12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна27451
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Животный мир является одним из самых главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты


Кинопособие « Экология животных »

Изучаемые  вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных  на данном  занятии, но и материал уроков  ботаники и зоологии. Материал  можно использовать  для изучения "Окружающего  мир" в начальной школе.

Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний,

применение их на практике.

Форма проведения: Лекция, видеоматериал

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Основные понятия-

Холоднокровные животные. Двигательная активность. Спячка.

Оцепенение. Теплокровные животные. Постоянная температура тела

Вопросы для обсуждения

1.Для чего животному нужно тепло?

2.Каковы источники тепла для холоднокровных и теплокровных животных?

3.Как животные реагируют на понижение и повышение температуры в среде обитания?

Температурные условия поверхности планеты чрезвычайно разнообразны. Наиболее жаркие территории расположены вблизи экватора — это тропики и суб­тропики. Наиболее холодные — вблизи полюсов — это приполярные области. Ме­жду ними лежат области с умеренной температурой. Сильно изменчивы и темпе­ратурные условия водоемов. Самая низкая температура в глубинах океана 0°С. Наиболее высокая температура зарегистрирована в горячих источниках +60°С.

Животные обитают практически во всем температурном диапазоне, кото­рый представлен на планете.

В теле животного постоянно происходит обмен веществ. Его интенсив­ность зависит от температуры тела животного. В то же время обмен веществ обеспечивает животное энергией. На температуру тела животных оказывает влияние температура окружающей среды. Любой организм может жить только в пределах определенного интервала внешних температур. При слишком сильной жаре или при слишком сильном холоде животное погибает.

Большинство живущих на Земле животных — холоднокровные, т. е. не имеют постоянной температуры тела. Их температура близка к температуре окружаю­щей среды: когда холодно — они охлаждаются, а если очень жарко — они могут перегреться. У животных есть разные способы реагировать на температуру сре­ды и соответственно регулировать свою температуру. Один способ — так греться на солнце, чтобы оно освещало и нагревало как можно большую поверхность их тела. В умеренном климате этим способом пользуются многие прямокрылые на­секомые — кузнечики, саранча; так же ведут себя и пресмыкающиеся (рис.1). Это особенно необходимо самкам при подготовке к размножению.

Замечено также, что крупная ящерица — пустынная игуана — на протяже­нии суток может изменять окраску тела: с утра, когда еще не жарко, она окраше­на в более темные тона, а по мере усиления солнечного тепла она бледнеет. Тем­ная окраска способствует поглощению внешнего тепла, а светлый тон отражает солнечное излучение. Это используют и пустынные черепахи: в утренние часы они выставляют из-под панциря свои темные лапы, улавливая тепло.

Другой способ реакции на внешнюю температуру — изменение двигательной активности, Исследования показали, что мышечная работа всегда способствует разогреванию тела. При понижении температуры увеличивается двига­тельная активность холоднокровного животного. Замечено, что даже мокрицы и многоножки при понижении температуры становятся более подвижными. А на­блюдения за бабочками-бражниками показали, что они, прежде чем пуститься в полет, активно машут крыльями, разогревая свое тело.

Не надо думать, что животные, живущие в жарком и сухом климате, спокой­но выносят любое повышение температуры. Для них температура нагретого песка губительна, и если даже пустынную ящерицу насильно удерживать на этой поверх­ности. она вскоре погибнет от перегрева. И здесь на помощь приходят поведенче­ские маневры. Например, ушастая круглоголовка быстро проскальзывает по разогретому песку, затем замирает и, конвульсивно изгибая тело, закапывается в него, а чтобы не задохнуться, выставляет на поверхность кончик носа с парой маленьких ноздрей. У некоторых пустынных черепах при значительном повышении темпера­туры воздуха резко возрастает отделение слюны. Вытекая изо рта, она смачивает нижнюю часть головы, шею и конечности — так черепаха охлаждается.

Рис. 1. 1 - саранча; 2- кузнечик; 3 - веретеница; 4 - прыткая ящерица; 5 -ящерица-круглоголовка.

Реакция на повышение или понижение температуры среды свойственна и водным животным. Зимой рыбы, амфибии впадают в оцепенение. Осетры на реке Урал лежат неподвижно близ дна, их тело покрывается толстым слоем сли­зи, которая изолирует рыбу от низких температур. Караси закапываются в ил, температура их тела опускается до 0,2-0,3°С.

Земноводные уже при температуре 7-8°С впадают в оцепенение. Вот поче­му они наиболее разнообразны и многочисленны в тропиках и субтропиках. По мере движения к полюсам их становится все меньше, а за Полярный круг прони­кают лишь два вида лягушек и один вид тритона (сибирский углозуб).

А как живут теплокровные животные — с постоянной температурой тела? Они, безусловно, обладают большими преимуществами во взаимодействии с пе­ременчивыми условиями среды по сравнению с предыдущей группой, хотя в об­щем изобилии видов животных планеты они составляют меньшинство. Постоян­ная высокая температура тела (+38...+40°С для млекопитающих и +40...+42°С для птиц) — их главное преимущество. Однако эта группа животных тоже реагирует и на перегрев, и на слишком низкую температуру среды. Эта реакция выражает­ся в различных приспособлениях организма (густота волосяного или перьевого покрова, наличие подкожного слоя жира, частота дыхательных движений).

Рис. 2. Обыкновенная белка:1-летом; 2-зимой Рис. 3.Группа пингвинов защищается от ветра

Вот, к примеру, всем хорошо знакомая лесная птица — чиж, одна из мель­чайших птиц нашей отечественной фауны. При осенней линьке и приближении зимы количество пуховых перьев на теле чижа увеличивается.














Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.