Программа дополнительного образования «Творческая мастерская»

3
0
Материал опубликован 18 March 2019
Пояснительная записка

«Искусства изобразительные и прикладные

таят в себе огромные возможности

для развития творческой потенции,

фантазии и интуиции, для ощущения

ребенком радости ручного труда

как творчества».

Б.М.Неменский

Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к  нему со стороны взрослых.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Программа «Творческая мастерская» предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет, не посещающих дошкольные учреждения. Составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом Дошкольного Образования и направлена на развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности. Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. А так же направлена на снятие эмоционального напряжения, тревожности и развитие коммуникативных навыков.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста, приходящие на занятия в ШРР, не посещали дошкольные учреждения. Как правило, они еще не умеют правильно пользоваться инструментами для творчества (карандаш, кисть, ножницы), не владеют рациональными способами движения руки при работе с этими инструментами, отчего их движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Художественная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Изображая что-либо в своих работах, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки, мелкая моторика. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Направленность: художественно-эстетическая. Данная программа комплексная, вариативная, предполагает овладение детьми основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребёнку проявить и реализовать свои творческие способности, направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Обеспечивает благоприятные условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Отвечает потребностям детей, родителей, общества.

При разработке программы «Творческая мастерская» был учтен уже имеющийся опыт работы и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению.

Новизна: В основе программы лежит возможность применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Структура программы.
В  структуре программы выделены три раздела: 1 раздел: «Технологии изготовления игрушек из глины. Приемы кистевой росписи», 2 раздел: «Технологии изготовления аппликационных работ», 3 раздел: «Нетрадиционные техники декоративного рисования»

1 раздел: «Технологии изготовления игрушек из глины. Приемы кистевой росписи» направлен на становление личности ребенка на основе национальной культуры. Данный раздел способствует развитию у детей художественного вкуса, творческого воображения, индивидуальной активности и инициативы, самостоятельности в решении творческих задач. Особое внимание уделяется использованию тех методов и приемов, которые выступают предпосылками учебной деятельности:

-принятие и удержание учебной задачи (стремление начатое дело довести до завершения),
-самостоятельный выбор средств для достижения результата,
-точное выполнение инструкции (последовательность лепки и росписи.)

2 раздел: «Технологии изготовления аппликационных работ»: Содержание этого раздела направлено на сенсорное развитие, для передачи формы, величины, цвета, расположение в пространстве, умение анализировать форму предмета и изображения. Готовит детей к восприятию различных конструкций предметов, самостоятельному выполнению действий в определенном порядке:

обучение умениям целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой, делить предметы на части, находить основные детали, от которых зависит расположение других частей, делить части на составляющие детали, анализировать условия практической задачи для получения конечного результата;

ознакомление с правилами безопасной работы с ручными инструментами;

воспитание трудолюбия, аккуратности, умения проявлять фантазию, творческое отношение к работе.

3 раздел: «Нетрадиционные техники декоративного рисования» оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Развивающее воздействие нетрадиционных техник на творческий потенциал ребенка заключается в том, что эти техники не только интересны как игровые манипуляции, но и предоставляют ребенку условия для расширения способов изображения.

Цели и задачи реализации программы:

Цель:

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности. Создать условия для реализации художественно-творческой деятельности.

Задачи:

Знакомить с приемами традиционных и нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации.

овладение элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, бумажной пластики;

формирование творческой активности, художественного вкуса;

развитие мелкой моторики;

формирование чувства цвета;

воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

воспитание организованности, аккуратности.

умения начатое дело доводить до конца.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на два года обучения с детьми 5-7 лет.

План занятий проводится из расчета 1занятие в неделю(34 часа в год).

Продолжительность занятий: 30 минут.

Педагогические принципы:

системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приемов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

доступность - комплекс занятий составлен с учетом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Используемые методы:

Наглядные методы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, презентаций, наглядных пособий; показ способов действия с инструментами и материалами.

Словесные методы: беседа, объяснение способов действия с инструментами и материалами; указания, пояснения, анализ выполненных работ;

Практические методы: обучение способам изображения, лепки; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для реализации замысла; индивидуальный подход к детям;

Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

Мотивационный метод: убеждение, поощрение; создание ситуации успеха;

Игровые методы: сюрпризные моменты, игровые ситуации; пальчиковые игры, динамические упражнения.

Типы занятий:

На тему предложенную педагогом (освоение нового материала, повторение пройденного);

На тему выбранную ребёнком (по замыслу).

Формы работы: Основной формой работы является учебное занятие. На каждом занятии предполагается небольшая теоретическая часть и практическая работа. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практической работой. Для первого года обучения текстовый материал должен быть краток и прост, основное обучающее значение принадлежит зрительному ряду.

Зрительный ряд состоит из методических и поясняющих рисунков, фотографий, репродукций, большого количества детских работ. Они ни в коем случае не представляют собой образцы для копирования, они лишь демонстрируют возможные решения и служат пробуждению фантазии и собственных поисков.

Педагог выполняет работу сам, показывая основные приемы и комментируя их.

Первые задания имеют диагностическую направленность, они помогают выявить уровень и характер подготовки ребят.

Во время занятий используются: пальчиковые игры; арт-терапия; музыкотерапия.

Материал:

Глина;

дощечки;

акварельные краски, гуашь;

ватные палочки;

поролон;

трубочки коктейльные;

матерчатые салфетки; бумажные салфетки.

стаканы для воды;

подставки под кисти;

кисти;

цветной картон

цветная бумага;

бумага для акварели, ватман формат А3,А2;

кисти для клея;

клей ПВА;

пена для бритья;

вата.

Ожидаемый результат:

Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

Расширение и обогащение художественного опыта.

Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

Овладение простейшими операциями:

при лепке из глины: лепить несложные игрушки из глины, самостоятельно отбирая необходимые способы и приемы лепки;

работая с кистью: расписывать игрушки, используя знакомые приемы кистевой росписи, используя элементарные знания о цветоведении (сочетание цветов, создание новых оттенков);

при работе с ножницами: вырезать различные геометрические формы, составлять из них знакомые предметы.

Форма подведения итогов: итоговые занятия, организация выставки для родителей

Учебно-тематический план I-го года обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

I

Вводное

1,5

1,5

3

II

Технологии изготовления игрушек из глины

Приемы кистевой росписи

3

12

15

III

Технологии изготовления аппликационных работ

2

6

8

IY

Нетрадиционные техники декоративного рисования

2

6

8

 

Всего

8,5

25,5

34

Учебно-тематический план II-го года обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

I

Вводное

1,5

1,5

3

II

Технологии изготовления игрушек из глины

Приемы кистевой росписи

3

12

15

III

Технологии изготовления аппликационных работ

2

6

8

IY

Нетрадиционные техники декоративного рисования

2

6

8

 

Всего

8,5

25,5

34

Содержание программы I-го года обучения

Раздел программы

Цель

Теория

Практика

Форма отслеживания результатов

I

Вводное

Введение в образовательную программу

Вызвать интерес к занятиям.

Выявить уровень способностей, знаний и умений в области изодеятельности

Организация рабочего места. Материалы и оборудование. Техника безопасности при их использовании.

Лепка: Арт-терапия: «Знакомимся с глиной»

Аппликация: «Фрукты и ягоды на тарелке»

Рисование: «Листопад» оттиск

Беседа «Большие права

маленького гражданина»

Наблюдения

II

Технологии изготовления игрушек из глины

Приемы кистевой росписи

Познакомить с технологией изготовления игрушек и сувениров из глины.

Обучить различным способам и приемам лепки; скрепления частей.

При росписи изделий развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, формы и композиции формировать

Приемы лепки: скатывание, сплющивание, сглаживание.

Способы лепки:

скульптурный

конструктивный

Соединение отдельных форм

-шар и цилиндр

-шар и шар

-конус и шар

Изготавливать несложные композиции

Лепка игрушек с последующей росписью:

«Тарелочка»

«Птичка»

«Грибы»

«Снеговик»

«Снегурочка»

«Котенок с миской»

Промежуточная аттестация:

Творческая работа «Подарок другу»

Итоговое: по замыслу «Волшебная глина»

Анализ готовых работ

Контрольные вопросы по теме

Организация выставок для родителей

Итоговые занятия

III

Технологии изготовления аппликационных работ

Освоение навыка раскладывания готовых форм на некотором расстоянии друг от друга или с частичным наложением, заполняя все пространство листа, наклеивание готовых форм на фон Формирование умения пользоваться ножницами, правильно их держать в руке, резать по прямой.

Развитие чувства формы и композиции.

Технология изготовления аппликации из бумаги. Правила Т.Б. при работе с клеем, ножницами.

Освоение приема резания бумаги по прямой

Готовые формы:

«Яблоки и ягоды на тарелке»

«Осенний ковер» - декор на квадрате

«Открытка в подарок папе»

«Открытка в подарок маме»

Работа с ножницами:

«Заборчик»

«Закладка для книги» «Цыплята гуляют в траве»

Анализ готовых работ

IY

Нетрадиционные техники декоративного рисования

Познакомить детей с нетрадиционными способами изображения, такими как: рисование пальчиками, ладошкой, кляксография, по сырому фону, рисование вилкой.

Показать их выразительные возможности.

Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу.

 

«Бусы из ягод» - пальчиком

«Сказочная птичка» - ладошкой

«В гости к Солнышку» - по сырому фону

«Жила-была клякса»- кляксография

«Снеговик у елки» - тычок жесткой полусухой кистью

«Одуванчики» - ватные палочки

«Весенние кораблики» - элементы оригами

Промежуточная аттестация:

«Новогодняя елка» - рисование вилкой + аппликация «Елочные шары»

Итоговое:

Анализ готовых работ


 

Содержание программы II-го года обучения

Раздел программы

Цель

Теория

Практика

Форма отслеживания результатов

I

Вводное

Введение в образовательную программу

Вызвать интерес к занятиям.

Выявления исходных умений и навыков детей на начало учебного года: изображение простых предметов по композиции и сюжету, правильное использование изо материалов.

Организация рабочего места. Материалы и оборудование. Техника безопасности при их использовании.

Лепка: Опыты с глиной

Арт-терапия: «Глиняная картина»

Аппликация: «Фрукты и ягоды на тарелке»

Рисование: «Жила-была клякса»

Беседа «Большие права

маленького гражданина»

Наблюдения

Тест «Формируем глиняный комок»

II

Технологии изготовления игрушек из глины

Приемы кистевой росписи

Познакомить с традиционной русской игрушкой из глины: дымково, филимоново.

Закрепить способы и приемы лепки; скрепления частей.

При росписи изделий развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, формы и композиции формировать

Приемы лепки: скатывание, сплющивание, сглаживание.

Способы лепки:

скульптурный

конструктивный

Соединение отдельных форм

-шар и цилиндр

-шар и шар

-конус и шар

Изготавливать несложные композиции

Лепка игрушек с последующей росписью:

«Дымковская птичка»

«Дымковская барыня» Филимоновский петушок»

Филимоновские животные»

«Снеговик»

«Пасхальный сувенир»

Арт-терапия: «Мое настроение»

Промежуточная аттестация:

Творческая работа «Подарок другу»

Итоговое: по замыслу «Волшебная глина»

Анализ готовых работ

Контрольные вопросы по теме

III

Технологии изготовления аппликационных работ

Учить изготавливать объемные игрушки из цветной бумаги (оригами) Закреплять умение пользоваться ножницами, правильно их держать в руке. Развивать композиционные умения(расположение аппликации равномерно по всему листу), плавности, согласованности в работе обеих рук.

Показ и объяснение приемов резания бумаги: по прямой, закругление углов в прямоугольных формах, симметричное вырезывание

«Елочка у забора» - по прямой

«Воздушные шары» - закругление углов

«Веселый котенок» - оригами «Снеговик»- вата

«Открытка в подарок папе» «Открытка в подарок маме» «Пасхальное яйцо» - бумага сложенная гармошкой

Итоговое:

Анализ готовых работ

Контрольные вопросы по теме

IY

Нетрадиционные техники декоративного рисования

Познакомить детей с нетрадиционными способами изображения, такими как: рисование пальчиками, ладошкой, кляксография, по сырому фону, рисование вилкой. Показать их выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу.

При рисовании мандал развивать математические способности, конструктивное мышление, умение планировать результат, просчитывать рисунок.

 

«Ромашки в траве» - пальчиком

«Веселые животные» - ладошкой

«Осенний пейзаж» - по сырому фону ватными палочками

«Волшебные превращения» - кляксография

«Петушок» - рисование вилкой

«Волшебные узоры», «Бабочка» - пеной для бритья

«Умка» - поролоновой губкой

Промежуточная аттестация:

«Новогодняя елка» - выбрать способ изображения ели самостоятельно+ аппликация «Елочные игрушки»

Итоговое: «Рисование мандал»

Анализ готовых работ

Контрольные вопросы по теме

Календарный учебный график I-го года обучениия

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Форма контроля

1

Лепка: Вводное. Арт-терапия: «Знакомимся с глиной»

1

 

наблюдение

2

Аппликация: Вводное «Фрукты и ягоды на тарелке»

1

 

наблюдение

3

Рисование: Вводное «Листопад» оттиск

1

 

наблюдение

4-5

Лепка с последующей росписью «Грибы»

1

 

выставка

6

Аппликация из готовые форм:

«Осенний ковер» - декор на квадрате

1

 

анализ работ

7

Рисование: «Бусы из ягод» - пальчиком

1

 

анализ работ

8-9

Лепка с последующей росписью «Птичка»

1

 

выставка

10

Аппликация: «Воздушные шары» - закругление углов

1

 

анализ работ

11

Рисование: «Сказочная птичка» - ладошкой

1

 

анализ работ

12

Лепка Промежуточная аттестация: Творческая работа «Подарок другу»

1

 

анализ работ

13

Аппликация: готовые формы: «Цыплята гуляют в траве»

1

 

анализ работ

14

Промежуточная аттестация: «Новогодняя елка» - выбрать способ изображения ели самостоятельно+ аппликация «Елочные игрушки»

1

 

анализ работ

15-16

Лепка с последующей росписью «Снеговик»

2

 

выставка

17

Аппликация: готовые формы: «Открытка в подарок папе»

1

 

анализ работ

18

Рисование: «Снеговик у елки» - тычок жесткой полусухой кистью

1

 

анализ работ

19-20

Лепка с последующей росписью «Снегурочка»

1

 

выставка

21

Развитие умения действовать по образцу. Поиск предметов с заданными свойствами.

1

 

анализ работ

22

Аппликация: готовые формы: «Открытка в подарок маме»

1

 

анализ работ

23

Рисование: «Жила-была клякса»- кляксография

1

 

анализ работ

24-25

Лепка с последующей росписью «Котенок с миской»

1

 

выставка

26

Аппликация: работа с ножницами: «Заборчик»

1

 

анализ работ

27

Рисование: «В гости к Солнышку» - по сырому фону

1

 

анализ работ

28-29

Лепка с последующей росписью «Декоративная тарелочка»

1

 

выставка

30

Аппликация: работа с ножницами: «Закладка для книги»

1

 

анализ работ

31

Рисование: «Одуванчики» - ватные палочки

2

 

анализ работ

32-33

Итоговое: Лепка по замыслу «Волшебная глина»

   

анализ работ

34

Итоговое: Аппликация+Рисование: «Весенние кораблики» - элементы оригами

     

Календарный учебный график II-го года обучениия

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Форма контроля

1

Лепка: Вводное. Опыты с глиной

Арт-терапия: «Глиняная картина»

1

 

наблюдение

2

Аппликация: Вводное. «Фрукты и ягоды на тарелке»

1

 

наблюдение

3

Рисование: Вводное. «Жила-была клякса»

1

 

наблюдение

4-5

Лепка игрушек с последующей росписью:

«Дымковская птичка»

1

 

выставка

6

Аппликация: «Елочка у забора» - по прямой

1

 

анализ работ

7

Рисование: «Ромашки в траве» - пальчиком

1

 

анализ работ

8-9

Лепка игрушек с последующей росписью:

«Дымковская барыня»

2

 

выставка

10

Аппликация: «Воздушные шары» - закругление углов

1

 

анализ работ

11

Рисование: «Веселые животные» - ладошкой

1

 

анализ работ

12

Лепка Промежуточная аттестация: Творческая работа «Подарок другу»

1

 

анализ работ

13

Аппликация: «Снеговик»- вата

1

 

анализ работ

14

Рисование: «Осенний пейзаж» - по сырому фону ватными палочками

1

   

15

Промежуточная аттестация:

«Новогодняя елка» - выбрать способ изображения ели самостоятельно+ аппликация «Елочные игрушки»

1

 

анализ работ

16-17

Лепка с последующей росписью: «Филимоновские животные»

2

 

выставка

18

Аппликация: готовые формы: «Открытка в подарок папе»

1

 

анализ работ

19

Рисование: «Волшебные превращения» - кляксография

1

 

анализ работ

20-21

Лепка игрушек с последующей росписью: «Филимоновский петушок»

2

 

выставка

22

Аппликация: готовые формы: «Открытка в подарок маме»

1

 

анализ работ

23

Рисование: «Петушок» - рисование вилкой

1

 

анализ работ

24-25

Лепка с последующей росписью: Арт-терапия «Мое настроение»

2

 

выставка

26

Аппликация: работа с ножницами: «Заборчик»

1

 

анализ работ

27

Рисование: «Волшебные узоры», «Бабочка» - пеной для бритья

1

 

анализ работ

28-29

Лепка игрушек с последующей росписью: «Пасхальный сувенир»

1

 

выставка

30

Аппликация: «Веселый котенок» - оригами

1

 

анализ работ

31

Рисование: «Умка» - поролоновой губкой

1

 

анализ работ

32-33

Лепка: Итоговое по замыслу «Волшебная глина»

2

 

анализ работ

34

Рисование: Итоговое «Рисование мандал»

1

   

Интернет ресурсы:

Нестерова И.А. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/ispolzovanie-netradicionnyh-tehnik-v-izobrazitelnoi-deyatelnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

http://semeynaya-kuchka.ru/netradicionnoe-risovanie-77-idej-dlya-detskogo-sada/

Литература для педагогов

Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.

Литература для родителей

Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.

Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

Полуянов Ю.А. Дети рисуют.-М.: Педагогика,1988.-176с.

Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред. Н.А. Ветлугиной, М., "Педагогика", 1972.-220с.

Литература для детей

Алексеева Н.М. Озорной карандаш. Москва: Лист. 2006 - 194с.


 

Возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

От 5 до 6 лет

. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым.

В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Они в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в несколько треугольников, прямоугольник — в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщённые способы действий и обобщённые представления о конструируемых ими объектах.

От 6 до 7 лет

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы — ребёнок успешно различает как основные геометрические формы, так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы, и т. п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).

К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению и в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых. Без него сохраняется вероятность того, что воображение будет выполнять преимущественно аффективную функцию, т. е. оно будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес.

Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это могут быть не только изображения отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании они могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по сырому и сухому), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Им становятся доступны приёмы декоративного украшения.

В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).

В аппликации дошкольники осваивают приёмы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала.

Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией с учётом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.

Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им всё ещё нужна.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.