Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я познаю мир» (1 класс)

2
0
Материал опубликован 25 February 2018

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 376

Московского района Санкт-Петербурга 


 

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

Протокол № 1

от « 25 » августа 2017 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом № 72 от «01» сентября 2017 г.

Директор ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга

_______________ М.А. Дмитриенко


 


 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Я познаю мир»


 


 


 

Вид программы: модифицированная

Направление: социальное

Возраст детей: 4 класс


 


 


 

Составитель : Мотовилова Ольга Александровна

учитель начальных классов.


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


 

Нормативно - правовая база:

Нормативно – правовыми документами программы являются:

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010

7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010

8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Школа 2100».

9. Национальная образовательная инициатива «Школа 2100».

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;


 


 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


 

Программа курса «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов:

целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа курса «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» Москва: «Баласс» 2011г, допущенной Министерством образования.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.

Особое место в реализации программы отводится проектной работе и презентациям школьников.

В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.


 

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.


 

Задачи:

Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

Изучение природы родного края.

Развитие познавательного интереса учащихся к природе

Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от 15 человек.


 


 


 


 


 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


 


 

Название темы

 

Количество часов



Характеристика

деят-ти

всего

ауд

вне

ауд.

 
 

Как мы понимаем друг друга

   

Познакомиться с учителем и одноклассниками


 


 

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе.

1

Вводное занятие. Как мы будем учиться. Устав школы.

1

1

-

2-3

Школьные правила вежливости. Как вести себя в школе. (Презентация о школе)

2

1

1

4

Режим дня школьника. Занятость во внеурочное время. (Презентация о школе искусств)

1

 

1

5

Ты – ученик. Классный коллектив.

Выставка фотографий уч-ся

1

 

1

 

Как мы узнаём, что перед нами

   


 

Называть окружающие предметы и их признаки

Различать предметы и выделять их признаки

6

Что за словом? Игра «Предметы и их признаки»

1

1

-

7

Путешествие в Угадайку. КТД

Конкурс загадок

1

-

1

 

Времена года

   


 

Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»

8

Осенние посиделки. Выставка плодов садов и огородов «Осенняя ярмарка»

1

 

1

9

Зимушка-зима. Конкурс стихов русских поэтов о зиме.

1

 

1

10

Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. Масленица.

1

 

1

11

Весёлое лето. Концерт. Презентация «Кто где отдыхал»

1

1

-

 

Как ты узнаёшь мир

   


 

Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются

.

12

Глаза – главные помощники человека. Игра «Угадай на ощупь»

1

1

 

13

Память и ум – помощники человека. Игра «Угадай что изменилось»

1

1

 

14

Жить – с книгою дружить. КТД

Экскурсия в школьную библиотеку

1

 

1

 

Твоя семья и друзья

   

Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.


 

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой .

15

Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. Семейная презентация.

1

-

1

16

Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?

1

 

1

17

Без друга в жизни туго. Мои друзья

1

1

-

 

Что нас окружает

   

Экскурсия по Тольятти.


 

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.


 

Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии.


 


 


 

Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний

18

Мой город Тольятти. Достопримечательности города. Презентация.

История города Тольятти.

1

 

1

19

Мы – пешеходы. Улицы и дороги нашего города.

1

-

1

20

Что такое профессия? Какие бывают профессии? Выступление агитбригад по защите профессий.

1

1

-

21

Из чего что сделано?

1

1

-

22

Водица-царица. (Три состояния воды) Загадки о воде.

1

-

1

23

Транспорт. Мы – пассажиры. Сюжетно-ролевая игра «Как вести себя в общественном транспорте»

1

-

1

24

Мой путь от дома до школы. Составление схемы безопасного пути из дома до школы. КТД

1

1

-

 

Живые обитатели планеты

   

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.)


 

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.


 

Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.

25

Живое и неживое. Жизнь животных и растений. Вымирающие организмы.

1

 

1 -

26

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

1

1

-

27

Виртуальное путешествие по зоопарку.

1

 

1

28

Домашние любимцы и комнатные растения. Презентация о домашних животных

1

1

-

29

Собака – верный друг человека. Просмотр фильма «Белый Бим черное ухо»

1

1

-

30

Строение тела человека.

1

1

-

31

Правила поведения в природе.

1

 

1

32

Земля – наш общий дом. История Земли.

1

1

-

 

Итоговое занятие

   

33

Итоговое занятие Игра «Поле чудес»

1

-

1


 


 


 

№ п/п

Название темы

Всего

Кол-во

часов

Характеристика

деятельности учащихся

ауд

вне

ауд

 

НАША ПЛАНЕТА

       

35.

Мир живой и неживой природы.

1

 

1

 

36.

Вещи и вещества.

Разнообразие веществ.

1

 

1

37.

Как без часов определить время суток? Народная мудрость.

1

 

1

Ориентироватьсяна местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий.


 


 


 


 


 

Извлекатьнеобходимую информацию о планетах Солнечной системы.

38.

Форма Земли.

1

 

1

39.

О чём рассказывает Глобус. Глобус и карта.

1

1

 

40.

Викторина «Занимательная география»

1

1

 

41.

Звёзды, созвездия, планеты. Презентация.

1

1

 

42.

Земное притяжение.

1

 

1

Характеризоватьвлияние притяжения Земли на земные явления .

43.

Почему день сменяется ночью?

1

1

 

Сравнивать и различать день и ночь.

Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года

44.

Почему бывает лето?

1

1

 

45.

Где живут белые медведи и слоны?

1

1

 

46.

Прозрачный невидимка (воздух)

1

 

1

Наблюдать погоду и описывать её состояния

Измерятьтемпературу воздуха, воды с помощью термометра

Дневник наблюдений.

Сравниватьпогоду и климат

47.

Создание проекта «Солнечная система»

1

1

 

48.

Виртуальное путешествие по карте России.

1

1

 

Моделироватьформы поверхности из песка, глины или пластилина .

49.

Адрес на глобусе и карте.

1

1

 

50.

Что обозначают на

карте с помощью цвета?

1

1

 

51.

Путешествие по материкам и океанам. Поверхность океана. Глубины океана.

1

1

 

52.

Куда текут реки? Коралловые рифы. Берега.

1

1

 

Сравнивать и различатьразные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности.

Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.

53.

Как рождаются горы? Жизнь в горном климате. Изолированная жизнь.

1

1

 

54.

Моря и острова. Жизнь на островах.

1

1

 

55.

Обитатели морей. Рыбы.

1

1

 

56.

Проект «Моя страна»

1

1

   
 

ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

       


 

57.


 

Великий круговорот жизни.

1

 

1

Характеризоватьэкосистемы

58.

Путешествие по природным зонам.

1

1

 

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон


 

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон


 

Находить на карте изученные природные зоны


 

Обсуждатьособенности 2-3 стран мира


 

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте


 

59.

Красная книга. Странички из Красной книги по Самарской области.

1

 

1

60.

Жизнь леса. Лесная подстилка.

1

1

 

61.

Хрупкая природа степей и пустынь.

Выживание при засухе.

1

 

1

62.


 

Где растут тропические леса.

1

1

 

63.


 

Жизнь в горах.

1

1

 


 

64.


 

Путешествуем по Европе.

.

1

1

 

65.

Страны Африки и Америки.

1

1

   

66.

Австралия. Антарктида. Арктика.

1

1

 

Показыватьтерриторию России, ее государственную границу

Находить на карте России родной регион.

67.

Моя Родина – Россия.

1

1

 

68.

Земля – наш общий дом.

Проект «Всемирная выставка»

1

1

 
           


 


 


 


 


 

 

Тема

Всего

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся:

ауд.

вне

ауд.

 

ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ

3 ч

     

69.

Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?

1

1

 

Приводить примерывеществ

Сравнивать, различать и характеризоватьтвёрдые тела, жидкости и газы

70.

Энергия. Что происходит при превращении энергии.

1

 

1

71.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

1

 

1

72.

Итоговое занятие « Что? Где? Когда?»

1

   


 


 


 

       


я познаю мир
DOCX / 46.46 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации