Статья «Осмельтесь быть самостоятельными (личностно ориентированный подход в обучении)»

7
0
Материал опубликован 23 January 2019 в группе

Осмельтесь мыслить самостоятельно

(личностно ориентированное обучение)

Граф Анна Родионовна, г. Санкт-Петербург

ГБОУ СОШ № 151

И славен я лишь тем, что вновь и вновь

Для старых слов шью новые одежды.

В. Шекспир

Будущее не импровизируется, его можно построить

лишь из материалов, унаследованных нами из прошлого.

Наши самые плодотворные инновации состоят чаще всего в том,

что мы отливаем новые идеи в старых формах, которые достаточно

частично изменить, чтобы привести их в гармонию с новым содержанием.

Э. Дюркгейм

Каждый человек интерпретирует мысли и чувства других людей.

Ч.Х. Кули

Приступая к написанию конкурсной статьи, я задумываюсь, что же я умею, что знаю, чему меня научили в советской еще школе. И прихожу к мысли о том, что учили нас неплохо основным школьным предметам, учили излагать свои мысли, сочинять, анализировать, сравнивать, решать и т.д.

То есть знания, умения и навыки учителя нам передали добросовестно, воспитанию также уделялось достаточное внимание, никто не умаляет достоинств старой школы. Чего же я не умею? А не умею я рисовать по представлению, напрягая воображение, фантазию, причем рисовать с натуры у меня получается довольно неплохо. Разбираясь в причинах такого явления, я, проработав всю свою сознательную жизнь учителем, задумываюсь о том, чего не было в моей школьной жизни: индивидуального подхода учителя рисования или личностно ориентированного подхода к нам?

Вряд ли учителя можно обвинять в отсутствии индивидуального подхода, наверняка он всем ученикам помогал правильно держать кисть и карандаш, направлял, советовал каждому из нас, как лучше выполнить рисунок, но чаще всего это был рисунок с натуры. Значит, не было личностно ориентированного подхода? То есть не были созданы условия для личностного развития учеников нашей школы, в том числе и для меня? Не знаю, как с рисованием по представлению у моих одноклассников, но у меня такая вот проблема, и корни её уходят в далекое уже школьное детство. К сожалению, досадные примеры ошибок учителей могут привести многие бывшие ученики: кому-то снижали оценки за оригинальное решение задачи, кому-то – за иную трактовку темы сочинения и др. только потому, что так называемый ориентир на «среднего» ученика не давал возможности увидеть в этих самых учениках индивидуальность.

Размышления по этому поводу заставляют детально разобраться в понятиях «индивидуальный подход», «индивидуализация» и «личностно ориентированное обучение». А слова американского ученого Ч.Х. Кули о том, что мы интерпретируем чужие мысли и чувства, придали уверенности в этом непростом деле – проанализировать изученное разными учеными и выбрать самое ценное для педагога-практика. Уже все сказано до нас, надо только суметь взять, т.е интерпретировать согласно нуждам сегодняшнего дня то, к чему пришли лучшие умы мировой и отечественной педагогики.

Следует знать, что многие зарубежные и российские ученые изучали эти непростые, актуальные сегодня вопросы (Роджерс, первым определивший понятие «личностно ориентированный подход», А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, В. А. Петровский, М. Г. Ярошевский, А. Г. Маслоу, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, Н. И. Алексеев, Е. В. Бондаревская, М. Боуэн, Т. В. Лаврикова, А. В. Хуторской и др.)

Вернемся к вопросам личностно-ориентированного обучения позже, определив представления об индивидуальном подходе и индивидуализации обучения. В вопросах индивидуального обучения и индивидуализации более интересными показались идеи докторов педагогических наук Ковалевой Т.М и Унт И.Э., изучение их трудов позволит не путать понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация образования».

При индивидуальном подходе (т.е. принципе обучения) субъект процесса образования - учитель, который выстраивает программу обучения всего класса, что делает современное образование направленным на среднего ученика. Ученики являются объектом обучения. Но направленность на мифического среднего ученика сегодня признана ошибочной, не может быть среднего ученика, т.к. каждый человек индивидуален, неповторим, он личность. И, как бы ни старался самый одаренный учитель, «подтягивая» слабых, не сдерживая сильных, работать индивидуально, применяя карточки, дифференцированные задания, он все же будет заложником традиционной работы с классом, группой. Хотя индивидуализация, считаю, невозможна без индивидуального подхода и дифференциации обучения.

Где же выход? Ничуть не умаляя лучших достижений нашей школы, обратимся к опыту зарубежной, в которой индивидуализация обучения имеет давние традиции: свободный выбор предметов, тьюторское сопровождение студентов и др. Понятно, что при таком подходе изучение выбранных предметов вызывает больший интерес у школьников. Хотя и здесь могут возникнуть разногласия по поводу остальных, не выбранных учеником предметах: не пострадает ли тогда полное среднее образование, которое должны получить выпускники учебных заведений? Возможно, отсутствием ответа на этот вопрос объясняется то, что в отечественных школах пока нет такого выбора предметов, тьюторство же уже внедряется в российское образование.

Согласно словарю-справочнику по педагогике, «индивидуализация обучения — это совместная деятельность учителя и учащихся на всех этапах учебного процесса, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает индивидуальные особенности учащихся, уровень их способностей к учению». Говоря об индивидуализации процесса обучения (т.е. осуществлении принципа индивидуального подхода), Ковалева Т.М. считает, что здесь позиция ученика/студента становится активной. Задача индивидуализации – научить обучающегося самостоятельно управлять своей образовательной траекторией. И тогда педагог выступает уже как помощник, наставник, репетитор. При таком подходе педагог помогает ученику выявлять и нарабатывать свои собственные техники, приемы работы, необходимые в построении индивидуальной образовательной программы.

Индивидуальная программа обязательна при обучении в одном классе/группе обучающихся с ОВЗ, одаренных детей, детей эмигрантов и др. Это достаточно трудно обеспечить, но это необходимо делать сегодня.

Индивидуализацию процесса обучения можно рассмотреть на примере самостоятельной работы студентов в нашем техникуме. Важно: самостоятельной работы должно быть достаточно и на уроках теоретического обучения.

Программа по литературе и русскому языку предполагает различные по форме задания, это доклад, презентация, проект, исследование, сочинение и др. В зависимости от имеющихся способностей каждый студент посредством собственной техники, разумеется, с учетом требований к тому или иному виду работы, выполняет задание. При выполнении домашнего задания у обучающихся есть возможность выбора той или иной формы (например, информацию о писателе или произведении можно представить в форме рисунка, теста, кроссворда, таблицы и др.). Такой выбор представляется студентам и на уроках, что способствует индивидуализации обучения. Также студенты активны и при оценке и самооценке самостоятельных работ, им предоставляется больше свободы в оценивании. Задача преподавателя – создать условия для этого самостоятельного выбора, обеспечения и сопровождения индивидуальной образовательной деятельности.

Т. е. так мною понимается утверждение Т.М. Ковалевой о том, что если современное образование ставит перед собой задачу индивидуализации образования, то должны быть найдены и предоставлены специальные педагогические средства и формы организации образовательного процесса, которые выведут сегодняшнюю систему образования на новый уровень. Какие – предстоит искать нам, педагогам.

И. Э. Унт видит в индивидуализации необходимость разработки алгоритма индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий личностного развития). Позиция обучающего трансформируется в позицию тьютора, т.е. сопровождающего наставника.

Образовательная программа учебного заведения, опираясь на возрастные особенности и возможности обучающихся, должна содержать перечень основных задач, которые должны быть решены обучающимися - полноправными субъектами учебного процесса. На каждой ступени индивидуальной учебно-образовательной программы должны быть сформулированы конкретные задачи, решение и реализация которых позволит сформировать у обучающихся субъектную позицию и важные для их дальнейшего развития конкретные способы учебно-образовательной деятельности.

Организация образовательного процесса приводит к мысли о выходе на ценностно-смысловое значение образования: предоставление обучающемуся права выбора возможностей собственного образования и способах его получения. В этом случае роль педагога заключена в организации образовательного пространства и сопровождении обучающегося в принятом им решении. Вопрос в том, как организовать подобное обучение, насколько это эффективно в наших условиях.

Рассмотрев вкратце понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация обучения», вернемся к упомянутому выше личностно ориентированному подходу в обучении. Необходимость обращения к этому диктуют реалии современности, когда без учета индивидуальности наших учеников трудно, да и порой невозможно вести учебный процесс. Многие учителя сталкиваются с нежеланием учиться, совершать умственные усилия, с отсутствием мотивации к учению на уроках, поэтому находятся в постоянном поиске выхода из такой ситуации. Обращение к трудам ученых и педагогов-практиков поможет учителю пересмотреть свою педагогическую деятельность, вооружиться важными знаниями о востребованном в наше время личностно ориентированном подходе к обучению.

Личностно ориентированная педагогика берет начало в глубине традиционного образования, в трудах зарубежных и отечественных философов, психологов, педагогов ( Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс, М. Монтень, Ж. Ж. Руссо, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Я. Корчак, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) Большой вклад в разработку теории и технологий личностно ориентированного обучения внесли российские педагоги-новаторы XX века И. П. Иванов, В. Ф. Шаталов, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков и др.). Современные исследователи личностно ориентированного образования - ученые-педагоги Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.

Уже только перечисление этих известных имен говорит о том, что возможности личностно ориентированной педагогики очень большие, педагогу важно знать о существовании такого подхода к обучению наших детей. Это особенно актуально сегодня, когда отмечается понижение читательской культуры, многие погружены в нездоровую среду массовой культуры, навязываемой через «рыночные отношения», через взгляд на человека как на потребителя, через СМИ, играющие роковую роль в разрушении интеллектуального и культурного потенциала страны.

Обращение к личностно ориентированному подходу позволит признать ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса, его личности, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Что может быть лучше, как не самостоятельный, разумно мыслящий ученик?

По мнению В.В. Серикова, в личностно ориентированном образовательном процессе человек овладевает не только опытом применения знаний, способами решения познавательных и практических задач, творческим опытом, но и опытом «быть личностью» в смысле выполнения специфических личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслоопределения, самореализации, социальной ответственности и др.). В общем виде цель личностно ориентированного образования — создание условий, способствующих тому, чтобы при освоении любого компонента содержания образования развивалась сфера личностных функций индивида. По мнению И.С. Якиманской, личностно ориентированный подход - это развитие индивидуальности ученика.

В соответствии с вышесказанным технологии личностно ориентированного обучения — это технологии, создающие благоприятные условия для развития сферы личностных функций, ценностно-смысловой сферы, индивидуальности учащихся.

Например, вызывает интерес технология индивидуальных образовательных траекторий И.Н. Семеновой, которая задает единый уровень знаний, умений, навыков, но делает индивидуальными время, методы, формы, условия труда. Обучающиеся выбирают: уровень содержания (не ниже стандарта); информационные источники для его освоения (учебная литература); способ изучения в соответствии с индивидуально-личностными характеристиками; темп продвижения по теме в соответствии с личностными особенностями; форму, вид и время контроля по согласованию с учителем.

При этом ученик, как и учитель, является и обучающим, консультантом, помогает, контролирует. Действия учителя:

Проектирование работы, подбор методик на основе диагностических срезов.

Определение темы. Подготовка дидактического материала.

Разработка содержания контрольных срезов, этапов контроля.

Подготовка листа учета деятельности учащихся.

Подготовка путеводителя по теме для всех учащихся.

Плюсы технологии: учащиеся вынуждены самостоятельно принимать решения, что готовит их к жизни; максимально раскрываются способности и творческие возможности личности, реализуется гуманистический подход. Технология вписывается и в познавательную, и в личностную парадигму, учитывает неповторимость, самобытность ученика, оптимально используется помощь учителя и одноклассников.

Применение технологии.

В результате жеребьевки класс разбивается на пары. Пары работают над полученным заданием самостоятельно, обращаясь по мере необходимости к учителю. По окончании 5-7-минутной работы в парах учащиеся представляют группе отчеты и снова с помощью жеребьевки меняют партнеров для работы над новым заданием.

Учитель раздает учащимся информационно-распределительный лист и лист учета их деятельности при изучении данной темы, сам или с помощью учеников-консультантов знакомит с формами контроля.

Каждый учащийся составляет маршрут образовательной траектории, для этого знакомится с путеводителем по теме, которую будет изучать первой, берет информационные источники, необходимые для изучения темы. При необходимости учащийся обращается к учителю или консультанту для информационного ввода в тему. Изучает тему при помощи путеводителя.

После изучения темы, выполнения указанных заданий, ознакомления с предложенными средствами контроля ученик идет на контроль к товарищу, у которого эта же тема.

Если собеседование показало усвоение темы, можно выходить на другие уровни контроля. Если будут пробелы в усвоении, ученик возвращается на доработку тем, получая дополнительную консультацию. Затем – повторный контроль у консультанта и другие обязательные виды контроля.

В листке учета деятельности делаются пометки: «точка» - изучил тему; «плюс» - что изучил. При успешном прохождении контроля плюс обводится в кружок.

В случае досрочного изучения темы (нормативное время указано в плане) ученик на некоторое время освобождается от посещения занятий или продолжает двигаться вперед с целью опережающего изучения курса и выхода на досрочный контроль (экзамен, зачет).

В наших условиях, скорее всего, возможен второй вариант, т.к. вопрос о посещении занятий в учебном заведении ставится во главу угла. Технология интересна и очень продуктивна в обучении, например, одаренных детей и детей с ОВЗ, т.е. тех, для кого разрабатывается индивидуальная программа обучения.

Технологии личностно ориентированного обучения предполагают создание ситуации выбора на уроке, это из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения. Совершая осознанный и желаемый выбор, ученик формирует свою индивидуальность, неповторимость.

Для создания ситуации выбора на уроке нужно решить задачи:

определить понятие «ситуация выбора»;
2. выявить педагогические условия (требования) создания ситуации выбора на уроке;
3. разработать алгоритм деятельности педагога по ее моделированию и построению на учебном занятии и определить последовательность действий учащихся в условиях индивидуального и коллективного выбора;
4. описать и систематизировать различные виды учебных задач, применяемых для создания ситуации выбора.

В широком смысле выбор - предпочтение одного из вариантов. Применительно к личностно ­ориентированному обучению ситуация выбора – это спроектированный учителем элемент (этап) урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.
Ситуации выбора присущи следующие черты:
а) ограничение во времени, так как она занимает некоторую часть урока;
б) наличие нескольких вариантов учебных задач и способов их решения;
в) предоставление ученикам или группам учащихся свободы выбора;
г) проявление каждым школьником своей активности и самостоятельности
при решении избранного варианта задания.
Алгоритм деятельности учителя по построению ситуации выбора.

Формулировка цели применения ситуации выбора на уроке.

Определение этапов урока, где целесообразны ситуации выбора.

Конкретное содержание учебного материала с применением ситуации выбора.

Разработка вариантов заданий, необходимых для осуществления ситуации выбора.

Анализ каждой учебной задачи, учет познавательных интересов и потребностей учащихся; наличия у них опорных знаний и умений; уровня развития творческих способностей учеников; сформированности навыков индивидуальной и коллективной работы: готовности осознанно и умело совершать выбор.

Решение учителем выбранных заданий всеми способами.

Выбор вариантов учебных заданий.

Продумывание деталей эффективного использования ситуации выбора на уроке:

- подбор приемов и методов стимулирования учащихся к совершению выбора;

- определение конкретных форм выполнения учебных заданий;

- расчет времени, необходимого для выполнения заданий;

- определение степени свободы действий учащихся в данной ситуации;

- разработка критериев и способов анализа и оценки результатов решения учебных задач.

Включение выбранной ситуации урока в план урока.

Определение оптимального момента для создания ситуации выбора на уроке.

Реализация проектных разработок.

Анализ и оценка эффективности использованной ситуации выбора.

Хорошим подспорьем учителю, обращающемуся к ситуации выбора на уроке, могут быть следующие памятки.

Памятка для учащихся, осуществляющих индивидуальный выбор.

Внимательно прочти все варианты учебных заданий.

Постарайся осмыслить каждое задание.

Попробуй соотнести свои желания с собственными возможностями успешного решения того или иного варианта учебной задачи.

Мысленно выбери то задание, которое в большей степени соответствует твоим возможностям.

Постарайся объяснить самому себе, что тот выбор, который ты хочешь сделать, является в данной ситуации наилучшим.

Теперь выбирай и направляй свои усилия на выполнение выбранного варианта задания.

Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.

Памятка для учащихся, осуществляющих коллективный выбор.

Внимательно прочтите предложенные на ваш выбор варианты учебных заданий.

Вместе проанализируйте содержание и варианты выполнения каждого из них.

Соотнесите индивидуальные и коллективные возможности членов своей группы с уровнем сложности предлагаемых заданий.

Учитывая мнение каждого члена группы, выберите тот вариант, которому отдает предпочтение большинство.

Разработайте план конкретных действий по решению выбранного задания.

Попробуйте добиться того, чтобы каждый член группы внес свой вклад в выполнение задания.

Вместе решите, кто и как представит результаты вашей совместной работы.

Оцените успешность сделанного выбора и результативность деятельности каждого члена группы и вашего коллектива в целом.

Приведу вкратце примеры ситуации выбора в технологии сотрудничества.

Организация обучения предполагает выбор трех вариантов работы на уроке, каждый вариант подразумевает деятельность обучающихся в группах, коллективе.

Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по технологии сотрудничества становится как бы исходной, элементарной частицей самостоятельной коллективной деятельности. А ее результат влияет на результат групповой и коллективной работы, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива. Каждый учащийся пользуется результатами как групповой, так и коллективной работы, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо при работе над следующим, новым заданием /проектом/ новой проблемой, когда учащиеся используют знания, полученные отработанные усилиями всей группы.

Члены группы, обучающейся в сотрудничестве, способствуют успехам друг друга, то, что сегодня делается сообща, завтра посильно каждому в одиночку.

Педагогическое сотрудничество, ставя своей задачей развитие способностей каждого ученика, создает условия для социального признания личности обучающегося, а потому педагогическое сотрудничество на уроке по праву должно занять соответствующее место в конструктивной и прогностической деятельности педагога, так как позволяет осуществлять выбор оптимального способа деятельности в обучении учащихся.

Ситуацию выбора предполагают и другие примеры технологий личностно ориентированного обучения: педагогических (французских) мастерских, проектного обучения, кооперативного обучения, развития критического мышления, Дальтон-технология и другие. Эти технологии пришли к нам из зарубежной педагогики, не следует принимать их безоговорочно, помня о российской самобытности, но никто не запрещает перенять лучшее, а в каком виде и как – это уже дело рук наших учителей.

В заключение хотелось бы сказать, что в последнее время личностно ориентированное обучение стремительно завоевывает образовательное пространство: создается благоприятная обучающая и воспитывающая среда, в которой учащийся становится не менее активным участником процесса образования, чем учитель. Личностно ориентированное обучение - это синтез педагогики, психологии и гуманистической философии. Концепция сотрудничества предполагает совместную развивающую деятельность учителей и учеников на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга.

Это очень важно сегодня, когда речь идет о спасении поколения, рожденного так называемым потерянным поколением 90-х годов, и это не просто пафосный призыв, а жизненная необходимость, продиктованная временем. Спасение школы - в сохранении национальных духовных традиций. В поисках наиболее эффективных путей обучения наших детей важно не впасть в слепое копирование западной школы, умаление достоинств отечественной педагогики не просто нежелательно, оно опасно. Личностно ориентированное обучение – результат труда пытливых умов западной и отечественной науки, важно взять лучшее для обучения и воспитания наших детей – главного богатства страны, ее достойного завтрашнего дня.

 

Список литературы.

Алимова Е.Е., Лакоценина Т.П,. Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4. Альтернативные уроки. Научно-практическое пособие. / - Ростов – на- Дону: Издательство «Учитель», 207. - 240 с.

Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования / - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352 с.

Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. – 94 с.

Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография - Волгоград: Перемена. 1994. – 152 с.

Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.

Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / М. - 2000. – 176 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.