Программа воспитательной работы «Культура и познание, гражданственность и патриотизм

2
0
Материал опубликован 7 February 2016 в группе
 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Башкирская гимназия им. Ш. Бабича с.Зилаир» муниципального района

Зилаирский район Республики Башкортостан

Рассмотрено на заседании МО

Протокол №___

от «___» ___________ 2012 года

Руководитель МО

________/Галкина Г.И../

(подпись)

Согласовано

Зам. директора по ВР

от «___» ________2012 года

________/Симонова Н.Е../

(подпись)

Утверждаю

Директор МОБУ «Башкирская гимназия с.Зилаир»

______________/Вахитов Ш.Т./

(подпись)

Пр.№ от «__» ноября_ 2012 года

программа

по воспитательной работе

 

« Культура и познание, гражданственность и патриотизм»

( Срок реализации 2012-2014)

Разработана Галкиной Галиной Ивановной,

классным руководителем 10 б класса

 

Пояснительная записка.

Начался новый учебный год. Год, в который ученики войдут уже старшеклассниками, благополучно миновав границу среднего звена. Первые и последние школьные годы - самые ответственные и самые запоминающиеся. Меняется образ мыслей, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность - прекраснейшую пору жизни человека. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, настолько подготовленным особенно духовно, вступит подросток в эту пору жизни, во многом зависит от учителя вообще и от классного руководителя в первую очередь, учитывая степень тесноты общения с классным коллективом. Поэтому, на мой взгляд, воспитательной программой в старшей школе целесообразно охватить сразу два года обучения. Естественно, конкретные мероприятия будут и должны меняться и дополняться в соответствии с общешкольным планом и концепцией воспитательной работы, но основные положения остаются незыблемыми при достижении поставленных целей и задач воспитательной работы.

Составление собственной программы воспитательной работы я начала не с постановки целей и задач, а с проектирования « модели выпускника», которую мне бы хотелось увидеть в 2014 году. Таким образом, первичным стал для меня прогнозируемый результат.

Выпускника 2014 года хотелось бы видеть состоявшейся, конечно, для своего возраста, личностью. Применяя словосочетание « состоявшаяся личность» к 16-17-летним юношам и девушкам, я, безусловно, имею в виду высокий культурный уровень развития выпускника, духовное богатство и красоту внутреннего мира каждого, способность принятия обдуманного решения, которая к моменту выхода из школы уже должна проявиться при профессиональном ориентировании учащегося и выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни.

В глазах выпускника 2014 года и в глазах своих детей в частности хотелось бы видеть, прежде всего, заинтересованность. Заинтересованность в судьбах своих детей и близких, заинтересованность в окружающем мире, заинтересованность в благополучии своей Родины. Страшнее всего- безразличие к происходящему, к своей персоне. Не обнаружить в своих детях даже малейшего признака этого корня всех бед молодежи и, как следствие, общества в целом, полагаю, святая мечта и цель каждого педагога.

Я хочу, чтобы мои дети умели отличать белое от черного, золото от мишуры, добро от зла, да и просто настоящее человеческое счастья от беспечного прожигания жизни. Уверена, они будут:

порядочными и своими поступками не запятнают право называться человеком;

сильными и преодолеют все невзгоды и трудности, какими бы они не были;

мудрыми и не наделают ошибок, о которых придется пожалеть;

образованными и культурно развитыми, политически грамотными и активными;

гордиться своей Родиной;

тянуться к прекрасному, ибо недаром сказано, что «…красота спасет мир»;

добрыми, гуманными и милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать плечо верного друга в трудную минуту;

здоровыми духовно и физически и все самое лучшее отдадут своим детям, ведь нужно помнить , что сегодняшние дети- будущие родители;

счастливыми!!!

Без этой веры нельзя быть учителем и работать в школе. Я верю, что мои дети будут такими.

 

Цели воспитательной работы.

Цель программы:

создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Задачи программы:

развитие познавательной активности и культуры умственного труда;

понимание необходимости неразрывной связи личного развития и благополучия общества;

всестороннее развитие личности человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности;

гуманизм и коллективизм как позиции, характеризующие подростка в его отношении к людям;

отношение к труду;

любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным;

физическое развитие, гигиеническая культура, соблюдение элементарных правил человеческого общежития;

воспитание доброго отношения к жизни, уважение к культуре и истории страны, интерес к ее судьбе;

помогать учащимся и их родителям находить путь к сердцу друг друга, не терять душевный контакт и веру в близких людей;

уважение своей национальной культуры  и культуры других народов;

воспитание гордости.

 

Содержание воспитательной работы:

воспитание познавательной активности. Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознатель­ность школьника и формирующая потребность в образовании и интел­лектуальном развитии;

трудовое воспитание.Трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного и в дальнейшем производительного труда

художественно-эстетическое воспитание. Художественная деятельность, развивающая эстетическое миро­ощущение, потребность в прекрасном, способность к художественно­му мышлению и тонким эмоциональным отношениям;

формирование ЗОЖ , формирование положительных привычек. Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и, естественно, высокой гигиене жизни;

гражданско-патриотическое воспитание,экологическое воспитание. Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;

духовно-нравственное воспитание. Ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рацио­нальное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности миру во всех его проявлениях;

свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и це­лью его деятельности является общение с другим человеком.

 

Воспитывающая деятельность на учебные годы

1. Участие класса в общешкольных мероприятиях.

Основной составляющей воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является участие класса во всех общешкольных мероприятиях со­гласно годовому плану работы гимназии. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в гимназии, будет способствовать:

повышению уровня общительности каждого в отдельности;

развитию личностных качеств учащихся, направленных на бла­го коллектива в целом, поможет рассмотрению классного кол­лектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, на­звание которой - школа;

формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника.

Участие класса во всех общешкольных мероприятиях поможет классному руководителю заполнить досуг школьника интересными и по­знавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями, тем са­мым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для старше­классников.

2. Связь с досуговыми центрами села.

Учитывая возраст моих воспитанников, можно с уверенностью ска­зать, что потребность в общении со сверстниками у них очень велика. Целесообразно сделать это общение позитивным и максимально интерес­ным. Поэтому, на мой взгляд, нужно в максимальной степени использовать в воспитательной работе взаимодействие класса с досуговыми центрами села, активно откликаться на поступающие от них предложения и проявлять инициативу самим, тем более что возможность выхода коллектива за рамки гимназии, представляя свои достижения и делясь опытом, повышает уровень значимости и каждого учащегося для коллектива, способствует фор­мированию чувства собственного достоинства.

3. Планируемые внутриклассные мероприятия :

Систематическая еженедельная работа структур класса, то есть учебного сектора, хозяйственной группы, группы цветоводов, ре­дакционной группы, культмассового сектора - как звеньев слаженно работающего механизма по организации жизни класса.

Проведение ежедневных пятиминуток - планерок и классных часов по контролю посещаемости и успеваемости учащихся.

Проведение правовых бесед (правонарушения несовершеннолетних и ответственность за них, права и обязанности учащихся, изучение се­мейного кодекса и других правовых документов).

Проведение бесед по ПДД и ТБ, бесед «Береги себя...».

Проведение тематических классных часов, темы выбираются самими учащимися или диктуются ситуацией в школе, стране, мире, а также могут быть предложены классным руководителем.

Встречи с интересными людьми села, района, способст­вующие развитию стремления к самосовершенствованию.

Проведение музыкальных, литературных и других вечеров, способст­вующих эстетическому развитию личности.

Проведение традиционных классных огоньков «Знаем ли мы друг дру­га?», «Поздравляем с днем рождения» и других.

Естественно, что указанные мероприятия могут быть дополнены или видоизменены, но они являются основополагающими в системе вос­питательной работы и неотъемлемыми в жизни классного коллектива.

4.Работа с родителями учащихся.

Очень часто приходится слышать мнение, что все идет из семьи.

Это действительно так. Основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенче­ские годы. Но это не умаляет роль школы в формировании и воспитании личности. Те семена, которые были посеяны родителями, равно могут по­гибнуть или прорасти в школьной среде под влиянием классного коллек­тива, учителей и классного руководителя особенно. Идеальным же вариантом воспитательной работы и самым продуктивным, на мой взгляд, яв­ляется равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве. С этой целью планиру­ется провести следующие мероприятия:

традиционные разговоры с родителями учащихся, причем о каких-либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же час­тотой, что и о неудачах (в школьной жизни эти события равновероят­ны, следует лишь внимательнее подходить к этому вопросу);

встречи с группами родителей тех учащихся, чьи проблемы пребыва­ния в школе похожи;

родительские собрания, традиционно посвященные анализу успевае­мости, посещаемости учащихся, знакомству с учителями-предметниками, обсуждению хозяйственных вопросов;

тематические родительские собрания, направленные на решение об­щих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей:

Проблемы компьютерной зависимости.

Праздник для мам.

Общение родителей и детей как условие успеха воспитания

О родительском авторитете. Склонности и интересы подростков в выборе профессии.

Тематика родительских собраний может быть схожа с тематикой классных часов, тем более что использование на родительских встречах бесед с их детьми очень полезно и интересно;

Организация лекций для родителей с целью повышения уровня знаний родителей и возможностей, связанных с вопросами воспитания;

Организация встреч с медицинскими работниками по вопросам контроля за здоровьем ребенка;

Помощь в профес­сиональной подготовке учащихся;

Систематические консультации, тестирование и анкетирование психо­логом отдельных родителей и лекции о психологических особенностях данного возраста;

Совместные встречи детей и родителей, организация экскурсий, вече­ров отдыха, то есть максимально возможное привлечение родителей в классную жизнь.

Работа классного руководителя с родителями по возможности должна быть схожей с работой, проводимой им с детьми, ведь интересы и тех и других, связанные со школьным учебно-воспитательным процес­сом, по большей части одинаковы, хотя некоторые учащиеся с этим не соглашаются. Но, принимая во внимание статус моих учеников как старшеклассников, уже можно и нужно говорить о дружественно-союзнических отношениях с родителями, коим классный руководитель должен максимально способствовать. Сознательно повторюсь, сказав еще раз о необходимой работоспособности тройственного союза: классный руководитель - родители - ребенок, направленного единственно на бла­гополучие и гармоничное развитие последнего.

5.Индивидуальная работа.

В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно, если можно так сказать, классифицировать создавшее­ся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом, на мой взгляд, важно помнить о том, что хвалить ребенка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине. В первом случае это поможет подня­тию авторитета учащегося среди одноклассников и будет способствовать формированию чувства собственного достоинства, во втором окажет бла­готворное влияние на взаимоотношения классного руководителя и данно­го конкретного ребенка, что поможет ему принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой. Таким образом, роль инди­видуальной работы очень велика, причем в равной степени и с детьми, и с их родителями.

Индивидуальную работу с родителями необходимо строить так,

чтобы, придя в школу однажды, родитель того или иного ребенка выра­зил желание посетить ее еще раз, так как абсолютно уверен, что все гово­рящееся классным руководителем заслуживает внимания и защищает ин­тересы их чада. Даже ругая ребенка, нужно найти повод для похвалы - это закон работы школы с родителями вообще и индивидуальной работы в частности.

6.Работа с психологом.

Неотъемлемой частью воспитательной работы в гимназии и жизни гимназии вообще являются систематические консультации с психологом учащихся и их родителей. Во всех аспектах учебно-воспитательного про­цесса необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, при­меняя дифференцированный подход как при изучении предметов, так и в воспитательной работе. К сожалению, такой подход в осуществлении воспитательной работы классного руководителя часто сводится к работе с детьми, по тем или иным причинам требующими повышенного внимания педагога.

Между тем каждый ребенок уникален и каждый достоин и требует повышенного внимания, а если быть точнее, каждому необходимо пони­мание индивидуального восприятия его классным руководителем. В реа­лизации такого подхода реальную помощь классному руководителю мо­жет оказать психолог, проведя диагностику личности и цикл бесед с детьми, направленных на изучение психологического портрета ребенка. Особенно в помощи психолога нуждается классный руководитель стар­ших классов, так как в общении со старшеклассниками большую роль иг­рает учет возрастных особенностей подростков.

Неоценимую помощь психолог может оказать и родителям, так как корни большинства проблем, возникающих у ребенка, нужно искать в его семье, в среде, где он вырос. Таким образом, в воспитательную работу, проводимую классным руководителем с классом, целесообразно вклю­чить систематическое взаимодействие с психологом.

7. Работа с педагогами.

Возможно, данный пункт не обязателен, ибо работа классного ру­ководителя с педагогами подразумевается уже самими его обязанностя­ми. Тем не менее и пренебрегать этим направлением работы не стоит:

систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами;

осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;

знакомство учителей с условиями жизни и со взаимоотношениями в семье;

индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необ­ходимости решения возникающих проблем;

выяснение у учителей-предметников причин снижения результативно­сти работы того или иного ребенка, если таковое имеет место.

Вот перечень тех мероприятий, которые предполагается осущест­вить. Кроме того, участие класса в проведении предметных недель, по­мимо того, что будет способствовать расширению интереса к предмету, также благоприятно скажется на взаимоотношениях педагогического и классного коллективов, в чем не может не быть заинтересован классный руководитель.

8. Работа с социальным педагогом и правоохранительными структурами

Этот аспект воспитательной работы в моем классе пред­ставлен в минимуме.

Тем не менее, взаимодействие с социальным педагогом по обеспечению прав и гарантий многодетных семей, дети из которых обучаются в классе, должно осуществляться систематически.

Планируется также организация встреч с работниками милиции с целью профилактики первичных правонарушений, наркомании и других антисоциальных явлений. Кроме того, указанные беседы направлены на повышение бдительности подростков во время пребывания на улице, позднего возвращения домой и т.д.

9. Анализ проведенной работы.

Каждый вид работы, проведенной классным руководителем с деть­ми, должен быть подвергнут доскональному анализу с точки зрения дос­тижения поставленных целей. При этом должны быть выявлены допу­щенные ошибки, чтобы не повторить их при выполнении аналогичного вида работы. Замечу, что при выполнении данной воспитательной про­граммы могут возникнуть трудности выполнения из-за ее многогранно­сти. Хотя именно к объятию необъятного и нужно стремиться в воспита­нии подростка, тем не менее допускается разбиение программы на от­дельные кратковременные этапы, то есть месячник правовых знаний, предметные недели, период культурно-интеллектуального развития, не­деля искусств, пропаганда здорового образа жизни и т.д

Предполагаемые результаты:

создание системы духовно- нравственного воспитания в школе;

внедрение передовых форм и методов воспитания;

формирование у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному городу;

развитие ученического самоуправления, активизация творческого потенциала учащихся;

активное взаимодействие с родителями;

успешная социализация учащихся.

 

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ:

Исходя из поставленных целей, у учащихся к 10 классу сформированы

(I ступень):

        основы культуры общения в коллективе,

        трудолюбие,

        понимание ценности личного здоровья,

        осознание Природы как живого мира и бережное отношение к ней,

        уважение к Книге, Знаниям, Школе,

        уважительное отношение к ценностям семьи,

        первоначальные представления и умения самоопределения в сфере дополнительного образования.

10 класс или II ступень.

На второй ступени должны быть сформированы:

        культура самовоспитания и общения в коллективе,

        экологическая культура,

        самоопределение к здоровому образу жизни,

        потребность в самореализации на основе полученных знаний и умений,

        профессиональная направленность,

        умение делать правильный выбор, не ущемляя интересов других,

        чувство ответственности за авторитет своей семьи и школы.

11 класс - III ступень

У выпускников школы должны быть сформированы:

        нравственные нормы поведения,

        теоретическое сознание

        готовность к труду и профессиональной деятельности,

        активная гражданская позиция,

        позитивное отношение к созданию и сохранению семьи,

        положительная мотивация к здоровому образу жизни,

        способность к деловому сотрудничеству, рациональной организации деятельности и самоконтроля.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я. –М., 2006.

Работа классного руководителя: Методическое пособие \ Под. ред. Е.А.Слепканевой. – М.: АРКТИ, 2006.

Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. – М., 2007

Сибирцова Г.Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе. – Ростов-на-Дону, 2007.

Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы. – М., 2006.

Военно-патриотическое воспитание молодежи : Проблемы и опыт. - М.: Патриот ,1991.-211с.

Некрасова Н. 1942 год - предшественник Великой Победы. // Народное образование.-2002.-№7.-С.163-170.

Некрасова Н. Хлеб и война: Документально-поэтическая композиция для старшеклассников // Народное образование.-2002.-№4.-С.116-122.-Библиогр.: 4 назв.

Полонский В. Ветераны войны - школьникам // Воспитание школьников.-2000.-№3.-С.22-23.

Федоровская Г. Военно-патриотическое воспитание// Воспитание школьников.-2002.-№3.-С.31-33.

Комментарии

Галина Ивановна, я прочитала план. Нравится и структура и содержание. Спасибо, что верно поняли идею создания группы - обмен "конкретикой".

8 February 2016