Открытый урок «Россия на географической карте» (Окружающий мир в 4 классе)
                                Пояснительная записка к презентации
МБОУ Яснополянская СОШ

Открытый урок
Россия на географической карте.
Учитель начальных классов 1 категории
Макарова Марина Владимировна
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тема: Россия на географической карте
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: системно-деятельностный подход
Основные дидактические методы:
словесный (беседа, объяснения);
наглядный;
практический (работа с пособием, карточки);
частично-поисковый;
объяснительно-иллюстративный;
Форма работы:
фронтальная;
индивидуальная;
парная;
групповая
Цель:
познакомить учащихся с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами, реками, озёрами, омывающими её морями;
развивать наглядно-образное мышление, умение читать карту;
воспитывать патриотические чувства.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся работать с картой: показывать Россию на карте мира, крайние (материковые) точки России, горы, равнины, реки, города; смогут называть достоинства России.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.
Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – научатся работать с картой.
Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину.
Оборудование: пословицы о Родине; географические карты (электронные: мира и России, на доске и на партах: России), мультимедийное оборудование.
Ход урока:
| 
			 Этап урока  | 
			
			 Деятельность учителя  | 
			
			 Деятельность детей  | 
			
			 Формируемые УУД  | 
			
			 Примечание  | 
		
| 
			 1. Организационный момент Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу  | 
			
			 Создаёт атмосферу взаимопонимания и поддержки. Сначала мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос «Какова тема урока?». Затем потренируем мозги и руки в работе с картой. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное о планетах.  | 
			
			 Настраиваются на урок. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Слушают план урока. Дети желают друг другу удачи.  | 
			
			 Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.  | 
			
			 1 мин.  | 
		
| 
			 2. Актуализация знаний УУД. Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий.  | 
			
			 Обсуждение выполнения домашнего задания: о чем читали дома? Идеальный опрос: Кто сегодня готов на «5»? на «4», на «3»? Спасибо.  | 
			
			 Отвечают на вопросы учителя по домашнему заданию  | 
			
			 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков.  | 
			
			 2 мин.  | 
		
| 
			 3.Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности Цель: обеспечение мотивации учения, принятие целей урока.  | 
			
			 1. (эпиграф Турсынхан Абдрахмановой) Гражданин! Нет, не титул наследный, а гордое званье: В нём и совесть, и честь, И родного народа признанье. 2. Подводящий диалог Вы – граждане? А конкретнее? А что это за страна? Где она расположена? Домысливание Чтобы самим назвать тему урока, прочтите пословицу и определите тему. Что вы уже знаете о России и что хотели бы узнать о России?  | 
			
			 Слушают Отвечают на вопросы. Выделяют проблему урока. Фронтальная работа. Предлагают, о чём будут говорить на уроке. Называют тему. Отмечают пункты, которые знают или не знают.  | 
			
			 Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы  | 
			
			 3 мин. Слайд 1 Слайд 2  | 
		
| 
			 4. Первичное восприятие и усвоение нового материала Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы  | 
			
			 «Удивляй!» Знаете ли вы, что Россия занимает 30 первых мест в мире по добыче золота и серебра и по другим различным номинациям? «Привлекательная цель» Чего вы ещё не знаете о России? На каком материке расположена Россия? Что можете конкретнее рассказать о географическом расположении России?  | 
			
			 Слушают Предполагают, выдвигают свои ответы Евразия – самый большой материк Сначала выслушиваются высказывания одноклассников, затее слушают сообщения подготовленных детей  | 
			
			 Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; моделирование выдвижение гипотез и их обоснование регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные: планирование своей деятельности. Личностные: умение задавать вопросы, необходимые для получения наивысшего результата. Смыслообразование  | 
			
			 3 мин. Слайд 3  | 
		
| 
			 5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. Цель: установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.  | 
			
			 Работа в группах. Найдите на карте крайние точки России и назовите их, покажите их на большой карте. Назовите и покажите на моей карте страны, граничащие с Россией. Назовите и покажите самые крупные равнины.  | 
			
			 Северная – мыс Челюскин, южная – гора Базардюзю, восточная – мыс Дежнёва, западная – г. Калининград. Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азейбаржан, Казахстан, Монголия, Китай, Корея, Япония. Восточно-Европейская и ЗападноСибирская  | 
			
			 Познавательные: умение переводить информацию из словесного представления в символическое, извлекать информацию из таблиц Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других; взаимодействие учащихся в совместной работе. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Личностные: готовность к самообразованию  | 
			
			 7 мин. Слайд 4  | 
		
| 
			 6. Динамическая пауза Цель: сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.  | 
			
			 Гимнастика для глаз Упражнения для профилактики сколиоза  | 
			
			 Выполняют упражнения  | 
			
			 Коммуникативные: умение выполнять действия по требованию. Личностные: самосознание, понимание необходимости сохранения здоровья  | 
			
			 2 мин.  | 
		
| 
			 7. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. Цель: умение самостоятельно применять свои знания в нестандартной ситуации, самоконтроль, самопроверка  | 
			
			 Мини- исследование (работа в парах) Покажите на карте горные системы На карте форзаца учебника найдите города Волгоград, Иркутск, Москва, Владивосток Покажите и покажите на карте Новосибирские острова, полуостров Камчатка, остров Сахалин, Кольский полуостров  | 
			
			 Показывают и называют горные системы Показывают и называют города Показывают и называют острова и полуострова  | 
			
			 Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений; синтез Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: умение формулировать собственное мнения и позиции. Личностные: умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.  | 
			
			 7 мин.  | 
		
| 
			 8.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД. Цель: установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.  | 
			
			 «Повторяем с расширением» Печатная тетрадь № 2 страница 30 устно Объясните слова на слайде В каких же номинациях Россия занимает призовые места? Слушаем и смотрим сообщение … (ФИ ученика, готовившего сообщение) РЕЗЕРВ: ПТ № 7 стр. 32  | 
			
			 Отвечают на вопросы задания: Моря – Карское, Лаптевых, Восточносибирское, Чукотское самые высокие горы: Уральские – Народная 1895, Алтай – Белуха 4506, Кавказские – Эльбрус 5642) Читают и объясняют слова пословицы и четверостишия Э. Асадова. Смотрят презентацию и слушают  | 
			
			 Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Личностные: позитивная самооценка  | 
			
			 12 мин. Слайд 5 Презентация  | 
		
| 
			 9. Контроль за процессом и результатом УД школьников Цель: умение самостоятельно применять свои знания в стандартной, но новой ситуации, самоконтроль, самопроверка  | 
			
			 «Блиц-контрольная» Печатная тетрадь № 6 страница 31 Оцените самостоятельно свои работы  | 
			
			 Отмечают лишние слова: масштаб, Байкал, Эльбрус Самооценка работ  | 
			
			 Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение работать в группе.  | 
			
			 5 мин.  | 
		
| 
			 10. Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения задания  | 
			
			 Учебник: стр. 77 – 79 пересказ Печатная тетрадь: № 2, 5  | 
			
			 Записывают домашнее задание  | 
			
			 Умение принимать и сохранять учебную задачу Умение задавать вопросы, необходимые для получения наивысшего результата.  | 
			
			 1 мин Слайд 6  | 
		
| 
			 11. Рефлексия деятельности Цель: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)  | 
			
			 Продолжите одно из предложений слайда.  | 
			
			 Продолжают предложения по теме урока.  | 
			
			 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование  | 
			
			 2 мин. Слайды 7, 8  | 
		
к уроку
PPT / 3.69 Мб
карточки
DOC / 27 Кб
Россия великая
DOC / 36.5 Кб






