Трудовое воспитание школьников включает их профессиональную ориентацию. Ознакомление с доступными им видами труда начинается с первого класса. Ко времени окончания школы необходимо помочь воспитанникам выбрать профессию, соответствующую их возможностям и интересам.
Трудовая деятельность наиболее эффективно способствует развитию личности школьников. Поэтому очень важно в условиях спецшколы обеспечить целенаправленную организацию детского труда. Создание педагогически обоснованной системы трудового воспитания, соблюдение принципа доступности, учет интересов и способностей учащихся к определенным видам труда, соревнований и других методов воспитания ускоряют процесс формирования у учащихся положительных качеств личности.
Трудовое воспитание детей с ОАВЗ и последующее их трудоустройство считаются основной задачей коррекционной школы. Это одна из сложнейших задач по нескольким причинам. Для этих детей характерны плохая моторика, неловкость, неуклюжесть движений, и эти качества нередко сочетаются с дефектами органов зрения или слуха. Плохой подчерк и невнятная речь ещё более затрудняют выбор какой-либо профессии. Учитель должен задолго до окончания школы, буквально с момента начала трудового обучения, учитывая местные конкретные условия, заботиться о их будущем. При этом практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для детей с ОВЗ.
Также в трудовом обучении учащихся спецшкол используются изобразительные наглядные средства- учебные плакаты, рисунки, чертежи, фотографии, экранные изображения. Применение наглядных средств помогает развить у учащихся умение организовать собственную умственную и физическую деятельность, позволяет активизировать внимание, улучшить восприятие, понимание и запоминание учебного материала.
Обучение и воспитание детей немыслимы без трудовой подготовки. Установлено, что знания по труду не только подготавливают учащихся в профессиональном отношении, но и при соответствующей организации являются весьма эффективным средством коррекции недостатков их психики. Труд помогает ученику конкретизировать имеющиеся у него представления и понятия об окружающем мире.
В процессе труда ученики знакомятся со свойствами предметов и материалов, сравнивают их, устанавливают существующие между ними связи и отношения, планируют свою работу, создают в воображении изготовляемый предмет,- всё это способствует развитию их мышления. Сочетание трудового обучения с различными видами общественно-полезного и производительного труда создаёт условия для наиболее эффективной коррекции недостатков физического и умственного развития учащихся.
Большое значение в трудовом воспитании имеют экскурсии на промышленные предприятия, учреждения, где дети убеждаются в том, что самое главное в жизни – это добросовестный труд, который приносит человеку радость, уважение товарищей и материальное благосостояние. В результате производственных экскурсий учащиеся по-иному начинают оценивать работу в школьных мастерских и по- иному работают.
На базе нашей школы работают такие кружки, как «Умелые ручки», «Домоводство», вышивание, вязание, выжигание. Работа в этих кружках помогает детям с ОВЗ в подготовке к самостоятельной трудовой жизни.
На уроках трудового обучения дети учатся швейному делу, деревообработке, слесарному делу, премудростям сельскохозяйственного труда. На уроках социально-бытового обслуживания девочки и мальчики учатся ведению домашнего хозяйства, учатся готовить разнообразные блюда, а также платить за ЖКУ.
Учить детей выполнять общественные поручения следует постепенно. В первое время воспитатель подробно инструктирует ученика и контролирует каждый шаг, а в дальнейшем он предоставляет им больше самостоятельности, только проверяет результат работы и отмечает успехи и недостатки.
К навыкам и умениям, которые необходимо прививать детям, относится также уход за одеждой, обувью и постельными принадлежностями. Я, прежде всего как воспитатель, педагог организую в группах занятия по починке одежды, чистке обуви, в процессе которых стараюсь научить детей видеть недостатки в своей одежде – оторванную пуговицу, дырку на платье, на носке и устранять их. Кроме нас, взрослых их этому никто не научит, потому что основной контингент нашей школы- это дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья.
В результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности при настойчивом воспитательском воздействии у ребёнка вырабатываются необходимые навыки, привычки, которые в дальнейшем закрепляются.
Учащиеся усваивают навыки ухода за жилищем, поддерживая чистоту и порядок в спальнях, столовой, общежитии, школе. Трудовые навыки. Полученные детьми в школе, помогут им после окончания школы-интерната найти себе занятия по душе и легче адаптироваться во взрослой жизни.
Труд является основным в коррекции оздоровления детей, для этого еженедельно работаем на воздухе, убирая территорию двора. Дети с ОВЗ нуждаются в коррекционной трудовой деятельности больше, чем обычные дети, и этот труд должен быть дифференцированным, поэтому одни дети выполняют более трудную работу, а другие, т.к. они более слабые- пассивную, кратковременную работу.
Таким образом, включение детей с ОВЗ в различные виды деятельности является важным звеном реабилитационных мероприятий, направленных на формирование целостной личности для интеграции в обществе.