12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ракова Лариса Владимировна163
6

Вводный урок по трудовому обучению «Трудовое обучение как учебная дисциплина и как наука»

Тема: Трудовое обучение как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Трудовое обучение» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Ознакомление с мастерскими, выставками работ учащихся. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация рабочего места.

Цели: ознакомить обучающихся с предметом «Трудовое обучение», выяснить насколько обучающиеся подготовлены к новому курсу;

ознакомить с правилами внутреннего распорядка в кабинете трудового обучения;

правилами безопасной работы и санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении всех указанных работ;

сформировать у учащихся навыки рациональной организации рабочего места;

содействовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы;

воспитывать аккуратное и бережное отношение к оборудованию и инструментам;

чувство ответственности, прививать на­выки по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих;

вызвать у обучающихся интерес к новым знаниям, наладить контакт с детьми и создать соответствующую психологическую установку.

Наглядные пособия: таблицы «Правила внутреннего распорядка в школьных мастерских», «Правила безопасной работы при работе на швейной машине»; «Правила безопасной работы при работе с ножницами, булавками, иголками»; «Правила безопасной работы при работе с горячими жидкостями»; презентация, проектные работы учащихся предыдущих лет, карточки - задания, тетради, письменные принадлежности.

Оборудование и инструменты: швейные машины, утюг, ножницы, иголки, булавки, крючки, спицы.

Тип урока - урок освоения новых знаний.

Формы работы: индивидуальная; фронтальная; работа в парах.

Методы: словесные - беседа, дискуссия; наглядные - демонстрация.

ХОД УРОКА.

I.Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний.

Беседа и опрос учащихся.

-С какими видами рукоделия вы познакомились на уроках трудового обучения в начальной школе?

-Какие изделия изготавливали на этих уроках?

-Чем вам понравилось заниматься больше всего?

-Как оценивали результаты вашей работы ваши близкие, друзья?

-Какие правила безопасности во время работы с различными инструментами вы изучали в предыдущих классах?

-Какими видами рукоделия владеют ваши мамы, бабушки, папы и старшие сестры?

-Кто достоин звания «Мастер-золотые руки»? Почему?

III. Мотивация учебной деятельности.

Рассказ учителя.

Знания и умения, полученные вами в начальной школе, станут основой для приобретения новых навыков. Мы будем расширять их и совершенствовать.

В 5 классе на уроках трудового обучения, которые будут проходить в данном кабинете, вы узнаете много нового и полезного. Так, вы научитесь основам аграрной технологии, познакомитесь с понятиями «кулинария», «питание», «культура питания», научитесь готовить, правильно и рационально питаться, красиво оформлять готовые блюда и правильно сервировать стол, познакомитесь с основами черчения и графики, научитесь изготавливать красивые вещи и украшения, работать на швейной машине, конструировать и моделировать различные виды одежды.

 Надеюсь, что все знания, умения и навыки, которыми вы овладеете на уроках по предмету, пригодятся в вашей повседневной трудовой деятельности, в школе и дома.

Ребята, посмотрите внимательно на экран. Вы видите работы, выполненные учениками нашей школы разных лет выпуска.

А сейчас давайте познакомимся с творческие работы учащихся прошлых лет, (ребята рассматривают предложенные проектные работы). Посмотрите, какие красивые и интересные вещи украшают стены нашего кабинета. Все увиденные вами работы выполнены руками наших учеников. С удовольствием хочу отметить, что авторами этих работ являются как девочки, так и мальчики.

Вот такие прекрасные вещи создают человеческие руки! Когда вы мастерите нечто, получается изделие! И будь то картина, салфетка, кружево или любое иное изделие, плод вашего труда уже начинает самостоятельное движение по жизни. Вы уже не просто труженик, вы - создатель нового, мастер своего дела! И всем нам известно, что работа, выполненная своими руками, ценится намного дороже, вы в неё вложили частицу своего труда, силы, душу и много времени.

 

УСПЕХ ПРИХОДИТ К ТОМУ,

КТО К НЕМУ СТРЕМИТСЯ.

IV.Изучение нового материала.

Дату и тему урока учащиеся записывают в тетрадях.

1.Правила внутреннего распорядка и правила безопасной работы в кабинете трудового обучения.

Рассказ учителя.

Успех занятий и, как следствие, ваш интерес к уроку зависит от четкой организации работы и соблюдения правил внутреннего распорядка.

Поэтому, прежде всего, ознакомьтесь с правилами поведения в кабинете трудового обучения. (Слайд).

Ознакомься. Запомни. Придерживайся!

Правила внутреннего распорядка

1.Ученики должны приходить на занятия за 5 минут до их начала.

2.Заходить в мастерские организованно, с разрешения учителя.

3.Перед началом занятия вымыть руки и надеть рабочую одежду.

4.Садиться на закрепленные места, не оставлять их без разрешения учителя.

5.Придерживаться порядка и чистоты на рабочем месте.

6.Придерживаться правил безопасной работы и санитарно-гигиенических требований.

7.Ученики, не ознакомленные с правилами безопасной работы, к занятиям в школьных мастерских не допускаются.

8.Осторожно и бережно относиться к инструментам и материалам, использовать их только по назначению.

9.Во время перерыва выходить из мастерских.

10.После окончания работы убрать свое рабочее место.

Общие правила производственной санитарии и личной гигиены

1.Все работы выполнять в рабочей одежде.

2.Рабочая одежда должна быть выстиранной и выглаженной.

3.Сидеть следует прямо, на всей поверхности стула, на расстоянии 10-15 см от края стола (неправильная рабочая поза портит фигуру, приводит к быстрому утомлению и вредит работе органов пищеварения).

4.Во время работы свет должен падать слева или спереди.

5.Рабочее место необходимо содержать в чистоте и порядке.

Знакомимся с правилами используя мультимедийный проектор.

После знакомства с «Правила внутреннего распорядка», помогаю учащимся сделать вывод, что необходимо не только знать все эти правила и требования, но и придерживаться их.

Постарайтесь запомнить, что рабочее место закрепляется за каждым на целый год. Сядьте поудобнее, почувствуйте себя хозяйкой закрепленного места, ведь вам предстоит не только работать, но и содержать его в чистоте и порядке. Во время работы необходимо будет следить за правильной позой. Неправильное положение корпуса вызывает усталость, снижает работоспособность, приводит к сутулости, искривлению позвоночника, ухудшает зрение.

На экране перед вами различные позы учащихся, выполняющих швейные работы.

1.Определите, номер какой картинки, изображенной на экране, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. (Ответы учащихся).

 

Самым ценным для каждого человека является его жизнь и здоровье. А кабинет трудового обучения – необычный кабинет.

Вы, наверное, уже обратили внимание, что на ваших столах лежат инструменты и приспособления, а на специальных столах стоит швейное оборудование. Они будут вашими помощниками при изготовлении различных изделий. Постарайтесь самостоятельно определить, для чего предназначены данные инструменты и приспособления. Многие вам незнакомы?

-Давайте знакомиться с ними! (Учащиеся называют увиденные предметы и говорят, для чего они предназначены, определяют степень их опасности).

Ребята, вы правильно заметили, что вам придется иметь дело с оборудованием и инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с опасными факторами.

Опасные факторы: травмирование рук; ожоги; поражение электрическим током; пожар. На занятиях вы научитесь, как правильно работать с данным инструментом и оборудованием, чтобы исключить опасные факторы.

- Как вы думаете, для чего разработаны такие правила? Очень важно, чтобы во время работы человек не потерял свое здоровье и не нанес вред здоровью окружающим.

- Когда долго сидишь, быстро устаешь? Чтобы нашему организму немного расслабиться, что нужно делать?

- Правильно, двигаться! На наших занятиях мы будем обязательно делать специальную гимнастику для работников. Прошу вас встать и вместе со мной заняться своим здоровьем!

.

Наше здоровье позволяют сохранять также и соблюдение правил безопасного труда, техника безопасности.

Техника безопасности (ТБ) - это комплекс средств и мероприятий, внедряемых в производство с целью создания здоровых и безопасных условий труда.

Сегодня вы пройдете первичный инструктаж по охране труда перед началом работ в кабинете трудового обучения.

Будьте внимательны при проведении инструктажа! Знание и соблюдение правил техники безопасности служат надежной гарантией предупреждения несчастных случаев!

V.Формирование умений и навыков обучающихся.

Работа в парах.

Перед вами лежат карточки с рисунками.

Самостоятельно и очень внимательно рассмотрите инструменты и приспособления, изображенные на этих рисунках и впишите их в клеточки.

                               


 

                         

                     

 

Определите для чего они предназначены и какие правила необходимо соблюдать при работе с изображенными выше инструментами?

После выполнения данной работы поменяйтесь карточками.

Проведите взаимопроверку.

Правильность выполненной работы сверьте с изображением на слайде. (Слайд)

VI .Рефлексия.

1.Что нового вы узнали на уроке?

2.Где и при каких условиях можно воспользоваться знаниями,

полученными на данном уроке?

3.Как вы считаете, достигнута ли цель урока?

 VII.Мотивация оценок за урок, выставление их в журнал, дневники.
VIII.Домашнее задание.

Повторить правила.

Найти загадки о материалах, инструментах и оборудовании кабинета трудового обучения и пословицы о труде.

IХ. Уборка рабочего места.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.