Занятие-игра «Я учусь быть уверенным» (5–7 классы)
Цель: создание условий для развития личностных возможностей, знания и умения уверенного поведения.
Задачи:
развивать навыки самоанализ собственных слов, действий, поступков и давать адекватную оценку самого себя и сложных ситуаций;
активизировать вербальные и невербальные способы общения;
научить сохранять спокойствие и невозмутимость в тех ситуациях, которые раньше вызывали тревогу, управлять собственными чувствами и эмоциями;
повышать уверенное поведение и умение противостоять групповому давлению, развивать поведенческую пластичность;
Форма работы: Занятие с элементами тренинга, игры.
Целевая группа: 5–7-е классы (младшие подростки)
Время проведения: 40–45 минут (1 академический час).
Материалы: фломастеры или карандаши, листочки, розовые очки, стикеры четырех цветов, шаблон круга, презентация к мини-лекции, правила работы на листах,
Ход занятия
I. Вводная часть занятия. Приветствие участников занятия. Сообщение о целях планируемой работы.
Игра «Снежный ком»
Цель: создать положительный настрой на групповую работу.
Время: 3 мин
Инструкция: Участники по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, а затем себя. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше придется называть имен с прилагательными. Это облегчит запоминание и разрядит обстановку. Пример: Сергей строгий. Сергей строгий, Петр прилежный. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.
Обсуждение: Как изменилось ваше настроение?
Упражнение "Рисунок по кругу".
Цель: Снятие психофизического напряжения, сплочение группы.
Время: 5 мин
Инструкция: возьмите по листу белой бумаги и выберете самый приятный для себя цвет карандаша. Как только услышите сигнал (хлопок в ладоши), начинайте рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем дальше по кругу до тех пор, пока лист не вернется назад к хозяину.
Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?
Обсуждение:
Понравилось ли вам то, что получилось?
Поделитесь своими чувствами, настроением?
Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?
Учитель: наше занятие посвящено тому, что такое тревожность и как следует преодолевать тревожные состояния.
Принятие правил работы группы (10 мин)
– Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, я – как ведущий предлагаю несколько правил (на доску вывешиваются правила):
1. Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца.
2. Правило поднятой руки. Оно преследует 2 цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы.
3. Право ведущего. Я, как ведущий, буду следить за соблюдением принятых группой правил. Если я поднимаю руку, это дает знак на то, что в группе шумно и просьба работать тише.
Мини-лекция.
Уверенное поведение - это собирательное понятие, включающее различные состояния. Оно:
целенаправленное: уверенный человек достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. При этом они должны быть: реалистичными, конкретными и позитивными;
ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживание по их поводу: уверенный человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каких условиях это происходит.
гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющую обстановку;
социально ориентированное - направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: движение "к людям". Такой человек стремиться к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве.
сочетающее спонтанность с возможностью произвольностью произвольной регуляции, т.е. такой человек не стремится к постоянному подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости готов взять их под контроль;
настойчивое, но не переходящее в агрессивное: человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это по возможности не в ущерб интересам других людей, но готов отстаивать свои интересы весьма жёстко и идти на конфликт только по объективным причинам. Для него предпочтительнее не идти на принцип, а разрешать конфликт гибко.
созидательное: человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было, а вместо этого создаёт то, что считает нужным.
Таким образом: "Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в отношении своего окружения"
Уверенные в себе люди характеризуются:
независимостью;
самодостаточностью.
Внешние признаки уверенного человека:
выглядит спокойным;
держится с достоинством;
открытый взгляд;
ровная осанка;
спокойный и уверенный голос.
Уверенный в себе человек умеет:
чувствовать ситуацию, держаться с достоинством (жесты, голос), понимать границы физического и психического;
адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, принять критическое замечание в свой адрес;
действовать четко и организованно, быть настойчивым;
открыто высказывать и отстаивать своё мнение, без враждебности и самозащиты.
Упражнение «Розовые очки»
Цель: осознание положительных, оптимистичных эмоций, развитие умений находить позитивные впечатления в повседневном взаимодействии.
Материалы: розовые очки.
Время: 5 мин
Инструкция: «Если Вы наденете розовые очки, то плохого вы просто не сможете увидеть. Оно будет перекрашено в розовый цвет. Расскажите, пожалуйста, о..
Посещении учебных занятий;
Проживания в общежитии;
Своих друзьях;
Нашем тренинге;
Себе самом (самой) и т.д.
Участники группы следят за рассказом и протестуют, если правила нарушаются
Упражнение " Скажи "стоп"
Цель: Развитие понимания необходимости соблюдать границы физического и психического.
Время: 5 мин
Инструкция: Участники по очереди подходят друг к другу (можно разными способами). Тот, к кому подходят, должен сказать "стоп", когда на его взгляд, партнер подойдет слишком близко. Важно отследить границы физического и психического "Я".
Обсуждение:
Как вы поняли "границы физического и психического "Я"?
Уверенному в себе человеку необходимо соблюдать границы у других людей?
Почему не совпадали границы в некоторых парах участников занятия?
Упражнение "Откровенно говоря".
Цель: Укрепление группового доверия к окружающим, снятие внутреннего напряжения, создание ситуации откровенности.
Время: 7 мин
Инструкция: Перед вами лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить, и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними. Если члены группы почувствуют неискренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить ещё раз.
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке...
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам
Откровенно говоря, когда я прихожу домой...
Откровенно говоря, когда я волнуюсь...
Откровенно говоря, когда я прихожу на урок...
Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями...
Откровенно говоря, когда родители собираются на собрание в школу:
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к публичному выступлению:
Откровенно говоря, когда я смотрю в зал и вижу много людей:
Откровенно говоря, когда моё выступление закончилось:
Откровенно говоря, мне не хватает:
Обсуждение:
Трудно ли было закончить предложенные фразы?
Узнали ли вы что-нибудь новое о своих коллегах - участниках группы?
Узнали ли вы что-то новое о себе?
Каковы ваши жизненные цели на настоящий момент?
Упражнение "Комплемент»
Цель: Развитие уверенного поведения в ситуации самооценки.
Время: 5 мин
Инструкция: Вам необходимо разделиться на две группы по принципу: внешний - внутренний. Образуйте внутренний и внешний круг. Участники внешнего круга должны найти себе партнера из внутреннего; встать друг напротив друга и по сигналу говорить комплименты. Внешний круг говорит комплименты внутри стоящим, а по сигналу переходим к следующему участнику, до тех пор, пока не вернутся к своей паре. Внутренний круг в ответ на комплимент говорит только «Да, я такая (такой)…». Затем круги меняются местами.
Обсуждение:
Что было легче: говорить комплименты или принимать? Почему?
Нужны ли комплименты в повседневной жизни?
Заключительная часть занятия. Подведение итогов.
Упражнение «Четыре Я»
Цели задачи: Выделение и осознание родителями того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, осознание качества уровня усвоения.
Продолжительность проведения:5 мин
Необходимые материалы: Стикеры четырех цветов, ручки или фломастеры, шаблон круга
Подробная технология проведения: Учитель предлагает разместить на круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:
Я узнал… (красный)
Я научился…(зеленый)
Я проявил себя …(желтый)
Я смогу применить …(синий)
Чем ближе к центру размещаются стикеры с надписями, тем сильнее эффект!
Инструкции учителя: Ребята, наше занятие подходит к своему завершению. Вам необходимо осмыслить результат своей деятельности, дать самооценку, определить для себя, остались ли у вас вопросы по нашей теме, которые мы сможем обсудить уже на занятии.
В завершении собрания учитель благодарит всех за активную работу.
Кайрат Зинашов