Дополнительная общеразвивающая программа «Тропинка к своему Я»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 103»
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей дошкольного возраста
«Тропинка к своему Я»
Составитель:
Елистратова
Ольга Анатольевна,
воспитатель
Новокузнецкий городской округ
2016
Содержание
Пояснительная записка 3
Учебный план программы 7
Учебно-тематический план программы 8
Содержание программы 11
Методическое обеспечение программы 15
Пояснительная записка
Важнаярольвсовременномобразовательномобществеотводится здоровьесберегающимтехнологиям,психолого-педагогическомусопровождению детейвобразовательныхучреждениях,сохранениюиукреплению психологического здоровья.
Быстроменяетсясоциальнаяситуация,увеличивается информационныйпоток,вкоторомнаходятсядети,семьивосновном однодетные, распались дворовые сообщества, снизилась ценность ролевой игры.
Психологическоездоровьеявляетсяусловиемадекватного выполнениячеловекомсвоихвозрастных,социальныхикультурных ролей,обеспечиваетвозможностьнепрерывногоразвитиявтечениевсей его жизни. Психологически здоровый человек – это, прежде всего человек творческий,жизнерадостный,весёлый,открытый,познающийсебяи окружающий мир, адекватно приспосабливающийся как к благоприятным, так и неблагоприятным условиям, воздействиям.
Дополнительнаяобщеразвивающая программа«Тропинкак своемуЯ»направленанасозданиеусловийдлясохраненияи формированияпсихологическогоздоровьядошкольников,обеспечения эмоциональногоблагополучия,развитияадекватногосоциального поведения, формирования положительного самоотношения и отношения к другим людям, раскрытия внутреннего потенциала в разных видах детской деятельности,уменияделатьвыборинестизанегоответственность, готовностикшкольномуобучениюнаначальномэтапеобразования.
Программадополнительногообразования«ТропинкаксвоемуЯ» разработана и реализуется для детей дошкольного возраста с 3 лет до 6 на основепрограммыХухлаевойО.В.,ХухлаевойО.Е.,ПервушинойИ.М. «ТропинкаксвоемуЯ:каксохранитьпсихологическоездоровье дошкольников».
Цель программы – создание условий для сохранения и поддержания психологического здоровья дошкольников.
Задачи:
формировать положительноесамоотношение и принятие других людей;
развить рефлексивные умения;
формировать потребность в саморазвитии;
содействовать социально-коммуникативному развитию детей.
Особенности и новизна образовательной программы в том,что в неё включено много полу функциональных упражнений, с одной стороны, дающих возможность решать несколько задач с другой–позволяющих оказывать на разных детей различное влияние; охватывает все стороны формирования психологического здоровья дошкольников;учитывает гендерные различия. Программу могут реализовать не только педагоги-психологи, но и воспитатели, родители.
Реализация дополнительнойобщеразвивающейпрограммы предусматривает модульное обучение.
Учебные модули:
1.с 1сентября по 31 октября
2.с 8 ноября по 30 декабря
3.с 14 января по 24 марта
4.со 2 апреля по 31 мая
Срокусвоенияпрограммырассчитанна34часа.Единицей измеренияучебноговременииосновнойформойорганизации образовательногопроцессаявляетсязанятие.Режимзанятий воспитанников регламентируется расписанием занятий.
Продолжительность занятия при индивидуальной, подгрупповой и групповой форме обучения устанавливается в зависимости от возрастных ииндивидуальныхособенностейобучающихся,допустимойнагрузкис учетом санитарных норм и правил: для детей от 3 до 4 лет - не более 15 инут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 7 лет - не более 25 минут,для детей школьного возраста- не более 45 минут.
Количествозанятийвнеделюзависитещёиотречевого заключения ребенка. Перерывмежду занятиями10 минут.
Срок реализации данной программы3 года, 29 занятий в год.
Срокреализацииданнойпрограммыможетбытьизмененввиду индивидуальных особенностейи потребностей ребенка.
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия: для детей 3-4 лет – 10-15минут; 4-5 лет – 15-20 минут; 5-6 лет 20 минут.
Форма реализации: групповые развивающие занятия.
Ожидаемые результаты:
3-4 года
Дляотслеживаниярезультативностиобразовательногопроцесса используетсяпромежуточныйконтроль(май)–диагностикапо критериям психологического здоровья (тест «Пиктограммы», наблюдение заэмоциональнымсостояниемдетейвгруппе,методика«Изучение социальных эмоций»).
Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:
ребёнок будет знать своё имя, пол, возраст;
ребёнок будет уметь показать заданную эмоцию;
ребёнокбудетиметьпредставлениеобосновныхэмоциональных состояниях (грусть, злость, обида, радость, забота);
уребёнкабудетсформированаспособностькэмоциональному сопереживанию, состраданию, стремлению помочь другим;
уребёнкабудетсформированоположительноеэмоциональное принятие других людей и уважительное к ним отношение;
ребёнок будет адекватно себя вести в соответствии с окружающими условиями и событиями;
ребёнокрасширитпредставленияожизниживотных,явлениях природы, взаимоотношениях между людьми;
у ребёнка будет сформирована познавательная активность;
ребёнок научится утешать, приласкать тех, кто плачет, кого обидели, мирить поссорившихся;
ребёнок будет понимать своё эмоциональное состояниеи состояние других людей.
4-5 лет
Дляотслеживаниярезультативностиобразовательногопроцесса используетсяпромежуточный контроль (май) – диагностика по критериям психологическогоздоровья(методика«Древожеланий»,методика изучения эмоционального самочувствия ребёнка в группе, тест «Лесенка»).
Ожидаемые результаты к концу второго года обучения:
ребёнок будет знать своё имя, пол, возраст;
ребёнокбудетиметьпредставленияосвоёмпрошлом,настоящем, уметь строить планы на будущее;
ребёнок будет осознавать свои эмоции, чувства, уметь обсуждать их;
ребёнокбудетуметьизбавлятьсяотобид,находитьвыходиз конфликтных ситуаций;
уребёнкабудутформироватьсяморально-волевыеинравственные качества(регуляцияповеденияадекватнообстановке,выдержка, самостоятельность, инициативность);
значимые мотивы поведения начнут преобладать над личными;
ребёнокнаучитсяпередаватьобразычерезмимику,пантомимику, художественно изобразительные средства;
ребёнок будет уметь расслабляться;
уребёнкасформируетсяуважительноеотношениексверстникам, взрослым;
ребёнокполучитнавыкиконструктивного,ненасильственного взаимодействия со сверстниками, саморегуляции;
ребёнок расширит представления о социальных ролях в обществе;
уребёнканаблюдаетсяустойчивыйпознавательныйинтерес, познавательная активность;
ребёноксвободноиестественнобудетпроявляетсвоичувства, эмоции, осознанно регулировать эмоциональные состояния;
ребёнокбудетоказыватьпомощьиподдержкусверстнику,еслитот огорчён, опечален, расстроен, рассержен;
ребёнок будет принимать на себя даже отрицательные роли.
5-6 лет
Для отслеживания результативности образовательного процесса используется итоговый контроль(май)–диагностика по критериям психологического здоровья(методика«Цветик-семицветик»,методика«Какойя?»,методикана исследование самосознания)
Ожидаемые результаты к концу третьего года обучения:
ребёнок принимает своё имя, возраст, пол, своё прошлое, настоящее, будущее, себя и других людей, адекватно воспринимает свои и чужие достоинства и недостатки умеет строить планы на будущее;
ребёнок осознаёт свои эмоции, чувства, уметь обсуждать их;
ребёнок умеет избавляться от обид, находить выход из конфликтных ситуаций;
ребёнокконтролируетсвоёповедениеадекватнообстановке, проявляет выдержку, самостоятельность, инициативность;
у ребёнка преобладают значимые мотивы поведения над личными;
ребёнокумеетнаходитьвтрудныхситуацияхсилывнутрисамого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;
уребёнкасформированоуважительноеотношениексверстникам, взрослым;
ребёнокиспользуетнавыкиконструктивного,ненасильственного взаимодействия со сверстниками, само регуляции;
уребёнкасформированустойчивыйпознавательныйинтерес, познавательная активность, потребность в само изменении;
ребёнок свободно и естественно проявляет свои чувства, эмоции, осознанно регулируeт и контролирует эмоциональные состояния;
ребёнок оказывает помощь и поддержку сверстнику, если тот огорчён, опечален, расстроен, рассержен;
ребёнок принимает на себя роли, даже отрицательные;
ребёнок принимает свои права и обязанности.
Психологическое обследование:
Психологическое обследование проводится 3 раза в год:
Первичная диагностика – проводится при зачислении ребенка.
Промежуточнаяаттестация–проводитсячерез4месяцадля определения динамики и корректировки учебного плана.
Итоговая аттестация–проводится после освоения программы для определения уровня обученности.
Учебный план программы
Учебный план программы с детьми 3-4 лет
№ п/п |
Наименование блоков (разделов) |
Всего часов |
|
1 |
Диагностика |
4 |
|
2 |
Чувства. Введение в мир психологии |
7 |
|
3 |
Чувства нужно уметь распознавать |
5 |
|
4 |
Полезные чувства: радость, любовь, забота |
2 |
|
5 |
Вредное чувство - обида |
2 |
|
6 |
Ссора. Какие чувства приводят к ссоре |
3 |
|
7 |
Какие чувства живут в природе |
6 |
|
Итого |
29 |
Учебный план программы с детьми 4-5 лет
№ п/п |
Наименование блоков (разделов) |
Всего часов |
|
1 |
Диагностика |
4 |
|
2 |
Кто я? |
4 |
|
3 |
Я хозяин своих чувств |
6 |
|
4 |
Мои чувства |
11 |
|
5 |
Что такое счастье |
4 |
|
Итого |
29 |
Учебный план программы с детьми 5-6 лет
№ п/п |
Наименование блоков (разделов) |
Всего часов |
|
1 |
Диагностика |
4 |
|
2 |
Трудное чувство «дружба» |
6 |
|
3 |
Как можно изменить чувства другого человека |
2 |
|
4 |
Герои русского фольклора – какие они? |
7 |
|
5 |
Сильный человек – это человек с сильной волей |
2 |
|
6 |
Школа – это трудный и радостный путь к знаниям |
8 |
|
Итого |
29 |
Учебно-тематический план программы
Учебно-тематический план занятий с детьми 3-4 лет
Занятия с детьми 3-4 лет по дополнительной общеразвивающей программе проводятся в форме практических занятий, основываясь на особенностях развития детей данного возраста.
№ темы |
Название темы |
№ занятия |
Практическое занятие |
Всего |
|
I |
Чувства. Введение в мир психологии |
1 |
Знакомство |
1 |
|
2 |
Мы все разные |
1 |
|||
3 |
Волшебные слова |
1 |
|||
4 |
Моя семья |
1 |
|||
5 |
Моя радость |
1 |
|||
6 |
Мои помощники |
1 |
|||
7 |
Цвета осени |
1 |
|||
II |
Чувства нужно уметь распознавать |
8 |
Я испугался |
1 |
|
9 |
Радость, страх, злость |
1 |
|||
10 |
Узнаю чувство по голосу |
1 |
|||
11 |
Узнаю чувство по лицу |
1 |
|||
12 |
Узнаю чувство по походке |
1 |
|||
III |
Полезные чувства: радость, любовь, забота |
13 |
Забота |
1 |
|
14 |
Радость, любовь |
1 |
|||
IV |
Вредное чувство - обида |
15 |
Кто как обижается |
1 |
|
16 |
Пожалей обиженного |
1 |
|||
V |
Ссора. Какие чувства приводят к ссоре |
17 |
Поссорились – помирились |
1 |
|
18 |
Разозлился поссорился |
1 |
|||
19 |
Помирились все |
1 |
|||
VI |
Какие чувства живут в природе |
20 |
Природа умеет чувствовать |
1 |
|
21 |
Природа умеет чувствовать |
1 |
|||
22 |
Может ли плакать природа? |
1 |
|||
23 |
Может ли плакать природа? |
1 |
|||
24 |
Радуюсь вместе с природой |
1 |
|||
25 |
Итоговое |
1 |
|||
Всего |
25 |
Учебно-тематический план занятий с детьми 4-5 лет
Занятия с детьми 4-5 лет по дополнительной образовательной программе проводятся в форме практических занятий, основываясь на особенностях развития детей данного возраста.
№ темы |
Название темы |
№ занятия |
Практическое занятие |
Всего |
|
I |
Кто я? |
1 |
Я расту, изменяюсь |
1 |
|
2 |
Я расту, изменяюсь |
1 |
|||
3 |
Я мальчик, девочка |
1 |
|||
4 |
Какие девочки, какие мальчики |
1 |
|||
II |
Я хозяин своих чувств |
5 |
Кто такой хозяин своих чувств? |
1 |
|
6 |
Я учусь не драться |
1 |
|||
7 |
Я учусь не обзывать других |
1 |
|||
8 |
Я учусь не обижаться |
1 |
|||
9 |
Можно ли обидеться на маму? |
||||
10 |
Ты обиду не держи- поскорее расскажи |
1 |
|||
III |
Мои чувства |
11 |
Страх |
1 |
|
12 |
Кто живёт в темноте? |
1 |
|||
13 |
Злость |
1 |
|||
14 |
Злость |
1 |
|||
15 |
Любовь. Я люблю маму – мама любит меня |
1 |
|||
16 |
Я люблю папу – папа любит меня |
1 |
|||
17 |
Я люблю мою семью – моя семья любит меня |
1 |
|||
18 |
Я люблю моих друзей – мои друзья любят меня |
1 |
|||
19 |
Я люблю всех людей |
1 |
|||
20 |
Герой и подвиг |
1 |
|||
21 |
Я люблю мою землю – Земля любит меня |
1 |
|||
IV |
Что такое счастье |
22 |
Страна «Хорошо» |
1 |
|
23 |
Что значит быть счастливым? |
1 |
|||
24 |
Счастье – это «уметь летать» |
1 |
|||
25 |
Итоговое |
1 |
|||
Всего |
25 |
Учебно-тематический план занятий с детьми 5-6 лет
Занятия с детьми 5-6 лет по дополнительной образовательной программе проводятся в форме практических занятий, основываясь на особенностях развития детей данного возраста.
№ темы |
Название темы |
№ занятия |
Практическое занятие |
Всего |
|
I |
Трудное чувство «дружба» |
1 |
Что такое дружба? |
1 |
|
2 |
Дружба – это помощь |
1 |
|||
3 |
Кто такой настоящий друг? |
1 |
|||
4 |
С кем я хочу дружить |
1 |
|||
5 |
Какие чувства мешают дружить |
1 |
|||
6 |
Дружба |
1 |
|||
II |
Как можно изменить чувства другого человека |
7 |
Как помочь грустному человеку |
1 |
|
8 |
Как помочь сердитому человеку |
1 |
|||
III |
Герои русского фольклора – какие они? |
9 |
Баба Яга |
1 |
|
10 |
Баба Яга |
1 |
|||
11 |
Баба Яга |
1 |
|||
12 |
Змей Горыныч |
1 |
|||
13 |
Серый волк |
1 |
|||
14 |
Серый волк |
1 |
|||
15 |
Медведь |
1 |
|||
IV |
Сильный человек – это человек с сильной волей |
16 |
Сила человека – это сила его воли |
1 |
|
17 |
Сила воли – уметь терпеть |
1 |
|||
V |
Школа – это трудный и радостный путь к знаниям |
18 |
Трудности дороги к знанию |
1 |
|
19 |
Трудности дороги к знанию можно преодолеть |
1 |
|||
20 |
Я преодолею трудности |
1 |
|||
21 |
В стране знаний |
1 |
|||
22 |
В стране знаний |
1 |
|||
23 |
В стране знаний |
1 |
|||
24 |
Мне скоро в школу |
1 |
|||
25 |
Итоговое |
1 |
|||
Всего |
25 |
Содержание программы
Впроцессегрупповойработыиспользуютсяприёмы,содержание которыхотвечаетразвивающим,профилактическимикоррекционным задачампрограммы.Восновномэторазработкиавторовпрограммы «ТропинкаксвоемуЯ».Впрограммувключеномного полифункциональных упражнений, с одной стороны, дающих возможность решатьнесколькозадач,сдругой–позволяющихоказыватьнаразных детейразличноевоздействие.Методическиеприёмыклассифицированы потеоретическимоснованиям,формамосуществления,решаемым задачам.
Ролевыеигрыпостроенынапониманиинеобходимостиролевого развитиячеловека.Дляобеспеченияпсихологическогоздоровья необходимоадекватноеролевоеразвитие.Косновнымнарушениям ролевогоразвитияудетейотносятнеумениепереходитьизроливроль, неумение принимать любую роль, неумение продуцировать новые образы, принятиепатологическихролей.Соответственноролевыеметоды проведениязанятийпредполагаютпринятиеребёнкомролей,различных посодержаниюистатусу;проигрываниеролей,противоположных обычным;проигрываниесвоейроливгротескномварианте.Ролевые методы в программе делятся на ролевую гимнастику (ролевые действия и ролевыеобразы)ипсиходрамму.
Дошкольникиначинаютосваиватьролевуюгимнастикусролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить как кошечки,попрыгатькакзайчики).Важнымдлядошкольниковявляется включение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котёнок, злой,радостный),атакжепальчиковыхигр(пальчикамипоходитькак медведи,зайцы).
Длястаршихдошкольниковчащеиспользуютсяролевыеобразы животных (льва и зайца, волка и цыпленка), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабы Яги, Ивана-царевича), социальных и семейныхролей(учителя,директора,мамы,бабушке),неодушевлённых предметов(стола,шкафа,машины).Рольизображаетсяприпомощи мимикиижестов,иногдаозвучивается.
Восновепсиходрамыможетбытьразыгрываниерасправыс пугающими объектами.При этом либо используется смена ролей (ребёнок играет поочерёдно роли нападающего и жертвы), либо создаётся ситуация подвига и включается эмоциональное сопереживание объектам нападения. Крометого,могутбытьдраматическиразыграныили«оживлены» мысленныекартинки,составленныедетьми,илипредложенныеведущим терапевтическиесказки.Достаточноинтересноиэффективнопроходят пальчиковыедраматизации,тоестьразыгрываниеэтюдовилисказок только пальцами.
Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологическоготренингаонеобходимостиособымобразом формироватьсреду,вкоторойстановятсявозможнымипреднамеренные изменения.Этиизменениямогутпроисходитьвсостояниигруппыкак целого, а могут – в состояниях и характеристиках отдельных участников. Однакоизменения,предусматриваемыесоциально-психологическим тренингом, недостаточны для формирования психологического здоровья и не соответствуют возрастным особенностям детей. Поскольку важнейшие необходимыенамизменения–этоформированиесамопринятияи принятиядругихлюдей,дляструктурированияизмененийбылавыбрана структурасамосознанияличностиВ.С.Мухиной,согласнокоторойв самосознаниивыделяетсяимячеловека,притязаниенасоциальное признание,психологическоевремяличности(еёпрошлое,настоящее, будущее),социальноепространство(еёправаиобязанности).Таким образом,впсихогимнастическихиграхудетейформируются:
а) принятие своего имени;
б) принятиесвоихкачествхарактера;
в) принятиесвоегопрошлого,настоящего,будущего;
г) принятие своих прав и обязанностей.
Коммуникативныеигры,используемыевпрограммеделятсянатри группы:
1)игры,направленныенаформированиеудетейуменияувидетьв другом человеке егодостоинства и давать другомувербальное или невербальное «поглаживание»;
2)игрыизадания,способствующиеуглублениюосознаниясферы общения;
3)игры, обучающие умению сотрудничать.
Особое внимание уделяется играм первой группы, так как обычно человек склонен фиксировать своё внимание прежде всего на недостатках другого. Многиелюдиимеюттакназываемые«запретынапоглаживания»,суть которыхявляетсятрудность,аиногдаиневозможностьпродуцирования положительных оценок и принятия положительных оценок других людей.Игрыизадания,направленныенаразвитиепроизвольности.Для дошкольников особенно большое значение имеют игры, способствующие формированиюпроизвольности.Однако,чтобыформирование осознанностиосуществлялосьдостаточноосознанно,поэтомуещё дошкольникам вводятся понятия «хозяин своих чувств», «сила воли». Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».
Вербальныеигрыпредставляютсобойлибопридумываниедетьми окончанияктойилиинойнеобычнойситуации(например:«Что произойдёт, если учительница припрыгает в класс на одной ножке?»), либо коллективноесочинениесказокилиподборразличныхассоциацийк какому-либо слову.
Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее»,посвоему,тогоилииногоживогосуществаилинеживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.
Достаточночастомогутиспользоваться«мысленныекартинки».
Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря, утреннего леса)придумываюткартинку,азатемрассказываютеёгруппе.Задание может усложнятся тем, что детям даётся определённая тема для картинки (например тема дружбы или сто-то очень страшное). Мысленная картинка может«оживляться».Авторкартинкивыбираетдетейнаролигероеви предметовсвоейкартинки,объясняетим,гдестоять,какдвигаться,что говорить.По команде «раз, два, три, картинка оживи» герои и предметы картинкиначинаютдвигаться,затемвседетихлопаютавторуиактёрам картинки.
Заданиясиспользованиемтерапевтическихметафор.Главная особенностьсаморазвития–этото,чтоличностьберётнасебя ответственность за своё развитие. Для этого необходимо, чтобы у человека присутствовалознаниеосвоихресурсахибылдоступкним.Наиболее эффективнымдляэтогознанияявляетсяиспользованиетерапевтических метафор, поскольку уже в самой структуре метафоры заложено обращение кресурсам.Обычновыделяютследующиекомпонентытерапевтической метафоры
-метафорическийконфликт,илипоявлениеситуации,вкоторой герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (непохожести на других, наличия страхов);
- метафорический кризис – наступление невыполняемой для героя ситуации, несущей символику смерти;
-поискинахождениересурсоввнутрисебя–открытиегероемв себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;
-торжествоипраздник–приходситуацииуспеха,признаниесо стороны окружающих.
Чаще всегометафоры соответствуют тому или иному симптому и той или иной трудной для ребёнка ситуации. Помимо снятия симптомов и разрешениятрудныхситуаций,систематическоепредъявлениедетям метафорприведёткусвоениюимиосновнойидеи:всложнойситуации необходимоискатьресурсывнутрисамогосебя,иэтообязательно приведёткуспеху.Такимобразом,уребёнкаформируется«механизм самопомощи»: ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдёшь и наверняка сможешь победить трудности.
Эмоционально-символичекиеметодыосновываютсянапредставлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремлениепсихикикразвитиюипревращениесимволовилиобразцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов,лепкиспособствуетличнойинтеграции.Впрограмме используютсядвеосновныемодификацииэмоционально-символических методов, предложенные Дж. Алланом.
А) Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха,печали,интереса.Какнеобходимыйэтапобсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. Причём на стадиирисованияиногдаисследуютсяиобсуждаютсячувстваимысли, которые не удаётся раскрыть в процессе вербального общения.
Б)Направленноерисование,тоестьрисованиенаопределённые темы.Впрограммеиспользуется рисование при прослушивании терапевтическихметафор.Детямпредлагаетсярисоватьвсё,что навевается метафорой.
Релаксационныеметодыпостроеныкакантиподстресса.Впрограмму включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксацииЭ.Джекобсона,дыхательныеивизуально-кинестетические техники.
Методнервно-мышечнойрелаксациипредполагаетдостижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабленияосновныхмышечныхгрупптела.Издыхательныхтехник используютсяглубокоедыханиеиритмичноедыханиесзадержкой.
Визуально-кинестетическиетехникипредполагаютиспользование визуально-кинестетических образов.
Методическое обеспечение программы
1. Дидактический материал:
- фотографии с изображением различных эмоциональных состояний;
- подборка игр на эмоционально-волевое развитие, на развитие
коммуникативных навыков, терапевтических сказок;
- карточки с изображением эмоций;
- разрезные картинки;
- аудиозаписи спокойной музыки, звуков природы.
2. Оборудование:
Маски, шапочки, коврики для релаксации, детские стульчики, платочки, игрушки, телефонные трубки, бумага, мячи разного цвета, микрофон, верёвка, барабан, краски, кисточки, карандаши, магнитофон.
3. Список рекомендуемой литературы
Абрамова, Г. С. Возрастная психология [текст] : учебное пособие / Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 704 с.
Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья [текст] : учебное пособие / В. А. Ананьев. – СПб.: Речь, 1998. – 512 с.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст] / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.
Войнов, В. Б. Психоневрологическая оценка состояния детей в динамике 1-3 классов [текст] / В. Б. Войнов, А. Ф. Сысоева, И. Ю. Варвулева // Физиология развития человека. – М., 2000. – 140 с.
Дубровина, И. В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [текст] / И. В. Дубровина.– М.: Академия, 1995. – 168 с.
Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков [текст] / И. В. Дубровина. – М.: Академия, 2000. – 256 с.
Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников [текст] / О. М. Дьяченко, Т. Н. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984.
Ермолаева, М. В. Психология развития [текст] / М. В. Ермолаева. – М, 2003. – 246 с.
Мухина, В. С. Таинство детства [текст] / В. С. Мухина. – М.: Владос, 2005. – 362 с.
Никифоров, Г. С. Психология здоровья [текст] : учебник для вузов / Г. С. Никифоров. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.
Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [текст] : учебник / Л. Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [текст] / Л. Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1995. – 342 с.
Пахальян В. Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей [текст] / В. Э. Пахальян // Прикладная психология. – 2002. – №5-6.
Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст [текст] / В. Э. Пахальян. – М.: Питер, 2006. – 294 с.