План-конспект урока «Три среды обитания»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема «Три среды обитания»
Цель урока: Познакомить учащихся с тремя средами обитания: наземно-воздушной, водной и почвенной и приспособленностью организмов к среде обитания.
Задачи:
обучающие: Научиться перечислять и выделять особенности живых организмов, сформированных их средой обитания
развивающие: Развивать общеучебные навыки работы с информацией: умение сравнивать и обобщать, работать с иллюстрациями, текстом учебника, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
воспитательные:
− формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
−формирование целостного естественнонаучного мировоззрения;
−воспитание бережного отношения к природе, важности каждого её элемента.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся работа с учебником
Необходимое техническое оборудование: ПК, проектор, экран, мультимедийная презентация
Литература: 1.Биология. Введение в биологию. 5 класс. Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» / В. Н. Кириленкова, В. И. Сивоглазов. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2014. — 184с.
2.Рабочая тетрадь по биологии 5 класс Н.И.Сонин, А.А.Плешаков
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
| Организационный момент | Приветствие, отметка отсутствующих на уроке, мобилизация к работе на уроке | Приветствие учителя | 3 |
| Определение темы урока. Самоопределение к деятельности. | На слайдах представлены рисунки, фотографии животных из разных сред обитания. — Сегодня у нас на уроке «встретились» различные животные. В природе они не смогли бы собраться все вместе, потому что живут не только в разных местах (на разных континентах), но и в разных средах обитания. — И сейчас мы с вами вместе разберем, кто где живет. На слайдах представлен рисунок, на котором изображены среды обитания живых организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная и сами организмы. Вам необходимо распределить каждый организм в ту среду обитания, в которой он живет. — Итак, как мы назовем тему сегодняшнего урока? («Кто где живет?», «Среды обитания животных» и др.) Выберем название, которое понравилось больше других. Запишите тему урока. — Какие задачи будем решать? Нам необходимо узнать, какие среды обитания организмов выделяют ученые; выяснить условия существования в этих средах и варианты приспособлений организмов к обитанию в этих условиях. | Распределяют организмы по их средам обитания. Формулируют тему урока. | 5 |
| Изучение нового материала | Совместно со мной, закончите заполнение таблицы в рабочей тетради стр. 73 № 165. Обратите внимание на приспособления животных к обитанию в различных средах. Наземно-воздушная Достаточное количество кислорода, но для живых организмов в этой среде часто не хватает влаги. Особенно ее мало в степях и пустынях. Наблюдаются значительные изменения температуры, особенно в районах с холодным климатом Листья кактуса преобразовались в колючки. Приспособления к холодным температурам: осенний листопад, отлет перелетных птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую. Водная Температура ниже, чем температура воздуха. Наблюдается острая нехватка кислорода Приспособления для плавания – плавники, ласты, перепонки между пальцами. У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на весла Почвенная Температура в почве не так резко изменяется, как в наземно-воздушной среде. Но свет в глубину почти не проникает. В почве мало кислорода, необходимого для дыхания, но больше углекислого | Заполняют таблицу совместно с учителем | 10 |
| Первичное закрепление знаний | — Положите перед собой карточки с текстами. Они будут необходимы нам для заполнения кластера «Приспособления животных к среде обитания» Внимательно прочитайте текст. Текст № 1 Эти птицы — чемпионы по скорости полета среди птиц. Обычная для них скорость — 120 км в час. Весной эти птицы прилетают поздно. Их прилет означает наступление устойчивой теплой погоды. Это небольшие птицы. Клюв у них короткий, широкий. Крылья — длинные, заостренные. В полете они бывают до 19 часов в сутки — ловят насекомых. Ноги совсем маленькие, не приспособленные для хождения. Во рту образуется много слюны. Слюна особенно клейкая вовремя гнездостроения. — О каких птицах речь? Что вас заинтересовало в тексте? Какие вопросы возникли? Чем питаются стрижи? Какие у них есть приспособления к ловле насекомых на лету? Для чего этим птицам нужно иметь много слюнных желез? В какой среде обитания проходит жизнь стрижей, и как они приспособлены к ней? Приведите примеры летающих животных, так же как стрижи, питающихся в воздухе. (Летучая мышь, стрекоза.) — Прочитайте текст № 2. Текст № 2 Самое быстроногое животное из всех зверей. Развивает скорость до 110 км в час, но довольно быстро устает. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню. — Какое это животное? В какой среде обитает? Какие у него приспособления к быстрому бегу? — Прочитайте текст № 3. Текст № 3 Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела. — О какой среде идет речь? Назовите животных, живущих в этой среде. Что это за млекопитающее, которое иногда неправильно называют за сходство по внешнему виду рыбой? (Дельфин, кит.) — Прочитайте текст № 4. Текст № 4 Эта среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные, обитающие в ней, обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание. — Как называется эта среда обитания? Каких животных, живущих в почве, вы знаете? Учащиеся записывают новые сведения в таблицу. — А иногда живые организмы поселяются в живых организмах. Сможете ли вы привести примеры, когда животные поселяются в растениях, животных, человеке? Учитель рассказывает и показывает животных паразитов. | Работают с карточками, заполняют кластер. | 15 |
| Рефлексия | Прием фишбоун. Составление с детьми «рыбьего скелета», где голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. | Совместно с учителем заполняют «рыбий скелет» | 8 |
| Домашнее задание. | УЧЕБНИК СТР. 104 – 108, ВОПРОСЫ - УСТНО | 4 |