12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тимченко Насима Шарифяновна725
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Всероссийский конкурс для учителей биологии и экологии «Нестандартное домашнее задание»

Предмет: Экология

Тема: Трофическая структура экосистемы

Источник информации: Экология: учебник под ред. Е. В. Титов. - 2-е изд. - Москва : Академия , 2017 - 208с.

Класс: 10

Степень сложности: средний

Тип задания: индивидуальный

Цель: закрепление знаний

Способ проверки: выполнение аналогичного задания

Время выполнения: 20 минут

Методические рекомендации:

Все живые существа нашей планеты связаны между собой одной из самых прочных связей – пищевой. То есть кто-то для кого-то является пищей или говоря научным языком – кормовой базой. Травоядные едят растения, самих травоядных едят хищники, которых также в свою очередь могут поедать другие, более крупные и сильные хищники. Так формируются пищевые цепи (пастбищная и детритная).

Пищевую цепь можно изобразить в виде экологической пирамиды (пирамиды чисел, биомассы, энергии).

Правило экологической пирамиды — закономерность, согласно которой количество растительного вещества, служа­щего основой цепи питания, примерно в 10 раз больше, чем масса растительноядных животных, и каждый последующий пищевой уровень также имеет массу в 10 раз меньшую.

Пример. В лесном сообществе обитают: мышь, змея, сова.

Составьте пищевую цепь.

Ответ: зерна → мышь → змея → сова.

Пищевая цепь - пастбищная.

Из правила экологической пирамиды известно, что каждый последую­щий пищевой уровень имеет массу в 10 раз меньшую, чем предыдущий. Зная это, можно легко решить задачу.

Домашнее задание:

Задание №1. Составление цепей питания с указанием компонентов экосистемы, трофических уровней:

1. Составьте пищевую цепь из предложенных организмов: мышь, гусеница бабочки змея, лиса, еж.

2. Составьте схему цепи питания, характерную для леса, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов: кора березы, хищные птицы, личинки насекомых и мелкие птицы.

3.Составьте цепи две питания в сельскохозяйственной экосистеме с участием человека.

Задание № 2. Построение экологической пирамиды биомассы для наземной экосистемы с участием травы, зайца, лисицы, беркута.

Задание № 3. Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем экологической пирамиды, на котором он находится, и впишите в таблицу: растения, заяц, волк.

Продуцент

 

Консумент 1 порядка

 

Консумент 2 порядка

 

Редуцент

 


Задание № 4. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море выросла одна особь щуки массой 10 кг, если цепь питания имеет вид: фитопланктон, растительноядный зоопланктон, плотва, окунь, щука.

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.