12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семенова Светлана Витальевна106
Россия, Курская обл., Курск

Тема урокаТрудовое право

 Цель урока:

- сформировать представление обучающихся о трудовом праве Российской Федерации, трудовых отношениях;

- способствовать развитию навыков практического применения полученных знаний в различных ситуациях в сфере трудовых правоотношений;

- развивать логическое мышления и речь обучающихся через решение задач по трудовому праву;

- формировать коммуникативные навыки общения при работе в команде;

- сформировать представление о культуре труда; воспитать уважение к праву;

- сформировать активную жизненную позицию обучающихся, понимание важности знаний о трудовых правах для личного опыта;

- повысить уровень правовой грамотности и культуры молодых людей.


Методическая цель: использование игровых технологий с целью активизации мыслительной деятельности обучающихся.

В результате обучающиеся будут

уметь:

- работать с нормативно-правовыми документами;

- грамотно применять нормы трудового законодательства в реальной практике,

знать: основные положения трудового кодекса РФ.

Формируемые компетенции:

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: работа в команде.

Оборудование и материалы:

- источники трудового права («Конституция РФ», «Трудовой кодекс РФ», «Закон о занятости населения в РФ»);

- карточки с индивидуальными заданиями (задачами) по трудовому праву.









Ход урока:


I. Оргмомент. Мотивация: Видеосюжет.

Я предлагаю вам посмотреть небольшой сюжет и обратить внимание на проблемы, с которыми может столкнуться человек в реальной жизни.


Вопрос обучающимся: Итак, посмотрели. Скажите, пожалуйста, с какими проблемами столкнулась героиня сюжета?

Стадия осмысления:

                  В общем, основные формы нарушений можно разделить на несколько групп (возможные ответы обучающихся):

- нарушения, связанные с трудоустройством (необоснованный отказ при устройстве на работу), незаключение трудового договора и при заключении трудового договора (незнанием обязательных пунктов , которые должны быть включены в документ);

- нарушения продолжительности рабочего дня и оплаты труда (заниженная оплата труда или оплата «черным налом»);

- часто встречаются нарушения учета трудового стажа (отказ открытия трудовой книжки) и прав работающего на оплачиваемый или учебный отпуск.

Список нарушений можно продолжать. Главная причина связана, конечно, с тем, что работодатели пользуются нашей правовой неграмотностью.

Почему это произошло?

(Что необходимо знать, чтобы не допустить нарушения трудовых прав, не оказаться в подобной ситуации?)


II. Сообщение темы и цели урока.

Слово преподавателя:

Чтобы этого не произошло, чтобы в будущем вы могли заниматься домашними делами, растить детей, заботиться о своем здоровье и здоровье будущего ребенка, а не тратили время на судебные разбирательства, мы будем сегодня учиться не совершать таких ошибок на примере изучения трудового законодательства РФ.

Откройте тетради и запишите число и тему урока – «Трудовое право».



. Изучение нового материала.

В качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрала слова французского философа Вольтера:

«Законы нужны не только для того, чтобы устрашить граждан, но и для того, чтобы помогать им».


Работа на уроке поможет нам разобраться в словах французского философа, писателя.


Как вы думаете, в каких источниках мы можем найти ответы на вопросы по трудовому законодательству?


Откройте текст Конституции, прочитайте статью 37. (2 мин.)

Обсуждение статьи 37 Конституции РФ как основного источника трудового законодательства

«1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 

2. Принудительный труд запрещен. 

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. 

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».  

Чему посвящена эта статья? Какие условия труда должны быть у   работника? Труд — это право или обязанность? Обоснуйте свой ответ.

Еще раз обратите внимание на эту статью и сделайте выводы о значении 37 статьи Конституции РФ.

На основании статьи 37 Конституции РФ принят Трудовой кодекс Российской Федерации, с которым мы будем сегодня работать.

Учитель: Вы сегодня на уроке работаете тремя отдельными командами. Вам предстоит поработать в юридической консультации. У каждой группы на столе имеются документы, необходимые для работы. Каждая группа получит свое задание.

Обратите внимание, в центре стола лежит ромашка. Оторвите лепесток ромашки, это будет для вас индивидуальным заданием. Внимательно прочитайте задание и найдите ответы на эти вопросы в информационном источнике, который лежит на ваших столах – это статьи Трудового кодекса РФ. Вы можете сотрудничать друг с другом с целью оптимального решения проблемы. Вы можете обсудить в команде выполнение задач, уточнить решения, при необходимости сделать дополнения. Время работы - 10 минут.

Время закончилось, приступаем к обсуждению.

Звенит звонок.

- Итак, первый звонок в нашу консультацию. Слушаем вас.


Вопросы предполагаемых клиентов

I группа

Клиент 1. Несовершеннолетний ребенок.

1.С какого возраста гражданин России может начать работу?

Каким будет рабочий день несовершеннолетнего?

Ст. 63, 92, 94

Ответ: Не моложе 15 лет; 16-18 лет - не более 36 часов в неделю, 14-15, 15-16 – не более 24 часов в неделю, но учащиеся 14 лет могут работать только в свободное от учебы время и с согласия родителей.

2. Какие документы необходимы при поступлении на работу впервые? Обязателен ли медосмотр?

Ст. 65, 266

Ответ: Паспорт, справка с места жительства, диплом или свидетельство об окончании учебного заведения. Обязателен медицинский осмотр (за счёт средств работодателя).

3.Семнадцатилетний гражданин в апреле поступил на работу и попросил предоставить ему отпуск в один из летних месяцев этого же года. В отделе кадров ему объяснили, что отпуск предоставляется через 11 месяцев с начала работы. Правильно или нет?

Ст. 267, 122

Ответ: Нет. Отпуск несовершеннолетним предоставляется и до истечения 11 месяцев работы на данном предприятии. При этом отпуск оплачивается полностью (31 календарный день). Отпуск может быть предоставлен в удобное для работника время.

4. Может ли несовершеннолетний отказаться от ежегодного основного оплачиваемого отпуска и получить денежную компенсацию?

Ст. 126

5.Возможна ли работа несовершеннолетнего по совместительству? – ст. 282

Ответ: Нет. Не разрешается работа по совместительству несовершеннолетних.

6. Как рассматривает трудовое законодательство оплату труда несовершеннолетних?

С. 271

Ответ: При повременной оплате труда - с учетом сокращенной продолжительности работы; при сдельной – оплачивается по установленным сдельным расценкам; тем, кто обучается и работает в свободное от учебы время – производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

7.Во время летних каникул Екатерина хотела устроиться в танцевальную группу одного из ночных клубов нашего города. Администрация клуба ответила отказом, сославшись на то, что ей еще нет 18-ти лет. Правы ли работники администрации ночного клуба?

Ст. 268, 96

Ответ: Да. К работам в ночное время, а также к сверхурочным, к работе в выходные дни, лица моложе 18-ти лет не допускаются.

II группа

Клиент 2. Мама с двумя детьми (11 лет и 1 год).

1.Может ли женщина с 2 несовершеннолетними детьми работать на дому?

С. 310-312

Ответ: Да. Вы имеете право на заключение такого трудового договора.

2. Могут ли привлечь к работе в ночное время, к сверхурочным работам мать

с 2 несовершеннолетними детьми и мать-одиночку?

Ст. 96, 99

3. Может ли взять дополнительный отпуск мать-одиночка с 2 несовершеннолетними детьми?

ст.263

Ответ: Да, 14 дней без сохранения заработной платы.

4. Может ли попасть под сокращение на предприятии мать- одиночка? Могут ли ее уволить без предоставления другой работы?

Ст. 179

Ответ: Нет. Не допускаются увольнения матерей, имеющих детей моложе 3-х лет; одиноких матерей, имеющих детей моложе 14-ти лет. При увольнении работника работодатель обязан предложить другую работу на том же предприятии или в той же организации, и обязан предупредить об этом за два месяца. Обязательное трудоустройство беременных женщин, женщин имеющих детей до 3-х лет, одиноких матерей с детьми до 14-лет, или детьми-инвалидами до 16-ти лет.

5. Какова процедура расторжения трудового договора?

Ст. 84

 6. Могут ли принять на работу с испытательным сроком мать с годовалым ребенком?

С. 70 Ответ: нет

III группа

Клиент 3. Мать с ребенком – инвалидом.

1. Может отказаться от командировки мать с ребенком - инвалидом? Ст. 259

Ответ: Да. Запрещается направление в служебную командировку и привлечение к сверхурочной работе, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни матерей с детьми – инвалидами.

2. Может ли мать с ребенком – инвалидом, которая не использовала дополнительный отпуск за год, присоединить его к очередному отпуску?

Ст. 263

Ответ: Нет. Перенесение дополнительного отпуска (14 дней) на следующий год не допускается.

3. Может ли мать с ребенком – инвалидом взять неделю оплачиваемого отпуска?

ст. 262

Ответ: Нет. Вы можете использовать только четыре дня в месяц (дополнительные, оплачиваемые, по своему усмотрению).

4. Матери с ребенком – инвалидом предоставили путевку на лечение сына в другой город, администрация препятствует расторжению срочного договора и не выдает трудовую книжку. Кто прав?

Ст. 79, 80

Ответ: Администрация неправомочна. Действительно, срочный договор, который заключен на определенный срок, раннее расторгнут быть не может, но у вас уважительная причина. Расчет и выдача трудовой книжки должны производиться сразу в день расторжения договора.

5. Может ли мать с ребенком – инвалидом уйти работать на производство с вредными и опасными условиями труда, если ее устраивает заработная плата на таком производстве?

Ст. 253

Ответ: Нет. Эта работа, на которой ограничивается применение женского труда.

6.Может воспользоваться муж отпуском по уходу за ребенком- инвалидом? Будет ли засчитываться в общий и непрерывный трудовой стаж отпуск по уходу за ребенком?

Ст. 256

Ответ: Да. Такой отпуск может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Да, за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях.

Преподаватель: Время работы закончилось, приступаем к обсуждению.


Телефонный звонок.


Выступают представители команды №1.


Телефонный звонок.

Выступают представители команды №2.

Ну что же, звонков у нас больше нет. Может быть, есть вопросы у наших гостей?

Выступают представители команды №3.

И будучи работниками, следует помнить о рабочем времени и времени отдыха.

Предлагаю и нам сделать перерыв, ведь учебная деятельность – это тоже работа. Физкультминута (звучит музыкальный фрагмент)


IV. Закрепление материала.

Задание: составьте и представьте мини- справочник по своей теме.



V. Итоги урока. Рефлексия.

Давайте подведем итоги урока. Вспомните, с чего мы начинали? С какими проблемами столкнулась героиня сюжета?

Научил ли вас урок тому, чтобы не попасть в такую ситуацию?


На основании чего вы будете действовать?


Давайте еще раз посмотрим на эпиграф. Объясните, как вы понимаете слова французского писателя и философа Вольтера.


Могут нам помочь знания статей Трудового кодекса РФ, умения работать с этим документом помочь в жизни и работе?

Главную оценку ваших знаний вы получите в процессе реализации своих трудовых прав. Выставление оценок за работу на уроке












Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.