Турнир для любителей истории «Предания старины глубокой»
Турнир для любителей истории «Предания старины глубокой»
Подготовила: учитель истории и обществознания Бенотман Екатерина Владимировна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шахтёрская средняя школа №14»
Цель проведения турнира: активизация познавательных способностей обучающихся, закрепление приобретенных знаний по теме, способствование воспитанию у обучающихся чувства здоровой конкуренции и помощи товарищам.
Подготовка к проведению:
Подготовка к историческому турниру стартует за 2 недели до начала. Учащиеся по своему желанию объединяются в команды, подбирают название, придумывают речевку, по необходимости разрабатывают костюмы.
В ходе проведения турнира разработаны 2 конкурса творческого направления, которые необходимо предложить участникам в виде домашних заготовок: инсценировать любимый древнегреческий миф и выпустить журнал по выбранной теме, которую выбирают участники самостоятельно.
На внеклассное мероприятие лучше пригласить гостей: родителей, администрацию, учителей-предметников. Для оценивания итогов турнира выбирается жюри из представителей 8-9 классов и учителей (всего 5-7 человек).
Оформление: стенгазеты, плакаты, иллюстрации учащихся, проектор.
Конкурсы турнира:
«Визитка»
Разминка «Верно-пас»
«Географические загадки»
«В мифах или наяву?»
«Собери понятие»
Для болельщиков «Исторические загадки»
«Узнай героя» Кто?...
«Крылатые фразы»
«Портрет личности»
«Архитекурный»
Представление журналов
Театральный.
Подведение результатов.
Ход проведения турнира
В начале мероприятия звучит фонограмма. На сцену выходят участники команд турнира
В начале конкурса ведущий учитель объявляет участникам членов жюри, объявляет план проведения турнира и условия.
1. Конкурс «Визитка»
Обе команды по жеребьевке выступают с приветственным словом. Жюри распределяет оценки за визитку. (Максимум 5 балов).
2. Конкурс-разминка «Верно-пас»
Команды состязаются в скорости и качестве ответов на 10 заданий за 2 минуты. (По 1 баллу за каждый правильный ответ).
Задания для 1-ой команды:
Мастера, производившие деревянные изделия, а также из глины, кожи (Ремесленники).
Повествования о событиях, произошедших в древности. (История).
Вера в разнообразных богов, каждый из которых отвечает за сферу жизни (Язычество).
Наука о звёздах (Астрономия).
Изваяние с львиным телом и человеческой головой (Сфинкс).
Знать, чиновники царских времен (Вельможи).
Увесистое бревно, его острый конец обтянут металлом (Таран).
Большие самостоятельные города с пригородами, полями и лесами в Греции (Полисы).
9 знатных правителей-судей в области Аттика (Архонты).
Люди, которые переселились в Рим, некоренные жители города (Плебеи).
Задания для 2-ой команды:
Общины, проживающие вместе (Племя).
Плата граждан в пользу страны (Налог).
Временное владение землей за оплату (Аренда).
Отношение от рождения к особой группе в Индии (Каста).
Совет знатных людей в Древней Греции (Ареопаг).
Большая афинская площадь для торговли (Агора).
Место для сбора и зрелищ в Греции (Театр).
Прикрепленный к ребёнку раб в школе Древней Греции (Педагог).
Въезд в Рим полководца с победой (Триумф).
Мастер по постройке зданий (Архитектор).
3. Конкурс “Географические загадки”
Участники турнира должны продемонстрировать знания в географическом аспекте исторической науки. (Максимум 6 баллов).
Задания 1-ой команде:
“Дар реки Нил”, “Фивы”, “Чёрная земля”. О какой стране идёт речь? (Древний Египет)
Далеко ли Междуречье располагалось от Месопотамии? (Имя одного и того же государства)
Какое гос-во лежит между морем и Ливанскими горами (Финикия)
Где течет река Ганг? (Индия)
Столицу Ассирийского гос-ва прозвали “логовом львов и городом крови” Город? (Ниневия)
В каких странах существовали самые длинные стены? (Китай – Великая китайская стена; Афины – порт Пирей)
Вопросы 2-й команде:
Река “тысячи бед”, “горе Китая” – название? (Хуанхэ)
“Страна быков и телят” - как название? (Италия)
Висячие сады Семирамиды, которые являются одним из чудес света, были в… (Вавилоне)
Жители какого полиса с детства говорили лаконично? (Спарта)
Место возникновения христианства в I веке нашей эры (В Палестине)
Иранцы прозвали его Ашаена (Суровое море), турки – Карадениз (Мрачное море), греки – Понт Эвксинский (Негостеприимное море). Как зовут это море сегодня? (Чёрное)
4. Конкурс «В мифах или наяву?»
Из приведенного ниже перечня имён следует выбрать, кто был личностью с указанием, где проживал, а чье имя встречается в греческих мифах. (Максимум 10 баллов)
1-я | 2-я |
Ганнибал Посейдон Хеопс Геракл Аполлон Спартак Сет Одиссей Солон Тутмос | Перикл Кир Хаммурапи Аларих Прометей Фидий Гомер Эсфил Ахиллес Гефест |
5. Конкурс «Собери понятие»
В папках лежат буквы. Из них нужно собрать термины и пояснить их обозначение. (Максимум 5 б: 2 балла за термин и 3 балла за пояснение)
1-ая | 2-ая |
Демократия | Республика |
6. Конкурс для болельщиков «Исторические загадки»
Богатые греки предпочитали не есть в порознь. На приемах важной считалась не пища, а разговор. За столом говорили о прошлом, рассказывали интересные байки, прослушивали музыку, пели песни, организовывали игры вопросы-ответы. Вот лучшие из них:
Я – темное детище потрескивающего отца; бескрылая птица, я возвышаюсь до небес; едва явившись на свет, я растворяюсь в воздухе. (Дым)
Когда ты глядишь на меня, я также смотрю в ответ, но не вижу, так как у меня нет глаз. Когда ты что-то говоришь, глядя на меня, я раскрываю рот и двигаю губами, но молчу, так как у меня отсутствует голос. (Зеркало)
Ничего не говори, и ты назовешь имя мое. Но, если ты меня назовешь, произнося моё имя, о, чудо! Ты не назовешь меня. (Тишина или молчание)
Кто сутра ходит на 4-х ногах, днём – на 2-х, а к вечеру – на 3-х. (Человек)
7. Конкурс “Узнай героев” – Кто?...
Члены команд выясняют имя личности, связанной с указанной датой. (Максимум 4 балла)
Для 1-й команды:
... в 490 г. до н.э. этот стратег разбил превосходившие силы соперника в Марафонской битве? (Мильтиад)
… в 334 – 325 гг. до н.э. организовал великий поход на Азию, Египет, Междуречье? (Александр Македонский)
… в 480 г. до н.э. одержал победу в Саламинском сражении? (Фемистокл)
… в 202 г. до н.э. выиграл битву близ города Зама? (Сципион)
Для 2-й команды:
…в 480 г. до н.э. пал в храбром бою в Фермопильском проходе, защищая Среднюю Грецию? (Леонид)
… в 216 г. до н.э. разбил римские войска при Каннах? (Ганнибал)
… в 31 г. до н.э. был разгромлен в сражении у мыса Акций? (Марк Антоний)
… в 49 г.до н.э. перейдя Рубикон, пошел на Рим? (Юлий Цезарь)
8. Конкурс «Крылатые фразы»
Конкурс для лидеров команд. Необходимо прояснить смысл крылатых фраз. (Максимум 6 баллов: по 2 балла за 1 верный ответ).
Вопросы 1-й команде:
Геростратова Слава (Слава позора.)
Пиррова победа (Неоднозначная победа, равная по потерям проигрышу.)
Драконовские законы (Жестокие законы)
Вопросы 2-й команде:
Нить Ариадны (Метод выйти из затруднительного, путанного положения. Последняя соломинка в трудном положении.)
Разрубить гордиев узел (Решить трудное, запутанное дело.)
Яблоко раздора (Объект спора, ставший причиной вражды.)
9. Конкурс «Портрет исторической личности»
На мультимедийный экран выводятся фото исторических деятелей, а команды обязаны выяснить, кому принадлежат высказывания. Максимум 10 баллов: по 5 за каждый верный ответ).
Вопросы 1-й команде:
Я … царь справедливый, кому бог Солнца подарил законы, мои слова превосходны, дела мои бесподобны. (Царь Хаммурапи)
Какой артист погибает! (Император Нерон)
Вопросы 2-й команде:
Я как волк, терся среди псиной стаи. (Солон)
Даже дикие животные владеют норами и логовом, а у тех, кто бился и погабал за Рим, нет ничего кроме солнца и воздуха. (Тиберий Грак)
10. Конкурс «Архитектурный»
Команды в конкурсе принимают участие единовременно. Каждая подает вариант наименований памятников и места их постройки. (Максимум 2 балла за каждый ответ: по 1 баллу за название и местоположение)
Капитолийская волчица, Храм Артемиды, Колизей, Висячие сады Семирамиды, Пирамида Хеопса, Сфинкс.
11. Представление журналов
Команды предлагают свой выпуск журнала. Команды должны убедить жюри, что их журнал наиболее интересный и аргументировать, почему выбрана именно эта тема. (Максимум 10 баллов)
12. Театральный (заготовка)
Команды презентуют собственную театрализацию мифа. При оценивании учитываются яркость образов и содержательность материала.
13. Итоги
Председатель жюри говорит заключительное слово и подводит итоги. Член жюри награждает грамотами. Затем предоставляется слово лидерам команд.