Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я познаю мир» (1 класс)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 376
Московского района Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом Протокол № 1 от « 25 » августа 2017 г. |
УТВЕРЖДЕНА Приказом № 72 от «01» сентября 2017 г. Директор ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга _______________ М.А. Дмитриенко |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Я познаю мир»
Вид программы: модифицированная
Направление: социальное
Возраст детей: 4 класс
Составитель : Мотовилова Ольга Александровна
учитель начальных классов.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нормативно - правовая база:
Нормативно – правовыми документами программы являются:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Школа 2100».
9. Национальная образовательная инициатива «Школа 2100».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа курса «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» Москва: «Баласс» 2011г, допущенной Министерством образования.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе и презентациям школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края.
Развитие познавательного интереса учащихся к природе
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от 15 человек.
№ |
Название темы |
Количество часов |
деят-ти |
||||
всего |
ауд |
вне ауд. |
|||||
Как мы понимаем друг друга |
5ч |
Познакомиться с учителем и одноклассниками
Познакомиться и обсудить правила поведения в школе. |
|||||
1 |
Вводное занятие. Как мы будем учиться. Устав школы. |
1 |
1 |
- |
|||
2-3 |
Школьные правила вежливости. Как вести себя в школе. (Презентация о школе) |
2 |
1 |
1 |
|||
4 |
Режим дня школьника. Занятость во внеурочное время. (Презентация о школе искусств) |
1 |
1 |
||||
5 |
Ты – ученик. Классный коллектив. Выставка фотографий уч-ся |
1 |
1 |
||||
Как мы узнаём, что перед нами |
2ч |
Называть окружающие предметы и их признаки Различать предметы и выделять их признаки |
|||||
6 |
Что за словом? Игра «Предметы и их признаки» |
1 |
1 |
- |
|||
7 |
Путешествие в Угадайку. КТД Конкурс загадок |
1 |
- |
1 |
|||
Времена года |
4ч |
Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» |
|||||
8 |
Осенние посиделки. Выставка плодов садов и огородов «Осенняя ярмарка» |
1 |
1 |
||||
9 |
Зимушка-зима. Конкурс стихов русских поэтов о зиме. |
1 |
1 |
||||
10 |
Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. Масленица. |
1 |
1 |
||||
11 |
Весёлое лето. Концерт. Презентация «Кто где отдыхал» |
1 |
1 |
- |
|||
Как ты узнаёшь мир |
3ч |
Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются . |
|||||
12 |
Глаза – главные помощники человека. Игра «Угадай на ощупь» |
1 |
1 |
||||
13 |
Память и ум – помощники человека. Игра «Угадай что изменилось» |
1 |
1 |
||||
14 |
Жить – с книгою дружить. КТД Экскурсия в школьную библиотеку |
1 |
1 |
||||
Твоя семья и друзья |
3ч |
Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой . |
|||||
15 |
Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. Семейная презентация. |
1 |
- |
1 |
|||
16 |
Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? |
1 |
1 |
||||
17 |
Без друга в жизни туго. Мои друзья |
1 |
1 |
- |
|||
Что нас окружает |
7ч |
Экскурсия по Тольятти.
Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.
Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии.
Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний |
|||||
18 |
Мой город Тольятти. Достопримечательности города. Презентация. История города Тольятти. |
1 |
1 |
||||
19 |
Мы – пешеходы. Улицы и дороги нашего города. |
1 |
- |
1 |
|||
20 |
Что такое профессия? Какие бывают профессии? Выступление агитбригад по защите профессий. |
1 |
1 |
- |
|||
21 |
Из чего что сделано? |
1 |
1 |
- |
|||
22 |
Водица-царица. (Три состояния воды) Загадки о воде. |
1 |
- |
1 |
|||
23 |
Транспорт. Мы – пассажиры. Сюжетно-ролевая игра «Как вести себя в общественном транспорте» |
1 |
- |
1 |
|||
24 |
Мой путь от дома до школы. Составление схемы безопасного пути из дома до школы. КТД |
1 |
1 |
- |
|||
Живые обитатели планеты |
8ч |
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.)
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе. |
|||||
25 |
Живое и неживое. Жизнь животных и растений. Вымирающие организмы. |
1 |
1 - |
||||
26 |
Какие бывают растения? Какие бывают животные? |
1 |
1 |
- |
|||
27 |
Виртуальное путешествие по зоопарку. |
1 |
1 |
||||
28 |
Домашние любимцы и комнатные растения. Презентация о домашних животных |
1 |
1 |
- |
|||
29 |
Собака – верный друг человека. Просмотр фильма «Белый Бим черное ухо» |
1 |
1 |
- |
|||
30 |
Строение тела человека. |
1 |
1 |
- |
|||
31 |
Правила поведения в природе. |
1 |
1 |
||||
32 |
Земля – наш общий дом. История Земли. |
1 |
1 |
- |
|||
Итоговое занятие |
1ч |
||||||
33 |
Итоговое занятие Игра «Поле чудес» |
1 |
- |
1 |
№ п/п |
Название темы |
Всего |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|||||||||||
ауд |
вне ауд |
||||||||||||||
НАША ПЛАНЕТА |
|||||||||||||||
35. |
Мир живой и неживой природы. |
1 |
1 |
||||||||||||
36. |
Вещи и вещества. Разнообразие веществ. |
1 |
1 |
||||||||||||
37. |
Как без часов определить время суток? Народная мудрость. |
1 |
1 |
Ориентироватьсяна местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий.
Извлекатьнеобходимую информацию о планетах Солнечной системы. |
|||||||||||
38. |
Форма Земли. |
1 |
1 |
||||||||||||
39. |
О чём рассказывает Глобус. Глобус и карта. |
1 |
1 |
||||||||||||
40. |
Викторина «Занимательная география» |
1 |
1 |
||||||||||||
41. |
Звёзды, созвездия, планеты. Презентация. |
1 |
1 |
||||||||||||
42. |
Земное притяжение. |
1 |
1 |
Характеризоватьвлияние притяжения Земли на земные явления . |
|||||||||||
43. |
Почему день сменяется ночью? |
1 |
1 |
Сравнивать и различать день и ночь. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года |
|||||||||||
44. |
Почему бывает лето? |
1 |
1 |
||||||||||||
45. |
Где живут белые медведи и слоны? |
1 |
1 |
||||||||||||
46. |
Прозрачный невидимка (воздух) |
1 |
1 |
Наблюдать погоду и описывать её состояния Измерятьтемпературу воздуха, воды с помощью термометра Дневник наблюдений. Сравниватьпогоду и климат |
|||||||||||
47. |
Создание проекта «Солнечная система» |
1 |
1 |
||||||||||||
48. |
Виртуальное путешествие по карте России. |
1 |
1 |
Моделироватьформы поверхности из песка, глины или пластилина . |
|||||||||||
49. |
Адрес на глобусе и карте. |
1 |
1 |
||||||||||||
50. |
Что обозначают на карте с помощью цвета? |
1 |
1 |
||||||||||||
51. |
Путешествие по материкам и океанам. Поверхность океана. Глубины океана. |
1 |
1 |
||||||||||||
52. |
Куда текут реки? Коралловые рифы. Берега. |
1 |
1 |
Сравнивать и различатьразные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. |
|||||||||||
53. |
Как рождаются горы? Жизнь в горном климате. Изолированная жизнь. |
1 |
1 |
||||||||||||
54. |
Моря и острова. Жизнь на островах. |
1 |
1 |
||||||||||||
55. |
Обитатели морей. Рыбы. |
1 |
1 |
||||||||||||
56. |
Проект «Моя страна» |
1 |
1 |
||||||||||||
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ |
|||||||||||||||
57. |
Великий круговорот жизни. |
1 |
1 |
Характеризоватьэкосистемы |
|||||||||||
58. |
Путешествие по природным зонам. |
1 |
1 |
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон
Находить на карте изученные природные зоны
Обсуждатьособенности 2-3 стран мира
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте
|
|||||||||||
59. |
Красная книга. Странички из Красной книги по Самарской области. |
1 |
1 |
||||||||||||
60. |
Жизнь леса. Лесная подстилка. |
1 |
1 |
||||||||||||
61. |
Хрупкая природа степей и пустынь. Выживание при засухе. |
1 |
1 |
||||||||||||
62.
|
Где растут тропические леса. |
1 |
1 |
||||||||||||
63. |
Жизнь в горах. |
1 |
1 |
||||||||||||
64. |
Путешествуем по Европе. . |
1 |
1 |
||||||||||||
65. |
Страны Африки и Америки. |
1 |
1 |
||||||||||||
66. |
Австралия. Антарктида. Арктика. |
1 |
1 |
Показыватьтерриторию России, ее государственную границу Находить на карте России родной регион. |
|||||||||||
67. |
Моя Родина – Россия. |
1 |
1 |
||||||||||||
68. |
Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» |
1 |
1 |
||||||||||||
Тема |
Всего |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся: |
|||
ауд. |
вне ауд. |
|||||
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ |
3 ч |
|||||
69. |
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? |
1 |
1 |
Приводить примерывеществ Сравнивать, различать и характеризоватьтвёрдые тела, жидкости и газы |
||
70. |
Энергия. Что происходит при превращении энергии. |
1 |
1 |
|||
71. |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» |
1 |
1 |
|||
72. |
Итоговое занятие « Что? Где? Когда?» |
1 |
|
|||
|
|