Видеоматериалы по биологии. Занятие №12 «Температура среды обитания»

2
0
Материал опубликован 26 June 2017 в группе

Животный мир является одним из самых главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты


Кинопособие « Экология животных »

Изучаемые  вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных  на данном  занятии, но и материал уроков  ботаники и зоологии. Материал  можно использовать  для изучения "Окружающего  мир" в начальной школе.

Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний,

применение их на практике.

Форма проведения: Лекция, видеоматериал

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Основные понятия-

Холоднокровные животные. Двигательная активность. Спячка.

Оцепенение. Теплокровные животные. Постоянная температура тела

Вопросы для обсуждения

1.Для чего животному нужно тепло?

2.Каковы источники тепла для холоднокровных и теплокровных животных?

3.Как животные реагируют на понижение и повышение температуры в среде обитания?

Температурные условия поверхности планеты чрезвычайно разнообразны. Наиболее жаркие территории расположены вблизи экватора — это тропики и суб­тропики. Наиболее холодные — вблизи полюсов — это приполярные области. Ме­жду ними лежат области с умеренной температурой. Сильно изменчивы и темпе­ратурные условия водоемов. Самая низкая температура в глубинах океана 0°С. Наиболее высокая температура зарегистрирована в горячих источниках +60°С.

Животные обитают практически во всем температурном диапазоне, кото­рый представлен на планете.

В теле животного постоянно происходит обмен веществ. Его интенсив­ность зависит от температуры тела животного. В то же время обмен веществ обеспечивает животное энергией. На температуру тела животных оказывает влияние температура окружающей среды. Любой организм может жить только в пределах определенного интервала внешних температур. При слишком сильной жаре или при слишком сильном холоде животное погибает.

Большинство живущих на Земле животных — холоднокровные, т. е. не имеют постоянной температуры тела. Их температура близка к температуре окружаю­щей среды: когда холодно — они охлаждаются, а если очень жарко — они могут перегреться. У животных есть разные способы реагировать на температуру сре­ды и соответственно регулировать свою температуру. Один способ — так греться на солнце, чтобы оно освещало и нагревало как можно большую поверхность их тела. В умеренном климате этим способом пользуются многие прямокрылые на­секомые — кузнечики, саранча; так же ведут себя и пресмыкающиеся (рис.1). Это особенно необходимо самкам при подготовке к размножению.

Замечено также, что крупная ящерица — пустынная игуана — на протяже­нии суток может изменять окраску тела: с утра, когда еще не жарко, она окраше­на в более темные тона, а по мере усиления солнечного тепла она бледнеет. Тем­ная окраска способствует поглощению внешнего тепла, а светлый тон отражает солнечное излучение. Это используют и пустынные черепахи: в утренние часы они выставляют из-под панциря свои темные лапы, улавливая тепло.

Другой способ реакции на внешнюю температуру — изменение двигательной активности, Исследования показали, что мышечная работа всегда способствует разогреванию тела. При понижении температуры увеличивается двига­тельная активность холоднокровного животного. Замечено, что даже мокрицы и многоножки при понижении температуры становятся более подвижными. А на­блюдения за бабочками-бражниками показали, что они, прежде чем пуститься в полет, активно машут крыльями, разогревая свое тело.

Не надо думать, что животные, живущие в жарком и сухом климате, спокой­но выносят любое повышение температуры. Для них температура нагретого песка губительна, и если даже пустынную ящерицу насильно удерживать на этой поверх­ности. она вскоре погибнет от перегрева. И здесь на помощь приходят поведенче­ские маневры. Например, ушастая круглоголовка быстро проскальзывает по разогретому песку, затем замирает и, конвульсивно изгибая тело, закапывается в него, а чтобы не задохнуться, выставляет на поверхность кончик носа с парой маленьких ноздрей. У некоторых пустынных черепах при значительном повышении темпера­туры воздуха резко возрастает отделение слюны. Вытекая изо рта, она смачивает нижнюю часть головы, шею и конечности — так черепаха охлаждается.

Рис. 1. 1 - саранча; 2- кузнечик; 3 - веретеница; 4 - прыткая ящерица; 5 -ящерица-круглоголовка.

Реакция на повышение или понижение температуры среды свойственна и водным животным. Зимой рыбы, амфибии впадают в оцепенение. Осетры на реке Урал лежат неподвижно близ дна, их тело покрывается толстым слоем сли­зи, которая изолирует рыбу от низких температур. Караси закапываются в ил, температура их тела опускается до 0,2-0,3°С.

Земноводные уже при температуре 7-8°С впадают в оцепенение. Вот поче­му они наиболее разнообразны и многочисленны в тропиках и субтропиках. По мере движения к полюсам их становится все меньше, а за Полярный круг прони­кают лишь два вида лягушек и один вид тритона (сибирский углозуб).

А как живут теплокровные животные — с постоянной температурой тела? Они, безусловно, обладают большими преимуществами во взаимодействии с пе­ременчивыми условиями среды по сравнению с предыдущей группой, хотя в об­щем изобилии видов животных планеты они составляют меньшинство. Постоян­ная высокая температура тела (+38...+40°С для млекопитающих и +40...+42°С для птиц) — их главное преимущество. Однако эта группа животных тоже реагирует и на перегрев, и на слишком низкую температуру среды. Эта реакция выражает­ся в различных приспособлениях организма (густота волосяного или перьевого покрова, наличие подкожного слоя жира, частота дыхательных движений).

Рис. 2. Обыкновенная белка:1-летом; 2-зимой Рис. 3.Группа пингвинов защищается от ветра

Вот, к примеру, всем хорошо знакомая лесная птица — чиж, одна из мель­чайших птиц нашей отечественной фауны. При осенней линьке и приближении зимы количество пуховых перьев на теле чижа увеличивается.














в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.