Творческая мастерская

1
0
Материал опубликован 17 December в группе

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Беловская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области




Принята

на заседании

педагогического совета

Беловской СОШ

Протокол № 1

от 29 августа 2025г.


Утверждена

приказом № 187-ОД

от 29 августа 2025 г.

Директор Беловской СОШ

________О.А.Курбатова










Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Творческая мастерская»



Уровень: базовый.

Объём и срок реализации: 36 часов, 1 год.

Для возрастной категории: 9-10 лет.





Автор-составитель:

Девятилова Ирина Семёновна,

педагог дополнительного образования.





сл. Белая 2025 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………..............3

1.2. Цель программы…………………………………………………………………………….5

1.3. Задачи программы………………………………………………………………..................5

1.4. Планируемые результаты…………………………………………………….….................6

1.5. Содержание программы………………………………………………………………….... 6


2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график…………………………………………………….............10

2.2.Учебный план……………………………………………………………………….……… 10

2.3.Оценочные материалы………………………………………………………………………13

2.4. Форма аттестации ………………………………………………………………………... 13

2.5. Методическое обеспечение………………………………………………………………...13

2.6. Условия реализации……………………………………………………………………… 15

3. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………...........16

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…………17

5. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………….17




































I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


Пояснительная записка


Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» разработана в соответствии с нормативными правовыми актами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”;

Национальный проект «Образование», утвержденный протоколом от 03.09.2018г. №10 президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и проектам;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Приказ Министерства Просвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организ3,ации и осуществления образовательной деятельности по ДОО».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".

Постановление Правительства РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей молодежи» от 28.09.2020 г. №28».

Постановление Правительства РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г. №2».

Письмо Минобрнауки от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р.

Закон Курской области от 09.12.2013 №121-ЗКО (с изм. От 01.12.2014) «Об образовании в Курской области (принят Курской областной Думой 04.12.2013).

Приказ Комитета образования и науки Курской области от 12.02.2021 г. №1-114 «Об организации и проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ»

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом № 11 от 30.11.2016 г. заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам;

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование»;

Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области», утвержденная постановлением Администрации Курской области 15.10.2013 г. № 737-па;

Проект «Доступное дополнительное образование для детей в Курской области», утвержденный протоколом № 3 от 16.11.2017 г. заседания Совета по стратегическому развитию и проектам (программам);

Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Беловская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области (далее – Беловская СОШ),

иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок предоставления дополнительных образовательных услуг.


Направленность Программы «Творческая мастерская» — художественная. Программа направлена на формирование у детей знаний элементарных основ реалистического рисунка, интереса к искусству и занятиям художественным творчеством, на ознакомление с жанрами изобразительного искусства, с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; на развитие колористического видения, художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное.

Новизна Программы. В современном мире дети окружены цифровыми технологиями и познают мир с помощью телевидения, интернета. Они практически лишены «живого творчества», а в детском объединении ребята смогут в полной степени удовлетворить свои потребности в творчестве.

Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, изобразительная деятельность, бумагопластика, пластилинография способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. А тот, кто создаёт своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир.


Актуальность Программы обусловлена теми целями, которые заложены в Концепции развития дополнительного образования: создание условий для творческого развития личности ребенка, мотивация личности к познанию и творчеству. Изобразительное искусство, бумагопластика, пластилинография развивают такие качества как наблюдательность, зрительную память, пространственное воображение, творческую фантазию. А индивидуальный подход к каждому ребёнку поможет раскрыть творческие способности в полной мере.


Отличительные особенности Программы

Программа «Творческая мастерская» модифицированная, составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.


Уровень освоения Программы: базовый.

Адресат Программы – дети, участвующие в реализации данной общеобразовательной программы в возрасте от 9 до 10 лет

Программа спроектирована с учетом возрастных особенностей детей данного возраста.

Условия набора: Набор в группы осуществляется через регистрацию заявки на интернетпортале АИС «Навигатор дополнительного образования Курской области»

https://р46.навигатор.дети, зачисление в группы происходит в соответствии с возрастными

нормами и представленным расписанием.

Наполняемость групп: состав группы постоянный в количестве 12- 15 человек.

Объем Программы - 36 часов.

Срок освоения программы - 1 год.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу

Продолжительность учебного часа – 45 минут.

При обучении с применением дистанционных образовательных технологий продолжительность

учебного часа составляет – 30 минут.

Форма обучения – очная, в исключительных случаях (по особому распоряжению) электронноеобучение с применением дистанционных образовательных технологий, в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком с использованием электронноинформационных источников: приложений Сферум, социальной сети ВКонтакте.

Формы проведения занятий – групповые в разновозрастных группах.

Форма реализации Программы – традиционная, предусматривает возможность реализации с

использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.


1.2. Цель Программы

- развивать художественно-творческие способности детей средствами изобразительной деятельности, бумагопластики, пластилинографии;

- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству;

- вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с

материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных

материалов.


1.3. Задачи

Обучающиее:

формировать знания, умения и навыки художественной деятельности;

научить владению выразительными средствами искусства и разными художественными материалами, пространством листа;

освоить приемы работы кистью, карандашом и другими материалами;


Развивающие:

развивать творческую активность, изобразительные способности, образное видение, пространственное мышление, самостоятельность;

укреплять духовные силы и способности к наблюдению, воображению и мышлению;

формировать умение учебного сотрудничества, приобретение общих умений и способов интеллектуальной и практической деятельности;

развивать фантазию, художественный вкус, эмоционально – оценочное отношения к творчеству товарищей и к своим работам;

развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов;

формировать умение планировать последовательность выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;


Воспитательные:

воспитывать интерес и любовь к искусству,

воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение,

воспитывать сосредоточенность.


1.4. Планируемые результаты

По результатам освоения базового уровня обучающиеся


ЗНАТЬ:

виды пластилина, его свойства и применение;

разные техники работы с пластилином;

цветовые сочетания;

виды и приёмы складывания бумаги;

способы гофрирования бумаги;

базовые формы оригами;

разные приёмы рисования;

жанры живописи;


УМЕТЬ:

создавать композиции из пластилина;

декорировать предметы;

создавать из бумаги фигурки животных;

передавать форму и величину изображения;

самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;

рисовать по памяти и по представлению.

творчески подходить к выполнению работы.



1.5. Содержание Программы


Материал программы дается в трех разделах:


Пластилинография учит детей ориентироваться на листе бумаги, создавать сюжетные картинки, знакомит с окружающим миром.


Бумагопластика знакомит с историей возникновения бумаги, с основами цветоведения и композиции, способами обработки.


Изобразительное искусство знакомит детей с видами изобразительного искусства, учит детей работать в различной технике рисования.



п/п

Содержание

Количество часов

1

Пластилинография

2

Бумагопластика

3

Изобразительное искусство

18ч


Раздел 1. Пластилинография


1. Вводное занятие.

Организация рабочего места на кружке. Рассказ учителя о целях и задачах Техника безопасности при работе. Планирование работы на кружке.

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.

Знакомство со средствами выразительности. «Веточка дуба».

Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах.

Практическая часть. Сплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

2. Плоскостное изображение. «Аквариум».

Особенности построения композиции подводного мира.

Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и уменя.

3. Знакомство с симметрией. Бабочки.

Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.

Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа.


4. Полуобъемное изображение на плоскости. «Ёж».

Создание композиции в полуобъеме из пластилина.

Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.


5. Народная игрушка «Лошадка». Народная игрушка. История создания дымковской игрушки. Отражение характерных особенностей оформления лошадки.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.


6. Лепная картина «Букет».

Формирование композиционных навыков.

Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.


7. Пластилинография - как способ декорирования. Петушок на тарелочке.

Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты.

Приемы пластилинографии, используемые при оформлении декора. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.

Практическая часть. Декорирование тарелочки – петушок. Работа с инструкцией. Определение порядка работы.


8. Панно из пластилина. Этапы и способы нанесения рисунка на основу.

Знакомство с принципами работы.

Краткая беседа о содержании работы в технике пластилинография на прозрачной основе (с использованием бросового материала). Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение рисунка на прозрачную основу.

Практическая часть. Проект. Подбор эскиза для работы. Рисунок под основой располагается так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние. Нанесение рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими линиями


9. Тематические композиции.

Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.

Практическая часть. Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.


Раздел 2. Бумагопластика


1. Технология изготовления поделок на основе использования цветной бумаги. Аппликация «Снегирь»

История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

Последовательность изготовления работы с использованием шаблонов.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием шаблонов


2. Техника объёмной аппликации. «Сирень». Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы с использованием техники объёмной аппликации. 3. Техника объёмной аппликации. «Яблочко».

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием техники объёмной аппликации.


4. Техника гофрирования. Ёжик.

Основные способы гофрирования бумаги. Пространственные представления. Композиционные навыки.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием техники гофрирования.

5. Оригами. Выполнение работы «Котик»

Оригами история появления. Виды и приемы складывания бумаги.

Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.

Практическая часть. Выполнение работы «Котик» в технике оригами.


6. Оригами. Выполнение работы «Цветок».

Базовые формы оригами. Квадрат.

Практическая часть. Выполнение работы «Цветок».


7. Оригами. Лисичка.

Базовые формы оригами.

Практическая часть. Выполнение работы «Лисичка».

8. Оригами. Собачка.

Базовые формы оригами.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов оригами в работе.


9. Оригами. Голубь.

Базовые формы оригами.

Практическая часть. Выполнение работы «Голубь» в технике модульного оригами.


Раздел 3. Изобразительное искусство


1. Основы живописи, цветоведение. Букет.

Основные и составные, теплые и холодные тона цвета.

Практическая часть. Смешивание красок, нахождение нужного цвета, рисование цветов.


2. «В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.

Правила составления композиции.

Практическая часть. Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью. Участие в выставке работ.


3.«В подводном царстве» - рисование рыбок.

Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.

Практическая часть. Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование подводного мира.


4. Жанры живописи и графики. Пейзаж

Правила рисования пейзажа. Знакомство с картинами известных художников.

Практическая часть. Зарисовки по памяти.


5. Рисование по влажному. Пейзаж.

Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок.


6. «Отпечатки и оттиски» - нетрадиционная техника рисования. Маки.

Понятия отпечатка и оттиска.

Практическая часть. Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине


7. «Отпечатки и оттиски» - нетрадиционная техника рисования. Васильки.

Понятия отпечатка и оттиска.

Практическая часть. Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине


8. Кляксография обычная.

Способы рисования кляксами.

Практическая часть. Рисование птиц, облаков.


9. Кляксография трубочкой.

Способ рисования с помощью трубочки

Практическая часть. Самостоятельный выбор рисунка.


10. Техника рисования «Свеча + акварель».

Практическая часть. Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.


11. Рисование пальчиками. Вербочки..

Способ рисования с помощью пальчиков.

Практическая часть. Разработка идеи, творческое выполнение работы.


12. Рисование пальчиками. Рябина.

Способ рисования с помощью пальчиков.

Практическая часть. Разработка идеи, творческое выполнение работы.


13. Рисование ватной палочкой. Весна. Цветущее дерево

Способы рисования ватными палочками.

Практическая часть. Разработка идеи, творческое выполнение работы

14. Рисование нитью. Цветы.

Способ рисования нитью.

Практическая часть. Разработка идеи, творческое выполнение работы.


15. Техника рисования ложкой. Цветочная композиция.

Способ рисования ложкой.

Практическая часть. Разработка идеи, творческое выполнение работы.


16. Рисование пакетом. Божья коровка.

Способ рисования пакетом.

Практическая часть. Разработка идеи, творческое выполнение работы.


II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1 Календарный учебный график


Группа: 1

Год обучения: 1

Дата начала занятий: 03.09.2025 г.

Дата окончания занятий: 20.05.2026 г.

Количество учебных недель: 36

Количество учебных дней: 36

Количество учебных часов: 36

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу

Нерабочие и праздничные дни: Праздничные дни, установленные законодательством РФ

Сроки проведения промежуточной аттестации: май 2026 г.


2.2. Учебный план

1 год обучения


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма контроля


Всего

Теория

Практика





Раздел 1. Пластилинография






1

Вводное занятие. Техника безопасности. Веточка дуба


Собеседование.



2

Плоскостное изображение. «Аквариум»

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы. Выставка.



3

Знакомство с симметрией. «Бабочки»

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы. Выставка.



4

Полуобъемное изображение на плоскости. «Ёж»

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы. Выставка



5

Народная игрушка

«Лошадка».

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы. Выставка



6

Лепная картина «Цветы»

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы. Выставка



7

Пластилинография - как способ декорирования. Петушок на тарелке.

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы. Выставка



8

Панно из пластилина. Этапы и способы нанесения рисунка на основу.

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы. Выставка



9

Тематические композиции.

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы.




Раздел 2. Бумагопластика






10

Технология изготовления поделок на основе использования цветной бумаги. Аппликация «Снегирь»

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы.



11

Аппликация «Сирень»

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы.



12

Техника объёмной аппликации. «Яблочко».

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы.



13

Техника гофрирования. Ёжик.

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы.



14

Оригами. Котик.

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы.



15

Оригами. Лисичка.

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы.



16

Оригами. Цветок.

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы.



17

Оригами. Собачка.

0,5ч.

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы.



18

Оригами. Голубь.

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы.




Раздел 3. Изобразительное искусство

18ч





19

Основы живописи, цветоведение. Букет.

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы. Выставка



20

«В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.

0,5ч

1,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы. Выставка



21

.«В подводном царстве» - рисование рыбок.

0,5ч

1,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы. Выставка



22

Жанры живописи и графики. Пейзаж

0, 5ч.

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы.



23

Рисование по влажному. Пейзаж.

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы.



24

Отпечатки и оттиски. Маки.

0,5ч

1,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы.




Отпечатки и оттиски. Васильки.

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы.



25

Кляксография обычная.

Наблюдение. Выполнение творческой работы.



26

Кляксография трубочкой.

Наблюдение. Выполнение творческой работы. Выставка



27

Техника рисования «Свеча + акварель».

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы. Выставка



28

Рисование пальчиками. Вербочки.

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы. Выставка



29.

Рисование пальчиками. Рябина

0, 5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы. Выставка



29

Рисование ватными палочками. Весна. Цветущее дерево

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы. Выставка



30

Рисование нитью. Цветы.

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы. Выставка



31

Техника рисования ложкой. Цветочная композиция

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы. Выставка



32

.Рисование пакетом. Божья коровка.

1ч.

0,5ч

0,5ч

Наблюдение. Выполнение творческой работы. Выставка




Итого

36ч

16,5ч

19,5ч





2.3. Оценочные материалы

Проверка качества учебно-воспитательного процесса осуществляется в разных формах:

метод педагогического наблюдения,

просмотр работ учащихся в конце занятия,

качество выполнения итоговых работ в конце блока занятий,

проведение выставок работ учащихся,

участие работ учащихся в конкурсах разного уровня,

тестирование,

анкетирование,

опросы устные и письменные (произвольная беседа, целенаправленное собеседование по специально подготовленной программе),

проведение викторин, кроссвордов (по теории),

использование разноуровневых заданий,

выполнение итоговой работы.


2.4. Формы аттестации и контроля

выставки;

викторины;

тестирование, анкетирование;

беседы с детьми и родителями;

анализ коллективных и индивидуальных творческих работ;

наблюдение за детьми в процессе работы;

конкурсы внутри объединения и учреждения;

промежуточная и итоговая диагностика (в конце полугодий).


2.5. Методическое обеспечение

Дидактические материалы для проведения занятий:

опросники, карточки по разделам образовательной программы: «Рисунок, живопись», «Декоративно-прикладное творчество», «Нетрадиционные техники рисования»;

карточки по работе с репродукцией;

комплекс вопросов по видам декоративной росписи;

папки с рисунками по темам программы.


2.6. Дидактические материалы

Для реализации данной программы необходимы следующие комплексы:

1. Методические комплексы, состоящие: из информационного материала и конспектов;

сообщений по темам программ; фотоальбомов с изделиями обучаемых; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.

2. Материалы для контроля и определения результативности занятий: тесты, вопросники,

контрольные упражнения; схемы и алгоритмы заданий, деловые и развивающие игры.

3. Используется наглядный и дидактический материал: географические, исторические карты,

информационные плакаты, репродукции картин, фотографии, альбомы, музейный

экспозиционный материал, схемы, карточки.


Структура учебного занятия



Название этапа

Задача этапа

Содержание этапа

1. Организационный

Организационный

Подготовка детей к работе на

занятии

Организация начала занятия, создание

психологического настроя на учебную

деятельность и активизация внимания

2. Подготовительный

Подготовительный

Обеспечение мотивации и

принятие детьми цели учебнопознавательной деятельности

Сообщение темы, цели занятии и

мотивация деятельности детей

(эвристический вопрос, познавательная

задача, проблемное задание детям)

3. Основной

Основной

Обеспечение восприятия,

осмысления и первичного

запоминания нового

материала, усвоение новых

знаний и способов действий

Задания и вопросы, которые

активизируют познавательную

деятельность детей


Установление правильности иосознанности усвоения новогоучебного материала,

первичная проверка

понимания.


Пробные практические задания,

которые сочетаются с объяснением

соответствующих правил или обоснованием


Обеспечение усвоения новых

знаний и способов действий,

закрепление

знаний и способов действий

Тренировочные упражнения, задания,

которые выполняются самостоятельно детьми.


Формирование целостного

представления знаний по теме,

обобщение и систематизация

действий.

Беседа и практические задания.

5. Итоговый

Итоговый

Анализ и оценка успешности

достижения цели, перспектива

последующей работы

Сообщение педагогом о том, как

работали дети на занятии, что нового

узнали, какими умениями и навыками

овладели, поощрение за работу

6. Рефлективный

Рефлективный

Мобилизация детей на

самооценку


Оценивание работоспособности,

психологического состояния, результативности работы, содержания и

полезности занятия


2.6. Условия реализации программы


2.6.1. Материально-техническое обеспечение

1. Комната для занятий имеет хорошее освещение (естественный и электрический свет), оборудована необходимой мебелью: парты, полки-стеллажи для бумаги и рисунков, шкафы для книг по искусству и творческих папок.

2. Художественные материалы: пластилин, бумага, простые и цветные карандаши, акварельные краски, гуашь, фломастеры, тушь, восковые мелки, пастель и т.д.

3. Технические средства: бумага, кисти, резаки, линейки, клей, перья и т. д.

4. Переносной компьютер (ноутбук). Мультимедийное оборудование для использования электронных образовательных ресурсов и демонстрации наглядных материалов


2.6.2. Информационно-методическое обеспечение

Специальная литература по изобразительному искусству для детей:

Баррас Джеки Свет в акварели М. «Новый век» 2000 2. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М; «Владос», 2002.

Блейк Венон Как начать рисовать. Минск, «Поппури», 2002

Ваух Тревор Вы можете писать животных акварелью М. «Астрель» 2004.

Верделли А. Искусство рисунка. М; «АСТ»2001

Во Тревор Цветы акварелью М. Астрель 2010

Дауден Д. Ф. Рисуем воду акварелью М. «Новый век» 2001

Детская энциклопедия. Живопись. М. «Астрель»2001

Кэмпбелл Рей Смит Перспектива М. «Новый век» 2001


Сокольникова Н.М. Живопись, 1996.

Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов, 1996.

Сокольникова Н.М. Основы композиции, 1996.

Сокольникова Н.М. Рисунок, 1996.

Френкс Джин Рисунок карандашом, М «Астрель»2005

Хогарт Бёрн Игра света и тени М. «Астрель» 2001

Шматова О. Самоучитель по рисованию гуашью. М. «Эксмо» 2007

Шматова О. Самоучитель по рисованию цветными карандашами», М.

«Эксмо»2008


Подборка видеофильмов «Уроки рисования», «Оригами», «Пластилинография».


2.6.3. Кадровое обеспечение

Реализация программы обеспечивается педагогическими работниками, отвечающими

уровню образования по профилю программы и выполняющим трудовую

общеобразовательным программам – согласно приказу Министерства труда и социальной

защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог

дополнительного образования детей и взрослых.


3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

В рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «Малая родина. Путь к

патриотизму» воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:

- Гражданско-патриотическое

- Нравственное и духовное воспитание

- Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

- Интеллектуальное воспитание

- Социокультурное и медиакультурное воспитание

- Правовое воспитание и культура безопасности

- Воспитание семейных ценностей

- Формирование коммуникативной культуры


Цель: воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви к своей Родине, семье, окружающему миру.


Задачи:

- воспитывать любовь к Родине, к семье, к окружающему миру.

- формировать у обучающихся осознание нравственной культуры миропонимания;

- формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и

любознательность;

- формировать у обучающихся умение работать в коллективе, сотрудничать с другими

детьми;

- развивать творческие способности обучающихся;

- воспитание у обучающихся доброго отношения к родителям, к окружающим людям,

сверстникам.

- воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к

- общественным поручениям.

- формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного

здоровья.

Календарный план воспитательной работы


п/п

Воспитательное мероприятие

Форма

проведения

Дата

проведения

1

«Безопасность на улице и дома»

Беседа

сентябрь

2

«Дорогою добра»

Марафон добрых

дел

в течение

года

3

«Мой папа лучше всех»

Беседа

октябрь

4

«Мама… Самое лучшее слово на свете»

Беседа

ноябрь

5

Синичкин день

Конкурс

ноябрь

6

«Письмо солдату»

Акция

в течение

года

7

«Окопная свеча»

Акция

в течение

года

8

«Покормите птиц зимой»

Акция

декабрь-март

9

«Новогодняя открытка защитнику»

Акция

декабрь

10

День защитника Отечества

Беседа

февраль

11

Международный женский день

Беседа

март

11

Пернатые друзья

Музыкально-поэтическая крмпозиция

апрель

12

Дорогами войны

Беседа

май


4. Список литературы


4.1 Литература для педагога

М.Михейшина «Уроки рисования для младших школьников», 2005г.

А.П.Фомичёва «Методика обучения рисования в школе»,2007г.

О.Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г.

Бакиева. О.А. Методика преподавания изобразительного искусства: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. 200 с.: ил.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 368 с., 12 л. Ил.: ил.


4.2. Литература для обучающихся.

Барбер Б. Рисование для начинающих. Оттачиваем мастерство. – СПб.: Питер, 2014. – 128 с.: ил.

Симонде Дж. Вы можете делать наброски: Пошаговое руководство для начинающих / Дж. Симонде; Пер. с англ. А.М. Дубах. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 96 с.: ил.

Уатт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых / Пер. с англ. М.Д.Лахути. – М.: ООО «Издательство «Росмен-Пресс», 2004. – 96 с.: ил.

Уотт Ф. Я умею рисовать / Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: ООО «Издательство «Росмен-Пресс», 2003. – 96 с.

Казиева М. Сказка в русской живописи. Энциклопедия живописи для детей. - М.: Белый город, 2008




5.ПРИЛОЖЕНИЕ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРОГРАММЕ «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»


Приложение 1

Календарно-тематическое планирование, 1 год обучения (базовый)


п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата проведения

Примечание

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Веточка дуба

1

03.09


2

Плоскостное изображение. «Аквариум»

1

10.09.


3

Знакомство с симметрией. «Бабочки»

1

17.09



4

Полуобъемное изображение на плоскости. «Ёж»

1

24.09


5

Народная игрушка

«Лошадка».

1

01.10


6

Лепная картина «Цветы»

1

08.10


7

Пластилинография - как способ декорирования. Петушок на тарелке.

1

15.10


8

Панно из пластилина. Этапы и способы нанесения рисунка на основу.

1

22.10


9

Тематические композиции.

1

29.10


10

Технология изготовления поделок на основе использования цветной бумаги. Аппликация «Снегирь»

1

05.11


11

Аппликация «Сирень»

1

12.11


12

Техника объёмной аппликации. «Яблочко».

1

19.11


13

Техника гофрирования. Ёжик.

1

26.11


14

Оригами. Котик.

1

03.12


15

Оригами. Лисичка.

1

10.12


16

Оригами. Цветок.

1

17.12


17

Оригами. Собачка.

1

24.12


18

Оригами. Голубь.

1

14.01.


19

Основы живописи, цветоведение. Букет.

1

21.01.


20

«В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.

1

28.01.


21

«В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.

1

04.02.


22

.«В подводном царстве» - рисование рыбок.

1

11.02.


23

«В подводном царстве» - рисование рыбок.

1

18.02.


24

Жанры живописи и графики. Пейзаж

1

25. 02.


25

Рисование по влажному. Пейзаж.

1

04.03.


26

Отпечатки и оттиски. Маки.

1

11.03.


27

Отпечатки и оттиски. Васильки.

1

18.03.


28

Кляксография обычная.

1

25. 03.


29

Кляксография трубочкой.

1

01.04


30

Техника рисования «Свеча + акварель».

1

08.04


31

Рисование пальчиками. Вербочки.

1

15.04


32

Рисование пальчиками. Рябина.

1

22.04


33

Рисование ватными палочками. Весна. Цветущее дерево.

1

29.04


34

Рисование нитью. Цветы.

1

06.05


35

Техника рисования ложкой. Цветочная композиция.

1

13.05


36

Рисование пакетом. Божья коровка.

1

20.05.


Итого

36 ч.









Оценочные материалы


Входной контроль

Для чего нужен пластилин?

Какие виды бумаг тебе известны?

Какие бывают виды красок?

Какие виды кистей используются в изобразительном искусстве?

Назови три основных краски.

Назови 3 дополнительных цвета.

Какие материалы и инструменты есть в арсенале художника?

Как называется дощечка для разведения краски?

Каких русских художников ты знаешь?


Промежуточная аттестация

Какие цвета называют «теплыми»?

Какие цвета называют холодными?

При смешении каких цветов можно получить фиолетовый цвет?

Что такое «композиция»?

Из каких материалов изготавливают краски?

Из чего делают кисти?

Какие виды росписей по дереву ты знаешь?

Что такое «Орнамент»?

В какой росписи используются только белая и синяя краски?

Как называется картина, на которой изображены различные предметы обихода, снедь, фрукты, цветы?


Итоговая аттестация

Какие бывают виды пластилина?

Что такое симметрия?

Какие виды изобразительного искусства вы знаете? (Ответ: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно–прикладное искусство)

Что такое живопись? (Ответ: работа выполненная в цвете, красками, на плоскости)

Что такое декоративно-прикладное искусство? (Ответ: искусство украшать)

Что такое контраст?

Сколько цветов выделяют в радуге?

Что значит украсить предмет?

К какому жанру относится изображение природы?


Уровневая оценка теста:

За каждый правильный ответ 1 балл.

Низкий уровень – 3-4 балла.

Средний уровень – 5-6 баллов.

Высокий уровень – 6-7 баллов

19



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.