12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Юрьевна Горбачёва2324
Россия, Пермский край, Александровск
1

Рабочая программа по психологии «Тропинка к своему я!» для учащихся 6 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПСИХОЛОГИИ

«ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я!»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 в КЛАССОВ

на 2016/2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по психологии для 6 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья школьников Хухлаева О.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)». - М.: Генезис, 2006.

Она составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, требованиями к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания среднего общего образования, примерной программой по психологии.

Программа предполагает работу с учащимися ОВЗ.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом пособии, созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой.

Урок психологии «Тропинка к своему Я» преподается за счёт часов внеурочной деятельности учебного плана .

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

УМК программы: Хухлаева О.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)». - М.: Генезис, 2006

Обоснование.

Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образо­вания, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Имен­но личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.

Описание места предмета в учебном плане

Курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается в 6 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 35 часов, является продолжением курса внеурочной деятельности в 1-4 классах Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я»

Межпредметные связи

Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, обществознание, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.

Межпредметные связи могут выражаться:

в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах, компьютерная презентация);

в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);

Общая характеристика предмета:

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с подростками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация

4.Завершение темы

Цели изучения предмета

Цель предмета «Психология»: приобщение обучающихся к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры.

Цели обучения в 6 классе:

введение обучающихся в новую для них область психологических знаний – психологию общения, отношений, восприятия и понимания людьми друг друга;

овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса и устойчивого мотива познания себя и окружающего мира, интереса к самому себе, своим возможностям и личностным качествам;

формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;

применение полученных знаний и умений для развития своей индивидуальности, что связано с пониманием роли индивидуальных различий в восприятии человека, обнаруживающихся в процессе учения, общения, поведения.

Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

6. Формировать терпимость к мнению собеседника.

7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Формы и методы организации учебного процесса:

Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.), сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания. Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.

Диагностика развития предполагает использование более сложных психодиагностических методик. В виде итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений, выступления с докладами, сообщениями.

При проведении уроков психологии в 5-6 классах необходимо использование следующих технологий:

Личностно-ориентированные технологии.

Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения.

Диалогические технологии.

КСО

Технологии проблемного обучения (исследовательский метод).

Коммуникативно-информационные технологии.

Технология учебно-игровой деятельности.

Технология проектной деятельности.

Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.

Предполагаемые результаты

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Психология» являются:

Приемы элементарной исследовательской деятельности. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, использование диагностических методик для измерения психологических особенностей личности; сравнение по выделенным признакам..

Способы работы с естественнонаучной информацией. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

Коммуникативные умения. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

Способы самоорганизации учебной деятельности. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Методические пособия для учителя:

Аудио-, видеозаписи.

Методики изучения особенностей общения.

Набор фотографий, портретов людей.

Психологические тесты.

Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека.

 


 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В 6 КЛАССЕ

 

Название темы

Количество

часов

Практические работы

Тема 1 Агрессия и её роль в развитии человека

Тема 2 Уверенность и её роль в развитии человека

Тема 3 Конфликты и их роль в усилении Я

Тема 4 Ценности и их роль в развитии человека

9

10

7

9

 

ИТОГО

35

0

 

 

Учебно-тематическое планирование 6 класс

урока

  1. Наименование разделов и тем

Кол-во час

Практические работы (тема)

Дата проведения занятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

По плану

Фактически

 

Тема 1. Агрессия и её роль в развитии человека ( 9 ч.)

помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью, научиться контролировать собственное аг­рессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других.

1

«Я повзрослел»

1

Работа со сказкой. Лабиринт души (Т. Шмидт) Работа в тетради. «Символ моего Я». «Спрячь игрушку».

   

Осознают целостность мира и многообразие взглядов на него, определяют познавательную цель,

обобщают и систематизируют разумные виды информации

2

«У меня появилась агрессия»

1

«Золотые мысли». «Ассоциации». Работа со сказкой. Сказка про Рона

   

3-4

«Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия?»

2

«Покажи агрессию». «Кто из них агрес-сивный?» «Агрессивный... продавец». «Отбросить старое, чтобы измениться». Работа со сказкой. Время (О. Горбуши-на). Работа в тетради, «Моя реакция на агрессию». «Как поступить конструктивно?»

   

5

«Конструктивное реагирование на агрессию»

1

«Свет мой зеркальце». «Трудно». «Если я сильный...» Работа с притчей.

   

6-7

«Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми»

2

«Эпиграф занятия». «Чем недовольны родители?» «Чем недовольны подрост-ки?» «Подростки не понимают... Родители не понимают...» «Учимся договариваться». Работа со сказкой.

Сказка про Крича (М. Кирсанова)

   

8-9

«Учимся договариваться»

2

«Эпиграф занятия». «На приеме у пси-холога». «Мои маски». Работа в тет-ради, «Рисунок маски». Работа с прит-чей. «Эпиграф занятия». «Маски».

   
 

Тема 2. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека (10 ч.)

помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что

вера в себя необходима для развития человека.

10

«Зачем человеку нужна уверенность в себе?»

1

«Эпиграф занятия». «Портрет». «В чем проблема?» «Ассоциации». «Символ моей веры в себя». Работа со сказкой. Про мальчика «Неудоба»

   

Осваивают социальные нормы поведения

Ставят цель своего обучения, развивают мотивы деятельности

Умеют правильно интерпретировать информацию, полученную из наблюдений

Различают в речи другого мнения, доказательства,

11

«Источники уверенности в себе»

1

«Эпиграф». «Копилка источников уве-ренности». Работа в тетради, «Мои ис-точники уверенности». «Мои ресурсы».

   

12

«Какого человека мы называем неуверенным в себе?»

1

«Эпиграф», «Маски неуверенности», Работа в тетради, «Какое поведение у ребят?». «Надень маску». «На приеме у психолога». Работа со сказкой. Маленькая Волна (К. Ступницкая)

   

13

«Я становлюсь увереннее»

1

«Высказывания» Работа со сказкой.

Молодое дерево (К. Ступницкая)

   

14-15

«Уверенность и самоуважение»

2

«Звезда самоуважения». «Волшебное зеркало». Работа со сказкой.

На дне моря (Н. Шилова)

   

16-17

«Уверенность и уважение к другим»

2

«Эпиграф». «За что я уважаю...» «Портрет». Работа со сказкой.

«Превращение»,«Подумай».

   

18

«Уверенность в себе и милосердие»

1

«Эпиграф». «Кто нуждается в милосер-дии?» «Качества милосердного чело-века». «С кем бы я мог согласиться?», «Золотые фразы».

   

19

«Уверенность в себе и непокорность»

1

«Эпиграф». «Портрет». «Закончи предложение». «Корзинка непослушания». Работа со сказкой

Сказка про телефончик

   
 

Тема 3. Конфликты и их роль в усилении Я ( 7 ч.)

Помочь подросткам осознать роль конфликтов в жизни человека, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

20-21

«Что такое конфликт? Конфликты дома, в школе, на улице».

2

«Эпиграф». Работа в тетради, «Стиль входа в конфликт», «Рисунок моего стиля». «Как выглядит человек в конф-ликте?», «Конфликт — это хорошо или плохо?»

   

Умеют занимать свою позицию в обществе

Выдвигают версии, работают по плану

Строят логически обоснованные рассуждения

Корректируют свое мнение под воздействием контраргументов

22

«Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта»

1

«Эпиграф». «Основные стили поведе-ния в конфликте». Работа в тетради. «Как проявляются способы поведения в конфликте?» Работа в тетради, «Конфликтные ситуации». Работа со сказкой.Сказка про цветной снег

   

23

«Конструктивное разрушение конфликтов»

1

«Как выиграть обоим участникам кон-фликта?» Работа в тетради. «Разыграем конфликт». «Как оставаться спокойным». Работа со сказкой.

Подумай обо мне

   

24

«Конфликт как возможность развития»

1

«Эпиграф». «Станем американцами». «Конфликт как возможность». «Попробуем договориться». Работа со сказкой.Верба (И. Орлова)

   

25-26

«Готовность к разрешению конфликта»

2

«Эпиграф». «В чем выгода?» «В стране вещей». Работа со сказкой. Город

   
 

Тема 4. Ценности и их роль в развитии человека (8 ч.)

Побудить учащихся задуматься о собственных жизненных ценностях

27

«Что такое ценности?»

1

«Эпиграф». Работа в тетради. «Я в бу-дущем». Работа со сказкой. Сказка про мячик, который забыл, что он волшебный

   

Формируют ответственное отношение к учению

Самостоятельно оценивают правильность выполнения задания

Обобщают и систематизируют разумные виды информации

Корректируют свое мнение.

28

«Ценности и жизненный путь человека»

1

«Эпиграф», «Ценности и выбор профе-ссии», «Определи ценности», «Пере-оценка ценностей», Работа со сказкой.

Сказка про еловую шишечку

   

29-30

«Мои ценности»

2

«Эпиграф», «Спор ценностей»

   

31-32

«Мои желания и чувства»

2

«Герб моих ценностей», «Общий герб класса».

   

33-34

«Мой выбор. Мы изменились!»

2

Форма проведения и задания определяются по желании учителя.

   

Список литературы

Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум; М., 2008г

Кравцова М.М. «Дети изгои. Психологическая работа с проблемой»; М., 2009г

Марасанов Г.И. «Социально – психологический тренинг»; М., 2007г

Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: психологическое пособие: в 4 т.»; М., 2007г

Лебедева Л.Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий» Спб., 2009г

Райс Ф. « «Психология подросткового и юношеского возраста»; Спб., 2007г

«Психогимнастика в тренинге» под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб., 2008г

Электронный ресурс

Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: http://elibrary.rsl.ru/

Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx

«Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru

Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm

«Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru

«Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.