Дополнительная общеразвивающая программа «Тропинка к своему Я»

1
0
Материал опубликован 14 October 2017

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 103»

Дополнительная общеразвивающая программа

для детей дошкольного возраста

«Тропинка к своему Я»

Составитель:

Елистратова

Ольга Анатольевна,

воспитатель

Новокузнецкий городской округ

2016

Содержание

Пояснительная записка 3

Учебный план программы 7

Учебно-тематический план программы 8

Содержание программы 11

Методическое обеспечение программы 15

Пояснительная записка

Важнаярольвсовременномобразовательномобществеотводится здоровьесберегающимтехнологиям,психолого-педагогическомусопровождению детейвобразовательныхучреждениях,сохранениюиукреплению психологического здоровья.

Быстроменяетсясоциальнаяситуация,увеличивается информационныйпоток,вкоторомнаходятсядети,семьивосновном однодетные, распались дворовые сообщества, снизилась ценность ролевой игры.

Психологическоездоровьеявляетсяусловиемадекватного выполнениячеловекомсвоихвозрастных,социальныхикультурных ролей,обеспечиваетвозможностьнепрерывногоразвитиявтечениевсей его жизни. Психологически здоровый человек – это, прежде всего человек творческий,жизнерадостный,весёлый,открытый,познающийсебяи окружающий мир, адекватно приспосабливающийся как к благоприятным, так и неблагоприятным условиям, воздействиям.

Дополнительнаяобщеразвивающая программа«Тропинкак своемуЯ»направленанасозданиеусловийдлясохраненияи формированияпсихологическогоздоровьядошкольников,обеспечения эмоциональногоблагополучия,развитияадекватногосоциального поведения, формирования положительного самоотношения и отношения к другим людям, раскрытия внутреннего потенциала в разных видах детской деятельности,уменияделатьвыборинестизанегоответственность, готовностикшкольномуобучениюнаначальномэтапеобразования.

Программадополнительногообразования«ТропинкаксвоемуЯ» разработана и реализуется для детей дошкольного возраста с 3 лет до 6 на основепрограммыХухлаевойО.В.,ХухлаевойО.Е.,ПервушинойИ.М. «ТропинкаксвоемуЯ:каксохранитьпсихологическоездоровье дошкольников».

Цель программы – создание условий для сохранения и поддержания психологического здоровья дошкольников.

Задачи:

формировать положительноесамоотношение и принятие других людей;

развить рефлексивные умения;

формировать потребность в саморазвитии;

содействовать социально-коммуникативному развитию детей.

Особенности и новизна образовательной программы в том,что в неё включено много полу функциональных упражнений, с одной стороны, дающих возможность решать несколько задач с другой–позволяющих оказывать на разных детей различное влияние; охватывает все стороны формирования психологического здоровья дошкольников;учитывает гендерные различия. Программу могут реализовать не только педагоги-психологи, но и воспитатели, родители.

Реализация дополнительнойобщеразвивающейпрограммы предусматривает модульное обучение.

Учебные модули:

1.с 1сентября по 31 октября

2.с 8 ноября по 30 декабря

3.с 14 января по 24 марта

4.со 2 апреля по 31 мая

Срокусвоенияпрограммырассчитанна34часа.Единицей измеренияучебноговременииосновнойформойорганизации образовательногопроцессаявляетсязанятие.Режимзанятий воспитанников регламентируется расписанием занятий.

Продолжительность занятия при индивидуальной, подгрупповой и групповой форме обучения устанавливается в зависимости от возрастных ииндивидуальныхособенностейобучающихся,допустимойнагрузкис учетом санитарных норм и правил: для детей от 3 до 4 лет - не более 15 инут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 7 лет - не более 25 минут,для детей школьного возраста- не более 45 минут.

Количествозанятийвнеделюзависитещёиотречевого заключения ребенка. Перерывмежду занятиями10 минут.

Срок реализации данной программы3 года, 29 занятий в год.

Срокреализацииданнойпрограммыможетбытьизмененввиду индивидуальных особенностейи потребностей ребенка.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия: для детей 3-4 лет – 10-15минут; 4-5 лет – 15-20 минут; 5-6 лет 20 минут.

Форма реализации: групповые развивающие занятия.

Ожидаемые результаты:

3-4 года

Дляотслеживаниярезультативностиобразовательногопроцесса используетсяпромежуточныйконтроль(май)–диагностикапо критериям психологического здоровья (тест «Пиктограммы», наблюдение заэмоциональнымсостояниемдетейвгруппе,методика«Изучение социальных эмоций»).

Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:

ребёнок будет знать своё имя, пол, возраст;

ребёнок будет уметь показать заданную эмоцию;

ребёнокбудетиметьпредставлениеобосновныхэмоциональных состояниях (грусть, злость, обида, радость, забота);

уребёнкабудетсформированаспособностькэмоциональному сопереживанию, состраданию, стремлению помочь другим;

уребёнкабудетсформированоположительноеэмоциональное принятие других людей и уважительное к ним отношение;

ребёнок будет адекватно себя вести в соответствии с окружающими условиями и событиями;

ребёнокрасширитпредставленияожизниживотных,явлениях природы, взаимоотношениях между людьми;

у ребёнка будет сформирована познавательная активность;

ребёнок научится утешать, приласкать тех, кто плачет, кого обидели, мирить поссорившихся;

ребёнок будет понимать своё эмоциональное состояниеи состояние других людей.

4-5 лет

Дляотслеживаниярезультативностиобразовательногопроцесса используетсяпромежуточный контроль (май) – диагностика по критериям психологическогоздоровья(методика«Древожеланий»,методика изучения эмоционального самочувствия ребёнка в группе, тест «Лесенка»).

Ожидаемые результаты к концу второго года обучения:

ребёнок будет знать своё имя, пол, возраст;

ребёнокбудетиметьпредставленияосвоёмпрошлом,настоящем, уметь строить планы на будущее;

ребёнок будет осознавать свои эмоции, чувства, уметь обсуждать их;

ребёнокбудетуметьизбавлятьсяотобид,находитьвыходиз конфликтных ситуаций;

уребёнкабудутформироватьсяморально-волевыеинравственные качества(регуляцияповеденияадекватнообстановке,выдержка, самостоятельность, инициативность);

значимые мотивы поведения начнут преобладать над личными;

ребёнокнаучитсяпередаватьобразычерезмимику,пантомимику, художественно изобразительные средства;

ребёнок будет уметь расслабляться;

уребёнкасформируетсяуважительноеотношениексверстникам, взрослым;

ребёнокполучитнавыкиконструктивного,ненасильственного взаимодействия со сверстниками, саморегуляции;

ребёнок расширит представления о социальных ролях в обществе;

уребёнканаблюдаетсяустойчивыйпознавательныйинтерес, познавательная активность;

ребёноксвободноиестественнобудетпроявляетсвоичувства, эмоции, осознанно регулировать эмоциональные состояния;

ребёнокбудетоказыватьпомощьиподдержкусверстнику,еслитот огорчён, опечален, расстроен, рассержен;

ребёнок будет принимать на себя даже отрицательные роли.

5-6 лет

Для отслеживания результативности образовательного процесса используется итоговый контроль(май)–диагностика по критериям психологического здоровья(методика«Цветик-семицветик»,методика«Какойя?»,методикана исследование самосознания)

Ожидаемые результаты к концу третьего года обучения:

ребёнок принимает своё имя, возраст, пол, своё прошлое, настоящее, будущее, себя и других людей, адекватно воспринимает свои и чужие достоинства и недостатки умеет строить планы на будущее;

ребёнок осознаёт свои эмоции, чувства, уметь обсуждать их;

ребёнок умеет избавляться от обид, находить выход из конфликтных ситуаций;

ребёнокконтролируетсвоёповедениеадекватнообстановке, проявляет выдержку, самостоятельность, инициативность;

у ребёнка преобладают значимые мотивы поведения над личными;

ребёнокумеетнаходитьвтрудныхситуацияхсилывнутрисамого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;

уребёнкасформированоуважительноеотношениексверстникам, взрослым;

ребёнокиспользуетнавыкиконструктивного,ненасильственного взаимодействия со сверстниками, само регуляции;

уребёнкасформированустойчивыйпознавательныйинтерес, познавательная активность, потребность в само изменении;

ребёнок свободно и естественно проявляет свои чувства, эмоции, осознанно регулируeт и контролирует эмоциональные состояния;

ребёнок оказывает помощь и поддержку сверстнику, если тот огорчён, опечален, расстроен, рассержен;

ребёнок принимает на себя роли, даже отрицательные;

ребёнок принимает свои права и обязанности.

Психологическое обследование:

Психологическое обследование проводится 3 раза в год:

Первичная диагностика – проводится при зачислении ребенка.

Промежуточнаяаттестация–проводитсячерез4месяцадля определения динамики и корректировки учебного плана.

Итоговая аттестация–проводится после освоения программы для определения уровня обученности.

Учебный план программы

Учебный план программы с детьми 3-4 лет

п/п

Наименование блоков (разделов)

Всего

часов

1

Диагностика

4

2

Чувства. Введение в мир психологии

7

3

Чувства нужно уметь распознавать

5

4

Полезные чувства: радость, любовь, забота

2

5

Вредное чувство - обида

2

6

Ссора. Какие чувства приводят к ссоре

3

7

Какие чувства живут в природе

6

Итого

29

Учебный план программы с детьми 4-5 лет

п/п

Наименование блоков (разделов)

Всего

часов

1

Диагностика

4

2

Кто я?

4

3

Я хозяин своих чувств

6

4

Мои чувства

11

5

Что такое счастье

4

Итого

29

Учебный план программы с детьми 5-6 лет

п/п

Наименование блоков (разделов)

Всего

часов

1

Диагностика

4

2

Трудное чувство «дружба»

6

3

Как можно изменить чувства другого человека

2

4

Герои русского фольклора – какие они?

7

5

Сильный человек – это человек с сильной волей

2

6

Школа – это трудный и радостный путь к знаниям

8

Итого

29

Учебно-тематический план программы

Учебно-тематический план занятий с детьми 3-4 лет

Занятия с детьми 3-4 лет по дополнительной общеразвивающей программе проводятся в форме практических занятий, основываясь на особенностях развития детей данного возраста.

темы

Название темы

занятия

Практическое занятие

Всего

I

Чувства. Введение

в мир психологии

1

Знакомство

1

2

Мы все разные

1

3

Волшебные слова

1

4

Моя семья

1

5

Моя радость

1

6

Мои помощники

1

7

Цвета осени

1

II

Чувства нужно

уметь

распознавать

8

Я испугался

1

9

Радость, страх, злость

1

10

Узнаю чувство по голосу

1

11

Узнаю чувство по лицу

1

12

Узнаю чувство по походке

1

III

Полезные чувства: радость, любовь, забота

13

Забота

1

14

Радость, любовь

1

IV

Вредное

чувство - обида

15

Кто как обижается

1

16

Пожалей обиженного

1

V

Ссора. Какие

чувства приводят к ссоре

17

Поссорились – помирились

1

18

Разозлился поссорился

1

19

Помирились все

1

VI

Какие чувства

живут в природе

20

Природа умеет чувствовать

1

21

Природа умеет чувствовать

1

22

Может ли плакать природа?

1

23

Может ли плакать природа?

1

24

Радуюсь вместе с природой

1

25

Итоговое

1

Всего

25

Учебно-тематический план занятий с детьми 4-5 лет

Занятия с детьми 4-5 лет по дополнительной образовательной программе проводятся в форме практических занятий, основываясь на особенностях развития детей данного возраста.

темы

Название темы

занятия

Практическое занятие

Всего

I

Кто я?

1

Я расту, изменяюсь

1

2

Я расту, изменяюсь

1

3

Я мальчик, девочка

1

4

Какие девочки, какие мальчики

1

II

Я хозяин своих

чувств

5

Кто такой хозяин своих чувств?

1

6

Я учусь не драться

1

7

Я учусь не обзывать других

1

8

Я учусь не обижаться

1

9

Можно ли обидеться на маму?

 

10

Ты обиду не держи-

поскорее расскажи

1

III

Мои чувства

11

Страх

1

12

Кто живёт в темноте?

1

13

Злость

1

14

Злость

1

15

Любовь. Я люблю маму –

мама любит меня

1

16

Я люблю папу – папа любит меня

1

17

Я люблю мою семью – моя

семья любит меня

1

18

Я люблю моих друзей –

мои друзья любят меня

1

19

Я люблю всех людей

1

20

Герой и подвиг

1

21

Я люблю мою землю –

Земля любит меня

1

IV

Что такое счастье

22

Страна «Хорошо»

1

23

Что значит быть счастливым?

1

24

Счастье – это «уметь летать»

1

25

Итоговое

1

Всего

25

Учебно-тематический план занятий с детьми 5-6 лет

Занятия с детьми 5-6 лет по дополнительной образовательной программе проводятся в форме практических занятий, основываясь на особенностях развития детей данного возраста.

темы

Название темы

занятия

Практическое занятие

Всего

I

Трудное чувство

«дружба»

1

Что такое дружба?

1

2

Дружба – это помощь

1

3

Кто такой настоящий друг?

1

4

С кем я хочу дружить

1

5

Какие чувства мешают дружить

1

6

Дружба

1

II

Как можно

изменить чувства

другого человека

7

Как помочь грустному человеку

1

8

Как помочь сердитому

человеку

1

III

Герои русского

фольклора –

какие они?

9

Баба Яга

1

10

Баба Яга

1

11

Баба Яга

1

12

Змей Горыныч

1

13

Серый волк

1

14

Серый волк

1

15

Медведь

1

IV

Сильный человек

это человек с

сильной волей

16

Сила человека – это сила его воли

1

17

Сила воли – уметь терпеть

1

V

Школа – это

трудный и

радостный путь к

знаниям

18

Трудности дороги к знанию

1

19

Трудности дороги к знанию

можно преодолеть

1

20

Я преодолею трудности

1

21

В стране знаний

1

22

В стране знаний

1

23

В стране знаний

1

24

Мне скоро в школу

1

25

Итоговое

1

Всего

25

Содержание программы

Впроцессегрупповойработыиспользуютсяприёмы,содержание которыхотвечаетразвивающим,профилактическимикоррекционным задачампрограммы.Восновномэторазработкиавторовпрограммы «ТропинкаксвоемуЯ».Впрограммувключеномного полифункциональных упражнений, с одной стороны, дающих возможность решатьнесколькозадач,сдругой–позволяющихоказыватьнаразных детейразличноевоздействие.Методическиеприёмыклассифицированы потеоретическимоснованиям,формамосуществления,решаемым задачам.

Ролевыеигрыпостроенынапониманиинеобходимостиролевого развитиячеловека.Дляобеспеченияпсихологическогоздоровья необходимоадекватноеролевоеразвитие.Косновнымнарушениям ролевогоразвитияудетейотносятнеумениепереходитьизроливроль, неумение принимать любую роль, неумение продуцировать новые образы, принятиепатологическихролей.Соответственноролевыеметоды проведениязанятийпредполагаютпринятиеребёнкомролей,различных посодержаниюистатусу;проигрываниеролей,противоположных обычным;проигрываниесвоейроливгротескномварианте.Ролевые методы в программе делятся на ролевую гимнастику (ролевые действия и ролевыеобразы)ипсиходрамму.

Дошкольникиначинаютосваиватьролевуюгимнастикусролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить как кошечки,попрыгатькакзайчики).Важнымдлядошкольниковявляется включение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котёнок, злой,радостный),атакжепальчиковыхигр(пальчикамипоходитькак медведи,зайцы).

Длястаршихдошкольниковчащеиспользуютсяролевыеобразы животных (льва и зайца, волка и цыпленка), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабы Яги, Ивана-царевича), социальных и семейныхролей(учителя,директора,мамы,бабушке),неодушевлённых предметов(стола,шкафа,машины).Рольизображаетсяприпомощи мимикиижестов,иногдаозвучивается.

Восновепсиходрамыможетбытьразыгрываниерасправыс пугающими объектами.При этом либо используется смена ролей (ребёнок играет поочерёдно роли нападающего и жертвы), либо создаётся ситуация подвига и включается эмоциональное сопереживание объектам нападения. Крометого,могутбытьдраматическиразыграныили«оживлены» мысленныекартинки,составленныедетьми,илипредложенныеведущим терапевтическиесказки.Достаточноинтересноиэффективнопроходят пальчиковыедраматизации,тоестьразыгрываниеэтюдовилисказок только пальцами.

Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологическоготренингаонеобходимостиособымобразом формироватьсреду,вкоторойстановятсявозможнымипреднамеренные изменения.Этиизменениямогутпроисходитьвсостояниигруппыкак целого, а могут – в состояниях и характеристиках отдельных участников. Однакоизменения,предусматриваемыесоциально-психологическим тренингом, недостаточны для формирования психологического здоровья и не соответствуют возрастным особенностям детей. Поскольку важнейшие необходимыенамизменения–этоформированиесамопринятияи принятиядругихлюдей,дляструктурированияизмененийбылавыбрана структурасамосознанияличностиВ.С.Мухиной,согласнокоторойв самосознаниивыделяетсяимячеловека,притязаниенасоциальное признание,психологическоевремяличности(еёпрошлое,настоящее, будущее),социальноепространство(еёправаиобязанности).Таким образом,впсихогимнастическихиграхудетейформируются:

а) принятие своего имени;

б) принятиесвоихкачествхарактера;

в) принятиесвоегопрошлого,настоящего,будущего;

г) принятие своих прав и обязанностей.

Коммуникативныеигры,используемыевпрограммеделятсянатри группы:

1)игры,направленныенаформированиеудетейуменияувидетьв другом человеке егодостоинства и давать другомувербальное или невербальное «поглаживание»;

2)игрыизадания,способствующиеуглублениюосознаниясферы общения;

3)игры, обучающие умению сотрудничать.

Особое внимание уделяется играм первой группы, так как обычно человек склонен фиксировать своё внимание прежде всего на недостатках другого. Многиелюдиимеюттакназываемые«запретынапоглаживания»,суть которыхявляетсятрудность,аиногдаиневозможностьпродуцирования положительных оценок и принятия положительных оценок других людей.Игрыизадания,направленныенаразвитиепроизвольности.Для дошкольников особенно большое значение имеют игры, способствующие формированиюпроизвольности.Однако,чтобыформирование осознанностиосуществлялосьдостаточноосознанно,поэтомуещё дошкольникам вводятся понятия «хозяин своих чувств», «сила воли». Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».

Вербальныеигрыпредставляютсобойлибопридумываниедетьми окончанияктойилиинойнеобычнойситуации(например:«Что произойдёт, если учительница припрыгает в класс на одной ножке?»), либо коллективноесочинениесказокилиподборразличныхассоциацийк какому-либо слову.

Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее»,посвоему,тогоилииногоживогосуществаилинеживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.

Достаточночастомогутиспользоваться«мысленныекартинки».

Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря, утреннего леса)придумываюткартинку,азатемрассказываютеёгруппе.Задание может усложнятся тем, что детям даётся определённая тема для картинки (например тема дружбы или сто-то очень страшное). Мысленная картинка может«оживляться».Авторкартинкивыбираетдетейнаролигероеви предметовсвоейкартинки,объясняетим,гдестоять,какдвигаться,что говорить.По команде «раз, два, три, картинка оживи» герои и предметы картинкиначинаютдвигаться,затемвседетихлопаютавторуиактёрам картинки.

Заданиясиспользованиемтерапевтическихметафор.Главная особенностьсаморазвития–этото,чтоличностьберётнасебя ответственность за своё развитие. Для этого необходимо, чтобы у человека присутствовалознаниеосвоихресурсахибылдоступкним.Наиболее эффективнымдляэтогознанияявляетсяиспользованиетерапевтических метафор, поскольку уже в самой структуре метафоры заложено обращение кресурсам.Обычновыделяютследующиекомпонентытерапевтической метафоры

-метафорическийконфликт,илипоявлениеситуации,вкоторой герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (непохожести на других, наличия страхов);

- метафорический кризис – наступление невыполняемой для героя ситуации, несущей символику смерти;

-поискинахождениересурсоввнутрисебя–открытиегероемв себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;

-торжествоипраздник–приходситуацииуспеха,признаниесо стороны окружающих.

Чаще всегометафоры соответствуют тому или иному симптому и той или иной трудной для ребёнка ситуации. Помимо снятия симптомов и разрешениятрудныхситуаций,систематическоепредъявлениедетям метафорприведёткусвоениюимиосновнойидеи:всложнойситуации необходимоискатьресурсывнутрисамогосебя,иэтообязательно приведёткуспеху.Такимобразом,уребёнкаформируется«механизм самопомощи»: ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдёшь и наверняка сможешь победить трудности.

Эмоционально-символичекиеметодыосновываютсянапредставлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремлениепсихикикразвитиюипревращениесимволовилиобразцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов,лепкиспособствуетличнойинтеграции.Впрограмме используютсядвеосновныемодификацииэмоционально-символических методов, предложенные Дж. Алланом.

А) Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха,печали,интереса.Какнеобходимыйэтапобсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. Причём на стадиирисованияиногдаисследуютсяиобсуждаютсячувстваимысли, которые не удаётся раскрыть в процессе вербального общения.

Б)Направленноерисование,тоестьрисованиенаопределённые темы.Впрограммеиспользуется рисование при прослушивании терапевтическихметафор.Детямпредлагаетсярисоватьвсё,что навевается метафорой.

Релаксационныеметодыпостроеныкакантиподстресса.Впрограмму включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксацииЭ.Джекобсона,дыхательныеивизуально-кинестетические техники.

Методнервно-мышечнойрелаксациипредполагаетдостижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабленияосновныхмышечныхгрупптела.Издыхательныхтехник используютсяглубокоедыханиеиритмичноедыханиесзадержкой.

Визуально-кинестетическиетехникипредполагаютиспользование визуально-кинестетических образов.

 Методическое обеспечение программы

1. Дидактический материал:

- фотографии с изображением различных эмоциональных состояний;

- подборка игр на эмоционально-волевое развитие, на развитие

коммуникативных навыков, терапевтических сказок;

- карточки с изображением эмоций;

- разрезные картинки;

- аудиозаписи спокойной музыки, звуков природы.

2. Оборудование:

Маски, шапочки, коврики для релаксации, детские стульчики, платочки, игрушки, телефонные трубки, бумага, мячи разного цвета, микрофон, верёвка, барабан, краски, кисточки, карандаши, магнитофон.

3. Список рекомендуемой литературы

Абрамова, Г. С. Возрастная психология [текст] : учебное пособие / Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 704 с.

Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья [текст] : учебное пособие / В. А. Ананьев. – СПб.: Речь, 1998. – 512 с.

Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст] / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.

Войнов, В. Б. Психоневрологическая оценка состояния детей в динамике 1-3 классов [текст] / В. Б. Войнов, А. Ф. Сысоева, И. Ю. Варвулева // Физиология развития человека. – М., 2000. – 140 с.

Дубровина, И. В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [текст] / И. В. Дубровина.– М.: Академия, 1995. – 168 с.

Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков [текст] / И. В. Дубровина. – М.: Академия, 2000. – 256 с.

Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников [текст] / О. М. Дьяченко, Т. Н. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984.

Ермолаева, М. В. Психология развития [текст] / М. В. Ермолаева. – М, 2003. – 246 с.

Мухина, В. С. Таинство детства [текст] / В. С. Мухина. – М.: Владос, 2005. – 362 с.

Никифоров, Г. С. Психология здоровья [текст] : учебник для вузов / Г. С. Никифоров. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.

Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [текст] : учебник / Л. Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.

Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [текст] / Л. Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1995. – 342 с.

Пахальян В. Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей [текст] / В. Э. Пахальян // Прикладная психология. – 2002. – №5-6.

Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст [текст] / В. Э. Пахальян. – М.: Питер, 2006. – 294 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации