12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мотовилова Ольга Александровна239 Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я познаю мир»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 376
Московского района Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом Протокол № 1 от « 25 » августа 2017 г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом № 72 от «01» сентября 2017 г. Директор ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга _______________ М.А. Дмитриенко |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Я познаю мир»
Вид программы: модифицированная
Направление: социальное
Возраст детей: 4 класс
Составитель : Мотовилова Ольга Александровна
учитель начальных классов.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нормативно - правовая база:
Нормативно – правовыми документами программы являются:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Школа 2100».
9. Национальная образовательная инициатива «Школа 2100».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа курса «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» Москва: «Баласс» 2011г, допущенной Министерством образования.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе и презентациям школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края.
Развитие познавательного интереса учащихся к природе
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от 15 человек.
№ | Название темы | Количество часов |
деят-ти | ||||
всего | ауд | вне ауд. | |||||
Как мы понимаем друг друга | 5ч | Познакомиться с учителем и одноклассниками
Познакомиться и обсудить правила поведения в школе. | |||||
1 | Вводное занятие. Как мы будем учиться. Устав школы. | 1 | 1 | - | |||
2-3 | Школьные правила вежливости. Как вести себя в школе. (Презентация о школе) | 2 | 1 | 1 | |||
4 | Режим дня школьника. Занятость во внеурочное время. (Презентация о школе искусств) | 1 | 1 | ||||
5 | Ты – ученик. Классный коллектив. Выставка фотографий уч-ся | 1 | 1 | ||||
Как мы узнаём, что перед нами | 2ч |
Называть окружающие предметы и их признаки Различать предметы и выделять их признаки | |||||
6 | Что за словом? Игра «Предметы и их признаки» | 1 | 1 | - | |||
7 | Путешествие в Угадайку. КТД Конкурс загадок | 1 | - | 1 | |||
Времена года | 4ч |
Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» | |||||
8 | Осенние посиделки. Выставка плодов садов и огородов «Осенняя ярмарка» | 1 | 1 | ||||
9 | Зимушка-зима. Конкурс стихов русских поэтов о зиме. | 1 | 1 | ||||
10 | Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. Масленица. | 1 | 1 | ||||
11 | Весёлое лето. Концерт. Презентация «Кто где отдыхал» | 1 | 1 | - | |||
Как ты узнаёшь мир | 3ч |
Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются . | |||||
12 | Глаза – главные помощники человека. Игра «Угадай на ощупь» | 1 | 1 | ||||
13 | Память и ум – помощники человека. Игра «Угадай что изменилось» | 1 | 1 | ||||
14 | Жить – с книгою дружить. КТД Экскурсия в школьную библиотеку | 1 | 1 | ||||
Твоя семья и друзья | 3ч | Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой . | |||||
15 | Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. Семейная презентация. | 1 | - | 1 | |||
16 | Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | 1 | ||||
17 | Без друга в жизни туго. Мои друзья | 1 | 1 | - | |||
Что нас окружает | 7ч | Экскурсия по Тольятти.
Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.
Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии.
Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний | |||||
18 | Мой город Тольятти. Достопримечательности города. Презентация. История города Тольятти. | 1 | 1 | ||||
19 | Мы – пешеходы. Улицы и дороги нашего города. | 1 | - | 1 | |||
20 | Что такое профессия? Какие бывают профессии? Выступление агитбригад по защите профессий. | 1 | 1 | - | |||
21 | Из чего что сделано? | 1 | 1 | - | |||
22 | Водица-царица. (Три состояния воды) Загадки о воде. | 1 | - | 1 | |||
23 | Транспорт. Мы – пассажиры. Сюжетно-ролевая игра «Как вести себя в общественном транспорте» | 1 | - | 1 | |||
24 | Мой путь от дома до школы. Составление схемы безопасного пути из дома до школы. КТД | 1 | 1 | - | |||
Живые обитатели планеты | 8ч | Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.)
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе. | |||||
25 | Живое и неживое. Жизнь животных и растений. Вымирающие организмы. | 1 | 1 - | ||||
26 | Какие бывают растения? Какие бывают животные? | 1 | 1 | - | |||
27 | Виртуальное путешествие по зоопарку. | 1 | 1 | ||||
28 | Домашние любимцы и комнатные растения. Презентация о домашних животных | 1 | 1 | - | |||
29 | Собака – верный друг человека. Просмотр фильма «Белый Бим черное ухо» | 1 | 1 | - | |||
30 | Строение тела человека. | 1 | 1 | - | |||
31 | Правила поведения в природе. | 1 | 1 | ||||
32 | Земля – наш общий дом. История Земли. | 1 | 1 | - | |||
Итоговое занятие | 1ч | ||||||
33 | Итоговое занятие Игра «Поле чудес» | 1 | - | 1 |
№ п/п | Название темы | Всего | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |||||||||||
ауд | вне ауд | ||||||||||||||
НАША ПЛАНЕТА | |||||||||||||||
35. | Мир живой и неживой природы. | 1 | 1 | ||||||||||||
36. | Вещи и вещества. Разнообразие веществ. | 1 | 1 | ||||||||||||
37. | Как без часов определить время суток? Народная мудрость. | 1 | 1 | Ориентироватьсяна местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий.
Извлекатьнеобходимую информацию о планетах Солнечной системы. | |||||||||||
38. | Форма Земли. | 1 | 1 | ||||||||||||
39. | О чём рассказывает Глобус. Глобус и карта. | 1 | 1 | ||||||||||||
40. | Викторина «Занимательная география» | 1 | 1 | ||||||||||||
41. | Звёзды, созвездия, планеты. Презентация. | 1 | 1 | ||||||||||||
42. | Земное притяжение. | 1 | 1 | Характеризоватьвлияние притяжения Земли на земные явления . | |||||||||||
43. | Почему день сменяется ночью? | 1 | 1 | Сравнивать и различать день и ночь. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года | |||||||||||
44. | Почему бывает лето? | 1 | 1 | ||||||||||||
45. | Где живут белые медведи и слоны? | 1 | 1 | ||||||||||||
46. | Прозрачный невидимка (воздух) | 1 | 1 | Наблюдать погоду и описывать её состояния Измерятьтемпературу воздуха, воды с помощью термометра Дневник наблюдений. Сравниватьпогоду и климат | |||||||||||
47. | Создание проекта «Солнечная система» | 1 | 1 | ||||||||||||
48. | Виртуальное путешествие по карте России. | 1 | 1 | Моделироватьформы поверхности из песка, глины или пластилина . | |||||||||||
49. | Адрес на глобусе и карте. | 1 | 1 | ||||||||||||
50. | Что обозначают на карте с помощью цвета? | 1 | 1 | ||||||||||||
51. | Путешествие по материкам и океанам. Поверхность океана. Глубины океана. | 1 | 1 | ||||||||||||
52. | Куда текут реки? Коралловые рифы. Берега. | 1 | 1 | Сравнивать и различатьразные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. | |||||||||||
53. | Как рождаются горы? Жизнь в горном климате. Изолированная жизнь. | 1 | 1 | ||||||||||||
54. | Моря и острова. Жизнь на островах. | 1 | 1 | ||||||||||||
55. | Обитатели морей. Рыбы. | 1 | 1 | ||||||||||||
56. | Проект «Моя страна» | 1 | 1 | ||||||||||||
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ | |||||||||||||||
57. |
Великий круговорот жизни. | 1 | 1 | Характеризоватьэкосистемы | |||||||||||
58. | Путешествие по природным зонам. | 1 | 1 | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон
Находить на карте изученные природные зоны
Обсуждатьособенности 2-3 стран мира
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте
| |||||||||||
59. | Красная книга. Странички из Красной книги по Самарской области. | 1 | 1 | ||||||||||||
60. | Жизнь леса. Лесная подстилка. | 1 | 1 | ||||||||||||
61. | Хрупкая природа степей и пустынь. Выживание при засухе. | 1 | 1 | ||||||||||||
62.
| Где растут тропические леса. | 1 | 1 | ||||||||||||
63. |
Жизнь в горах. | 1 | 1 | ||||||||||||
64. |
Путешествуем по Европе. . | 1 | 1 | ||||||||||||
65. | Страны Африки и Америки. | 1 | 1 | ||||||||||||
66. | Австралия. Антарктида. Арктика. | 1 | 1 | Показыватьтерриторию России, ее государственную границу Находить на карте России родной регион. | |||||||||||
67. | Моя Родина – Россия. | 1 | 1 | ||||||||||||
68. | Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» | 1 | 1 | ||||||||||||
Тема | Всего | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся: | |||
ауд. | вне ауд. | |||||
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ | 3 ч | |||||
69. | Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? | 1 | 1 | Приводить примерывеществ Сравнивать, различать и характеризоватьтвёрдые тела, жидкости и газы | ||
70. | Энергия. Что происходит при превращении энергии. | 1 | 1 | |||
71. | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | 1 | 1 | |||
72. | Итоговое занятие « Что? Где? Когда?» | 1 |
| |||
|
|