Программа воспитательной работы «Культура и познание, гражданственность и патриотизм
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Башкирская гимназия им. Ш. Бабича с.Зилаир» муниципального района
Зилаирский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании МО Протокол №___ от «___» ___________ 2012 года Руководитель МО ________/Галкина Г.И../ (подпись) |
Согласовано Зам. директора по ВР от «___» ________2012 года ________/Симонова Н.Е../ (подпись) |
Утверждаю Директор МОБУ «Башкирская гимназия с.Зилаир» ______________/Вахитов Ш.Т./ (подпись) Пр.№ от «__» ноября_ 2012 года |
программа
по воспитательной работе
« Культура и познание, гражданственность и патриотизм»
( Срок реализации 2012-2014)
Разработана Галкиной Галиной Ивановной,
классным руководителем 10 б класса
Пояснительная записка.
Начался новый учебный год. Год, в который ученики войдут уже старшеклассниками, благополучно миновав границу среднего звена. Первые и последние школьные годы - самые ответственные и самые запоминающиеся. Меняется образ мыслей, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность - прекраснейшую пору жизни человека. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, настолько подготовленным особенно духовно, вступит подросток в эту пору жизни, во многом зависит от учителя вообще и от классного руководителя в первую очередь, учитывая степень тесноты общения с классным коллективом. Поэтому, на мой взгляд, воспитательной программой в старшей школе целесообразно охватить сразу два года обучения. Естественно, конкретные мероприятия будут и должны меняться и дополняться в соответствии с общешкольным планом и концепцией воспитательной работы, но основные положения остаются незыблемыми при достижении поставленных целей и задач воспитательной работы.
Составление собственной программы воспитательной работы я начала не с постановки целей и задач, а с проектирования « модели выпускника», которую мне бы хотелось увидеть в 2014 году. Таким образом, первичным стал для меня прогнозируемый результат.
Выпускника 2014 года хотелось бы видеть состоявшейся, конечно, для своего возраста, личностью. Применяя словосочетание « состоявшаяся личность» к 16-17-летним юношам и девушкам, я, безусловно, имею в виду высокий культурный уровень развития выпускника, духовное богатство и красоту внутреннего мира каждого, способность принятия обдуманного решения, которая к моменту выхода из школы уже должна проявиться при профессиональном ориентировании учащегося и выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни.
В глазах выпускника 2014 года и в глазах своих детей в частности хотелось бы видеть, прежде всего, заинтересованность. Заинтересованность в судьбах своих детей и близких, заинтересованность в окружающем мире, заинтересованность в благополучии своей Родины. Страшнее всего- безразличие к происходящему, к своей персоне. Не обнаружить в своих детях даже малейшего признака этого корня всех бед молодежи и, как следствие, общества в целом, полагаю, святая мечта и цель каждого педагога.
Я хочу, чтобы мои дети умели отличать белое от черного, золото от мишуры, добро от зла, да и просто настоящее человеческое счастья от беспечного прожигания жизни. Уверена, они будут:
порядочными и своими поступками не запятнают право называться человеком;
сильными и преодолеют все невзгоды и трудности, какими бы они не были;
мудрыми и не наделают ошибок, о которых придется пожалеть;
образованными и культурно развитыми, политически грамотными и активными;
гордиться своей Родиной;
тянуться к прекрасному, ибо недаром сказано, что «…красота спасет мир»;
добрыми, гуманными и милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать плечо верного друга в трудную минуту;
здоровыми духовно и физически и все самое лучшее отдадут своим детям, ведь нужно помнить , что сегодняшние дети- будущие родители;
счастливыми!!!
Без этой веры нельзя быть учителем и работать в школе. Я верю, что мои дети будут такими.
Цели воспитательной работы.
Цель программы:
создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
развитие познавательной активности и культуры умственного труда;
понимание необходимости неразрывной связи личного развития и благополучия общества;
всестороннее развитие личности человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности;
гуманизм и коллективизм как позиции, характеризующие подростка в его отношении к людям;
отношение к труду;
любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным;
физическое развитие, гигиеническая культура, соблюдение элементарных правил человеческого общежития;
воспитание доброго отношения к жизни, уважение к культуре и истории страны, интерес к ее судьбе;
помогать учащимся и их родителям находить путь к сердцу друг друга, не терять душевный контакт и веру в близких людей;
уважение своей национальной культуры и культуры других народов;
воспитание гордости.
Содержание воспитательной работы:
воспитание познавательной активности. Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
трудовое воспитание.Трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного и в дальнейшем производительного труда
художественно-эстетическое воспитание. Художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;
формирование ЗОЖ , формирование положительных привычек. Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и, естественно, высокой гигиене жизни;
гражданско-патриотическое воспитание,экологическое воспитание. Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
духовно-нравственное воспитание. Ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности миру во всех его проявлениях;
свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.
Воспитывающая деятельность на учебные годы
1. Участие класса в общешкольных мероприятиях.
Основной составляющей воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является участие класса во всех общешкольных мероприятиях согласно годовому плану работы гимназии. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в гимназии, будет способствовать:
повышению уровня общительности каждого в отдельности;
развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой - школа;
формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника.
Участие класса во всех общешкольных мероприятиях поможет классному руководителю заполнить досуг школьника интересными и познавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для старшеклассников.
2. Связь с досуговыми центрами села.
Учитывая возраст моих воспитанников, можно с уверенностью сказать, что потребность в общении со сверстниками у них очень велика. Целесообразно сделать это общение позитивным и максимально интересным. Поэтому, на мой взгляд, нужно в максимальной степени использовать в воспитательной работе взаимодействие класса с досуговыми центрами села, активно откликаться на поступающие от них предложения и проявлять инициативу самим, тем более что возможность выхода коллектива за рамки гимназии, представляя свои достижения и делясь опытом, повышает уровень значимости и каждого учащегося для коллектива, способствует формированию чувства собственного достоинства.
3. Планируемые внутриклассные мероприятия :
Систематическая еженедельная работа структур класса, то есть учебного сектора, хозяйственной группы, группы цветоводов, редакционной группы, культмассового сектора - как звеньев слаженно работающего механизма по организации жизни класса.
Проведение ежедневных пятиминуток - планерок и классных часов по контролю посещаемости и успеваемости учащихся.
Проведение правовых бесед (правонарушения несовершеннолетних и ответственность за них, права и обязанности учащихся, изучение семейного кодекса и других правовых документов).
Проведение бесед по ПДД и ТБ, бесед «Береги себя...».
Проведение тематических классных часов, темы выбираются самими учащимися или диктуются ситуацией в школе, стране, мире, а также могут быть предложены классным руководителем.
Встречи с интересными людьми села, района, способствующие развитию стремления к самосовершенствованию.
Проведение музыкальных, литературных и других вечеров, способствующих эстетическому развитию личности.
Проведение традиционных классных огоньков «Знаем ли мы друг друга?», «Поздравляем с днем рождения» и других.
Естественно, что указанные мероприятия могут быть дополнены или видоизменены, но они являются основополагающими в системе воспитательной работы и неотъемлемыми в жизни классного коллектива.
4.Работа с родителями учащихся.
Очень часто приходится слышать мнение, что все идет из семьи.
Это действительно так. Основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенческие годы. Но это не умаляет роль школы в формировании и воспитании личности. Те семена, которые были посеяны родителями, равно могут погибнуть или прорасти в школьной среде под влиянием классного коллектива, учителей и классного руководителя особенно. Идеальным же вариантом воспитательной работы и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве. С этой целью планируется провести следующие мероприятия:
традиционные разговоры с родителями учащихся, причем о каких-либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и о неудачах (в школьной жизни эти события равновероятны, следует лишь внимательнее подходить к этому вопросу);
встречи с группами родителей тех учащихся, чьи проблемы пребывания в школе похожи;
родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости учащихся, знакомству с учителями-предметниками, обсуждению хозяйственных вопросов;
тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей:
Проблемы компьютерной зависимости.
Праздник для мам.
Общение родителей и детей как условие успеха воспитания
О родительском авторитете. Склонности и интересы подростков в выборе профессии.
Тематика родительских собраний может быть схожа с тематикой классных часов, тем более что использование на родительских встречах бесед с их детьми очень полезно и интересно;
Организация лекций для родителей с целью повышения уровня знаний родителей и возможностей, связанных с вопросами воспитания;
Организация встреч с медицинскими работниками по вопросам контроля за здоровьем ребенка;
Помощь в профессиональной подготовке учащихся;
Систематические консультации, тестирование и анкетирование психологом отдельных родителей и лекции о психологических особенностях данного возраста;
Совместные встречи детей и родителей, организация экскурсий, вечеров отдыха, то есть максимально возможное привлечение родителей в классную жизнь.
Работа классного руководителя с родителями по возможности должна быть схожей с работой, проводимой им с детьми, ведь интересы и тех и других, связанные со школьным учебно-воспитательным процессом, по большей части одинаковы, хотя некоторые учащиеся с этим не соглашаются. Но, принимая во внимание статус моих учеников как старшеклассников, уже можно и нужно говорить о дружественно-союзнических отношениях с родителями, коим классный руководитель должен максимально способствовать. Сознательно повторюсь, сказав еще раз о необходимой работоспособности тройственного союза: классный руководитель - родители - ребенок, направленного единственно на благополучие и гармоничное развитие последнего.
5.Индивидуальная работа.
В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно, если можно так сказать, классифицировать создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом, на мой взгляд, важно помнить о том, что хвалить ребенка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине. В первом случае это поможет поднятию авторитета учащегося среди одноклассников и будет способствовать формированию чувства собственного достоинства, во втором окажет благотворное влияние на взаимоотношения классного руководителя и данного конкретного ребенка, что поможет ему принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой. Таким образом, роль индивидуальной работы очень велика, причем в равной степени и с детьми, и с их родителями.
Индивидуальную работу с родителями необходимо строить так,
чтобы, придя в школу однажды, родитель того или иного ребенка выразил желание посетить ее еще раз, так как абсолютно уверен, что все говорящееся классным руководителем заслуживает внимания и защищает интересы их чада. Даже ругая ребенка, нужно найти повод для похвалы - это закон работы школы с родителями вообще и индивидуальной работы в частности.
6.Работа с психологом.
Неотъемлемой частью воспитательной работы в гимназии и жизни гимназии вообще являются систематические консультации с психологом учащихся и их родителей. Во всех аспектах учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, применяя дифференцированный подход как при изучении предметов, так и в воспитательной работе. К сожалению, такой подход в осуществлении воспитательной работы классного руководителя часто сводится к работе с детьми, по тем или иным причинам требующими повышенного внимания педагога.
Между тем каждый ребенок уникален и каждый достоин и требует повышенного внимания, а если быть точнее, каждому необходимо понимание индивидуального восприятия его классным руководителем. В реализации такого подхода реальную помощь классному руководителю может оказать психолог, проведя диагностику личности и цикл бесед с детьми, направленных на изучение психологического портрета ребенка. Особенно в помощи психолога нуждается классный руководитель старших классов, так как в общении со старшеклассниками большую роль играет учет возрастных особенностей подростков.
Неоценимую помощь психолог может оказать и родителям, так как корни большинства проблем, возникающих у ребенка, нужно искать в его семье, в среде, где он вырос. Таким образом, в воспитательную работу, проводимую классным руководителем с классом, целесообразно включить систематическое взаимодействие с психологом.
7. Работа с педагогами.
Возможно, данный пункт не обязателен, ибо работа классного руководителя с педагогами подразумевается уже самими его обязанностями. Тем не менее и пренебрегать этим направлением работы не стоит:
систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами;
осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;
знакомство учителей с условиями жизни и со взаимоотношениями в семье;
индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем;
выяснение у учителей-предметников причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место.
Вот перечень тех мероприятий, которые предполагается осуществить. Кроме того, участие класса в проведении предметных недель, помимо того, что будет способствовать расширению интереса к предмету, также благоприятно скажется на взаимоотношениях педагогического и классного коллективов, в чем не может не быть заинтересован классный руководитель.
8. Работа с социальным педагогом и правоохранительными структурами
Этот аспект воспитательной работы в моем классе представлен в минимуме.
Тем не менее, взаимодействие с социальным педагогом по обеспечению прав и гарантий многодетных семей, дети из которых обучаются в классе, должно осуществляться систематически.
Планируется также организация встреч с работниками милиции с целью профилактики первичных правонарушений, наркомании и других антисоциальных явлений. Кроме того, указанные беседы направлены на повышение бдительности подростков во время пребывания на улице, позднего возвращения домой и т.д.
9. Анализ проведенной работы.
Каждый вид работы, проведенной классным руководителем с детьми, должен быть подвергнут доскональному анализу с точки зрения достижения поставленных целей. При этом должны быть выявлены допущенные ошибки, чтобы не повторить их при выполнении аналогичного вида работы. Замечу, что при выполнении данной воспитательной программы могут возникнуть трудности выполнения из-за ее многогранности. Хотя именно к объятию необъятного и нужно стремиться в воспитании подростка, тем не менее допускается разбиение программы на отдельные кратковременные этапы, то есть месячник правовых знаний, предметные недели, период культурно-интеллектуального развития, неделя искусств, пропаганда здорового образа жизни и т.д
Предполагаемые результаты:
создание системы духовно- нравственного воспитания в школе;
внедрение передовых форм и методов воспитания;
формирование у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному городу;
развитие ученического самоуправления, активизация творческого потенциала учащихся;
активное взаимодействие с родителями;
успешная социализация учащихся.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ:
Исходя из поставленных целей, у учащихся к 10 классу сформированы
(I ступень):
основы культуры общения в коллективе,
трудолюбие,
понимание ценности личного здоровья,
осознание Природы как живого мира и бережное отношение к ней,
уважение к Книге, Знаниям, Школе,
уважительное отношение к ценностям семьи,
первоначальные представления и умения самоопределения в сфере дополнительного образования.
10 класс или II ступень.
На второй ступени должны быть сформированы:
культура самовоспитания и общения в коллективе,
экологическая культура,
самоопределение к здоровому образу жизни,
потребность в самореализации на основе полученных знаний и умений,
профессиональная направленность,
умение делать правильный выбор, не ущемляя интересов других,
чувство ответственности за авторитет своей семьи и школы.
11 класс - III ступень
У выпускников школы должны быть сформированы:
нравственные нормы поведения,
теоретическое сознание
готовность к труду и профессиональной деятельности,
активная гражданская позиция,
позитивное отношение к созданию и сохранению семьи,
положительная мотивация к здоровому образу жизни,
способность к деловому сотрудничеству, рациональной организации деятельности и самоконтроля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я. –М., 2006.
Работа классного руководителя: Методическое пособие \ Под. ред. Е.А.Слепканевой. – М.: АРКТИ, 2006.
Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. – М., 2007
Сибирцова Г.Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе. – Ростов-на-Дону, 2007.
Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы. – М., 2006.
Военно-патриотическое воспитание молодежи : Проблемы и опыт. - М.: Патриот ,1991.-211с.
Некрасова Н. 1942 год - предшественник Великой Победы. // Народное образование.-2002.-№7.-С.163-170.
Некрасова Н. Хлеб и война: Документально-поэтическая композиция для старшеклассников // Народное образование.-2002.-№4.-С.116-122.-Библиогр.: 4 назв.
Полонский В. Ветераны войны - школьникам // Воспитание школьников.-2000.-№3.-С.22-23.
Федоровская Г. Военно-патриотическое воспитание// Воспитание школьников.-2002.-№3.-С.31-33.
власова Наталья Николаевна