12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена Юрьевна Горбачёва2324 Россия, Пермский край, Александровск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа по психологии «Тропинка к своему я!» для учащихся 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПСИХОЛОГИИ
«ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я!»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 в КЛАССОВ
на 2016/2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по психологии для 6 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья школьников Хухлаева О.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)». - М.: Генезис, 2006.
Она составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, требованиями к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания среднего общего образования, примерной программой по психологии.
Программа предполагает работу с учащимися ОВЗ.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом пособии, созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой.
Урок психологии «Тропинка к своему Я» преподается за счёт часов внеурочной деятельности учебного плана .
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
УМК программы: Хухлаева О.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)». - М.: Генезис, 2006
Обоснование.
Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.
Описание места предмета в учебном плане
Курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается в 6 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 35 часов, является продолжением курса внеурочной деятельности в 1-4 классах Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я»
Межпредметные связи
Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, обществознание, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.
Межпредметные связи могут выражаться:
в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах, компьютерная презентация);
в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);
Общая характеристика предмета:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с подростками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация
4.Завершение темы
Цели изучения предмета
Цель предмета «Психология»: приобщение обучающихся к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры.
Цели обучения в 6 классе:
введение обучающихся в новую для них область психологических знаний – психологию общения, отношений, восприятия и понимания людьми друг друга;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса и устойчивого мотива познания себя и окружающего мира, интереса к самому себе, своим возможностям и личностным качествам;
формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;
применение полученных знаний и умений для развития своей индивидуальности, что связано с пониманием роли индивидуальных различий в восприятии человека, обнаруживающихся в процессе учения, общения, поведения.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Формы и методы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.
К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.), сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания. Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.
Диагностика развития предполагает использование более сложных психодиагностических методик. В виде итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений, выступления с докладами, сообщениями.
При проведении уроков психологии в 5-6 классах необходимо использование следующих технологий:
Личностно-ориентированные технологии.
Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения.
Диалогические технологии.
КСО
Технологии проблемного обучения (исследовательский метод).
Коммуникативно-информационные технологии.
Технология учебно-игровой деятельности.
Технология проектной деятельности.
Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.
Предполагаемые результаты
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Психология» являются:
Приемы элементарной исследовательской деятельности. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, использование диагностических методик для измерения психологических особенностей личности; сравнение по выделенным признакам..
Способы работы с естественнонаучной информацией. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
Коммуникативные умения. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
Методические пособия для учителя:
Аудио-, видеозаписи.
Методики изучения особенностей общения.
Набор фотографий, портретов людей.
Психологические тесты.
Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В 6 КЛАССЕ
Название темы | Количество часов | Практические работы |
Тема 1 Агрессия и её роль в развитии человека Тема 2 Уверенность и её роль в развитии человека Тема 3 Конфликты и их роль в усилении Я Тема 4 Ценности и их роль в развитии человека | 9 10 7 9 | |
ИТОГО | 35 | 0 |
Учебно-тематическое планирование 6 класс
№ урока |
| Кол-во час | Практические работы (тема) | Дата проведения занятия | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
По плану | Фактически | |||||
Тема 1. Агрессия и её роль в развитии человека ( 9 ч.) | помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью, научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других. | |||||
1 | «Я повзрослел» | 1 | Работа со сказкой. Лабиринт души (Т. Шмидт) Работа в тетради. «Символ моего Я». «Спрячь игрушку». | Осознают целостность мира и многообразие взглядов на него, определяют познавательную цель, обобщают и систематизируют разумные виды информации | ||
2 | «У меня появилась агрессия» | 1 | «Золотые мысли». «Ассоциации». Работа со сказкой. Сказка про Рона | |||
3-4 | «Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия?» | 2 | «Покажи агрессию». «Кто из них агрес-сивный?» «Агрессивный... продавец». «Отбросить старое, чтобы измениться». Работа со сказкой. Время (О. Горбуши-на). Работа в тетради, «Моя реакция на агрессию». «Как поступить конструктивно?» | |||
5 | «Конструктивное реагирование на агрессию» | 1 | «Свет мой зеркальце». «Трудно». «Если я сильный...» Работа с притчей. | |||
6-7 | «Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми» | 2 | «Эпиграф занятия». «Чем недовольны родители?» «Чем недовольны подрост-ки?» «Подростки не понимают... Родители не понимают...» «Учимся договариваться». Работа со сказкой. Сказка про Крича (М. Кирсанова) | |||
8-9 | «Учимся договариваться» | 2 | «Эпиграф занятия». «На приеме у пси-холога». «Мои маски». Работа в тет-ради, «Рисунок маски». Работа с прит-чей. «Эпиграф занятия». «Маски». | |||
Тема 2. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека (10 ч.) | помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека. | |||||
10 | «Зачем человеку нужна уверенность в себе?» | 1 | «Эпиграф занятия». «Портрет». «В чем проблема?» «Ассоциации». «Символ моей веры в себя». Работа со сказкой. Про мальчика «Неудоба» | Осваивают социальные нормы поведения Ставят цель своего обучения, развивают мотивы деятельности Умеют правильно интерпретировать информацию, полученную из наблюдений Различают в речи другого мнения, доказательства, | ||
11 | «Источники уверенности в себе» | 1 | «Эпиграф». «Копилка источников уве-ренности». Работа в тетради, «Мои ис-точники уверенности». «Мои ресурсы». | |||
12 | «Какого человека мы называем неуверенным в себе?» | 1 | «Эпиграф», «Маски неуверенности», Работа в тетради, «Какое поведение у ребят?». «Надень маску». «На приеме у психолога». Работа со сказкой. Маленькая Волна (К. Ступницкая) | |||
13 | «Я становлюсь увереннее» | 1 | «Высказывания» Работа со сказкой. Молодое дерево (К. Ступницкая) | |||
14-15 | «Уверенность и самоуважение» | 2 | «Звезда самоуважения». «Волшебное зеркало». Работа со сказкой. На дне моря (Н. Шилова) | |||
16-17 | «Уверенность и уважение к другим» | 2 | «Эпиграф». «За что я уважаю...» «Портрет». Работа со сказкой. «Превращение»,«Подумай». | |||
18 | «Уверенность в себе и милосердие» | 1 | «Эпиграф». «Кто нуждается в милосер-дии?» «Качества милосердного чело-века». «С кем бы я мог согласиться?», «Золотые фразы». | |||
19 | «Уверенность в себе и непокорность» | 1 | «Эпиграф». «Портрет». «Закончи предложение». «Корзинка непослушания». Работа со сказкой Сказка про телефончик | |||
Тема 3. Конфликты и их роль в усилении Я ( 7 ч.) | Помочь подросткам осознать роль конфликтов в жизни человека, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации. | |||||
20-21 | «Что такое конфликт? Конфликты дома, в школе, на улице». | 2 | «Эпиграф». Работа в тетради, «Стиль входа в конфликт», «Рисунок моего стиля». «Как выглядит человек в конф-ликте?», «Конфликт — это хорошо или плохо?» | Умеют занимать свою позицию в обществе Выдвигают версии, работают по плану Строят логически обоснованные рассуждения Корректируют свое мнение под воздействием контраргументов | ||
22 | «Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта» | 1 | «Эпиграф». «Основные стили поведе-ния в конфликте». Работа в тетради. «Как проявляются способы поведения в конфликте?» Работа в тетради, «Конфликтные ситуации». Работа со сказкой.Сказка про цветной снег | |||
23 | «Конструктивное разрушение конфликтов» | 1 | «Как выиграть обоим участникам кон-фликта?» Работа в тетради. «Разыграем конфликт». «Как оставаться спокойным». Работа со сказкой. Подумай обо мне | |||
24 | «Конфликт как возможность развития» | 1 | «Эпиграф». «Станем американцами». «Конфликт как возможность». «Попробуем договориться». Работа со сказкой.Верба (И. Орлова) | |||
25-26 | «Готовность к разрешению конфликта» | 2 | «Эпиграф». «В чем выгода?» «В стране вещей». Работа со сказкой. Город | |||
Тема 4. Ценности и их роль в развитии человека (8 ч.) | Побудить учащихся задуматься о собственных жизненных ценностях | |||||
27 | «Что такое ценности?» | 1 | «Эпиграф». Работа в тетради. «Я в бу-дущем». Работа со сказкой. Сказка про мячик, который забыл, что он волшебный | Формируют ответственное отношение к учению Самостоятельно оценивают правильность выполнения задания Обобщают и систематизируют разумные виды информации Корректируют свое мнение. | ||
28 | «Ценности и жизненный путь человека» | 1 | «Эпиграф», «Ценности и выбор профе-ссии», «Определи ценности», «Пере-оценка ценностей», Работа со сказкой. Сказка про еловую шишечку | |||
29-30 | «Мои ценности» | 2 | «Эпиграф», «Спор ценностей» | |||
31-32 | «Мои желания и чувства» | 2 | «Герб моих ценностей», «Общий герб класса». | |||
33-34 | «Мой выбор. Мы изменились!» | 2 | Форма проведения и задания определяются по желании учителя. |
Список литературы
Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум; М., 2008г
Кравцова М.М. «Дети изгои. Психологическая работа с проблемой»; М., 2009г
Марасанов Г.И. «Социально – психологический тренинг»; М., 2007г
Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: психологическое пособие: в 4 т.»; М., 2007г
Лебедева Л.Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий» Спб., 2009г
Райс Ф. « «Психология подросткового и юношеского возраста»; Спб., 2007г
«Психогимнастика в тренинге» под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб., 2008г
Электронный ресурс
Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа:
Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа:
«Психея», режим доступа:
Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа:
«Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru
«Популярная психология», режим доступа: