Статья на тему «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»

6
0
Материал опубликован 16 March 2021


ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Поступление в школу – ответственный этап в жизни ребенка, к которому необходимо заранее готовиться. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольного учреждения общего типа.

В частности, у нормально развивающегося дошкольника, еще до поступления в школу уже сформированы все компоненты речи:

Произношение всех звуков правильное,

Фонематические процессы сформированы (ребенок умеет различать на слух звуки и выполнять простой звуковой анализ и синтез),

Словарный запас богатый, представления об окружающем мире достаточные,

Речь ребенка грамматически верно оформлена,

На достаточном уровне развиты двигательные умения и навыки (дошкольник твердо держит ручку и карандаш, умеет работать ножницами и кистью и т.д.),

Сформированы пространственные представления (т.е. ориентировка в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, на листе бумаги).


Как показывают психолого-педагогические исследования, с каждым годом среди учащихся, поступающих в школу, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию у них полноценной учебной деятельности и приводит к недостаточному усвоению школьной программы.

Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях обучения.

Процесс становления чтения и письма длителен и сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

Речедвигательный, т.е. наше произношение,

Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужного звука,

Зрительный, который подбирает соответствующую букву,

Двигательный, который обеспечивает совокупность движений, необходимых для записи буквы.


Процесс становления письма и чтения является многоуровневым и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.

Если ребенок с трудом овладевает письмом и чтением, значит в системе слаженной работы анализаторов и деятельности головного мозга произошел сбой, разорвалось звено в цепи.

В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи.

Основными причинами нарушений чтения и письма являются нарушения или задержки в развитии:

Фонематического восприятия (т.е. умения различать на слух звуки речи),

Лексико-грамматических сторон (т.е. наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи),

Звукопроизношения на разных этапах развития.


Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается от мамы или папы недостаточная сформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость.

Выделяют следующие прямые и косвенные причины неуспеваемости учащихся (что должно насторожить родителей):

Если у вашего ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни,

Если ребенок левша или переученный левша,

Если ребенку ставили общее недоразвитие речи и по речевым показаниям он посещал логопедическую группу,

Если ребенок соматически ослаблен (часто болеет),

Если он слишком рано пошел в школу,

Если выявлена недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа,

Если вы заметили проблемы с мелкой моторикой ребенка (неловкие пальчики),

Если в семье говорят на двух и более языках,

Если ребенок имеет вялую артикуляцию (нечеткое произношение),

Если он заторможен или у него, наоборот, повышенная активность,

Если у него есть проблемы с вниманием и памятью.


Хочу подробнее остановиться на трудностях, которые испытывают в процессе обучения леворукие, медлительные и гиперактивные дети.


А) Трудности обучения письму и чтению леворуких детей.

В каждом классе есть дети, работающие левой рукой, - леворукие. В отношении к леворуким и леворукости существуют две противоположные точки зрения: негативная (леворукость – отклонение, у всех леворуких есть нарушения) и позитивно-восторженная (все леворукие гениальны). И первая, и вторая точка зрения далеки от реальности.

Современные знания позволяют выделить два основных вида леворукости – генетическую и патологическую (или компенсаторную).

Хорошо известно, что есть семьи, в которых леворуки многие члены семьи. Доказано, что 50% детей становятся леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% - если леворук один из родителей и 6,3% - если в семье не было леворуких. Однако закон наследования этого признака пока не ясен.

Есть еще один вариант – патологическая, или компенсаторная, леворукость. В течение многих десятилетий накапливались данные, показывающие, что при патологии беременности и родов у леворуких детей часто выявляются нарушения в раннем развитии. Нередко леворукость сочетается с нарушениями речевого развития, зрительно-пространственного восприятия, моторной неловкостью и т.п. Кроме того, у них не отмечается семейная леворукость, а значит, это не связано с наследованием признака.

Большая часть исследователей склоняется к мнению о том, что патология – лишь один из вариантов происхождения леворукости.

Леворукие дети – не однородная группа, и поэтому делать какой-то вывод об особенностях леворуких только потому, что они работают в основном левой рукой, было бы неверно. В каждом отдельном случае мы можем с большей или меньшей долей вероятности предполагать, какой вариант леворукости у конкретного ребенка. В тех случаях, когда в семье есть леворукие, не было патологии беременности и родов, не отмечались отклонения на ранних этапах развития ребенка (до года), можно говорить о генетическом варианте. Патология беременности, патология в родах (асфиксия, использование инструментов, родовые травмы головы), тяжелые заболевания, травмы, отклонения на ранних этапах развития (особенно нарушения речевого развития) и отсутствие семейного левшества позволяют предположить вариант компенсаторной леворукости.

В последние годы в Институте возрастной физиологии РАН проведены специальные исследования, в которых изучалось развитие базовых познавательных функций, обеспечивающих формирование навыков письма и чтения у леворуких и праворуких детей (у мальчиков и девочек). Причем сравнивались дети, которые родились в результате патологической беременности и родов и имели выраженную патологию на ранних этапах развития, и те, кто рос благополучно, не имел отклонений в развитии и состоянии здоровья. Эти исследования показали, что праворукие и леворукие дети, не имеющие нарушений развития, лучше развиты, имеют более высокий уровень зрелости всех важных для формирования навыков письма и чтения познавательных функций. Так, например, у них:

лучше сформирована организация деятельности (что обеспечивает концентрацию внимания, произвольный контроль и регуляцию деятельности при письме и чтении);

значительно лучше сформирована речь, в том числе фонетико-фонематическое восприятие и звукопроизношение, а значит, формирование навыков письма и чтения у этих детей будет более успешным и эффективным;

лучше сформированы моторика, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации, что также обеспечит более эффективное формирование навыков письма и чтения.

Вывод: леворукость при генетическом варианте представляет собой индивидуальный вариант нормы, а значит, эффективность обучения этих детей письму и чтению будет зависеть от особенностей развития каждого ребенка и соответствия условий обучения.

В то же время компенсаторный вариант леворукости может рассматриваться как вариант нарушенного развития, и в этих случаях возможны специфические трудности обучения чтению и письму, связанные с нарушениями в развитии отдельных функций, например, концентрации внимания или зрительного восприятия, речи или моторики и т.п. Замечено, что у леворуких детей они встречаются примерно в половине случаев. Поэтому любое несоответствие методики обучения, неадекватность требований резко снижают качество формирования письма и чтения.

Для этих детей характерны: трудность дифференцировки близких по конфигурации букв (и при письме, и при чтении); перестановка букв; чтение справа налево; трудности запоминания и нарушения конфигурации букв при письме; пропуски, замены (при письме и при чтении).

Несформированность зрительно-пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности требует от педагога особого внимания буквально с первых дней обучения:

Необходимо подробное объяснение и осознанное выполнение каждой буквы. В букварный период целесообразны прописи для леворуких детей;

Категорически противопоказаны форсирование скорости и безотрывное письмо;

Рекомендуется проговаривание при письме (для усиления контроля к звуко-буквенному анализу);

Необходимы специальные занятия для совершенствования зрительной дифференцировки букв (разрезное буквенное лото). Чтение должно быть медленным, целесообразно использование линейки-окошка, которая позволяет выделять читаемое слово.


Б) Трудности обучения письму и чтению медлительных детей.

Некоторые дети класса отличаются медлительностью. Медлительные дети - особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Необходимо знать, что медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной системы. Это дети, у которых в 1,5 – 2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и, прежде всего, письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть очень высоким. Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. Торопя и подгоняя, мы можем только навредить.

Хронический дефицит времени, на который обречен медлительный ребенок, является таким же сильнодействующим психотравмирующим фактором, как и различные отрицательные ситуации. Учебная нагрузка постоянно в течение учебного года увеличивается, растут объем и интенсивность учебных заданий, объем информации, который ребенок должен воспринять и усвоить. Если время работы не ограничивается, то медлительный ребенок сам всё преодолеет, если же ограничивается, то происходит следующее: одни выполняют всё, нарушая качество, другие выполняют только часть задания. Об этом свидетельствует анализ письменных работ медлительных детей (недописывание слов, пропуски слов, букв, слогов, частичное выполнение заданий). Таким образом мозг реагирует на перегрузки.

Еще одна особенность медлительных детей, о которой следует помнить, - трудность быстрого переключения на новый вид деятельности. Это объясняется тем, что ребенок просто не слышит новое задание, так как выполняет предыдущее.

Еще один камень преткновения медлительных детей – чтение вслух «на скорость». Скорость чтения вслух не может быть основным критерием успешности формирования этого навыка.


В) Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей.

Гиперактивность (повышенная, чрезмерная активность) – это одна из серьезных школьных проблем, часто сочетающаяся с трудностями концентрации внимания и импульсивностью.

Особенности поведения гиперактивных детей (СДВГ синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – ребенок шумный, беспокойный, много говорящий, невнимательный, отвлекаемый, гиперактивный, импульсивный, постоянно требующий внимания, быстрые перепады настроения, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами, низкая учебная мотивация.

Ребенок НЕ НЕ ХОЧЕТ, а НЕ МОЖЕТ изменить свое поведение по желанию взрослых, поэтому необходимы специальная тактика работы, подход к такому ребенку, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемами.

Основные симптомы СДВГ – нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность.

Симптомы гиперактивности:

дрыгает руками или ногами, крутиться;

не может усидеть на месте, когда это требуется;

чрезмерно разговорчив;

носится и лезет куда-либо, когда это не разрешается;

с трудом может тихо играть;

всегда «заведен», «как будто внутри мотор»;


Симптомы невнимательности:

недостаточно внимателен к деталям;

с трудом удерживает внимание;

как бы не слушает говорящего;

не может довести дело до конца;

с трудом организует свою деятельность;

избегает выполнения заданий;

теряет предметы;

отвлекается на внешние раздражители;

все забывает;


Симптомы импульсивности:

выпаливает ответы;

чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди;

прерывает других, вмешивается в чужой разговор.


Типичные проблемы обучения чтению и письму для гиперактивных детей – неустойчивый почерк, невозможность постоянного контроля за правильностью выполнения звуко-буквенного анализа, «потери слов», «потери строк» при чтении и письме и др.

Тактика работы с гиперактивным ребенком:

Во-первых, стоит разобраться, действительно ли ребенок гиперактивный и, по возможности, обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу.

Во-вторых, взрослым необходимо научиться общаться с ребенком:

Не допускайте (никогда, даже в критической ситуации) грубость, унижение достоинства, злость.

Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься («Извини, малыш, я сейчас закончу и мы с тобой обо всем поговорим»).

В-третьих, постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей в процессе учебных занятий в школе и дома.


Общие принципы организации работы с учащимися, имеющими трудности обучения письму и чтению:

Научите ребенка обращаться за помощью.

Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной: ребенок не поймет сложных заданий и длинных предложений. Кроме того, убедитесь, что в инструкции (задании) понятно каждое слово и не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребенок слушает вас.

В ходе работы можно использовать систему четких, коротких указаний: «Слушай», «Запомни», «Не торопись», «Подумай». Но не превращайте их в военные приказы, команды; тон должен быть доброжелательным, спокойным, мягким, даже ласковым. Старайтесь избегать слов: «Неправильно», «Не так», «Не стараешься»; целесообразнее говорить: «Давай внимательно посмотрим», «Попробуем сделать еще раз», «Уже лучше, я знаю, у тебя получиться».

Не акцентируйте внимание ребенка на неудачи – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.

Оценивая работу, обязательно отметьте, что сделано правильно, хорошо, обратите внимание на ошибки и объясните, как их нужно исправить. При необходимости дайте повторное задание.

При выполнении ребенком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради.

Если задание большое, разделите его на части и к каждой из них дайте новую инструкцию. Начинать объяснение нужно лишь после того, как выполнена предыдущая часть задания.

Если что-то из работы необходимо отложить до завтра, стоит записать это задание.

Всем детям необходимо подбадривание и поддержка по ходу выполнения задания – это придает им уверенность и стимулирует продолжение работы. Поэтому в ходе каждого задания найдите повод (даже если это сложно), чтобы похвалить ребенка.


Рекомендации родителям при выполнении домашних заданий:


А) с леворукими детьми:

Отношение к леворукости в семье не должно быть негативным;

Никогда не торопить и не подгонять ребёнка;

Почаще хвалить за малейшие успехи и достижения, повышая его самооценку, тем самым способствуя избавлению от ощущения ущербности и беспомощности;

Почаще говорить о том, что любите его таким какой он есть;

Организовать специальную работу с психологом до начала школьного обучения по устранению недостатков сформированности зрительно-пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности;

Упорядочить режим дня ребенка;

Не настаивать на раннем обучении письму в дошкольном возрасте;

Быть снисходительными к почерку ребенка;

Исправлять почерк лишь по инициативе ребенка;


Б) с медлительными детьми:

Создать дома спокойную ситуацию без крика, ругани, обвинений;

Проявлять такт и терпение по отношению к ребенку;

Никогда не торопить и не подгонять ребёнка;

Почаще хвалить за малейший успех или достижение, повышая его самооценку;

Почаще говорить о том, что любите его таким какой он есть;

Учить ребенка планировать свой день и свою деятельность, чтобы всё успеть;

Поддерживать здоровье ребенка (витаминизация, профилактические прививки т.д.);

Не нагружать ребенка большим количеством секций и кружков в один день, развести нагрузку по дням недели равномерно;

Не оставлять после уроков в группе продленного дня;

Не отвлекать ребенка во время выполнения домашних заданий;

Напоминать о том, что во время выполнения домашних заданий необходимо периодически вставать и двигаться;


В) с гиперактивными детьми:

Перед каждым занятием объясните ребенку его цель: что будете делать, для чего и как. Объясняя, используйте только знакомые слова. Не только объясните, но и покажите. Убедитесь, что ребенок понял инструкцию.

Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через «ступеньки».

Соблюдайте продолжительность непрерывного выполнения заданий – не больше 3-5 минут – и общую продолжительность занятия – 20 минут.

Работайте спокойно, без нервотрепки, упреков, порицаний. Не торопите ребенка: пусть работает медленно. Постарайтесь каждый раз найти, за что его похвалить. При неудаче повторяйте задания, давайте аналогичные.

Никогда не начинайте занятия с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка похвалой, так как уверенность в правильности выполнения помогает ему.

Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат – успех придет, если ребенок будет доверять вам и будет уверен в себе.

Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может непроизвольно «заучить» ошибку. Но избегайте говорить: «Ты делаешь не так», «Это неправильно».

Во время занятий с ребенком не отвлекайтесь. Если не можете найти полчаса для такой работы, помощь невозможна.

Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической (лучше ежедневной), но непродолжительной. Кроме того, эта работа не должна быть нудной, тяжелой нагрузкой, которой ребенок не знает или не понимает. Задачи, которые вы ставите перед ним, должны быть посильными, а на начальном этапе даже легко достижимыми. Сложность заданий лучше увеличивать постепенно.

Способ индивидуальной работы с гиперактивными детьми при обучении письму. Он состоит в определенной последовательности действий, которые выполняет взрослый и ребенок (при индивидуальной работе):

Взрослый объясняет задание. Инструкция должна быть четкой, краткой, все слова должны быть понятны ребенку. (Учтите, что порой непонятным может быть самое простое слово, например, «скопируй», «срисуй». Если вы просто говорите: «Срисуй», - не оговаривая, например, «чтобы получилась точно такая же фигура», - ребенок имеет право нарисовать и похожую фигуру, отличающуюся размерами).

Ребенок повторяет задание. Важно, чтобы он точно повторил все условия.

Взрослый объясняет, как нужно выполнить задание (с чего начать, что делать дальше, как закончить и т.п.), соблюдая условия понятности и доступности объяснения.

Взрослый еще раз повторяет последовательность выполнения задания и показывает, как это делать.

Ребенок выполняет последовательность выполнения задания (если есть ошибки, повтори предыдущий пункт).

Ребенок диктует взрослому последовательность выполнения задания, а взрослый выполняет задание. Ребенок контролирует ход выполнения задания.

Ребенок самостоятельно выполняет задание и оценивает его (если в этом случае есть ошибки, можно предложить аналогичное задание и выполнить его в той же последовательности).


Если ребенок испытывает трудности обучения чтению и письму, то почаще хвалите его, не осуждайте, а подбадривайте, не подчеркивайте неудачи и не твердите, что изменение ситуации невозможно, а вселяйте надежду. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это сначала должны поверить окружающие его взрослые!


ЛИТЕРАТУРА


1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. 224с.

2. Беневольская Г.Б. Диагностика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование, 2007. №1. С. 26-32.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.

4. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие /Л.А. Григорович и др.; М.: Гардарики, 2001. 480с.

5. Ефименкова Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда/ Л.Н. Ефименкова и др.; М.: Просвещение, 1991. 239 с.

6. Зорин П.Г. Как воспитать человека будущего // Природа и человек XXI, 2011. № 6. С.44-47.

7. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастной диапазон, особенности диагностики. //Дефектология, 2003. № 3. С. 148-157.

8. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе. М.: Просвещение. 2012. 99 с.

9. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 570 с.

10. Станкин М.И. Общая психология. Функциональные явления человеческой психики. М.: НПО МОДЭК, 2001. 352 с.

11. Шишова Т. Гиперактивный ребенок // Будь здоров, 2005. №12. С.75-76.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.