12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарабрина Екатерина Владимировна49
Россия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,

НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»

(ГБУ ДО КК «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»)




Принята на заседании

педагогического совета

ГБУ ДО КК «Дворец творчества»

от «___» _____________2020 г.

Протокол №___


Утверждаю

Директор ГБУ ДО КК

«Дворец творчества»

___________________ Л.М.Величко

«______»_________20____г.






ПРОЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«Тропинка к своему Я»



Уровень программы: ознакомительный


Срок реализации программы: 1 год (36 ч.)


Возрастная категория: 12-14 лет


Вид программы: модифицированная





Автор-составитель:

Тарабрина Екатерина Владимировна,

ст. методист

ГБУ ДО КК «Дворец творчества»






г. Краснодар, 2020



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


«Тропинка к своему Я»

1.

Возраст учащихся


12-14 лет

2.

Срок обучения


3 месяца

3.

Количество часов (общее)


36

4.

Количество часов в год


36

5.

ФИО педагога

Педагог с высшим или средним педагогическим образованием соответствующей квалификацией

6.

Продолжительность одного занятия
(по САНПИНу)

45 минут

7.

Количество часов в день


2 часа

8.

Периодичность занятий (в неделю)


2 раза



















СОДЕРЖАНИЕ



Название раздела

Страницы


ВВЕДЕНИЕ

4

1.

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

4

1.1.

Пояснительная записка

4

1.2.

Цель и задачи программы

6

1.3.

Содержание программы

7

1.3.1.

Учебный план

7

1.3.2.

Содержание учебного плана

10

1.4.

Планируемые результаты

15

2.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

16

2.1.

Календарный учебный график

16

2.2.

Условия реализации программы

27

2.3.

Формы аттестации

28

2.4.

Оценочные материалы

30

2.5.

Методические материалы

30

2.6.

Список литературы

39

2.6.1.

Список литературы для педагога

39

2.6.2.

Список литературы для детей

40

ВВЕДЕНИЕ

Одной из главных задач модернизации российского образования является обеспечение современного качества образования. Понятие качества образования определяет образовательный процесс как развитие, становление личности, способностей к самостоятельным созидательным действиям, реализации своих способностей, развитию и совершенствованию своих способностей в социокультурной среде. В решении этой задачи важная роль отведена дополнительному образованию детей как наиболее эффективной форме развития склонностей, способностей, интересов, социального самоопределения детей. Одно из особых мест в системе дополнительного образования детей занимает социально-педагогическая направленность. Как показали последние десятилетия, потенциально занятия изобразительной деятельностью способны предоставить благоприятные условия для разностороннего социально-культурного и художественного развития ребенка. Это обусловлено тем, что образовательный процесс базируется на личностно-ориентированных и личностно-детерминированных концепциях, а достаточно гибкая структура ГБУ ДО КК «Дворец творчества» позволяет довольно быстро перестроиться в соответствии с требованиями времени и спецификой дополнительного образования детей, направленного на развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.

Также одной из важнейших задач любого государства является формирование личности будущего гражданина. В подростковом возрасте происходит формирование гражданских и нравственных качеств, общение, дружба и всестороннее развитие личности. Умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на собственный жизненный опыт необходимо научиться будущему гражданину. Для формирования этих умений недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность во всех областях, в том числе и на рынке труда зависит от активности самого человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности.

Именно социальное проектирование позволяет учащемуся решать основные задачи социализации: формировать свою Я – концепцию и мировоззрение; устанавливать способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Появившаяся у учащихся возможность принимать участие в разработке и реализации собственного проекта привлекает все больше и больше ребят. При опытном руководстве лидеров сформированные детские объединения самостоятельно подготавливают новые проекты, тем самым привнося в мир новые тенденции.





4

1. Раздел №1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

1.1.Пояснительная записка

Согласно Закону Об образовании в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3: в редакции от 31.07.2020 г.

«В дополнительном образовании к основным социально-педагогическим задачам относят:

- обеспечение необходимых условий (обучения и воспитания) для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого развития детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

- адаптация их к жизни в социуме;

- формирование общей культуры поведения;

- организация досуговой деятельности ребенка (подростка);

- удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Тропинка к своему Я» (далее - Программа) имеет социально - педагогическую направленность и относится к группе социокультурных программ дополнительного образования, которые в свою очередь направлены на осмысление себя и окружающее социокультурное пространство, на саморазвитие личности, а также возможности реального включения ребенка в социокультурную среду. Формируют лидерские и коммуникативные качества, организаторскую грамотность, развивают социальную активность и творчество. При ее реализации создаются условия для разработки и реализации социальных проектов, включая проекты волонтерской деятельности. Программа ориентирована на формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, социокультурную адаптацию в коллективе.

Программа является модифицированной. Она составлена на основе следующих программ: Образовательная программа дополнительного образования детей «Социальная реклама и проектная деятельность» социально-педагогической направленности Кошаровская Е.И., педагог дополнительного образования, Случаева А.В., методист, г. Санкт-Петербург; Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лидер и карьера» социально педагогической направленности ПДО Викуловой Н.В., г. Калачинск, 2018 г. и МБОУ «гимназии № 64 им. В.А. Котельникова» города Липецка дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развитие».

Программа составлена с учетом следующих учебных пособий:

Крайнов Г.Н. Проектирование рекламной кампании: Учебное пособие. — М.: МГУПС (МИИТ), 2016. — 181 с.;

Лидерство и управление командой: учебное пособие /сост. Фадеева В.Н.; Томский политехнический университет. − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – 188 с.;

Беланкина Д.А. Учебное пособие. Социальная реклама как средство привлечения внимания к проблеме плагиата в ВУЗе. Екатеринбург, 2019 г. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12269/2/Belankina.pdf



Отличительной особенностью программы от программы «Социальная реклама и проектная деятельность» является:

- изменение в разделе «Содержание программы» (введение новых тем в Учебный план, корректировка имеющихся, изменения в количестве часов для изучения тем);

- в структурировании тем по разделам;

- в ведении Критериев оценки учебных результатов программы;

- в ведении раздела Методическое обеспечение;

- в ведении Списка литературы и Интернет-ресурсов;

-в разработке Диагностической карты учащегося;

- в изменении возрастного состава учащихся.


Новизна программы заключается в том, что программа "Тропинка к своему Я" предоставляет учащимся подросткам возможность опробовать себя и свои лидерские качества через игры и творчество, почувствовать себя востребованными (подготовка социального проекта, участие в социальной акции).

Основная идея данной программы заключается в том, чтобы предоставить подросткам возможность реализовать себя в различных видах деятельности - предложить альтернативу тому, что характеризует их как не сформировавшуюся еще личность или даже порой как асоциальных членов общества.

Наша образовательная система поможет создать благоприятную среду для формирования полноценной личности ребенка. А это, в свою очередь, поможет ребятам успешно противостоять неблагоприятному влиянию уличных компаний и всякого рода асоциальных групп. При этом можно говорить не только о профилактике девиантного поведения благополучных детей, но и о программировании их будущего благополучного социального статуса.


Условия, созданные в ГБУ ДО КК «Дворец творчества» для воспитания и обучения детей, дают большие возможности для достижения успешности, удачном поиске своего Я, в том виде деятельности, к которому у ребенка есть соответствующие способности.


Актуальность программы заключается в её востребованности сегодняшним временем, когда вопрос о духовно-нравственном становлении подрастающего поколения стоит особенно остро.

В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается «…развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решение в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально-экономическое процветание». В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи. Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будет способствовать развитию социально-значимых качеств ребят, формированию у них активной жизненной позиции.

Важное место в системе современного воспитания детей и молодежи занимает социальная проектная добровольческая деятельность. Социальный проект (социальная реклама, волонтерство), как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании, является одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у учащихся социального опыта, воспитания гуманности и морально-нравственных ценностей.

На государственном уровне привлечению детей социальной деятельности придается особое значение.

- в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». (распоряжение Правительства от 29 мая 2015 г. № 996-р) стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

- в «Концепции развития дополнительного образования детей» указывается на необходимость развития системы дополнительного образования детей, подчеркивается важность их включения в социально-значимую деятельность.

Реализация программ, связанных с социально-педагогической деятельностью, создание учащимися социальных проектов является важнейшим инструментом формирования у учащихся активной гражданской позиции и ответственности.

В связи с этим разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Тропинка к своему Я», направленная на подготовку учащихся к такой деятельности является актуальной.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что знания, которые усваиваются в подростковом возрасте, служат средством постижения действительности. Активное и осознанное усвоение материала способствует формированию мировоззрения личности.

Участие подростка в социально ценной деятельности способно вызвать позитивные изменения личности. Подготовка и реализация социального проекта предоставляет учащимся возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести необходимые навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства или здоровой исполнительской деятельности; овладеть полезными социально-практическими навыками напрямую не относящихся к профессиональному выбору человека, но важными для жизни.

Учащиеся, прошедшие курс по программе «Тропинка к своему Я» и мероприятия социально-педагогического характера, нередко связывают свою дальнейшую профессиональную жизнь с социальной сферой, серьезно и позитивно меняются в духовно-нравственном плане, становятся творческими и деятельными. Освоение программы «Тропинка к своему Я» способствует преодолению таких серьезных рисков в подростковой среде как: рост потребительских тенденций, распространение социальной пассивности, падение трудовой этики, деградация смысла труда, распространение психоактивных веществ (наркомании, алкоголизма, табакокурения) и девиантного поведения среди детей и подростков.

Адресат программы. Возраст учащихся, участвующих в реализации данной рабочей программы – дети 12 14 лет.

На обучение принимаются все желающие без предварительной подготовки по заявлению родителей или лиц, их заменяющих. Количество учащихся в группе 15 человек. Набор в объединение производится по желанию учащихся и их родителей.


Особенности развития детей 12 – 14-ти лет:

- бурное и неравномерное физическое развитие;

- социальное созревание личности;

- формирование стремления быть взрослым; 

- особенности самосознания и самооценки проявляются в поведении и оценке сверстников;

- интеллектуальное развитие быстро прогрессирует и проходит несколько этапов - вначале развивается способность к абстрактному мышлению, к синтезу и анализу и к гипотетическому мышлению, затем мышление становится все более критическим, способность делать заключения от частного к общему все более развивается, возникает способность отличать существенные характеристики понятий от второстепенных, также продолжает углубляться знание реальности;
- развивается нравственное мышление, участие в общественной жизни становится активнее, молодой человек принимает решения более самостоятельно, стремится отстоять свою позицию.

Мотивы приобщения подростков к социальной деятельности различны. Но чаще всего подростками движет стремление чувствовать себя нужными, полезными людям, быть членами одной команды, заслужить уважение и поддержку окружающих.

Уровень программы, объем и сроки реализации программы.

Программа реализуется на ознакомительном уровне и рассчитана на 3 месяца обучения.
Общий объем программы составляет 36 часов.

Формы обучения - очная, форма организации деятельности - групповая.

Режим занятий. Образовательная деятельность проходит 2 раза в неделю по 2 учебных часа продолжительностью по 45 минут.

Особенности организации образовательного процесса – группа учащихся разного возраста является основным составом объединения, состав группы постоянный. В случае отчисления учащихся возможен добор детей в группу. Занятия – групповые.

В программе используются следующие формы проведения занятий: проектная деятельность, видеолектории (просмотр и обсуждение специализированных краткометражных фильмов), беседа, ролевые игры, практикумы, эксперимент, круглый стол, виртуальная экскурсия (специализированные выставки).




1.2. Цель и задачи программы.



Цель: Создание условий для формирования у учащихся начальных навыков разработки и реализации социальных проектов и программ.

Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с существующими в мире социальными проектами, рассказать, как анализировать их и определять конечные цели;
- дать понятие о «социальном проектировании», понятие «лидер»;
- дать понятие о функциях социальной рекламы, понятие «слоган»;
- ознакомить с особенностями создания социальной рекламы и плаката.

Метапредметные:
- содействовать развитию навыков самостоятельного видения социальных проблем, возникающих в современном обществе и государстве;

- способствовать развитию у учащихся самостоятельности, внимания, зрительной памяти;
- создать благоприятные условия для формирования и проявления лидерских качеств у участников проекта.

Личностные:
- содействовать воспитанию чувства взаимовыручки, ответственности, заботы о себе и окружающих людях, милосердия, доброты, отзывчивости;

- создать условия для формирования уважительного отношения к своей стране, ее гражданам, осуществляющим каждый свою социальную роль;

- обучить учащихся работе в команде, самостоятельно распределяя и осуществляя свои социальные роли;

- профилактика девиантного поведения.

















1.3.1.Учебный план


п/п

Наименование
разделов и тем

Всего


Теория

Практика


Формы контроля


Раздел 1. Введение. Знакомство с курсом обучения. СамопрезентациЯ.


2

1

1

практикум: создание проблемного задания, письменная работа; собеседование;


Раздел 2. «Свой проект построим сами»

10

4

6

Мини-проекты


Раздел 3. Технологии создания социальной рекламы и социального плаката.


22

8

14

Практико-ориентированный проект


Раздел 4. Социальная акция

2

1

1

Проведение социальной акции в соцсетях на основе своего проекта


Итого

36





1.3.2. Содержание учебного плана


Раздел 1. Введение. 2ч.

Знакомство группы друг с другом и преподавателем.

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с курсом обучения.

Теория: СамопрезентациЯ.

Практика: Творческое задание.

Социальная реклама – вид социального проектирования. 2ч.

Раздел 2. «Свой проект построим сами» 8 ч.

Теория. (4 ч.) Социальный проект – виды, формы. Влияние социального проекта на жизнь общества. Социальная компетентность – что это такое? Понятие о «социальном проектировании». Этапы работы над социальным проектом. Типичные ошибки социального проектирования. Решение важных задач посредством социального проекта.

Практика. (6 ч.) Упражнения для работы над собой. Творческие задания для работы в подгруппах. Самостоятельная работа учащихся – поиск проблемы и работа над ней.

Раздел 3. Технологии создания социальной рекламы и социального плаката.

3.1. Социальная реклама

3.1.1. Социальная реклама – вид социального проектирования.

Теория. (4 ч.) Социальная реклама – вид социального проектирования. Содержание понятия «социальная реклама», её цели, задачи, функции. История социальной рекламы. Типы и виды социальной рекламы. Цели и задачи социальной рекламы. Особенности отечественной социальной рекламы.

Практика. (4 ч.) «Слагаемые слогана». «Спектр эмоций». «Определения рекламы». «Конкурс рекламных агентств». «Личность звучит гордо!»

3.2. Социальный плакат

Теория. (4 ч.) «Плакат – послание без слов». Основные правила создания плаката. История социальных плакатов и общая идея их создания. Психология цвета
Цветовая гамма социальной рекламы. Поиск колористического решения. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии оценки качества.

Практика. (10 ч.) «От проекта к плакату». «Нарисуй милосердие». Реализация на проекте плаката. Композиционное решение социального плаката (поиски собственного решения) Развей свою идею. Формирование композиции социального плаката на полноценном формате. Графическое решение. Цветовая гамма социальной рекламы. Колористическое решение. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии оценки качества.

Раздел 4. Социальная акция.

Теория. (1 ч.) Технические особенности размещения рекламы в соцсетях.
Практика. (1 ч.) Размещение социальной рекламы в соцсетях.















1.4. Планируемые результаты.

Предполагается, что к концу ознакомительного курса у учащихся сформируются начальные навыки разработки и реализации социальных проектов и программ и они достигнут следующих результатов:

Образовательные:
- учащиеся ознакомятся с существующими в мире социальными проектами, будут уметь их анализировать и определять конечные цели;
- будут иметь понятие о «социальном проектировании» и лидерстве;

- будут знать функции социальной рекламы и уметь составлять социальный слоган;
- познакомятся с особенностями создания социальной рекламы и плаката.

Метапредметные:
- у учащихся сформируются ростки начального развития навыков самостоятельного видения социальных проблем, возникающих в современном обществе и государстве;
- у учащихся сформируются задатки самостоятельности;
- начнут формироваться и проявляться лидерские качества, как у участников проекта.

Личностные:
- у учащихся проявятся чувства взаимовыручки, ответственности, заботы о себе и окружающих людях, милосердие, доброта;

- продолжится формирование уважительного отношения к своей стране, ее гражданам, осуществляющим каждый свою социальную роль;

- учащиеся смогут работать в команде, самостоятельно распределяя и осуществляя свои социальные роли;

- учащиеся демонстрируют социальное поведение.











2. Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».

Календарный учебный график.
Первый год обучения.


п/п

Дата

Тема занятия

К-во часов

Время проведеня

Форма

занятия

Форма контроля



Раздел 1.Введение. Знакомство с курсом обучения.

СамопрезентациЯ.

Упражнения.

2

90 мин.


Теория +

Практическое занятие


Наблюдение



Раздел 2. «Свой проект построим сами»

10






Социальный проект – виды, формы.
Влияние социального проекта на жизнь общества.

2

90 мин

Теория +

Практическое занятие

Наблюдение



Социальная компетентность – что это такое? Понятие о «социальном проектировании».

2

90 мин

Теория +

Практическое занятие

Наблюдение



Этапы работы над социальным проектом. Типичные ошибки социального проектирования.

2

90 мин

Теория +

Практическое занятие

Наблюдение



Решение важных задач посредством социального проекта.
Упражнения.

2

90 мин

Теория +

Практическое занятие

Наблюдение


6.


Самостоятельная работа учащихся – поиск проблемы и работа над ней.
Творческие задания для работы в подгруппах.

2

90 мин

практика

Наблюдение



Раздел 3. Технологии создания социальной рекламы и социального плаката.

22



Создание социальной рекламы



3.1.Социальная реклама

8




7.


Социальная реклама – вид социального проектирования.

Содержание понятия «социальная реклама», её цели, задачи, функции. История социальной рекламы.

2

90 мин

Теория


8.


Типы и виды социальной рекламы. Цели и задачи социальной рекламы.

2

90 мин

Теория


9.


Особенности отечественной социальной рекламы.
«Слагаемые слогана» «Спектр эмоций»


2

90 мин

Практика


10.


«Определения рекламы». «Конкурс рекламных агентств». «Личность - звучит гордо!»


2

90 мин

Практика




3.2.Социальный плакат

14



Создание социальных плакатов

11.


«Плакат – послание без слов».
Основные правила создания плаката. История социальных плакатов и общая идея их создания.


2

90 мин

Теория +

Практическое занятие

МиниПроект

12.


«От проекта к плакату». «Нарисуй милосердие». Реализация на проекте плаката.

2

90 мин

Практика

практико-ориентированный проект

13.


Композиционное решение социального плаката (поиски собственного решения) Развей свою идею.

2

90 мин

Практика

практико-ориентированный проект

14.


Формирование композиции социального плаката на полноценном формате. Графическое решение.

2

90 мин

Практика

практико-ориентированный проект

15.


Психология цвета
Цветовая гамма социальной рекламы

2

90 мин

Теория +

Практическое занятие

практико-ориентированный проект

16.


Поиск колористического решения.
Колористическое решение.

2

90 мин

Теория +

Практическое занятие

практико-ориентированный проект

17.


Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии оценки качества.

2

90 мин

Теория +

Практическое занятие

Завершениепроекта. Обсуждение.

18.


Раздел 4. Социальная акция.
Технические особенности размещения рекламы в соцсетях.
Размещение социальной рекламы в соцсетях.

2

90 мин

Практика

размещение социального плаката в соцсетях под соответствующим хештегом #



Итого

36





2.2.Условия реализации программы


Занятия будут проводиться на базе ГБУ ДО КК «Дворец творчества». Характеристика помещения, используемого для реализации программы «Тропинка к своему Я» соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.31172-14, занятия проводятся в кабинете, приспособленном для проведения занятий по программному курсу.


Материально-техническое оснащение:


Стол для педагога

1 шт.

Стул для педагога

1 шт.

Стулья для детей

от 15 шт.
(по количеству учащихся)

Столы для детей

от 8 шт. с рассадкой по двое (по количеству учащихся)

Компьютеры с возможностью выхода в Интернет для работы в социальных сетях и поиска информации и организации акции.

16 шт.
(учащиеся и педагог)

Стеллаж для хранения материалов и работ

1 шт.

Интерактивная доска, с возможностью трансляции видеоматериала, посредством сети интернет.

1 шт.

Набор канцелярии для выполнения проектных работ, пачка бумаги чертежной ф. А3, фломастеры, маркеры, гуашь 12 цветов, медовая акварель 24 цвета, набор плоских кистей со скосом и без скоса, набор круглых кистей для педагога.

1 шт.

Библиотека ГБУ ДО КК Дворец творчества



Кадровое обеспечение. Для успешной реализации данной программы в работе должен быть задействован педагог со средним или высшим педагогическим художественно-графическим образованием.

2.3.Формы аттестации


В процессе обучения педагог использует формы контроля,

включающие действенно-практический опыт учащихся:

- собеседование по пройденному материалу;

- проект;

- передача учащимися роли педагога;

- самооценка учащимися своих знаний и действий;

- создание проблемных заданий;

- групповая оценка работ;

- наблюдение, решение проблемы.


В процессе обучения педагогом также используется система содержательных оценок:

- доброжелательное отношение к учащемуся как к личности;

- положительное отношение к усилиям учащегося;

- конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок.


Итоговая аттестация с отчетностью по курсу не предусмотрена.


Основные диагностические методы:

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает  не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств у учащихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.


В данной методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целью и входит в задачи  Программы:

Активность, организаторские способности.

Коммуникативные навыки, коллективизм.

Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.

Нравственность, гуманность.

Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности.

Технология работы по методике «Изучения качеств личности учащихся» состоит в заполнении диагностической карты.

Диагностичекая карта мониторинга качеств личности учащихся

Объединение _______________________ Программа_________________________

Год обучения ________ Педагог____________________________ Уч. год ________



Фамилия, имя

Кл.

Качества личности и признаки проявления

Активность. Ораторские способности

Коммуникативные навыки,
коллективизм

Ответственность, самостоятельность,
дисциплинированность

Нравственность,
гуманность

Крестивность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности

дата
заполнения

дата
заполнения

дата
заполнения

дата
заполнения

дата
заполнения




















































Карта заполняется на основании критериев (признаков проявления качеств личности), обозначенных в методике. Каждый педагог может выбрать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках реализуемой им образовательной программы, либо заполнять таблицу целиком. Заполняют диагностическую таблицу дважды: сначала в течение первого месяца после комплектования и начала работы учебной группы, затем в конце учебного курса.

Мониторинг развития качеств личности учащихся

Качества
личности

Признаки проявления качеств личности

ярко

проявляются

3 балла


проявляются

2 балла

слабо

проявляются

1 балл

не

проявляются

0 баллов

1. Активность, организаторские способности

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других.

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов.

Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая.

Пропускает занятия, мешает другим.

2. Коммуникативные навыки, коллективизм

Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией.

Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя илигруппы выступает перед аудиторией.

Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает.

Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов.

3. Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность

Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других.

Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других.

Неохотно выполняет поручения. Начинает работу, но часто не доводит ее до конца. Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя или товарищей.

Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия.

4. Нравственность, гуманность

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям.

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других.

Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших чаще скромен, со сверстниками бывает груб.

Недоброжелателен, груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен.

5. Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности

Имеет высокий творческий потенциал. Самостоятельно выполняет исследовательские, проектировочные работы. Является разработчиком проекта, может создать проектировочную команду и организовать ее деятельность. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий.

Выполняет исследовательские, проектировочные работы, может разработать свой проект с помощью преподавателя. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.


Может работать в исследовательско-проектировочной группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.


В проектно-исследовательскую деятельность не вступает. Уровень выполнения заданий репродуктивный



В качестве методов диагностики личностных изменений детей используются наблюдение (основной метод), диагностическая беседа, метод рефлексии. По желанию педагогов могут использоваться методы анкетирования, незаконченных предложений и прочие.

Мониторинг результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Тропинка к своему Я».

Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

Теоретическая подготовка

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

практически не усвоил теоретическое содержание программы;

овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;

объем усвоенных знаний составляет более ½;

освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, контрольный опрос и др.

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

не употребляет специальные термины;

знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;

сочетает специальную терминологию с бытовой;

специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

0

1

2

3

Наблюдение, собеседование

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

практически не овладел умениями и навыками;

овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;

объем усвоенных умений и навыков составляет более ½;

овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

не пользуется специальными приборами и инструментами;

испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;

работает с оборудованием с помощью педагога;

работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;

репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;

творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;

творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.

0



1

2



3

Наблюдение, контрольное задание

Основные компетентности

Учебно-интеллектуальные

Подбирать и анализировать специальную литературу








Самостоятельность в подборе и работе с литературой










учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;

испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;

работает с литературой с помощью педагога или родителей;

работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.





0


1



2


3







Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ

Пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации





Уровни и баллы - по аналогии пунктом выше





Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Уровни и баллы - по аналогии с пунктом выше


Коммуникативные

Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей








Адекватность восприятия информации идущей от педагога










объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает;

испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом

воспринимает учебную информацию;

слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании

и контроле, иногда принимает во внимание мнение других;

сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает

информацию, уважает мнении других.



0

1



2



3


Выступать перед аудиторией


Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации


перед аудиторией не выступает;

испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации;

готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога;

самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию.

0

1

2

3


Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения

Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств

участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает;

испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога;

участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога;

самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения.

0

1





2

3


Организационные

Организовывать свое рабочее (учебное) место




Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой

рабочее место организовывать не умеет;

испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога;

самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой

0

1

2

3























Наблюдение

Планировать и организовать работу, распределять учебное время




Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время

организовывать работу и распределять время не умеет;

испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей;

планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей;

самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время.

0

1





2



3

Аккуратно, ответственно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;

испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога;

аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам.

0

1

2

3

Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности


Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

правила ТБ не запоминает и не выполняет;

овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой;

объем усвоенных навыков составляет более ½;

освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы.

0

1



2

3

Наблюдение, собеседование





























Диагностичекая карта учебных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Тропинка к своему Я».



ФИО
учащегося

Сроки
диагностики

Методы
диагностики

Теоретические знания, предусмотренные
программой

Практические умения и навыки, предусмотренные
программой

(по основным разделам учебно-тематич. плана программы)

Организационные компетентности
3 уровня
высокий
средний
низкий

Коммуникативные компетентности
3 уровня
высокий
средний
низкий

Учебно-интеллектуальные

Баллы

Теоретические знания

по (Разделам 1;2;3; 4)

Владение специальной терминологией (понятия «лидер»; «социальное проектирование», «слоган»…)

Практические умения и навыки, предусмотренные программой

(Разделам 1;2;3)

Владение специальным оборудованием и оснащением

(Раздел4 Социальная акция)

Творческие навыки

(креативность в работе над проектом и практическими заданиями)

Организовывать свое рабочее (учебное) место


Планировать и организовать работу, распределять учебное время


Аккуратно, ответственно выполнять работу

Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности


Адекватность восприятия информации идущей от педагога


Выступать перед аудиторией


Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения

Организовывать свое рабочее (учебное) место


Аккуратно, ответственно выполнять работу

Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности


1.

1 месяц


















3 месяц




















Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп:
- теоретическая подготовка,

- практическая подготовка,

- основные общеучебные компетентности, без приобретения которых невозможно успешное усвоение любой образовательной программы и осуществление любой деятельности.
Графы «Теоретические умения» и «Практические умения» содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных результатов ребенка требованиям, заданным программой. Выделенные уровни обозначены соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Баллы». Данная графа заполняется педагогом в соответствие с особенностями программы и его представлением о степенях выраженности измеряемого качества. Педагог может ставить «промежуточные» баллы (1,5б, 2,5б, 2,8б и т.п.), которые, по его мнению, в наибольшей мере соответствуют той или иной степени выраженности измеряемого качества. Это позволит более четко отразить успешность и характер продвижения ребенка по программе.
В графе «Методы диагностики» напротив каждого оцениваемого показателя обозначен способ, с помощью которого определяется соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В качестве основных методов выступают наблюдение, контрольный опрос (устный или письменный), собеседование (индивидуальное или групповое), анализ проектно-исследовательской работы учащегося. Педагог может использовать обозначенные методы диагностики, либо предложить свои, которые применяются им в соответствие со спецификой программы.
В конце таблицы выделена специальная
 графа «Творческие навыки», выполняющая роль портфолио, где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка в той сфере деятельности, которая изучается образовательной программой.

Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная, групповая.












2.4. Оценочные материалы

Сводная ведомость контроля и оценки знаний,
умений и навыков уча
щихся.


Фамилия И.О.


Теоретический


Практический


Итоговая работа








материал


материал











дата


резуль


дата


резуль


форма


тема


результат











тат





тат











1.


























2.




































2.5.Методические материалы


В процессе обучения педагог использует методы, которые можно разделить на следующие группы:

- информационные (передача необходимой для дальнейшего обучения информации);

- наглядные (демонстрация фотоматериалов, видеоматериалов, схем, таблиц, плакатов;

-посещение виртуальных экспозиций и выставок, просмотр с учащимися альбомов, книг);

- практические;

- метод прямого обучения;

- объяснительно-иллюстративный;

- метод проблемного изложения;

- репродуктивный;

- эвристический;

- рисовальные методики;

- технологии проектной деятельности.


Занятия представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности учащихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематика.

В работе необходимо использовать не стандартные типы занятий как занятие-игру, занятие-беседу, видео-занятие, занятие-презентацию, занятие-конкурс.

Важным резервом повышения действенности социальных проектов является использование технических средств пропаганды – цифровой техники, видеотехники, магнитофона и др.

Алгоритм учебного занятия

Структура каждого занятия определяется его содержанием - изучением нового материала, повторением или закреплением пройденного, подключается действенно-практический опыт, идет проверка усвоения знаний учащимися. Каждое занятие включает в себя 3 части:

Организационный момент (5мин.)

Основная часть, состоящая из теоретической и практической части, включающая в себя динамическую паузу

Итог занятия (5 мин.)

Темы для разработки социального плаката.

Спасибо представителям социальных профессий (врачам, педагогам, пожарным, дворникам и т.д.);

Хватит убивать;

Искусство бесценно (социо-культурная);

Берегите воду (мир в капле воды);

Милосердие;

Любите людей;

Дискриминация животных;

Взаимоотношения (люблю родителей, свою семью, своих друзей);

День Победы (отношение к ветеранам);

Детский травматизм;

Куклы (игрушки) в пользу детей-сирот;

Наше творчество неизлечимо больным (призыв к благотворительной акции по сбору поделок, игрушек, картин своими руками);

Я выбираю ЗОЖ;

Наша планета хочет жить.

2.6. Список литературы

2.6.1. Список литературы для педагога

Об образовании в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3: контрольный текст на 1 марта 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф.

http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н “Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения НОО – М.: Просвещение, 2011 год;

Крайнов Г.Н. Проектирование рекламной кампании: Учебное пособие. — М.: МГУПС (МИИТ), 2016. — 181 с.

Вызовы современности и возможности социально-педагогической направленности, Москва 2018; Криницкая Г.М. Руководитель социально-педагогической деятельности ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК, к. пед. н.

https://docs.edu.gov.ru/document/3b4881fb31b089ff4d9c6866294ae240/download/513/

Направленности МОУДО Центр внешкольной работы, статья, 2017-2020 https://cvrros.edu.yar.ru/obrazovatelniy/naravlenie_raboti.html

Д.В. Горобец; Е.В. Моцовкина, 2016 г. научная статья «Социально-педагогическая деятельность в системе дополнительного образования»

https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskaya-deyatelnost-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya

Сборник рабочих программ социально-педагогической направленности

https://infourok.ru/sbornik-rabochih-programm-po-socialnopedagogicheskoy-napravlennosti-v-sootvetstvii-s-metodrekomendaciyami-3529191.html

http://vcht.center/wp-content/uploads/2020/02/Panorama-metodicheskih-kejsov-2020-1.pdf

Элис Мьюир. Уверенность в себе. М.: МИФ, 2015.

http://www.etker.cap.ru/Content2020/orgs/GovId_856/luchshie_praktiki.pdf

Доброволец: Делать добро проще, чем кажется http://www.dobrovolno.ru

Архипова Н. А. Рекламный графический дизайн в индустрии моды ХХ-XXI веков.: в 2 т. М.: Изд-во РГУ им. А. Н. Косыгина, 2017. Т. 1. 246 с.

Социальный плакат в Российской империи (конец 19 - начало 20 вв.)
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-plakat-v-rossiyskoy-imperii-konets-xix-nachalo-xx-vv

МГУП Е.Н. Пронина, В.В. Лукашевич «Структура личности. Мотивация»

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook660/01/part-008.htm

Стратегия развития воспитания до 2025 г. http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/dopolnitelnaya_obsheobrazovatelnaya_obsherazvivayush_110507.html

http://www.krasnogvardeec.com/index.php/en/2-uncategorised/50-sotsialnaya-reklama-i-proektnaya-deyatelnost

https://docs.edu.gov.ru/document/3b4881fb31b089ff4d9c6866294ae240/download/513/

МБОУ «гимназия № 64 им. в.а. котельникова» города липецка дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развитие» http://gimnasium64.ucoz.ru/edu/dop/programma_spn_razvitie_4.pdf

http://cdtrogovskay.ru/files/proekt-polozheniya-o-konkurse-luchshaya-socialnaya-reklama-regionalnoi-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-krasnodarskogo-kraya.pdf

Беланкина Д.А. Учебное пособие. Социальная реклама как средство привлечения внимания к проблеме плагиата в вузе. Екатеринбург, 2019 г.

http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12269/2/Belankina.pdf

Учебное пособие Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» Гуманитарный институт Кафедра «Политология, история и социальные технологии» Г. Н. Крайнов Проектирование рекламной кампании; М-2016 г.; http://library.miit.ru/methodics/28112016/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8.pdf

Иванова, Т. В. Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей / Т. В. Иванова. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).

Черникова Д.А. «Технологии проектной деятельности» Конкурсная работа

Всероссийский конкурс на лучшую педагогическую статью «Мои инновации в обучении и воспитании» 2019 г. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehnologiya_proektnoj_deyatelnosti_v_shkole_164551.html



2.6.2. Список литературы для учащихся:


Коршунова Т. Путь, полный света. Из писем святой Елизаветы Федоровны. М.: Никея, 2015. 160 с.

Элис Мьюир. Уверенность в себе. М.: МИФ, 2015.

http://cdtrogovskay.ru/files/proekt-polozheniya-o-konkurse-luchshaya-socialnaya-reklama-regionalnoi-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-krasnodarskogo-kraya.pdf

Беланкина Д.А. Учебное пособие. Социальная реклама как средство привлечения внимания к проблеме плагиата в вузе. Екатеринбург, 2019 г.

http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12269/2/Belankina.pdf

Социальный плакат в Российской империи (конец 19 - начало 20 вв.)
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-plakat-v-rossiyskoy-imperii-konets-xix-nachalo-xx-vv

А. С. Чернышев, О.В. Чернышова , А.А. Форопонова учебное пособие. Социально-психологические условия становления личностных и лидерских качеств студенческой молодежи; 2017 https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-usloviya-stanovleniya-lichnostnyh-i-liderskih-kachestv-studencheskoy-molodezhi

Слоганы, девизы, лозунги (социальные) http://voxfree.narod.ru/slogan/social.html




3



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.