Творческая мастерская губахинской поэтессы Анастасии Ларецкой
План-конспект занятия
Культуроориентированное.
Продуктивное. Развивающее.
Современное.
Класс: 11
Предмет: Литература
Тема: Творческая мастерская губахинской поэтессы Анастасии Ларецкой
Автор: учитель высшей категории Глыбина Ирина Васильевна МБОУ «СОШ№14» (НОЦ) Городского округа «Город Губаха» Пермского края
Этап обучения по данной теме (начальный, основной, завершающий):
Тип урока: комбинированный (урок-практикум с элементами исследования)
Образовательная цель: Целенаправленное формирование исследовательской культуры старшеклассника.
- Введение учащихся в художественный мир стихотворений А. Ларецкой.
- Обучение многоаспектному анализу стихотворений.
- Включение в читательский опыт учащихся представления о философской лирике.
- Расширить и систематизировать навыки работы с литературоведческой терминологией, отрабатывать ее практическое использование
- Развивать речь учащихся;
- Формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание; развивать эстетический вкус учащихся
Воспитательная цель: Осуществление реальных потребностей и интересов в познании и общении.
Метапредметные задачи урока:
1.Формировать регулятивные универсальные учебные действия (УУД): формулировать учебную задачу, создавать алгоритм деятельности при решении самостоятельно поставленных задач;
2. Осуществлять рефлексию по результатам учебной работы;
3.Формировать познавательные УУД: осмыслять текст на возрастном уровне, интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению; создавать собственный текст на основании имеющихся знаний;
4. Формировать приемы исследовательской деятельности; осуществлять поиск информации для решения учебной задачи. развивать личностные УУД: воспитывать у учащихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре;
5. Углублять представление о месте человека и его отношениях с окружающим миром.
Развивающие цели (УУД, компетенции):
Познавательная цель: умение добывать, преобразовывать, представлять необходимую информацию.
Регулятивная цель: Опыт организации самостоятельной деятельности (целеполагание, планирование, алгоритмизация, получение результата и его оценка).
Метапредметные задачи занятия:
1. Формировать регулятивные универсальные учебные действия (УУД):
- формулировать учебную задачу, создавать алгоритм деятельности при решении самостоятельно поставленных задач;
- осуществлять рефлексию по результатам учебной работы;
2. Формировать познавательные УУД:
- осмыслять текст на возрастном уровне, интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению;
- создавать собственный текст на основании имеющихся знаний;
- использовать приемы исследовательской деятельности;
- осуществлять поиск информации для решения учебной задачи.
В процессе занятия планируется достижение следующих предметных результатов:
- Формируются представления учащихся о лирике А. Ларецкой, происходит осознание того факта, что автор показывает жизнь человеческой души, говорит о месте человека в мире, о значении слова в судьбе каждого;
- Учащимся прививаются навыки анализа стихотворного текста, необходимые на современном этапе в литературном образовании школьников и востребованные формами итоговой аттестации;
- Учащиеся получают опыт самостоятельной интерпретации художественного текста, основанной на коллективной работе с ним, и возможность сравнить свою интерпретацию с другими;
- В процессе занятия развиваются речевые умения и навыки, создаются самостоятельные тексты, отдельно следует отметить выстраивание речевого высказывания, имеющего в своей структуре научные термины.
В процессе занятия происходит формирование следующих метапредметных компетенций:
- умение планировать и реализовывать учебную деятельность (особенно при коллективной работе и при создании речевого высказывания);
- целеполагание, умение формулировать и ставить себе учебную задачу и реализовывать ее;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности ( ведение конструктивного диалога, презентация результатов деятельности);
- умение работать с текстом;
- развитие гармоничной личности ученика.
Методы обучения: элементы метода критического мышления (индуктор), метод творческого чтения, репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский в их сочетании.
Формы работы учащихся: индивидуальная и фронтальная работа.
Оборудование: Интернет, интерактивная доска
Оценочная деятельность на уроке (в чем проявится): лучший текст отзыва о стихотворении оформляется в виде сообщения на сайте автора.
Основные источники информации: Интернет
Технологическая карта занятия
№ этапа | Этап | Деятельность учителя, педагога | Деятельность ученика, воспитанника | Формируемые компетенции, УУД | Методические, технологические приемы | Прогнозируемый результат |
| | Организационный момент | Знакомство с педагогом | | Слово учителя | Мотивация к работе на занятии |
Индуктор | Работа с понятиями. Проблематизация материала. Постановка учебных задач. | Знакомство с Индивидуальной картой | умение планировать и реализовывать учебную деятельность | Беседа | Формируются представления учащихся о лирике А. Ларецкой, происходит осознание того факта, что автор показывает жизнь человеческой души, говорит о месте человека в мире, о значении слова в судьбе каждого | |
Введение в тему занятия | Знакомство с Сайтом поэта | Чтение двух стихотворений А. Ларецкой, помещенных на Главной странице Сайта. Определение мотива стихотворений. | умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; | Практикум | Учащимся прививаются навыки анализа стихотворного текста, необходимые на современном этапе в литературном образовании школьников и востребованные формами итоговой аттестации | |
Работа с материалом стихотворения «Сдержанно, говорите, пожалуйста, сдержанно…» | Обучение анализу стихотворения (фреймовая система) | Заполнение Дневника наблюдений. Освоение научных понятий. Интерпретация стихотворения. Прослушивание текста в музыкальном оформлении. Формулирование выводов. Творческая работа | умение работать с текстом | Самостоятельная работа | Учащиеся получают опыт самостоятельной интерпретации художественного текста, основанной на коллективной работе с ним, и возможность сравнить свою интерпретацию с другими | |
4. | Итог занятия | Постановка вопросов о личных результатах по итогам занятия. | Самооценка деятельности на занятии. Отправление сообщения автору стихотворения. | умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности | Рефлексия | В процессе занятия развиваются речевые умения и навыки, создаются самостоятельные тексты. |
План-конспект совместной деятельности
Группа: 11
Образовательная область: Литература
Тема: Творческая мастерская губахинской поэтессы Анастасии Ларецкой
Цель: Самостоятельно и в сотрудничестве с другими достижение результатов в проблемной ситуации.
Задачи (образовательные, воспитательные, развивающие):
- Ввести учащихся в художественный мир стихотворений А. Ларецкой.
- Обучить многоаспектному анализу стихотворений.
- Включить в процесс накопления читательского опыта учащихся, дать представление о философской лирике.
- Расширить и систематизировать навыки работы с философской и литературоведческой терминологией, отрабатывать их практическое использование.
- Развивать речь учащихся.
- Формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание; развивать эстетический вкус учащихся.
- Осуществить удовлетворение реальных потребностей и интересов в познании и общении.
- Формировать умение добывать, преобразовывать, представлять необходимую информацию.
- Способствовать приобретениюопыта организации самостоятельной деятельности (целеполагание, планирование, алгоритмизация, получение результата и его оценка).
Предварительная работа: знакомство с сайтом поэта
Оборудование: Интернет, интерактивная доска
Основные источники информации: Интернет
Технологическая карта совместной деятельности
Этап | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанника | Методы, формы, приемы | Прогнозируемый результат |
| Организационный момент | Вводное слово | Вопросы на понимание | беседа | Определение концепта лирики А. Ларецкой |
1 | Введение | Организация поиска общих образов, идей | Выявление сущности творческого метода поэта | Самостоятельная работа, беседа | Обозначение проблемы занятия |
2 | Планирование деятельности | Создание рабочей исследовательской атмосферы, оценка учебной деятельности в соответствии с поставленной задачей | Высказывание предположения (гипотезы), прогнозирование предстоящей работы, высказывание и обоснование собственной точки зрения | Беседа с элементами практикума | Целенаправленное формирование исследовательской культуры учащегося |
3 | Проблемная ситуация | Направляет поиск необходимой информации | Строит рассуждения, вносит коррективы в действие после завершенной учебной деятельности | Заполнение индивидуальной карты (таблица) | Решение проблемы в форме защиты индивидуального видения авторского замысла |
4 | Развитие умений, применение знаний | Ставит условия выполнения работы по анализу стихотворения | Работает по плану, сверяет действия с целью, осуществляет познавательную и личностную рефлексию | Самостоятельная работа, беседа | Создание концептосферы лирики Анастасии Ларецкой |