Творческая мастерская на уроке литературы в 10 классе
Сегодня мы с вами продолжаем рассматривать стихотворения в прозе. Сначала давайте повторим, что это за жанр, какие у него особенности.
Стихотворение в прозе — лирическое произведение в прозаической форме; обладает небольшим объёмом, повышенной эмоциональностью, общей установкой на выражение субъективного впечатления или переживания, но не такими средствами, как метр, ритм, рифма.
В какой период своей жизни писал свои стихотворения в прозе Тургенев?
Он писал их на закате своей жизни.
Скажите, а какие темы выбирает автор для своих произведений?
Философские, социальные, психологические. Это своеобразный итог его жизни, заключительная нота его творчества. Это старческие раздумья, которые наполнены глубоким смыслом.
Сейчас мы с вами попробуем на практике найти все эти особенности в стихотворениях. Итак, первое стихотворение, которое мы будем рассматривать, называется «Собака».
ЧТЕНИЕ.
На сколько частей можно разделить стихотворение? (на 2: описание места, героев; размышления героя)
Кто находится рядом с героем?
Как вы считаете, она давно в этой семье? (собака МОЯ, но я её ПОНИМАЮ)
Как относится герой к своему питомцу? Что сближает человека и собаку? Как автор показывает единение человека с собакой?
(герой одинок, по-видимому, у него нет семьи, нет никого ближе собаки. И эта собака явно рядом с героем уже не один год. Они взаимосвязаны. «Одна и та же жизнь жмется пугливо к другой» - то есть, они ищут друг в друге поддержки, понимания, видят друг в друге родственные души. Они преданы друг другу.)
Человек тесно связан с природой.
Какие художественные средства применяет автор? (повторы, анафора, риторические !?, эпитеты, метафоры)
Как автор графически показывает паузу?
Какой смысл вносит она в стихотворение?
О чем это стихотворение?
Это стихотворение пронизано раздумьями о бренности человеческого существования. Писатель задается вопросом: «А есть ли смысл в жизни, если она обречена на смерть?» причем смерть грозит не только человеку – она подстерегает все живое. И перед нею все равны. Один и тот же огонек жизни горит в животном и в человеке – посреди мрака и бури бесконечности, но и эти огоньки будут рано или поздно погашены смертью.
Посмотрите на следующее стихотворение «Воробей».
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Почему старый воробей сорвался с дерева?
А люди способны так же жертвовать собой ради любви? В каких произведениях можно увидеть подобную жертву? «Капитанская дочка»
Как описан старый воробей? Что можно сказать из этого описания?
Что автор говорит о птенце? Как это его характеризует?
Как построено стихотворение? На сколько частей вы бы его разделили? (2. Описание случая и философский вывод)
Какова главная идея этого стихотворения?
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Стихотворение «Мы ещё повоюем»
Как вы понимаете название стихотворения?
Какие мотивы присутствуют в стихотворении? (уныние, раздумья о смерти, оптимистический настрой, жизнелюбие)
На сколько частей можно разделить стихотворение? 2
Что перестроило лирического героя, образ его мыслей, жизненную позицию героя?
Какие выводы вы сделали для себя, прочитав это стихотворение?
Итак, какие сквозные мотивы вы проследили в стихотворениях Тургенева?
Какой основной принцип построения стихотворений в прозе?
Какие берутся сюжеты для этих произведений? (Простые, будничные, часто встречающиеся, но именно через эти незамысловатые истории раскрываются философские проблемы, их понимание автором.)
Как Тургенев выражает главные мысли в своих стихотворениях?
А сейчас рассмотрим произведения современного автора Леонида Енгибарова.
Зонтик
...Немного помолчав, она сказала: «Но нам же негде жить, у нас нет дома».
Он рассмеялся и сказал, что у него есть зонтик, совсем новый, который сам раскрывается, если нажать на кнопку. И зонтик - это прекрасный дом, очень уютный для двоих. Правда, у него нет стен, но зато стоит протянуть руку, и вы узнаете, какое на улице время года, например, прошла весна или все еще идет.
С таким домом, как зонтик, удобно путешествовать, приятно слушать дождь и еще...
Но она не спросила: «что еще...» и ушла к другому, у которого была однокомнатная квартира со всеми удобствами, но, наверное, все-таки не было такого зонтика, а если и был, то, согласитесь, зачем человеку два дома, это же смешно...
Теперь, спустя много лет, она наконец поняла, какой это был чудесный зонтик, маленький парашют, держась за который вдвоем, можно улететь далеко-далеко, особенно в дождливые дни...
И она тоскует в своей уже трехкомнатной квартире, потому что, чем больше квартира, тем дальше друг от друга те, кто в ней живут, и когда идет дождь, она готова броситься вниз, чтобы разыскать свой зонтик, но разве с пятнадцатого этажа узнаешь, какой зонтик твой?
А если и узнаешь, то ведь неизвестно - исправно ли сегодня работает лифт.
В чем особенность этого произведения? (Нет начала, экспозиции)
Сравните со стихотворениями Тургенева, как выражена главная мысль?
Почему у героев нет имен?(распространенная ситуация в наше время)
Опишите героиню стихотворения: её душевный мир, её черты характера.
А как бы вы описали героя?
Что можно сказать о третьем герое?
А сейчас попробуйте рассказать эту историю на житейском языке. Перескажите её, соблюдая авторский сюжет.
Что интереснее слушать: авторский вариант или ваш?
За счет чего это происходит?
Какие художественные средства используются?
Сейчас рассмотрим стихотворение «Признание».
Признание
Опали с деревьев листья и высохли травы и цветы. Вот что ты сделала со мной, когда перестала смотреть на меня.
Не будет больше снега и дождя. И солнце распухло и стало исполинским. Вот что ты сделала со мной, когда перестала целовать меня.
Море затянуло ряской, и река обмелела. Вот что ты сделала со мной, когда ушла от меня.
А люди вокруг меня видят совсем другую землю - осеннюю, добрую, золотисто-зеленую, и только я брожу по дорогам, где в пыли валяются мертвые жаворонки. Вот что ты сделала со мной, когда перестала любить меня.
Что описывается в стихотворении?
Какие чувства испытывает главный герой?
Какой основной мотив этом стихотворении, какова его тема?
Посмотрим еще одно его стихотворение о любви, но в нем уже открывается иная грань любви.
Со мною ты...
Дорога. Из всех дорог я помню черную ленту асфальта, мокрую от росы, и листья ясеня на ней, дорогу, по которой мы шли утром, и ты боялась, что будет с тобой завтра, а завтра не было, было только сегодня до завтра, до послезавтра было только сегодня, счастливое сегодня. Потому что эта дорога - начало, середина и конец, потому что по этой дороге я иду не один: со мною ты.
Какая грань любви открывается здесь?
Какой еще мотив прослеживается в этом стихотворении?
(если рядом с тобой на жизненной дороге есть любимый человек, то не нужно задумываться о завтрешнем дне, иначе в мечтах о будущем вы легко растеряете свою настоящую жизнь, своё счастье, живите и наслаждайтесь настоящим, не теряйте сокровенные минуты, ведь нам их дано не так много, чтобы ими можно было легко раскидываться)
Рассмотрим еще одно стихотворение.
Моя знакомая
Моей знакомой из третьего подъезда шесть лет. «Знаешь, - сказала она мне как-то утром, - наш дом похож на бутерброд». Я посмотрел на нижний этаж, где висела вывеска «ХЛЕБ», и согласился. «Ну, а девять этажей что?» — решил уточнить я. Оказалось, девять этажей - это сыр, колбаса (вареная и копченая), паштет и т.д., в зависимости от того, что на каком этаже было на завтрак.
К дому-бутерброду подъехала машина «Молоко».
Утро жизни. Все кажется вкусным.
И мне вдруг стало стыдно, что я так много позабыл.
Я поскакал немного на одной ноге со своей знакомой по «классикам» и с аппетитом пошел на работу.
Чему научила знакомая главного героя?
Почему герою стало стыдно и перед кем ему стыдно?
Что позабыл герой?
Как вы понимаете фразу «с аппетитом пошел на работу»?
Чему научило это стихотворение вас?
Что характерно для произведений Енгибарова?
На какие темы он пишет?
Как они строятся? Как выражается главная мысль?
Итак, стихотворения в прозе пишутся на философские темы, для них выбирается незамысловатый сюжет, история из которой можно вывести философский смысл.
А сейчас мы с вами попробуем написать стихотворение в прозе. Его отличительные черты вы знаете. Вам остается вспомнить историю из жизни, которая несет в себе какой-то глубокий смысл. Вы можете выразить главную мысль прямо, как мы это видим в стихотворениях Тургенева, или же завуалировать её, чтобы читатель сам задумался об этой проблеме.