12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Валеева Диляра Рафкатовна45

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Тема «Три среды обитания»


Цель урока: Познакомить учащихся с тремя средами обитания: наземно-воздушной, водной и почвенной и приспособленностью организмов к среде обитания.

Задачи:

обучающие: Научиться перечислять и выделять особенности живых организмов, сформированных их средой обитания

развивающие: Развивать общеучебные навыки работы с информацией: умение сравнивать и обобщать, работать с иллюстрациями, текстом учебника, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

воспитательные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного естественнонаучного мировоззрения;

воспитание бережного отношения к природе, важности каждого её элемента.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся работа с учебником

Необходимое техническое оборудование: ПК, проектор, экран, мультимедийная презентация

Литература: 1.Биология. Введение в биологию. 5 класс. Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» / В. Н. Кириленкова, В. И. Сивоглазов. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2014. — 184с.

2.Рабочая тетрадь по биологии 5 класс Н.И.Сонин, А.А.Плешаков



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)



Организационный момент

Приветствие, отметка отсутствующих на уроке, мобилизация к работе на уроке

Приветствие учителя

3


Определение темы урока. Самоопределение к деятельности.

На слайдах представлены рисунки,

фотографии животных из разных сред обитания.

Сегодня у нас на уроке «встретились» различные животные. В природе они не смогли бы собраться все вместе, потому что живут не только в разных

местах (на разных континентах), но и в разных средах обитания.

И сейчас мы с вами вместе разберем, кто где живет. На слайдах представлен рисунок, на котором изображены среды обитания живых организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная и сами организмы. Вам необходимо распределить каждый организм в ту среду обитания, в которой он живет.

Итак, как мы назовем тему сегодняшнего урока? («Кто где живет?», «Среды обитания животных»

и др.) Выберем название, которое понравилось больше других. Запишите тему урока.

Какие задачи будем решать? Нам необходимо узнать, какие среды обитания организмов выделяют ученые; выяснить условия существования в этих

средах и варианты приспособлений организмов к обитанию в этих условиях.

Распределяют организмы по их средам обитания. Формулируют тему урока.

5


Изучение нового материала

Совместно со мной, закончите заполнение таблицы в рабочей тетради стр. 73 № 165. Обратите внимание на приспособления животных к обитанию в различных средах.

Наземно-воздушная

Достаточное количество кислорода, но для живых организмов в этой среде часто не хватает влаги. Особенно ее мало в степях и пустынях. Наблюдаются значительные изменения температуры, особенно в районах с холодным климатом

Листья кактуса преобразовались в колючки. Приспособления к холодным температурам: осенний листопад, отлет перелетных птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую.

Водная

Температура ниже, чем температура воздуха. Наблюдается острая нехватка кислорода

Приспособления для плавания – плавники, ласты, перепонки между пальцами. У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на весла

Почвенная

Температура в почве не так резко изменяется, как в наземно-воздушной среде. Но свет в глубину почти не проникает. В почве мало кислорода, необходимого для дыхания, но больше углекислого

Заполняют таблицу совместно с учителем

10


Первичное закрепление знаний

Положите перед собой карточки с текстами. Они будут необходимы нам для заполнения кластера «Приспособления животных к среде обитания»


t1603632093aa.png

Внимательно прочитайте текст.

Текст № 1

Эти птицы — чемпионы по скорости полета среди птиц.

Обычная для них скорость — 120 км в час. Весной эти птицы прилетают поздно. Их прилет означает наступление устойчивой теплой погоды.

Это небольшие птицы. Клюв у них короткий, широкий.

Крылья — длинные, заостренные. В полете они бывают до

19 часов в сутки — ловят насекомых. Ноги совсем маленькие,

не приспособленные для хождения. Во рту образуется много

слюны. Слюна особенно клейкая вовремя гнездостроения.

О каких птицах речь? Что вас заинтересовало в

тексте? Какие вопросы возникли? Чем питаются

стрижи? Какие у них есть приспособления к ловле

насекомых на лету? Для чего этим птицам нужно

иметь много слюнных желез? В какой среде обитания проходит жизнь стрижей, и как они приспособлены к ней? Приведите примеры летающих животных, так же как стрижи, питающихся в воздухе.

(Летучая мышь, стрекоза.)

Прочитайте текст № 2.

Текст № 2

Самое быстроногое животное из всех зверей. Развивает

скорость до 110 км в час, но довольно быстро устает. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню.

Какое это животное? В какой среде обитает?

Какие у него приспособления к быстрому бегу?

Прочитайте текст № 3.

Текст № 3

Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо

поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно

передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.

О какой среде идет речь? Назовите животных,

живущих в этой среде. Что это за млекопитающее,

которое иногда неправильно называют за сходство

по внешнему виду рыбой? (Дельфин, кит.)

Прочитайте текст № 4.

Текст № 4

Эта среда обитания характеризуется тем, что она плотная.

В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти

не проникает. Поэтому животные, обитающие в ней, обычно

имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения.

Выручают их в жизни обоняние и осязание.

Как называется эта среда обитания? Каких животных, живущих в почве, вы знаете?

Учащиеся записывают новые сведения в таблицу.

А иногда живые организмы поселяются в живых организмах. Сможете ли вы привести примеры,

когда животные поселяются в растениях, животных, человеке?

Учитель рассказывает и показывает животных паразитов.

Работают с карточками, заполняют кластер.

15


Рефлексия

Прием фишбоун. Составление с детьми «рыбьего скелета», где голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос.

t1603632093ab.png


Совместно с учителем заполняют «рыбий скелет»

8


Домашнее задание.

УЧЕБНИК СТР. 104 – 108, ВОПРОСЫ - УСТНО

Записывают домашнее задание в дневники

4



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.