12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Потемкина Светлана Владимировна735
Россия, Тверская обл., пгт. Суховерково

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

 

С.В.Потемкина

МОУ «Суховерковская СОШ», пгт. Суховерково

 

В статье рассматриваются понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», уделено внимание нормативно-правовой базе современного образования в контексте обеспечения инклюзивного образования, приведены примеры из опыта работы автора с детьми с ОВЗ на уроках истории.

 

Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, история.

 

Согласно ст.2 п.1 Конституции РФ «каждый имеет право на образование» [2, с.13], ст.2 п.4. «основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования» [2, с.13]. Долгое время родители детей с ОВЗ вынуждены были сами решать вопрос об обучении таких детей. Специализированных коррекционных школ очень мало, они располагаются в областных центрах, попасть в них сложно. В обычных школах детей с ОВЗ принимали неохотно, да и самим детям было некомфортно. Семьи с такими детьми, живущие в сельской местности стояли перед нелегкой задачей определения ребенка в специализированное учебное заведение, находящееся далеко от дома.

Закон «Об образовании РФ» от 29 декабря 2012 г. прописывал определение таких понятий как «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» [4, ст.2 п.16], «индивидуальный учебный план» [4, ст.2 п.23], «инклюзивное образование» [4, ст.2 п.27], «адаптированная образовательная программа» [4, ст.2 п.28] и гарантировал получение качественного образования всем детям, включая детей с ОВЗ. Согласно ему, уже в обычных школах должны были «создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья...» [4, ст.5 п.5] Таким образом, в условиях инклюзивного образования, обеспечение возможности получения качественного образования детям с ОВЗ ложится на учителей обычных общеобразовательных школ.

Перед учителем сразу встает целый ряд проблем:

1. Как обучать детей с ОВЗ, не нанося вреда здоровью;

2. как совмещать обучение детей с ОВЗ и обычных детей в рамках школьного урока;

3. как адаптировать детей с ОВЗ в условиях обучения в общеобразовательной школе.

«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [4, ст.2 п.16]. Детей с ОВЗ можно разделить на несколько групп, это «...дети с нарушениями: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, интеллекта, расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития...» [3, с.17].

В нашей школе на сегодняшний день из 112 обучающихся 8 детей с ОВЗ, из них 4 обучаются в основной школе. Для этих учеников разработаны адаптированные программы и программы индивидуального обучения. Один ребенок посещает школу с 1 класса и продолжает учиться вместе со своими одноклассниками, посещая уроки как общего, так и индивидуального обучения. Проблемы адаптации этого ребенка в классе были решены еще в начальной школе. Второй ребенок учится индивидуально, вместе со своими сверстниками посещает только праздники и общешкольные мероприятия, но общается с ними на переменах. Оба ребенка – ученики 6 класса, а я являюсь их классным руководителем и преподаю три предмета: СБО, географию и историю. Двое других учатся по адаптированным программам в 8 и 9 классе вместе с другими ребятами.

В современном образовании истории как учебному предмету уделяется особое внимание. История должна способствовать формированию исторического мышления, осознанию целостности и взаимосвязи мира, воспитанию гуманизма, толерантности и патриотизма. Особенностями этого предмета являются: наличие большого фактического материала, его запоминание, правильное восприятие времени и пространства, т.е. понимание датировок до нашей эры и нашей эры, умение сопоставлять прошлое и современность, работа с картами. При этом курс истории в программе индивидуального обучения рассчитан на проведение 1 часа в неделю, 34 учебных часов в год. Все это вызывает определенные проблемы, особенно сложно объяснить понятия «до нашей эры» и «нашей эры», обучающимся сложно запоминать даты, понятия, определения, составлять логическую цепочку. Трудности вызывают такие задания как пересказ, работа с картой. Особое место занимает проблема мотивации учащихся. Исходя из вышесказанного, перед учителем встает задача разработки и проведения интересного, информативного, но, в то же время, доступного для ребенка с ОВЗ урока.

Наилучшими технологиями обучения детей с ОВЗ, на мой взгляд, являются:

1. Игровая - можно заинтересовать учащихся и преподнести материал в более легкой, доступной форме. Например, урок «Как жили древние охотники, кочевники, собиратели. Новые занятия людей» можно полностью провести как урок-игру, или на уроке можно частично использовать игровую технологию. Во внеурочной деятельности можно провести «Свою игру», обобщив знания по разделам «Древний мир» и, частично, «История вещей. Занятия человека на Земле». При проведении такого внеурочного занятия у детей с ОВЗ из 6 класса с привлечением обучающихся из 5 класса, можно добиться сразу следующих целей: повышение мотивации, образное восприятие учебного материала, коммуникативные навыки работы.

2. Технология уровневой дифференциации. Дети с ОВЗ, как и обычные дети, совершенно разные по уровню своей подготовки, способностям, возможностям. Данная технология учитывает все особенности ребенка, создавая для каждого ситуацию успеха как на уроке, так и во внеурочной деятельности. При проверке домашнего задания или на уроке учащиеся сами выбирают себе вариант задания на «3», «4» или «5». Оценка может зависеть от того, какое количество дат выучил обучающийся, при пересказе – сколько составил предложений, в историческом лото – сколько правильно сопоставил понятий и определений, или дат и событий и т.д.

3. Проектная технология. На мой взгляд, такие дети лучше всего проявляют себя в творческих проектах. Эту технологию можно использовать на уроках, предполагающих или допускающих элементы творчества, например, при изучении темы «Огонь в жизни древнего человека. Огонь, глина, гончар» можно предложить ребенку пофантазировать и составить мини-проект. В прошлом году ученица 5 класса с ОВЗ посещала мои занятия внеурочной деятельности по научно-исследовательским проектам. Это обучающаяся с интеллектуальными нарушениями, исследовательской деятельности не получилось, но ей вполне успешно удалось составить две презентации («Розы» и «Песец»). Конечно, на каждом занятии приходилось заново объяснять ей приемы работы с компьютером, клавиатурой и мышкой, но мотивация девочки была столь велика, что она не пропускала ни одного занятия и сумела доделать до конца обе презентации.

Очень важно научить детей с ОВЗ работать по алгоритму. Для этого необходимо составить памятки-алгоритмы для пересказа, для работы с картой, для работы с текстом учебника. Такие памятки, но в более усложненной форме я использую при работе с другими детьми: детьми-инофонами и обычными русскоязычными ребятами. Пример памятки при работе с текстом (6 класс):

1. Внимательно прочитайте текст

2. Выделите основную мысль текста. О чем в нем говорится?

3. Если после текста есть вопросы, ответьте на них.

В более старших классах памятка дополняется пунктами о выделении основных понятий, дат и т.д.

При пересказе важно ответить на вопросы «Кто? (Что?) Где? Когда?» Ответ на вопрос «почему?» иногда вызывает трудности.

Особые трудности вызывает работа с картами. Обучающимся несложно перенести информацию и данные из атласа в контурную карту, но при ответе у доски с использованием карты, ребенок теряется и не может сориентироваться. Здесь важно сочетать работу с контурной картой и картой у доски, повторяя одно и то же действие несколько раз. Алгоритм работы с картой должен обязательно включать пункт внимательного изучения условных обозначений – «легенды карты».

Помимо всего вышеперечисленного, при проверке знаний я использую тестовые задания с упрощенными формулировками.

Из опыта работы других учителей я выделила для себя несколько интересных приемов: «...естественное запоминание (дат – примеч. автора). Во время приветствия учителя, какой-либо просьбы дети говорят соответствующую дату...», «...лотерея (с обязательным победителем того, кто дал правильный или наиболее близкий к правильному ответ). Главное условие - в лотерее участвуют те, кто работал на уроке, что является для учащихся дополнительным стимулом...» [1] и др.

Таким образом, для обеспечения получения детьми с ОВЗ качественного образования необходимо:

во-первых, использовать дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности обучающегося,

во-вторых, заинтересовать ребенка, создать ситуацию успеха для каждого ученика,

в-третьих, способствовать адаптации и формированию коммуникативных компетенций учащихся.

Привлекая детей с ОВЗ к занятиям во внеурочной деятельности, учитель сможет сразу решить несколько поставленных целей. Используемые на уроках образовательные технологии и приемы обязательно должны подстраиваться и подходить к каждому ученику.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

https://kopilkaurokov.ru/istoriya-rossii/uroki/obuchieniie_dietiei_s_ovz_1. Дата обращения 27.01.2019. Заглавие с экрана.1. Андриянова Т.А. Доклад «Обучение детей с ОВЗ на уроках истории в рамках инклюзивного образования»// Kopilka urokov.ru : Интернет-портал [Электронный ресурс]. Режим доступа:

2. Конституция РФ. Федеральные конституционные законы. С новыми поправками. – М.: Мартин, 2018.

3. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проект. 2013 г. // ФГОС: Интернет-портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/. Дата обращения 27.01.2019. Заглавие с экрана.

4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года// Интернет-портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ . Дата обращения 27.01.2019.

 

ПОТЕМКИНА Светлана Владимировна, учитель истории и обществознания I квалификационной категории Муниципального общеобразовательного учреждения «Суховерковская средняя общеобразовательная школа».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.