Программа дополнительного образования «Искусство быть читателем»

12
0
Материал опубликован 6 September 2016

МБОУ Токарёвская средняя общеобразовательная школа №1

Филиал в с. Полетаево

«Искусство быть читателем»

Программа дополнительного образования


 

Автор: Фетисова Е.Н.

Тамбовская область

Токарёвский район

с. Полетаево

ул. Центральная, д.40а

2014 г.

Информационная карта

Фетисова Елена Николаевна

Год рождения-1967

Стаж работы- 25 лет

Образование- высшее

Квалификация- учитель русского языка и литературы

 

1. Пояснительная записка

Программа «Искусство быть читателем » конкретизирует содержание, дает распределение

учебных часов и последовательность изучения тем, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа направлена на создание условий для становления и развития творческой личности, на создание условий для активного включения детей в культурную жизнь общества, направлена на обеспечение конкретных способностей учащихся.

Направленность – художественно- эстетическое: формирование общей культуры, развитие способности личности к постижению эстетических ценностей, к эстетическому воспитанию и переживанию.

В результате освоения содержания программы уч-ся получают возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков. Основное её предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего народа, формирование их нравственных качеств, творческой активности.

Программа представляет собой углубленный вариант, в котором усилен функциональный подход к изучению и постижению целостного литературного пространства, развития речи. Программа направлена на повышение способности к обучаемости, творческой самореализации личности. Основной принцип обучения «от простого к сложному».

Актуальность программы состоит в том, что в связи с возрастающим объёмом информации, который уч-ся должны освоить, применять в учебной и внеучебной деятельности, возникла потребность в умении пользоваться справочным материалом, каталогами, в умении ориентироваться в разнообразной литературе. (По результатам соцопроса было выявлено, что уч-ся заинтересованы изучением новых понятий, связанных с изучением литературы.)

Задача программы состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно ползоваться каталогами, картотекой в библиотеке; увлечь детей книгой, чтобы помочь уч-ся сократить время в поисках нужной литературы, уметь работать с первоисточниками, поможет детям заниматься научно- исследовательской деятельностью.

Программа выполняет 2 основные функции:

  • информационно-методическая позволяет всем уч-ся получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии уч-ся средствами данной программы;
  • организационно-планирующая предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала.

Данная программа включает в себе возможности для всестороннего развития личности ребёнка. И чем раньше ребенок войдет в «большой мир искусства», тем быстрее он научится отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного и, главное, обогатит свой духовный мир.

Стремление научить воспринимать искусство чтения, развивать и повышать интерес к книге, к чтению, помочь стать образованными, умеющими тонко чувствовать и сопереживать.

Целью преподавания искусства чтения является воспитание нравственно- эстетических чувств, формирование познавательного интереса и любви к чтению, прекрасному, раскрытие творческих способностей, активности, самостоятельности; развитие самостоятельно пополнять знания, формировать умение ориентироваться в литературе, формировать понятие о роли библиотек в жизни людей.

Основные задачи:

Обучающие:

  • учить детей культуре чтения,
  • способствовать приобретению навыков работы с книгой, навыков самостоятельной работы,
  • развивать навыки умственной деятельности.

Развивающие:

  • развивать умение самостоятельно пополнять свои знания,
  • формировать умение ориентироваться в литературе,
  • сформировать понятие о роли библиотек как источников использования книжных богатств.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к урокам литературы,
  • привитие любви к книге,L/font>
  • пропаганда навыков культуры чтения.

Результаты обучения:

  • уметь пользоваться книгой, справочной литературой,
  • уметь ориентироваться в библиотеке, пользоваться картотекой и каталогами в библиотеке,
  • уметь писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении,
  • уметь самостоятельно работать с книгой,
  • знать определения: «библиография, библиографические пособия, каталог, картотека, экслибрис»,
  • уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

Формы проведения: беседа, экскурсия, зачет, конференция, викторина, практикумы, лекции. Занятия проводятся в рабочей комнате, в библиотеке; коллективные творческие дела завершаются выставками книг, викторинами, зачетами, презентациями, отзывами о прочитанных книгах.

Способы проверки: зачет, написание отзыва о прочитанном произведении, диспут, исследовательские работы.

Форма проведения итогов реализации программы: викторина, КВН, конференция, зачет, отзывы о прочитанных произведениях, творческие работы.

Все занятия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки приобретаются детьми на занятиях, находят применение и на уроках литературы.

Формы занятий: зачет, практикумы, диспуты.

Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, блоках.

Условия реализации программы:

1) кабинет, библиотека

2) специальная литература, компьютер

Дидактический материал: книга А. Грина «Алые паруса», Толковый словарь Ожегова, детские рисунки, раздаточный иллюстрированный материал к басням Крылова. Картины художников, карточки, презентации.

Программа рассчитана на детей 11-16 лет. Количество обучаемых- 15 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю. Общее количество часов-34. Срок реализации -1 год

Учебно-тематический план

Наименование тем

Всего часов

1

Вводное занятие. Знакомство с планом работы.

1

2

Книга- наш друг.

6

3

Путеводители в мире книг

10

4

Посмотреть, прочитать, изучить

3

5

На пороге чтения-изучения

3

6

Картотека памяти

11

     
 

Итого :

34

Содержание программы

1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы объединения, с программой, беседа о роли объединения, анкетирование.

2.1. Книга- наш друг. Выдающиеся люди о книге. Значение книги в жизни человека, знакомство с высказываниями русских писателей: М.Горький, К. Паустовский и их анализ.

2.2. Книга и библиотека. Беседа о книгах, о её роли в жизни человека. Знакомство с выставкой книг: «Книга и человек».

2.3. Роль книг в самообразовании. Жизнь и творчество М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина. Роль книг в жизни великих людей. Беседа библиотекаря о роли книг в самообразовании на примере жизни великих людей. Знакомство с выставкой книг Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

2.4. Береги книгу. Беседа с уч-ся об умении пользоваться книгой, о бережном отношении к книге.

2.5.Практические занятия: а) Практическая работа «Обмен мнениями о любимых книгах, составление отзыва о прочитанном произведении» б) Экскурсия в библиотеку.

3. Путеводители в мире книг

3.1.Учить себя. (несколько слов о золотом ключике, отмыкающем твои способности) Беседа «Книга – твой помощник». Анкетирование.

3.2.Создать свой образ мира. Беседа об умении ориентироваться в потоке литературы, об умении создавать свой образ мира. Выступление уч-ся- диспут.

3.3.Несколько слов на скучные темы. Беседа о режиме дня, об организации работы, обо всем, что учёные именуют гигиеной умственного труда.

3.4.Компас в книжном мире. Что такое библиография? Знакомство с новыми понятиями «библиография, библиографическое пособие».

3.5.Как следить за новой литературой? Беседа библиотекаря о том, как следует следить за новой литературой. Выставка книг, поступивших в библиотеку. Знакомство с книгой наших поэтов- земляков. Чтение стихов.

3.6.Основные элементы книг. Знакомство с титульным листом, с форзацем книги, иллюстрациями к книге, с аннотацией на книгу, с содержанием.

3.7.Практические занятия.а)практическая работа «Режим дня»

Б) Экскурсия в библиотеку.Выступления библиотекаря о каталогах, картотеке.

В) Практическая работа «Умение выбрать нужную книгу, умение ориентироваться в библиотеке, работа с каталогами, картотекой.»

4.1.Посмотреть, прочитать, изучить. Выбор способа знакомства с книгой.

Беседа о способах выбора книги.

4.2.Как ускорить чтение. Знакомство с памяткой «Как ускорить чтение»

4.3.Несколько слов о газете. Работа с газетой. Знакомство с публикациями в газете «Маяк», с редактором газеты, с журналистами, с фотокорреспондентами.

4.4. Практическое занятие. Практическая работа «Описать любимую книгу.»

5. на пороге чтения- изучения.

5.1. «Сюжеты с карандашом». Знакомство с памяткой «Как работать с книгой». Умение выделять основную мысль текста.

5.2.Об установках чтения- изучения. Знакомство с памяткой «Как надо читать». Чтение любимых произведений. Работа с учебником «Литература».

5.3. Практическое занятие. Практическая работа «Чтение научной статьи в учебнике «Биология»: пометки на полях.

6. Картотека памяти.

6.1. Основные формы записи. Знакомство с новыми понятиями: запись, выписка, конспект, цитата, план, тезис. Раскрытие технологии записывания.

6.2.Несколько слов о памяти. Беседа с элементами диспута о развитии памяти. Знакомство с понятием «память».

6.3. У кого спросить? Где узнать? О книге книг. Беседа библиотекаря о книге как источнике нового.

6.4. Как готовиться к обсуждению книг. Знакомство с памяткой «Как готовиться к обсуждению книг.»

6.5. Практическое занятие. А) Практическая работа «Умение конспектировать научную статью».

Б) Практическая работа. Конференция «О книге книг». Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, совесть.

В) Практическая работа «Подготовка к обсуждению книг. Выделение основной мысли, составление вопросов». Несколько слов об истории письма и книги.

7.1. История письма и книги.

7.2. Влияние книги на формирование в человеке нравственных и эстетических чувств.

7.3. Практическое занятие. Зачёт. Презентация.

Методическое обеспечение программы

Список используемой литературы:

1. Беседы о книгах. Для уч-ся 5-8 классов. Сост. Рыкалина И.А., Новичкова Н.Ф., «Государственная библиотека СССР им. Ленина», 1960г.

2. Беседы с детьми о культуре чтения. В помощь учителю и библиотекарю. Сост. Базилевская Н.А., Веселовская Г.А., Тамбов, 1964г.

3. Николаева Л.А. Учись быть читателем. Старшеклассникам о культуре работы с науч. И науч.- попул. Книгой, М., «Просвещение», 1978г.

4. Суровцева М.Е. Живой как жизнь: Беседы о книгах по языкознанию для уч-ся 7-8 кл./Под ред. Доктора филологических наук Т.Т. Винокур.-М., «Книга», 1985г.

Список литературы для детей:

1. Библиотека и юный читатель. Практическое пособие. Сост.Просалкова Ю.В., Хамракулова Х.Д. Издательство «Книжная палата», 1987г.

2. Грин А.С. «Алые паруса»- Бегущая по волнам.- Золотая цепь. Романы. Рис. В.Высоцкого и В.Власова. М., «Детская литература», 1974г.

3. Кубанев В. Человек солнце: /Текст/ Кубанев В. ; Центрально- Черноземное книжное издательство.- Воронеж, -1972.-250с.

4. Кучин И.С. Три четверти стремительные века. 2 тома 1т.- Тамбов. ТОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2004-372с.

5. Родники /Текст/:Сборник стихов поэтов земляков. Абросимов В.И. и др., издательство Тамбов,2007г.-80с.

Приложение

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Знакомство с планом работы объединения.

1

1

 

2

Книга- наш друг.

6

4

2

2.1.

Книга- наш друг. Выдающие люди о книге.

1

1

 

2.2

Моя любимая книга. Размышления о прочитанном.

1

 

1

2.3

Книга и библиотека.

1

1

 

2.4

Роль книг в самообразовании. (На примере жизни великих людей)

2

1

1

2.5

Береги книгу.

1

1

 

3

Путеводители в мире книг

10

7

3

3.1

Учить себя (несколько слов о золотом ключике, отмыкающем твои способности)

1

1

 

3.2

Создать свой образ мира.

1

1

 

3.3

Несколько слов на скучные темы.

2

1

1

3.4

Компас в книжном мире.

3

2

1

3.5

Как следить за новой литературой?

1

1

 

3.6

Основные элементы книг.

2

1

1

4

Посмотреть, прочитать, изучить

3

2

1

4.1

Выбор способа знакомства с книгой.

1

1

 

4.2

Как ускорить чтение.

1

1

 

4.3

Несколько слов о газете.

1

 

1

5

На пороге чтения- изучения.

3

2

1

5.1

«Сюжеты» с карандашом.

1

1

 

5.2

Об установках чтения- изучения.

1

1

 

5.3

О пометках при чтении (символы остановки внимания)

1

 

1

6

Картотека памяти

11

6

5

6.1

Основные формы записи. Технология записывания.

3

2

1

6.2

Несколько слов о памяти

1

1

 

6.3

У кого спросить? Где узнать?

2

1

1

6.4

Как готовиться к обсуждению книг.

2

1

1

7

История письма и книги. Зачет. Презентация.

3

1

2

 

Итого:

34

22

12

Комментарии
Комментариев пока нет.