Занятие-игра «Я учусь быть уверенным» (5–7 классы)

16
1
Материал опубликован 21 February 2017 в группе

Цель: создание условий для развития личностных возможностей, знания и умения уверенного поведения.

Задачи:

развивать навыки самоанализ собственных слов, действий, поступков и давать адекватную оценку самого себя и сложных ситуаций;

активизировать вербальные и невербальные способы общения;

научить сохранять спокойствие и невозмутимость в тех ситуациях, которые   раньше вызывали тревогу, управлять собственными чувствами и эмоциями;

повышать уверенное поведение и умение противостоять групповому давлению, развивать поведенческую пластичность;

Форма работы: Занятие с элементами тренинга, игры.

Целевая группа: 5–7-е классы (младшие подростки)

Время проведения: 40–45 минут (1 академический час).

Материалы: фломастеры или карандаши, листочки, розовые очки, стикеры четырех цветов, шаблон круга, презентация к мини-лекции, правила работы на листах,


 

Ход занятия

I. Вводная часть занятия. Приветствие участников занятия. Сообщение о целях планируемой работы.

Игра  «Снежный ком»

Цель: создать положительный настрой на групповую работу.

Время: 3 мин

Инструкция: Участники по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, а затем себя. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше придется называть имен с прилагательными. Это облегчит запоминание и разрядит обстановку. Пример: Сергей строгий. Сергей строгий, Петр прилежный. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.

Обсуждение: Как изменилось ваше настроение?

Упражнение "Рисунок по кругу".

Цель: Снятие психофизического напряжения, сплочение группы.

Время: 5 мин

Инструкция: возьмите по листу белой бумаги и выберете самый приятный для себя цвет карандаша. Как только услышите сигнал (хлопок в ладоши), начинайте рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем дальше по кругу до тех пор, пока лист не вернется назад к хозяину.

Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?

Обсуждение:

Понравилось ли вам то, что получилось?

Поделитесь своими чувствами, настроением?

Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

Учитель: наше занятие посвящено тому, что такое тревожность и как следует преодолевать тревожные состояния.

Принятие правил работы группы (10 мин)

Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, я – как ведущий предлагаю несколько правил (на доску вывешиваются правила):

1. Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца.

2. Правило поднятой руки. Оно преследует 2 цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы.

3. Право ведущего. Я, как ведущий, буду следить за соблюдением принятых группой правил. Если я поднимаю руку, это дает знак на то, что в группе шумно и просьба работать тише.

Мини-лекция.

Уверенное поведение - это собирательное понятие, включающее различные состояния. Оно:

целенаправленное: уверенный человек достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. При этом они должны быть: реалистичными, конкретными и позитивными;

ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживание по их поводу: уверенный человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каких условиях это происходит.

гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющую обстановку;

социально ориентированное - направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: движение "к людям". Такой человек стремиться к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве.

сочетающее спонтанность с возможностью произвольностью произвольной регуляции, т.е. такой человек не стремится к постоянному подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости готов взять их под контроль;

настойчивое, но не переходящее в агрессивное: человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это по возможности не в ущерб интересам других людей, но готов отстаивать свои интересы весьма жёстко и идти на конфликт только по объективным причинам. Для него предпочтительнее не идти на принцип, а разрешать конфликт гибко.

созидательное: человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было, а вместо этого создаёт то, что считает нужным.

Таким образом: "Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в отношении своего окружения"

Уверенные в себе люди характеризуются:

независимостью;

самодостаточностью.

Внешние признаки уверенного человека:

выглядит спокойным;

держится с достоинством;

открытый взгляд;

ровная осанка;

спокойный и уверенный голос.

Уверенный в себе человек умеет:

чувствовать ситуацию, держаться с достоинством (жесты, голос), понимать границы физического и психического;

адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, принять критическое замечание в свой адрес;

действовать четко и организованно, быть настойчивым;

открыто высказывать и отстаивать своё мнение, без враждебности и самозащиты.

Упражнение «Розовые очки»

Цель: осознание положительных, оптимистичных эмоций, развитие умений находить позитивные впечатления в повседневном взаимодействии.

Материалы: розовые очки.

Время: 5 мин

Инструкция: «Если Вы наденете розовые очки, то плохого вы просто не сможете увидеть. Оно будет перекрашено  в розовый цвет. Расскажите, пожалуйста, о..

Посещении учебных занятий;

Проживания в общежитии;

Своих друзьях;

Нашем тренинге;

Себе самом (самой) и т.д.

Участники группы следят за рассказом и протестуют, если правила нарушаются

Упражнение " Скажи "стоп"

Цель: Развитие понимания необходимости соблюдать границы физического и психического.

Время: 5 мин

Инструкция: Участники по очереди подходят друг к другу (можно разными способами). Тот, к кому подходят, должен сказать "стоп", когда на его взгляд, партнер подойдет слишком близко. Важно отследить границы физического и психического "Я".

Обсуждение:

Как вы поняли "границы физического и психического "Я"?

Уверенному в себе человеку необходимо соблюдать границы у других людей?

Почему не совпадали границы в некоторых парах участников занятия?

Упражнение "Откровенно говоря".

Цель: Укрепление группового доверия к окружающим, снятие внутреннего напряжения, создание ситуации откровенности.

 Время: 7 мин

Инструкция: Перед вами лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить, и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними. Если члены группы почувствуют неискренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить ещё раз.

Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке...

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам

Откровенно говоря, когда я прихожу домой...

Откровенно говоря, когда я волнуюсь...

Откровенно говоря, когда я прихожу на урок...

Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями...

Откровенно говоря, когда родители собираются на собрание в школу:

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к публичному выступлению:

Откровенно говоря, когда я смотрю в зал и вижу много людей:

Откровенно говоря, когда моё выступление закончилось:

Откровенно говоря, мне не хватает:

Обсуждение:

Трудно ли было закончить предложенные фразы?

Узнали ли вы что-нибудь новое о своих коллегах - участниках группы?

Узнали ли вы что-то новое о себе?

Каковы ваши жизненные цели на настоящий момент?

Упражнение "Комплемент»

Цель: Развитие уверенного поведения в ситуации самооценки.

Время: 5 мин

Инструкция: Вам необходимо разделиться на две группы по принципу: внешний - внутренний. Образуйте внутренний и внешний круг. Участники внешнего круга должны найти себе партнера из внутреннего; встать друг напротив друга и по сигналу говорить комплименты. Внешний круг говорит комплименты внутри стоящим, а по сигналу переходим к следующему участнику, до тех пор, пока не вернутся к своей паре. Внутренний круг в ответ на комплимент говорит только «Да, я такая (такой)…». Затем круги меняются местами.

Обсуждение:

Что было легче: говорить комплименты или принимать? Почему?

Нужны ли комплименты в повседневной жизни?

Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

Упражнение «Четыре Я»

Цели задачи: Выделение и осознание родителями того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, осознание качества уровня усвоения.

Продолжительность проведения:5 мин

Необходимые материалы: Стикеры четырех цветов, ручки или фломастеры, шаблон круга

Подробная технология проведения: Учитель предлагает разместить на круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:

Я узнал… (красный)

Я научился…(зеленый)

Я проявил себя …(желтый)

Я смогу применить …(синий)

Чем ближе к центру размещаются стикеры с надписями, тем сильнее эффект!

Инструкции учителя: Ребята, наше занятие подходит к своему завершению. Вам необходимо осмыслить результат своей деятельности, дать самооценку, определить для себя, остались ли у вас вопросы по нашей теме, которые мы сможем обсудить уже на занятии.

В завершении собрания учитель благодарит всех за активную работу.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо!

21 February 2017