны между собою»;
б) «...движением называется такое, при котором после выхода из состояния покоя в равные промежутки времени прибавляются и равные приращения скорости».
Какое движение имел в виду Галилей в первом случае? Во втором случае?
Ответ: В первом случае, он имел в виду равномерное движение, во втором случае равноускоренное. Потому, как можно лишь сравнить современные формулировки с формулировками Галилея и решение напрашивается само собой.
При равномерном движении тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути. В общем случае равноускоренным движением называют такое движение, при котором вектор ускорения, остается неизменным по модулю и направлению»
Пункт а) из этой цитаты всегда обсуждаю на самой первой лекции по физике на любом факультете, где приходится работать. Но непременно обращаю внимание слушателей на местоимение Я. Неужели Галилей был таким бестактным и самовлюблённым человеком, и не понимал неуместности первого лица в науке? А ведь именно эта формулировка оказалась первым образцом подлинно научного определения, определения самого простого движения в Природе. И он, конечно, это понимал не хуже нас. Интереснее всего, что если цитату не обрывать на этом месте, то мы увидим совсем удивительный оборот: «К существовавшему ранее определению МЫ добавили слово «любые …»…». Да ведь именно здесь, в обсуждении, Галилей имел полное право говорить от себя! А он поступает прямо наоборот. Случайность? Едва ли. Задумавшись, придём к выводу, что это сделано умышленно, как раз для того, чтобы привлечь внимание читателя и к определению, и к его ключевому слову, к исторической находке Галилея.
И это особенно бросается в глаза, когда читаешь или сообщаешь студентам продолжение этой важнейшей цитаты, - в пункте б) НЕТ этого ключевого слова! Не любые равные, а просто равные. Но это же всё портит, как мог не видеть этого великий учёный?! Там он впервые понял, что за равные интервалы по часу или даже по минуте точка может проходить пути равные. Но внутри этих промежутков скорость может изменяться как угодно. И только при условии любых равных отрезков времени движение действительно является равномерным.
А переходя к следующему по сложности движению, равноускоренному, сам Галилей забывает об этой тонкости, что подчёркивает трудность развития науки. Нам же эта история помогает оценить и усвоить логику научного поиска. Вот где можно видеть подлинную ценность этой цитаты.
Пожалуй, ещё более поучительна вторая цитата, на этот раз из великого труда И. Ньютона. И тоже первая глубокая мысль создателя классической механики.
«Задача 4. В «Математических началах натуральной философии» Ньютон дал такое определение массы: «Количество материи (масса) есть мера таковой, устанавливаемая пропорционально плотности и объему ее». Каково определение массы в современной физике?
Ответ: Масса — это физическая величина, являющаяся одной из основных характеристик материи и определяющая ее инерционные, энергетические и гравитационные свойства. Массу можно определить как количественную меру инертности, а также меру гравитации любого материального объекта».
Любопытно, что компьютер не имеет ничего против определения Ньютона, но подчеркнул современную, так сказать, формулировку. Чувствует, что филигранный перевод на русский язык сделал выдающийся учёный академик А.Н. Крылов. Надо полагать, что Алексей Николаевич не хуже самого Ньютона видел откровенный порочный круг в определении массы Ньютоном. Но понятие массы одно из самых трудных в науке, о нём споры регулярно возникают среди учёных самого высокого уровня. И как у Галилея, важнейшую роль здесь играет Слово, и это слово – «устанавливаемая». Ведь оно показывает, что Ньютон предлагает нам принять это соглашение, установить это понятие таким, каким мы в состоянии его определить. Таким образом, Ньютон пробился взоом по крайней мере на три с половиной столетия вперёд.
А хуже всего представляется ситуация с третьей цитатой:
«Задача 1. «Вес воздуха»
Знаменитый древнегреческий ученый Аристотель, живший в IV в. до н.э., для доказательства невесомости воздуха взвешивал пустой кожаный мешок и тот же мешок, наполненный воздухом. Обнаружив одинаковый вес, Аристотель сделал заключение, что воздух не имеет веса, т.е. невесом».
Надо признаться, что не делая попытки проверить эту выписку из сочинений древнего грека, просто сомневаешься в её подлинности. Учёные тех далёких времён не уважали эксперимент, как это делаем мы, начиная примерно с XVII столетия. Да и точность взвешивания была не лучше, чем у нас на базаре.
И всё-таки, дело не в этом. Проблема возникает этическая – современная техника позволяет в два клика мышкой узнать, откуда всё это просто списано. Ну, нельзя пользоваться одной операцией компьютера, копированием. И обратите внимание, интернет тут же предъявляет ту же самую цитату в «научной» работе московского школьника, причём в печатном сборнике докладов одной школьной конференции работа напечатана дважды. Естественно, если учитель может тайком заимствовать чужие тексты, почему бы не научиться этому его ученикам?
К сожалению, борьба с плагиатом кажется абсолютно безнадёжной. Пока любой писатель не станет честным перед самим собой, а это очень трудно.
власова Наталья Николаевна
Старшов Михаил Александрович
Старшов Михаил Александрович
власова Наталья Николаевна
Старшов Михаил Александрович
власова Наталья Николаевна
Омарова Альмира Шигаповна