Статья на тему «Развитие жизненных компетенций на уроках трудового обучения»
«Развитие жизненных компетенций на уроках трудового обучения»
Чернышева Кристина Константиновна
учитель трудового обучения ГБОУ АО СКОШ №31
Компетенция (от латинского competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
Компетенция – базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности.
Эффективная трудовая деятельность является ядром социально-нормативного поведения. Согласно социологическому словарю: «Человек является социально-компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации». Поэтому особенно актуальным является формирование социально-значимых компетенций. Ведь инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, в овладении в будущем профессиональными навыками. В связи с этим выделяют две стратегии в формировании социально-значимых компетенций школьников с нарушением интеллектуального развития в образовательной среде:
развивающую, предполагающую создание условий, стимулирующих развитие ее базовых составляющих;
формирующую, предполагающую помощь умственно отсталым школьникам в обретении социальной умелости.
Развивающая стратегия реализуется через обогащение развивающего потенциала взаимодействия участников образовательной среды, а формирующая – через реализацию специальных развивающих программ.
Социально-значимые или жизненно-важные компетенции у школьников с ограниченными возможностями здоровья формируются при соблюдении следующих условиях:
знание об обществе и самом себе в обществе соединяются с навыками социального взаимодействия, конструктивными способами поведения в трудных ситуациях;
отношение к обществу, выраженное в мотивации, ценностях и качествах личности соединяются с социальной ответственностью.
Одним из базовых показателей успешной социализации обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы является уровень сформированности у них жизненно-важных компетенций. Школьники с нарушением интеллектуального развития при адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания в состоянии усваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, добросовестно трудиться и быть, в меру своих возможностей, полезными членами общества. Однако же интеллектуальные нарушения этих детей, безусловно, затрудняет формирование учебных компетенций. Формирование жизненно-важных компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется ходе целенаправленного, педагогически организованного обучения и воспитания. Необходимо отметить, что в процессе трудового обучения у детей данной категории целенаправленно и системно происходит формирование социально-трудовой компетенции, являющейся наиболее жизненно-важной. Трудовое обучение включает в себя ручной, самообслуживающий, хозяйственно-бытовой, различные предпрофессиональные виды труда. Понятно, что в большей степени формирование социально-трудовой компетенции реализуется на уроках «домоводства» и «прикладного труда», на которых школьники с нарушением интеллекта приобретают практические навыки по самообслуживанию, уходу за жилыми помещениями, комнатными растениями, практические навыки по приготовлению простых блюд, сервировки стола, уборки и мытья посуды после еды.
Особую сложность в организации обучения детей с нарушением интеллектуального развития составляет то, что развитие психики не достигает уровня, необходимого для активной учебы в школе и для интенсивного развития учебных (познавательных) и общественных (социальных) мотивов деятельности учения. Дети данной категории не обладают самостоятельностью в познании. Поэтому специалисту, работающему с детьми вышеназванной категории необходимо придерживаться следующей познавательности организации трудового обучения:
предварительная оценка образовательной ситуации (урока, перемены, экскурсии, внеучебной трудовой деятельности и т.д.);
определение компонента трудовой деятельности, который будет акцентироваться в процессе педагогического взаимодействия (рациональная двигательная активность, соблюдение норм безопасности жизнедеятельности, соблюдение норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности, профориентация);
выбор технологии практико-ориентированного задания;
реализация технологии, связанной с мотивированием к трудовой деятельности и опорой на имеющийся опыт.
Ребенок с тотальным психическим недоразвитием средней степени тяжести через факт труда устанавливает определенные отношения с окружающими людьми, может осознать свои обязанности по отношению к ним. Через эту деятельность обучающийся узнает цену заботе о себе и приобретает умение действенно заботиться о своих близких и родственниках. Из этого следует, что труд обогащает внутреннюю культуру ребенка, он старается быть полезным.
Труд является тем средством обучения, которое, отвечает потребностям и интересам ребенка, находит эмоциональный отклик в его душе, способствует развитию его личности в целом и мотивационной сферы в частности. Реализуя потребность в трудовой деятельности, дети могут проявлять старательность и усидчивость, их учат планировать, контролировать собственные действия. В результате целенаправленного обучения у них может возникнуть учебный и социальный интерес не только к результатам, но и к самому процессу деятельности.
Литература:
«Картонажно-переплетное дело». Программа для 4-10 классов специальной (коррекционной) школы для детей с нарушениями интеллекта Т.В. Попова под редакцией кандидата педагогических наук, доцента А.А. Хилько. С.-Петербург 1996г.
Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Новые учебные программы и методические материалы под редакцией кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника А.М. Щербаковой. Москва «Издательство НЦ ЭНАС», 2001г.
Программа по переплетно-картонажному делу (автор Васенков Г.В.) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 2 Изд.: Гуманитарный издательский центр Владос, Москва, 2011 г
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва.: «Просвещение», 2005-296С.