Творческая мастерская «Учусь быть читателем» на тему «В.Д. Берестов "Гусь и его критики"»
Творческая мастерская «Учусь быть читателем».
Тема : «В.Д. Берестов «Гусь и его критики».
Цели урока охарактеризую с развивающего аспекта:
развитие речи учащихся;
развитие умений анализировать, выделять главное и существенное, сравнивать;
формировать действия контроля и самоконтроля;
воспитательный аспект:
воспитание честности, дисциплинированности, требовательности к себе, радости, сопереживания успехам товарища;
формирование представления о таком качестве, как лицемерие;
познавательный аспект:
формирование общеучебного умения правильно, осознанно, выразительно читать
обучать понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать идею произведения;
Формирование общеучебных и специальных умений осуществляется поэтапно.
Тип урока - освоение новых знаний.
Ведущий метод урока и познавательной деятельности учащихся – частично-поисковый.
Формы организации: хоровая, фронтальная, индивидуальная, парная.
Цели реализуются таким образом:
Деятельность учащихся становится продуктивной: демонстрируют чтение басни как интерпретацию, т.е. свидетельство понимания авторского замысла.
Работа по выделению главного и существенного, анализу и сравнению формирует представление о басне.
Содержание басни В.Д. Берестова помогает учащимся дать нравственную оценку лицемерию как нравственному качеству.
(Слайд №1)
Учитель: Я выбрала творческую мастерскую «Учусь быть читателем» на основе басни Валентина Берестова «Гусь и его критики». (Слайд№2).
Сегодня мы постараемся быть внимательными читателями в нашей творческой мастерской, будем учиться понимать слово В.Берестова в его басне.
Наверное, вы согласитесь, что литературное чтение – это необыкновенная волшебная страна. Каждый писатель – волшебник. И у него, как у каждого волшебника есть волшебная палочка. Догадались, что это? – конечно же, слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать.
Мы с вами подготовимся к чтению и пониманию басни. Выполним упражнения на дыхание, гимнастику для языка, разминку для глаз.
1)Приготовились. Гимнастика для язычка, для губ:
улыбнулись губами
нужно пошлёпать языком между губами: пя-пя-пя
покусать кончик языка зубками
произнести звук ц-ц-ц «Дельфин»
2)Читаем слова – «горки»
хором (сверху - вниз)
соревнования «Кто быстрее скатится с горки»
Ученики: же
эра
сбор
равно
крендель
озимые
нисколько
волейбол
блюдечко
наизнанку
революция
еженедельный
правописание
вагоновожатый
свидетельствующий
Учитель:
3)Читаем скороговорку (Слайд 3):
Проворонила ворона воронёнка.
Давайте прочитаем с логическим ударением.
Ученики: Проворонила ворона воронёнка.
Проворонила ворона воронёнка.
Проворонила ворона воронёнка.
Учитель:
Прочитать скороговорку с разными чувствами: злостью, грустью, радостью, удивлением, испугом, гордостью.
Читаем стихотворение с повышением голоса, поднимаясь по лестнице верх. (Слайд№4) Следите за моей рукой, помогайте себе.
Ученики: Быстрокрылый мощный ТУ
Набирает высоту.
Он летит всё выше-выше.
Превратились в точки крыши.
Учитель:
А теперь спускаемся по лестнице вниз. (Слайд №5)
Ученики: Скажи потише: «Шесть мышат».
И сразу мыши зашуршат.
Учитель:
Разминка для глаз. Стереопары «Машина в гараже».
На следующих занятиях будем продолжать укреплять наше зрение.
Восстановим дыхание (стоя):
Как пыхтит тесто? (Слайд№6)
Ученики: Пых-пых-пых
Учитель:
Как паровоз выпускает пар? (Слайд№7)
Ученики: Из-из-из.
Учитель:
Как шипит гусь? (Слайд №8)
Ученики: Ш-ш-ш.
Учитель:
Как мы смеёмся? (Слайд№9)
Ученики: Ха-ха-ха.
Учитель:
Как воздух выходит из шарика? (Слайд№10)
Ученики: С-с-с.
Учитель:
Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони : «Ф-ф-ф.»
Молодцы! Закончили подготовку к чтению, обращаемся непосредственно к басне. Называется он «Гусь и его критики». Кто может ответить на вопрос «Кто такие критики?»
Ученики:
Критики критикуют каких-либо людей.
Учитель:
А теперь послушайте, как об этом говорится в толковом словаре.
Критики – люди, которые обсуждают чего-либо с целью оценки и выявления недостатков.
Послушайте чтение в исполнении Виноградовой Ирины, подготовьте ответ на вопрос: «Понравилась ли вам басня, почему?»
Чтобы лучше разобраться, понять более глубоко басню, поможет нам работа со схемой. Будем учиться составлять алгоритм чтения басни. Положите перед собой схему. (Слайд №11)
Кто автор и название басни вы уже знаете. Впишите в схему.
С какими персонажами встретились? Заполните схему.
Ученики: Гусь, Индюк, Утка, петух.
Учитель: Какой герой главный? Подчеркните.
Ученики: Гусь.
Учитель: Напишите слова, которые характеризуют гуся. Проверьте: смешной, хвастун, глупый.
Чтобы дать характеристику остальным героям, давайте рассмотрим события, которые происходили в басне (коротко запишите).
Ученики: Расхвастался, восхищались, полетел гусиный пух, критикуют. Проверьте.
Учитель: Гусь у нас неумный, хвастун, а какими автор изображает других персонажей?
Ученики: Лгуны, притворщики, нечестные, говорят не то, что думают.
Учитель: В русском языке есть слово, которое точно указывает на неискренность, притворство. Кто из вас знает это слово?
Ученики: Лицемерие.
Учитель: Лицемерие. В нашей схеме появилось новое слово, запишите его и запомните.
Дети, вы очень хорошо поработали, столько много открыли для себя. В басне встретилось трудное слово – корифей. Запишите его. Кто объяснит значение этого слова?
Ученики: Корифей – это выдающийся деятель науки или искусства.
Учитель: Посмотрите глазками на текст и отыщите «смысл», главную мысль, мораль. Это непростое дело. Чаще всего он спрятан, скрыт, «завязан в мешочек». Чтобы добраться до него, нужно хорошенько подумать. Запишите. Прочитайте.
Ученики: Пусть этой басни птицы не услышат,
Но в том беды особой нет.
Она не для того, кто перьями одет,
А для того, кто ими пишет.
Учитель: Плохо быть лицемерным.
Давайте мы с вами инсценируем басню в разных жанрах. Вы будете и режиссёрами, и актёрами. Каждый примет участие.
1 группа- инсценирует басню весело, комично.
2группа – инсценирует грустно, трагично.
Мимикой, жестами, голосом вы должны выразить поведение героев. (Даётся время для подготовки)
ИНСЦЕНИРУЮТ БАСНЮ УЧЕНИКИ 1 ГРУППЫ.
Учитель: (анализ )
Гусь хвастливый, Индюк важный, Петух эмоциональный, Утка прекрасная. Вы замечательно справились с моим заданием.
ИНСЦЕНИРУЮТ БАСНЮ УЧЕНИКИ 2ГРУППЫ.
Учитель: (анализ)
Гусь смешной, Индюк комичный, петух говорливый, Утка чудесная. Молодцы! Вы настоящие артисты!
Я предложила вам разыграть басню с разными чувствам, с разным настроением. У вас всё получилось!
Согласны ли вы со мной, что в басне есть и смех, и грусть?
Валентин Берестов не только смеётся, но ещё и грустит, что в нашей жизни среди людей есть лицемеры. Он напоминает нам, что каждый должен быть человеком.
Почему важно учиться читать, вдумываться в слово?
Литературное чтение – это необыкновенная волшебная страна, в которой внимательный читатель способен разгадать тайну слова.
Microsoft PowerPoint
PPT / 21.86 Мб