Задание на тему «Трофическая структура экосистемы» (Экология, 10 класс)
Всероссийский конкурс для учителей биологии и экологии «Нестандартное домашнее задание»
Предмет: Экология
Тема: Трофическая структура экосистемы
Источник информации: Экология: учебник под ред. Е. В. Титов. - 2-е изд. - Москва : Академия , 2017 - 208с.
Класс: 10
Степень сложности: средний
Тип задания: индивидуальный
Цель: закрепление знаний
Способ проверки: выполнение аналогичного задания
Время выполнения: 20 минут
Методические рекомендации:
Все живые существа нашей планеты связаны между собой одной из самых прочных связей – пищевой. То есть кто-то для кого-то является пищей или говоря научным языком – кормовой базой. Травоядные едят растения, самих травоядных едят хищники, которых также в свою очередь могут поедать другие, более крупные и сильные хищники. Так формируются пищевые цепи (пастбищная и детритная).
Пищевую цепь можно изобразить в виде экологической пирамиды (пирамиды чисел, биомассы, энергии).
Правило экологической пирамиды — закономерность, согласно которой количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, примерно в 10 раз больше, чем масса растительноядных животных, и каждый последующий пищевой уровень также имеет массу в 10 раз меньшую.
Пример. В лесном сообществе обитают: мышь, змея, сова.
Составьте пищевую цепь.
Ответ: зерна → мышь → змея → сова.
Пищевая цепь - пастбищная.
Из правила экологической пирамиды известно, что каждый последующий пищевой уровень имеет массу в 10 раз меньшую, чем предыдущий. Зная это, можно легко решить задачу.
Домашнее задание:
Задание №1. Составление цепей питания с указанием компонентов экосистемы, трофических уровней:
1. Составьте пищевую цепь из предложенных организмов: мышь, гусеница бабочки змея, лиса, еж.
2. Составьте схему цепи питания, характерную для леса, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов: кора березы, хищные птицы, личинки насекомых и мелкие птицы.
3.Составьте цепи две питания в сельскохозяйственной экосистеме с участием человека.
Задание № 2. Построение экологической пирамиды биомассы для наземной экосистемы с участием травы, зайца, лисицы, беркута.
Задание № 3. Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем экологической пирамиды, на котором он находится, и впишите в таблицу: растения, заяц, волк.
Продуцент |
|
Консумент 1 порядка |
|
Консумент 2 порядка |
|
Редуцент |
|
Задание № 4. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море выросла одна особь щуки массой 10 кг, если цепь питания имеет вид: фитопланктон, растительноядный зоопланктон, плотва, окунь, щука.