Программа дополнительного образования «Искусство быть читателем»
МБОУ Токарёвская средняя общеобразовательная школа №1
Филиал в с. Полетаево
«Искусство быть читателем»
Программа дополнительного образования
Автор: Фетисова Е.Н.
Тамбовская область
Токарёвский район
с. Полетаево
ул. Центральная, д.40а
2014 г.
Информационная карта
Фетисова Елена Николаевна
Год рождения-1967
Стаж работы- 25 лет
Образование- высшее
Квалификация- учитель русского языка и литературы
1. Пояснительная записка
Программа «Искусство быть читателем » конкретизирует содержание, дает распределение
учебных часов и последовательность изучения тем, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа направлена на создание условий для становления и развития творческой личности, на создание условий для активного включения детей в культурную жизнь общества, направлена на обеспечение конкретных способностей учащихся.
Направленность – художественно- эстетическое: формирование общей культуры, развитие способности личности к постижению эстетических ценностей, к эстетическому воспитанию и переживанию.
В результате освоения содержания программы уч-ся получают возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков. Основное её предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего народа, формирование их нравственных качеств, творческой активности.
Программа представляет собой углубленный вариант, в котором усилен функциональный подход к изучению и постижению целостного литературного пространства, развития речи. Программа направлена на повышение способности к обучаемости, творческой самореализации личности. Основной принцип обучения «от простого к сложному».
Актуальность программы состоит в том, что в связи с возрастающим объёмом информации, который уч-ся должны освоить, применять в учебной и внеучебной деятельности, возникла потребность в умении пользоваться справочным материалом, каталогами, в умении ориентироваться в разнообразной литературе. (По результатам соцопроса было выявлено, что уч-ся заинтересованы изучением новых понятий, связанных с изучением литературы.)
Задача программы состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно ползоваться каталогами, картотекой в библиотеке; увлечь детей книгой, чтобы помочь уч-ся сократить время в поисках нужной литературы, уметь работать с первоисточниками, поможет детям заниматься научно- исследовательской деятельностью.
Программа выполняет 2 основные функции:
- информационно-методическая позволяет всем уч-ся получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии уч-ся средствами данной программы;
- организационно-планирующая предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала.
Данная программа включает в себе возможности для всестороннего развития личности ребёнка. И чем раньше ребенок войдет в «большой мир искусства», тем быстрее он научится отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного и, главное, обогатит свой духовный мир.
Стремление научить воспринимать искусство чтения, развивать и повышать интерес к книге, к чтению, помочь стать образованными, умеющими тонко чувствовать и сопереживать.
Целью преподавания искусства чтения является воспитание нравственно- эстетических чувств, формирование познавательного интереса и любви к чтению, прекрасному, раскрытие творческих способностей, активности, самостоятельности; развитие самостоятельно пополнять знания, формировать умение ориентироваться в литературе, формировать понятие о роли библиотек в жизни людей.
Основные задачи:
Обучающие:
- учить детей культуре чтения,
- способствовать приобретению навыков работы с книгой, навыков самостоятельной работы,
- развивать навыки умственной деятельности.
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно пополнять свои знания,
- формировать умение ориентироваться в литературе,
- сформировать понятие о роли библиотек как источников использования книжных богатств.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к урокам литературы,
- привитие любви к книге,L/font>
- пропаганда навыков культуры чтения.
Результаты обучения:
- уметь пользоваться книгой, справочной литературой,
- уметь ориентироваться в библиотеке, пользоваться картотекой и каталогами в библиотеке,
- уметь писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении,
- уметь самостоятельно работать с книгой,
- знать определения: «библиография, библиографические пособия, каталог, картотека, экслибрис»,
- уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.
Формы проведения: беседа, экскурсия, зачет, конференция, викторина, практикумы, лекции. Занятия проводятся в рабочей комнате, в библиотеке; коллективные творческие дела завершаются выставками книг, викторинами, зачетами, презентациями, отзывами о прочитанных книгах.
Способы проверки: зачет, написание отзыва о прочитанном произведении, диспут, исследовательские работы.
Форма проведения итогов реализации программы: викторина, КВН, конференция, зачет, отзывы о прочитанных произведениях, творческие работы.
Все занятия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки приобретаются детьми на занятиях, находят применение и на уроках литературы.
Формы занятий: зачет, практикумы, диспуты.
Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, блоках.
Условия реализации программы:
1) кабинет, библиотека
2) специальная литература, компьютер
Дидактический материал: книга А. Грина «Алые паруса», Толковый словарь Ожегова, детские рисунки, раздаточный иллюстрированный материал к басням Крылова. Картины художников, карточки, презентации.
Программа рассчитана на детей 11-16 лет. Количество обучаемых- 15 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю. Общее количество часов-34. Срок реализации -1 год
Учебно-тематический план
№ |
Наименование тем |
Всего часов |
1 |
Вводное занятие. Знакомство с планом работы. |
1 |
2 |
Книга- наш друг. |
6 |
3 |
Путеводители в мире книг |
10 |
4 |
Посмотреть, прочитать, изучить |
3 |
5 |
На пороге чтения-изучения |
3 |
6 |
Картотека памяти |
11 |
Итого : |
34 |
Содержание программы
1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы объединения, с программой, беседа о роли объединения, анкетирование.
2.1. Книга- наш друг. Выдающиеся люди о книге. Значение книги в жизни человека, знакомство с высказываниями русских писателей: М.Горький, К. Паустовский и их анализ.
2.2. Книга и библиотека. Беседа о книгах, о её роли в жизни человека. Знакомство с выставкой книг: «Книга и человек».
2.3. Роль книг в самообразовании. Жизнь и творчество М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина. Роль книг в жизни великих людей. Беседа библиотекаря о роли книг в самообразовании на примере жизни великих людей. Знакомство с выставкой книг Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
2.4. Береги книгу. Беседа с уч-ся об умении пользоваться книгой, о бережном отношении к книге.
2.5.Практические занятия: а) Практическая работа «Обмен мнениями о любимых книгах, составление отзыва о прочитанном произведении» б) Экскурсия в библиотеку.
3. Путеводители в мире книг
3.1.Учить себя. (несколько слов о золотом ключике, отмыкающем твои способности) Беседа «Книга – твой помощник». Анкетирование.
3.2.Создать свой образ мира. Беседа об умении ориентироваться в потоке литературы, об умении создавать свой образ мира. Выступление уч-ся- диспут.
3.3.Несколько слов на скучные темы. Беседа о режиме дня, об организации работы, обо всем, что учёные именуют гигиеной умственного труда.
3.4.Компас в книжном мире. Что такое библиография? Знакомство с новыми понятиями «библиография, библиографическое пособие».
3.5.Как следить за новой литературой? Беседа библиотекаря о том, как следует следить за новой литературой. Выставка книг, поступивших в библиотеку. Знакомство с книгой наших поэтов- земляков. Чтение стихов.
3.6.Основные элементы книг. Знакомство с титульным листом, с форзацем книги, иллюстрациями к книге, с аннотацией на книгу, с содержанием.
3.7.Практические занятия.а)практическая работа «Режим дня»
Б) Экскурсия в библиотеку.Выступления библиотекаря о каталогах, картотеке.
В) Практическая работа «Умение выбрать нужную книгу, умение ориентироваться в библиотеке, работа с каталогами, картотекой.»
4.1.Посмотреть, прочитать, изучить. Выбор способа знакомства с книгой.
Беседа о способах выбора книги.
4.2.Как ускорить чтение. Знакомство с памяткой «Как ускорить чтение»
4.3.Несколько слов о газете. Работа с газетой. Знакомство с публикациями в газете «Маяк», с редактором газеты, с журналистами, с фотокорреспондентами.
4.4. Практическое занятие. Практическая работа «Описать любимую книгу.»
5. на пороге чтения- изучения.
5.1. «Сюжеты с карандашом». Знакомство с памяткой «Как работать с книгой». Умение выделять основную мысль текста.
5.2.Об установках чтения- изучения. Знакомство с памяткой «Как надо читать». Чтение любимых произведений. Работа с учебником «Литература».
5.3. Практическое занятие. Практическая работа «Чтение научной статьи в учебнике «Биология»: пометки на полях.
6. Картотека памяти.
6.1. Основные формы записи. Знакомство с новыми понятиями: запись, выписка, конспект, цитата, план, тезис. Раскрытие технологии записывания.
6.2.Несколько слов о памяти. Беседа с элементами диспута о развитии памяти. Знакомство с понятием «память».
6.3. У кого спросить? Где узнать? О книге книг. Беседа библиотекаря о книге как источнике нового.
6.4. Как готовиться к обсуждению книг. Знакомство с памяткой «Как готовиться к обсуждению книг.»
6.5. Практическое занятие. А) Практическая работа «Умение конспектировать научную статью».
Б) Практическая работа. Конференция «О книге книг». Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, совесть.
В) Практическая работа «Подготовка к обсуждению книг. Выделение основной мысли, составление вопросов». Несколько слов об истории письма и книги.
7.1. История письма и книги.
7.2. Влияние книги на формирование в человеке нравственных и эстетических чувств.
7.3. Практическое занятие. Зачёт. Презентация.
Методическое обеспечение программы
Список используемой литературы:
1. Беседы о книгах. Для уч-ся 5-8 классов. Сост. Рыкалина И.А., Новичкова Н.Ф., «Государственная библиотека СССР им. Ленина», 1960г.
2. Беседы с детьми о культуре чтения. В помощь учителю и библиотекарю. Сост. Базилевская Н.А., Веселовская Г.А., Тамбов, 1964г.
3. Николаева Л.А. Учись быть читателем. Старшеклассникам о культуре работы с науч. И науч.- попул. Книгой, М., «Просвещение», 1978г.
4. Суровцева М.Е. Живой как жизнь: Беседы о книгах по языкознанию для уч-ся 7-8 кл./Под ред. Доктора филологических наук Т.Т. Винокур.-М., «Книга», 1985г.
Список литературы для детей:
1. Библиотека и юный читатель. Практическое пособие. Сост.Просалкова Ю.В., Хамракулова Х.Д. Издательство «Книжная палата», 1987г.
2. Грин А.С. «Алые паруса»- Бегущая по волнам.- Золотая цепь. Романы. Рис. В.Высоцкого и В.Власова. М., «Детская литература», 1974г.
3. Кубанев В. Человек солнце: /Текст/ Кубанев В. ; Центрально- Черноземное книжное издательство.- Воронеж, -1972.-250с.
4. Кучин И.С. Три четверти стремительные века. 2 тома 1т.- Тамбов. ТОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2004-372с.
5. Родники /Текст/:Сборник стихов поэтов земляков. Абросимов В.И. и др., издательство Тамбов,2007г.-80с.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие. Знакомство с планом работы объединения. |
1 |
1 |
|
2 |
Книга- наш друг. |
6 |
4 |
2 |
2.1. |
Книга- наш друг. Выдающие люди о книге. |
1 |
1 |
|
2.2 |
Моя любимая книга. Размышления о прочитанном. |
1 |
1 |
|
2.3 |
Книга и библиотека. |
1 |
1 |
|
2.4 |
Роль книг в самообразовании. (На примере жизни великих людей) |
2 |
1 |
1 |
2.5 |
Береги книгу. |
1 |
1 |
|
3 |
Путеводители в мире книг |
10 |
7 |
3 |
3.1 |
Учить себя (несколько слов о золотом ключике, отмыкающем твои способности) |
1 |
1 |
|
3.2 |
Создать свой образ мира. |
1 |
1 |
|
3.3 |
Несколько слов на скучные темы. |
2 |
1 |
1 |
3.4 |
Компас в книжном мире. |
3 |
2 |
1 |
3.5 |
Как следить за новой литературой? |
1 |
1 |
|
3.6 |
Основные элементы книг. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Посмотреть, прочитать, изучить |
3 |
2 |
1 |
4.1 |
Выбор способа знакомства с книгой. |
1 |
1 |
|
4.2 |
Как ускорить чтение. |
1 |
1 |
|
4.3 |
Несколько слов о газете. |
1 |
1 |
|
5 |
На пороге чтения- изучения. |
3 |
2 |
1 |
5.1 |
«Сюжеты» с карандашом. |
1 |
1 |
|
5.2 |
Об установках чтения- изучения. |
1 |
1 |
|
5.3 |
О пометках при чтении (символы остановки внимания) |
1 |
1 |
|
6 |
Картотека памяти |
11 |
6 |
5 |
6.1 |
Основные формы записи. Технология записывания. |
3 |
2 |
1 |
6.2 |
Несколько слов о памяти |
1 |
1 |
|
6.3 |
У кого спросить? Где узнать? |
2 |
1 |
1 |
6.4 |
Как готовиться к обсуждению книг. |
2 |
1 |
1 |
7 |
История письма и книги. Зачет. Презентация. |
3 |
1 |
2 |
Итого: |
34 |
22 |
12 |