12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
3

Творческая мастерская «Учусь быть читателем». Тема : «В.Д. Берестов «Гусь и его критики».

Творческая мастерская «Учусь быть читателем».

Тема : «В.Д. Берестов «Гусь и его критики».

Цели урока охарактеризую с развивающего аспекта:

развитие речи учащихся;

развитие умений анализировать, выделять главное и существенное, сравнивать;

формировать действия контроля и самоконтроля;

воспитательный аспект:

воспитание честности, дисциплинированности, требовательности к себе, радости, сопереживания успехам товарища;

формирование представления о таком качестве, как лицемерие;

познавательный аспект:

формирование общеучебного умения правильно, осознанно, выразительно читать

обучать понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать идею произведения;

Формирование общеучебных и специальных умений осуществляется поэтапно.

Тип урока - освоение новых знаний.

Ведущий метод урока и познавательной деятельности учащихся – частично-поисковый.

Формы организации: хоровая, фронтальная, индивидуальная, парная.

Цели реализуются таким образом:

Деятельность учащихся становится продуктивной: демонстрируют чтение басни как интерпретацию, т.е. свидетельство понимания авторского замысла.

Работа по выделению главного и существенного, анализу и сравнению формирует представление о басне.

Содержание басни В.Д. Берестова помогает учащимся дать нравственную оценку лицемерию как нравственному качеству.

(Слайд №1)

Учитель: Я выбрала творческую мастерскую «Учусь быть читателем» на основе басни Валентина Берестова «Гусь и его критики». (Слайд№2).

Сегодня мы постараемся быть внимательными читателями в нашей творческой мастерской, будем учиться понимать слово В.Берестова в его басне.

Наверное, вы согласитесь, что литературное чтение – это необыкновенная волшебная страна. Каждый писатель – волшебник. И у него, как у каждого волшебника есть волшебная палочка. Догадались, что это? – конечно же, слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать.

Мы с вами подготовимся к чтению и пониманию басни. Выполним упражнения на дыхание, гимнастику для языка, разминку для глаз.

1)Приготовились. Гимнастика для язычка, для губ:

улыбнулись губами

нужно пошлёпать языком между губами: пя-пя-пя

покусать кончик языка зубками

произнести звук ц-ц-ц «Дельфин»

2)Читаем слова – «горки»

хором (сверху - вниз)

соревнования «Кто быстрее скатится с горки»

Ученики: же

эра

сбор

равно

крендель

озимые

нисколько

волейбол

блюдечко

наизнанку

революция

еженедельный

правописание

вагоновожатый

свидетельствующий


Учитель:

3)Читаем скороговорку (Слайд 3):

Проворонила ворона воронёнка.

Давайте прочитаем с логическим ударением.

Ученики: Проворонила ворона воронёнка.

Проворонила ворона воронёнка.

Проворонила ворона воронёнка.

Учитель:

Прочитать скороговорку с разными чувствами: злостью, грустью, радостью, удивлением, испугом, гордостью.

Читаем стихотворение с повышением голоса, поднимаясь по лестнице верх. (Слайд№4) Следите за моей рукой, помогайте себе.

Ученики: Быстрокрылый мощный ТУ

Набирает высоту.

Он летит всё выше-выше.

Превратились в точки крыши.

Учитель:

А теперь спускаемся по лестнице вниз. (Слайд №5)

Ученики: Скажи потише: «Шесть мышат».

И сразу мыши зашуршат.

Учитель:

Разминка для глаз. Стереопары «Машина в гараже».

На следующих занятиях будем продолжать укреплять наше зрение.

Восстановим дыхание (стоя):

Как пыхтит тесто? (Слайд№6)

Ученики: Пых-пых-пых

Учитель:

Как паровоз выпускает пар? (Слайд№7)

Ученики: Из-из-из.

Учитель:

Как шипит гусь? (Слайд №8)

Ученики: Ш-ш-ш.

Учитель:

Как мы смеёмся? (Слайд№9)

Ученики: Ха-ха-ха.

Учитель:

Как воздух выходит из шарика? (Слайд№10)

Ученики: С-с-с.

Учитель:

Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони : «Ф-ф-ф.»

Молодцы! Закончили подготовку к чтению, обращаемся непосредственно к басне. Называется он «Гусь и его критики». Кто может ответить на вопрос «Кто такие критики?»

Ученики:

Критики критикуют каких-либо людей.

Учитель:

А теперь послушайте, как об этом говорится в толковом словаре.

Критики – люди, которые обсуждают чего-либо с целью оценки и выявления недостатков.

Послушайте чтение в исполнении Виноградовой Ирины, подготовьте ответ на вопрос: «Понравилась ли вам басня, почему?»

Чтобы лучше разобраться, понять более глубоко басню, поможет нам работа со схемой. Будем учиться составлять алгоритм чтения басни. Положите перед собой схему. (Слайд №11)

t1665318154aa.gif

Кто автор и название басни вы уже знаете. Впишите в схему.

С какими персонажами встретились? Заполните схему.

Ученики: Гусь, Индюк, Утка, петух.

Учитель: Какой герой главный? Подчеркните.

Ученики: Гусь.

Учитель: Напишите слова, которые характеризуют гуся. Проверьте: смешной, хвастун, глупый.

Чтобы дать характеристику остальным героям, давайте рассмотрим события, которые происходили в басне (коротко запишите).

Ученики: Расхвастался, восхищались, полетел гусиный пух, критикуют. Проверьте.

Учитель: Гусь у нас неумный, хвастун, а какими автор изображает других персонажей?

Ученики: Лгуны, притворщики, нечестные, говорят не то, что думают.

Учитель: В русском языке есть слово, которое точно указывает на неискренность, притворство. Кто из вас знает это слово?

Ученики: Лицемерие.

Учитель: Лицемерие. В нашей схеме появилось новое слово, запишите его и запомните.

Дети, вы очень хорошо поработали, столько много открыли для себя. В басне встретилось трудное слово – корифей. Запишите его. Кто объяснит значение этого слова?

Ученики: Корифей – это выдающийся деятель науки или искусства.

Учитель: Посмотрите глазками на текст и отыщите «смысл», главную мысль, мораль. Это непростое дело. Чаще всего он спрятан, скрыт, «завязан в мешочек». Чтобы добраться до него, нужно хорошенько подумать. Запишите. Прочитайте.

Ученики: Пусть этой басни птицы не услышат,

Но в том беды особой нет.

Она не для того, кто перьями одет,

А для того, кто ими пишет.

Учитель: Плохо быть лицемерным.

Давайте мы с вами инсценируем басню в разных жанрах. Вы будете и режиссёрами, и актёрами. Каждый примет участие.

1 группа- инсценирует басню весело, комично.

2группа – инсценирует грустно, трагично.

Мимикой, жестами, голосом вы должны выразить поведение героев. (Даётся время для подготовки)

ИНСЦЕНИРУЮТ БАСНЮ УЧЕНИКИ 1 ГРУППЫ.

Учитель: (анализ )

Гусь хвастливый, Индюк важный, Петух эмоциональный, Утка прекрасная. Вы замечательно справились с моим заданием.

ИНСЦЕНИРУЮТ БАСНЮ УЧЕНИКИ 2ГРУППЫ.

Учитель: (анализ)

Гусь смешной, Индюк комичный, петух говорливый, Утка чудесная. Молодцы! Вы настоящие артисты!

Я предложила вам разыграть басню с разными чувствам, с разным настроением. У вас всё получилось!

Согласны ли вы со мной, что в басне есть и смех, и грусть?

Валентин Берестов не только смеётся, но ещё и грустит, что в нашей жизни среди людей есть лицемеры. Он напоминает нам, что каждый должен быть человеком.

Почему важно учиться читать, вдумываться в слово?

Литературное чтение – это необыкновенная волшебная страна, в которой внимательный читатель способен разгадать тайну слова. ​​​​​​​
Microsoft PowerPoint
PPT / 21.86 Мб



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.