Урок обществознания на тему «Труд и образ жизни людей», 6 класс
Технологическая карта урока
Учитель: Бондаренко Виктории Геннадиевны
Учебный предмет: обществознание
Класс: 6
Автор УМК: А.И.Кравченко, Е.А.Певцова Обществознание 6 класс. - М., «Русское слово», 2013.
Тема урока: Труд и образ жизни людей
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: ознакомление учащихся с многогранностью понятия «Общество»; развитие учебно-исследовательских умений учащихся, работая с текстом учебника; воспитание сопричастности к труду
Задачи:
Предметные УУД
Познакомить с такими терминами как: «труд», «работа», «профессия», «образ жизни»
Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.
Метапредметные УУД
Познавательные: обучающиеся смогут объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества; различать физический и умственный труд; точно выражать свои знания о том, что создается трудом человека.
Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.
Коммуникативные: обучающиеся смогут уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Личностные УУД: обучающиеся смогут определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде; содействовать развитию способностей к выбору будущей профессии.
Межпредметные связи: Опора на знания по истории Древнего мира (5 класс)
Оборудование: компьютер, интерактивное оборудование, раздаточный материал для работы в группах.
Технология проведения |
Деятельность Учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты УУД |
|||||
Предметные |
УУД |
||||||||
Организационный момент. Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; |
Проверяют готовность рабочих мест. |
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
«Терпение и труд- всё перетрут»,- гласит известная пословийца. |
Уметь организовывать свое рабочее место (Регулятивные УУД). Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД). |
|||||
Актуализация субъектного опыта учащихся. Цель: - повторить ранее изученные учебные действия.
|
Повторяют изученный материал, необходимый для открытия новых знаний и выявляют затруднения.
|
С помощью шифра создаёт условия для введения нового материала. |
Тема нашего сегодняшнего урока записана на доске: ДУРТ И ЗАРБО ИНЗИЖ ЙЕДЮЛ - Это тайный шифр. А пока вы угадываете, посмотрите на слайд и ответьте на вопрос «Что объединяет всех этих людей» (Они работают, трудятся) Ребята, а сейчас Вам необходимо в группах составить пословицы, которые посвящены теме нашего урока Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хорошего труда нет плода. Терпенье и труд все перетрут. Кто не работает, тот не ест. Маленькое дело лучше большого безделья. Глаза страшатся, а руки делают. Дело мастера боится. Пчела трудится - для Бога свеча пригодится.. Плуг от работы блестит. Кто рано встает, тому Бог дает. Всякое уменье трудом дается. Бог труды любит. Кончил дело - гуляй смело. Делу - время, потехе - час. Поле труд любит. От труда здоровеют, а от лени болеют. Хлеб даром не даётся. Труд кормит, а лень портит. |
Повторение изученного материала
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Осуществлять контроль по результату и способу действия. (Регулятивные УУД)
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
||||
III. Этап мотивации и целеполагания. Цель: - уточнить тему и цели урока |
Определяют тему урока, цель урока. |
Организует уточнение темы и цели урока |
Итак, кто догадается, какое предложение зашифровано? (Труд и Образ жизни людей) -Вот теперь запишите тему урока в тетрадь. Ребята, а какую цель в изучении темы урока мы перед собой поставим |
Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
|||||
IV. Открытие новых знаний. Цель: - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия. |
Слушают учителя, дают определение понятию «труд».
|
Организует работу с учеником, с изображениями
|
-Труд сопровождает нас всю жизнь. Трудолюбие во все времена ценилось как одно из важных качеств человека. И конечно, без труда не может функционировать экономика. -Что же такое труд ? (учебник стр. 32) Труд — деятельность человека, направленная на удовлетворение материальных потребностей, на производство товаров и услуг. - А каким же он бывает? Давайте с опорой на текст учебника составим схему (учебник стр. 32)
- Ребята, а давайте попытаемся объяснить представитель какого труда изображены на фотографиях. И почему? - В большинстве современных профессий соединяются умственный труд и физический труд, например работа парикмахера. |
Выделение отличительных характеристик физического и умственного труда
|
Уметь контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя (Регулятивные УУД). Уметь находить информацию в учебной книге (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
|
||||
V. Этап усвоения знаний и способов действий. Цели: -работать с текстом учебника. -находить нужную информацию |
Отвечают на вопросы, поставленные учителем, с опорой на учебник
|
Организует вопросно—ответную форму урока
|
Ребята, а что служит воплощением труда? (Работа) Давайте найдем в параграфе и прочитаем определение термину «Работа»
Работа — занятость человека на том или ином рабочем месте (у станка, в офисе) за определённое вознаграждение при обязательном оформлении документов — заключении трудового договора.
А теперь давайте посмотри на доску. Как вы думаете кто здесь представлен? (Работодатель с работником). А давайте подумаем, чем они отличаются друг от друга? (Работодатель тот, кто дает работу, а работник – кто работает)
Как называется письменный документ, который заключается между работодателем и работником? (Трудовой договор)
Заключение трудового договора предваряют переговоры работника с работодателем, касающиеся такие вопросов, как размер заработка, условия труда, нормы выработки, режим работы. Чем определяется поведение человека на работе? (Трудовой дисциплиной). Что означает данный термин? И что считается нарушениями трудовой дисциплины. Трудовая дисциплина — выполнение правил внутреннего распорядка, режима работы предприятия (цеха, бригады). Её нарушениями считаются прогулы, опоздания, преждевременные уходы с работы и т.д. Что человек получает за свою работу в виде вознаграждения? (Заработная плата)
Заработная плата — трудовое денежное вознаграждение. Отчего зависит размер вознаграждения (заработной платы)? Размер вознаграждения зависит от квалификации (уровня подготовленности) и от профессии человека. |
Знакомство учащихся подтемой «Работа»
|
Контролируют и оценивают собственную деятельность по образовательному процессу. (Регулятивные УУД). Уметь слушать друг друга. (Коммуникативное УУД). Уметь находить нужную информацию (Познавательные УУД).
|
||||
VI. Этап встраивания нового материала в систему знаний. Цели: - работать с текстом учебника. -находить нужную информацию
|
Смотрят фильм «Все профессии важны» Слушают рассказ учителя
|
Организует просмотр познавательно фильма. Рассказывает темы урока.
|
Разнообразный мир профессий Ребята, после просмотра фильма ответьте мне на вопрос: «О чем сейчас у нас пойдет речь? А теперь давайте дадим точно определение понятию «профессия». Профессия — деятельность, которой занимаются, получив соответствующую подготовку. Выбор профессия – очень важный шаг. Одни профессии очень распространены (учитель, врач, повар), другие относятся к категории редких (модельер). 2.Труд и образ жизни людей Как вы думаете труд определяет образ жизни? Труд неразрывно связан с историей и традициями того общества, в котором живёт человек. Например, для земледельческого общества главным был труд пахаря, который с утра до вечера готовил борозды под посев зерна. Он же засевал поле, очищал от сорняков, поливал, убирал урожай. Песни и танцы, народные сказания, мифы и предания, праздники и застолья были посвящены в основном земледельческому труду. Если поленился в поле, хлеба на столе не жди. Таким образом, труд определяет образ жизни людей и уровень их материального благополучия. Образ жизни – вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения человека. «Зеркалом» работы является досуг. |
|
Выделяют необходимую информацию для решения учебной задачи. (Познавательные УУД).
|
||||
VII. Итог урока. Цель: -зафиксировать новое содержание урока |
Учащиеся рассказывают, что узнали на уроке, знают, смогли. |
Организует фиксирование изученного материала.
|
Вот и подошел к концу наш урок. И на прощание я хотела бы у вас уточнить: Что же такое труд? Каким бывает труд? Что значит физический труд? Что означает умственный труд? Что такое работа? Письменный документ, в котором определены права и обязанности сторон называется … Давайте определение понятию «профессия» Образ жизни – это ….. . |
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Контролируют и оценивают собственную деятельность (Регулятивные УУД).
|
||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Делают самооценку. Дают оценку урока. |
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. |
- Давайте оценим свою работу пантомимой Вы должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
А теперь я предлагаю вам оценить работу своих товарищей и поставить им оценки. - Кому мы сегодня на уроке поставим оценку «5» и почему? - «4»? Кто заработал у нас оценку «3»?
|
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
||||
IХ.Этап информации о домашнем задании.
|
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи |
Предлагает выполнить домашнее задание по выбору |
Дома я предлагаю вам прочитать § 4, стр. 34 прочитать рубрику интересные факты, стр. 35 Дополнительное чтение ответить на вопросы письменно в тетради. |
|
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. (Личностные УУД). |