Урок на тему «Трудовой фронт России» (Окружающий мир, 4 класс)
Котёлкина Е. В. учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 6» г. Югорск
Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Перспектива»
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Тема: «Трудовой фронт России».
Цель: создание условий для формирования представлений о трудовых подвигах советских людей во время Великой Отечественной войны.
Задачи:
Формировать умение извлекать информацию из текста с точки зрения определенной позиции.Формировать знания о жизни и труде в тылу во время Великой Отечественной войны.
Совершенствовать умение работать с таблицей.
Воспитывать патриотизм, гражданственность, чувство гордости за страну и народ.
Воспитывать интерес к истории России.
Развивать логические операции.
Формировать умение оценивать свою деятельность в учебном процессе.
Развивать критическое мышление.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Материально-техническое обеспечение:
Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Часть 2. – М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. – М.: Просвещение, 2014.
Презентация к уроку «Трудовой фронт России». Интерактивная доска, проектор, компьютер
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Знать о значении и влиянии трудового фронта на победу в Великой Отечественной войне.Познакомиться с историей России.
Приводить примеры героизма соотечественников в борьбе с фашизмом.
Составлять рассказ о помощи жителей ХМАО в годы В. О. В.
Метапредметные результаты:
Формулировать тему урока, выбирать задачи урока из предложенных.Извлекать информацию из текста.
Сравнивать, анализировать, обобщать учебный материал.
Высказывать обоснованные суждения о полученных фактах.
Формулировать вопросы к тексту.
Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.
Оценивать свою деятельность на уроке, деятельность сверстников, результативность учебной деятельности.
Учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.
Личностные результаты:
Понимать значимость и важность вклада тружеников тыла в победу СССР в Великой Отечественной войне.Сочувствовать человеческим переживаниям, отразившимся в воспоминаниях ветеранов Великой Отечественной войны.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Цель этапа |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный этап. |
- Здравствуйте, я вижу, что вы готовы к работе на уроке. Предлагаю вам начать с нашего девиза – настроя на урок. - Уверена, что вы, как всегда, будете работать слаженно, активно, у вас все получится! |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. «За работу взялся класс – все получится у нас!» |
Цель: обеспечить комфортную психологическую обстановку для работы на уроке. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Мобилизующий этап.
|
- О каком событии это стихотворение? Докажите. Красоту, что дарит нам природа, Отстояли солдаты в огне, Майский день сорок пятого года Стал последнею точкой в войне. За всё, что есть сейчас у нас, За каждый наш счастливый час, За то, что солнце светит нам, Спасибо доблестным солдатам – Нашим дедам, прадедам, отцам… Недаром каждую весну салюты всё звучат В честь нашей матушки Отчизны, В честь подвигов наших солдат! - Вспомним основные события Великой Отечественной войны. Задание: на карточках соедините стрелками даты и события В. О. в.. Приложение № 1.
|
Ответ детей. Событие – Великая Отечественная война 1941-45 гг.
Работа в парах: взаимопроверка
|
Цель: включить учащихся в активную интеллектуальную деятельность, создать образовательную напряжённость |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Целеполагание |
- Как бы вы озаглавили стихотворение? Что такое «подвиг»? Где совершали подвиги советские люди во время В. О. в.? Что такое «фронт»? - Солдаты делали своё дело…. Они воевали. -А кто же им помогал? Что нужно солдату на войне? Кто всё это делал для воинов? Подвиги Фронт Тыл Боевые Трудовые - Определите, что мы знаем о событиях В. О. в. и чего не знаем, и почему это важно знать. - Сформулируйте тему урока, цель, задачи урока. - Работа предстоит трудная и интересная, согласны? К списку задач будем возвращаться, чтобы отмечать справились ли мы с ними и что делать дальше. |
Подвиг – героический поступок, совершённый в трудных условиях.
Советские люди совершали подвиги на фронте. Фронт – территория, на которой ведутся боевые действия. Всё это делали мирные жители там, куда не докатилась война, или на освобождённой от врагов территории – жители тыла («Тыл – территория позади фронта»). Учащиеся определяют: Тема: «Трудовые подвиги советского народа во время В. О. в.» Цель: выяснить, какое значение для победы имел трудовой фронт. Выбирают задачи на предстоящий урок: узнать о жизни и труде в тылу в период В. О. в.; извлекать информацию из текста; выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного материала; высказывать суждения по данной теме.
|
Цель: формулировать учащимися целей урока по схеме: вспомнить-узнать-уметь. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Момент осознания уч-ся недостаточности имеющихся знаний и умений. |
- Как вы думаете, ребята, где было легче – проще, а где сложнее – на фронте или в тылу? Отметьте картинками - гиря, пёрышко. Перышко нужно поместить туда, где было легче, по-вашему, проще. Какое слово заменит гиря? (дети отмечают, объясняют). - А давайте сравним. Только как? По каким критериям мы будем сравнивать? Подумайте и запишите на листочке – что мы должны сравнить, что бы ответить на этот вопрос (работа в парах)
- Сверьте свои результаты с таблицей на доске.
Приложение 2. (Серым цветом шрифта выделен материал, который пишут учащиеся в процессе работы над текстом)
1. Группа «Тезисы» Задание: выделить и обосновать основные тезисы текста параграфа (составить план к тексту). Основные тезисы. Весь народ встал на защиту Отечества. В тылу тоже воевали за Родину – женщины, старики, дети. Военные заводы эвакуировали на восток. Фронт обеспечивали техникой, оружием, боеприпасами, одеждой, едой. Бесперебойно работали железная дорога, морской и речной транспорт, телефон, почта, радио. Тяжела была и крестьянская работа. Свой вклад в победу внесли и дети – рыли рвы, ухаживали за ранеными, собирали бутылки для бомб с зажигательной смесью. Девиз того времени: «Всё для фронта – всё для победы!» 2. Группа «Вопрос» Задание: сформулировать вопросы к тексту (к каждому абзацу). Кто…. встал на защиту Отечества? Что… делали с военными заводами при наступлении врага? В какие …. города перевозили военные предприятия с запада страны? В чём … нуждались войска? Кто …. занял место мужчин на рабочих местах? Какой… вклад внесли студенты и дети в победу страны? 3. Группа «Схема» Задание: использовать краеведческий материал по теме (составить кластер)
4. Группа «Практик» - представить схему, отражающую, смысловые связи между единицами изучаемого материала, и сделать к ним пояснения (заполнить таблицу)
Приложение 3. Словарный диктант. Задание: закончите предложения.
Оценочный лист.
5 баллов – У меня всё получилось, я уверен. 3 – 4 балла - У меня были ошибки, но я все понял и успешно исправил. 1 – 2 балла – У меня не всё получается, мне нужна помощь.
Группа 4 «Практик» Задание: составить кластер на основе краеведческого материала.
Группа 3 «Вопрос» Задание: сформулировать вопросы к тексту (к каждому абзацу).
Группа 2 «Схема» Задание: представить таблицу, отражающую смысловые связи между единицами изучаемого материала.
Группа 1 «Тезисы» Задание: выделить и обосновать основные тезисы текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А) 22 июня 1941 г. 1) Блокада Ленинграда Б) 8 мая 1945 г. 2) Начало В. О. в. В) 5 декабря 1941 . 3) Битва под Москвой Г) 8 сентября 1941 г.- 4) Победа в В. О. в. 27 января 1944 г. Д) июль 1942 г. - 5) Подписание акта о капитуляции август 1943 г. Е) 9 мая 1945 г. 6) Сталинградская битва Ж) 5 июля – 23 августа 1943 г. 7) Курская битва
Оценка _______________
Оценочный лист.
Оценочный лист.
Словарный диктант. Задание: закончите предложения. В дни наступления врага работники тыла эвакуировали ___________________________________. Рабочие места мужчин в тылу занимали _________________________________________________. В госпиталях школьники помогали ______________________________________________________. Дети собирали пустые бутылки для ______________________________________________________. Студенты после учёбы уезжали __________________________________________________________.
Словарный диктант. Задание: закончите предложения. В дни наступления врага работники тыла эвакуировали ___________________________________. Рабочие места мужчин в тылу занимали _________________________________________________. В госпиталях школьники помогали ______________________________________________________. Дети собирали пустые бутылки для ______________________________________________________. 5. Студенты после учёбы уезжали __________________________________________________________.
Словарный диктант. Задание: закончите предложения. В дни наступления врага работники тыла эвакуировали ___________________________________. Рабочие места мужчин в тылу занимали _________________________________________________. В госпиталях школьники помогали ______________________________________________________. Дети собирали пустые бутылки для ______________________________________________________. 5. Студенты после учёбы уезжали __________________________________________________________.
организованный вывод, вывоз объектов экономики и людей
часть вооружения, предназначенные для военных действий
лечебное учреждение для оказания медицинской помощи военным
заграждение, сооружаемое из больших предметов трудовая деятельность в тылу страны во время войны |
Работа в парах.
Работают в парах, заполняют второй и третий столбик, пользуясь материалом учебника (иллюстрации) стр. 83
Сверяют с правильным вариантом. Оценивают себя в оценочном листе.
|
Цель: установить границы знания-незнания по теме. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|