12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Каргина Амина Евгеньевна18
3

Творческие задания как средство формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной общеобразовательной школе

БПОУ ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Курсовая работа

по профессиональному модулю 0.1

Преподавание по программам начального общего образования

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах





Студентки 3 курса

Каргиной Амины Евгеньевны

Научный руководитель

преподаватель:

Демидова Ольга Васильевна






ВОЛОГДА

2020

Содержание


Введение …………………………………………………………………………. 3

§ 1. Понятие «коммуникативные УУД» в соответствии с ФГОС НОО ……….6

§ 2. Сущность понятия «творческие задания», виды и возможности их использования при формировании коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной общеобразовательной школе………...…11

§ 3. Педагогический опыт по использованию творческих заданий на уроках литературного чтения в начальной общеобразовательной школе …………..16

Заключение ……………………………………………………………………....24

Список литературы и источников …………………………………….………. 26




































Введение



Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с этим, 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО). ФГОС нового поколения ориентирует нас на главный результат образования - становление личностных характеристик выпускника. В частности, подчеркивается, что «выпускник начальной школы должен быть доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение»

Одним из видов УУД, отвечающих за способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях, а также за самостоятельную организацию речевой деятельности в устной и письменной форме, являются коммуникативные УУД. В то же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения ими в силу особой чуткости общения.

При поступлении в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения. Это так и называется «скрытая программа социализации», благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие.

В концепции универсальных учебных действий, лежащей в основе ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО), коммуникация отождествляется не с простым обменом информации, т.е. рассматривается не с узких прагматических позиций, например обмен учебной информацией, а в своем самом широком и полном значении [1].

В соответствии со своей основной и исходной функцией коммуникативные действия обеспечивают сознательную ориентацию школьников на позиции других людей [7].

Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией. Коммуникация не есть простая передача от одного источника к другому или принятие, но обязательно есть отношение к передаваемой информации.

Поэтому проблеме формирования коммуникативных УУД уделяется большое внимание в стандарте второго поколения и значит, проблема актуальна на сегодняшний день.

Таким образом, актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы, объекта, предмета, цели и задач исследования.

Цель: рассмотреть возможности использования творческих заданий, формирующих коммуникативные УУД у младших школьников на уроках литературного чтения.

Задачи:

Охарактеризовать понятие «коммуникативные УУД» в соответствии с ФГОС НОО.

Раскрыть сущность понятия «творческие задания», представить виды и возможности их использования при формировании коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной общеобразовательной школе.

Описать педагогический опыт использования творческих заданий, как средство формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения.

Предмет исследования: творческие задания как средство формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

Объект исследования: формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

Методы исследования: анализ психолого – педагогической и лингвистической литературы, обобщение, анализ педагогического опыта учителей.









































§ 1. Понятие «коммуникативные УУД» в соответствии с ФГОС НОО


Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [4].

С введением новых федеральных государственных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является формирование универсальных учебных действий в процессе обучения.

Стандарт устанавливает три основные группы результатов образования – личностные, метапредметные и предметные [1]. Но в качестве главных результатов являются не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия [14].

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и регулятивные. Программа формирования универсальных учебных действий предназначена для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на развитие у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружение их такими умения, которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получать радость от процесса обучения [1].

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [25, 156].

Владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умения учиться [10].

А. Г. Асмолов в своих трудах отмечал «Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умения учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение, школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, контроль, оценка и преобразование материала). Умение учиться – это существенный фактор повышения результативности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора» [6].

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских отношений с кем-либо из одноклассников. Если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников – это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно [7].

Выделяется четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях межличностных отношениях. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельностью. К ним относится: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и т.д. Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [12].

Среди метапредметных учебных действие особое внимание стоит обратить на коммуникативные, так как в основе понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации. Кроме того, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность ученика, а также позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с окружающими. Общение необходимым условием жизни людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Чтобы жить, людям необходимо взаимодействовать. Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важной особенностью которой является способность человека «принимать роль другого», «представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа», а также «интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия».

По определению В.А. Тищенко коммуникативные УУД – это владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности в условиях информатизации общества [23].

Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый шаг необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг - это пункт, в котором смысл может быть утрачен, если мы не будем думать о том, что делаем. Существует определение коммуникации в общих выражениях как процесса передачи информации от одного человека к другому с целью сообщения определенного смысла [21].

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают: социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности); умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [24].

В соответствии с ФГОС к коммуникативным универсальным учебным действиям относят:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Управление поведением партнера – контроль, коррекция оценка его действий.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [1].

Выпускник начальной школы, используя коммуникативные УУД научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

Выпускник получит возможность: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности [2].

Таким образом, мы выяснили, что такое универсальные учебные действия, дали определение этому понятию, обозначили, какие ученые внесли вклад в развитие науки. Особое место среди них занимают коммуникативные УУД, так как обеспечивают социальную компетентность ученика и помогают ему выстраивать продуктивные взаимоотношения с окружающими.


§ 2. Сущность понятия «творческие задания», виды и возможности их использования при формировании коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной общеобразовательной школе



Предмет «Литературное чтение» считается одним из ведущих в системе подготовки обучающегося ступени обучения. Он формирует функциональную грамотность, навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественных произведений, содействует совокупному развитию и воспитанию младшего школьника.

Литературное чтение закладывает фундамент формирования умений коммуникативного взаимодействия, так как в процессе анализа художественного произведения у младших школьников появляется возможность пристально вглядываться в литературных героев и друг в друга [8].

Уроки литературного чтения дают обучающимся огромное пространство для творчества: всевозможные виды пересказов, сочинения стихотворений, сказок, рассказов, загадок, драматизация, литературные игры и т.д. [13].

Необходимо детей научить учиться, то есть развивать их познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой деятельности.

Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей [12].

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией личностно-ориентированного обучения. Важно, чтобы творческие задания носили и развивающий характер [18].

Творческое задание – это такая форма организации учебной информации, где наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание учащимся для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию их личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта.

Творческие задания создают для учащихся ситуации, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое.

Творческие задания формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над разными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей учащихся [14].

Практика организации творческой работы на уроках литературного чтения в начальной школе позволила сформулировать условия, способствующие ее реализации: наличие системы в использовании заданий для организации творческой работы; разработка и планирование заданий творческой работы, как по форме, так и по содержанию; соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся; последовательное усложнение содержания задач творческой учебной деятельности учащихся; стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности; разумное сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения [10].

Творческие задания, по сути, пронизывают весь урок от начала и до конца, независимо от темы урока и целей, и задач, поставленных на нем.

Можно выделить следующие требования к творческим заданиям [16]:

открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

соответствие условия выбранным методам творчества;

возможность разных способов решения;

учет актуального уровня развития;

учет возрастных особенностей учащихся.

К коммуникативным методам обучения на уроках литературного чтения относятся:

метод, направленный на выявление содержания, степени интенсивности, глубины возникших в процессе первоначального, по преимуществу домашнего, чтения всего произведения в целом читательских переживаний и сформировавшихся на их основе особых субъективных, глубоко личностных литературных, подлинно художественных знаний;

метод, направленный на интенсификацию, активизацию, усиление первоначальных переживаний;

метод, направленный на развитие самого содержания первоначальных художественных читательских переживаний, которое превращает их в соответствующие научному пониманию замысла произведения;

метод, направленный на учет и оценку меры переосмысления учеником своих первоначальных читательских переживаний и личностных знаний.

В основе этих методов можно выделить основные методические формы: фронтальная, групповая или индивидуальная беседа, в которой школьники иногда открываются с самой неожиданной стороны, часто оказывается решающим моментом в установлении контакта между учителем и учеником выразительное чтение, чтение по ролям, домысливание продолжения и окончания художественного произведения, которое дает возможность ребенку самому побыть автором, погрузиться в стихию творчества [3].

Виды творческих заданий, которые способствуют формированию коммуникативных УУД:

чтение как кооперация (чтение по ролям – чтение текста, принадлежащего действующим лицам с элементами сценической игры. Ученик должен уметь переходить с одного вида чтения на другой. Драматизация – является особой формой перевоплощения в изображаемый образ. Формы драматизации: костюмированное представление по известному произведению, спектакли по собственным произведениям), при этом виде творческих заданий формируются следующие коммуникативные умения: умение договариваться, умение управлять поведением партнера, умение различать эмоции участников, передавать состояния героев произведения;

учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации, обоснование строчками из текста заявленного чужого мнения), при этом виде творческих заданий формируются коммуникативные умения: умение договариваться, умение учитывать позицию собеседника;

ситуации формирования речевых умений (умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев), при этом виде творческих заданий формируются коммуникативные умения: умение управлять поведением партнера, умение различать эмоции участников, передавать состояния героев произведения;

постановка вопросов по изучаемому произведению (вопросов и заданий к тексту должно быть немного. Их назначение в том, чтобы направить внимание на особенность художественной детали произведения, которая может остаться незамеченной, возбудить мысль и чувства школьников, чтобы способствовать обогащению их духовного мира, вызвать живой обмен мнениями. Эта работа формирует умение выделять главное, как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы), при этом виде творческих заданий формируются коммуникативные умения: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

словотворчество (дети сами учатся писать стихи и сказки. На уроках литературного чтения проводятся физминутки поэзии, на которых дети читают собственные произведения. Словотворчество имеет 2 назначения: составление новых слов, создание нового продукта. Такая работа способствует развитию творческого воображения, развитию речи и чувства слова), при этом виде творческих заданий формируются коммуникативные умения: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

работа с иллюстрацией к тексту (в ходе прочтения произведения ребята не раз возвращаются к иллюстрации, выискивают совпадения – несовпадения предложенных образов к тексту, объясняют, почему именно этот эпизод проиллюстрировал художник, высказывают свои предположения о том, какой должна быть иллюстрация), при этом виде творческих заданий формируются коммуникативные умения: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации [14].

Таким образом, мы описали сущность понятия «творческие задания», методы и виды творческих заданий на уроках литературного чтения в начальной общеобразовательной школе такие, как: чтение как кооперация, учет позиции собеседника, ситуации формирования речевых умений, постановка вопросов по изучаемому произведению, словотворчество, работа с иллюстрацией к тексту, которые способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий.


§ 3. Педагогический опыт по использованию творческих заданий на уроках литературного чтения в начальной общеобразовательной школе


Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения способствуют развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Необходимость реализации собственных замыслов, их воплощения в слове и трансляции требует от детей интенсивного освоения средств языковой коммуникации. Совершенствованию коммуникативных действий на уроках литературного чтения способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные умения, как слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст. Учащиеся приобщаются к особой, характерной для искусства, форме коммуникации – они вступают в «диалог» с автором через текст.

Ш. А. Амонашвили в книге «Здравствуйте, дети» пишет: «Уверенность в силах ребенка, которые могут развиваться и крепнуть в оптимистически-творческом учебно-воспитательном процессе, становится важнейшей чертой педагога. Нет пределов способностям ребенка, если педагог проявляет к нему оптимистическое и творческое отношение» [5; 164].

Исследователь выражения творчества Л. С. Выготский полагал, что «высшие выражения творчества доступны не только немногим избранным гениям человечества. И в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования» [12; 5].

В данном параграфе мы бы хотели рассмотреть педагогический опыт по использованию творческих заданий, формирующих коммуникативные УУД на уроках литературного чтения.

Интересен опыт учителя начальных классов Маланьиной Н.А., которая предлагает детям памятку каждый раз, когда намечается дискуссия в работе над литературным произведением. Формирование коммуникативных умений и навыков школьников начинается с установления и принятия всеми детьми правил, позволяющих сделать, по ее мнению, общение эффективным: любое мнение ценно; ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; повернись так, чтобы видеть говорящего; дай другому возможность сказать, не перебивай; обращение начинай с имени.

На уроках литературного чтения для достижения, поставленных целей

педагог успешно использует следующие формы драматизации:

Анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображённых на них героев («Что изображено на картинке?»), выделение «эмоциональных знаков» («Что делает герой?», «Какое у него выражение лица?»); истолкование значения «эмоционального знака» («Когда так делают?», «В каких случаях у людей бывает такое выражение лица?»). Для того чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героя, изображённого на иллюстрации, она предлагает усложнить работу, предложив им задание: «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете?» Все дети, сидя на своих местах, воспроизводят жест, позу или мимику героя. Затем она уточняет: «Так каково же состояние персонажа в этот момент? Почему?». Последний вопрос обращает внимание детей на содержание иллюстрации или текста, к которому она имеет отношение, и тем самым разговор переключается на решение следующих учебных задач: на работу по развитию речи на основе иллюстрации или на анализ содержания текста. В целях усложнения работы анализ иллюстраций чаще всего является не самостоятельным видом работы, а подготовительным этапом перед проведением более сложной формы драматизации.

Постановка индивидуальных и групповых «живых картин». «Живая картина» — это момент из художественного произведения, запечатлённый не на полотне и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите. Например, при работе над рассказом В. А. Осеевой «Сторож» она предлагает детям следующее задание: «Давайте представим себе, как сидел мальчик, который не играл, а охранял игрушки от ребят. Вот скамеечка, вот игрушки... Кто покажет, как сидел мальчик, когда он кричал: «Моё! Моё!»? (Дети по желанию пробуют себя в этой роли). А теперь покажите нам, как он сидел после разговора с воспитательницей» (снова показ 2–3 раза);

Подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений). Она предлагает выбрать реплику героя и, используя мимику, жесты и движения, изобразить этого персонажа.

Чтение по ролям. Подготовка к чтению по ролям она проводит в следующей последовательности: знакомство с текстом (чтение или слушание); общая проверка восприятия; определение количества действующих лиц; чтение текста молча, обозначение принадлежности реплик действующим лицам и авторских слов; определение необходимости чтения авторских слов (иногда их чтение необязательно); анализ эмоционального состояния или качеств характера действующих лиц с целью выразительного прочтения слов «за них» (цель доводится до сведения учащихся); определение того, с какой интонацией нужно читать слова героев; выбор чтецов и первое чтение по ролям (прерывать его можно только в случае крайней необходимости); анализ достоинств и недостатков чтения по ролям; выбор новых исполнителей и повторное чтение по ролям (может проводиться на следующем уроке после подготовительной домашней работы); подведение итогов и оценка работы. В учебниках литературного чтения, достаточно текстов, в которых имеются диалоги, поэтому учитель часто использует эту форму драматизация.

По результатам диагностики, проведенной Маланьиной Н.А., было выявлено: положительное отношение к инсценировке художественного произведения у 78% обучающихся, у 61% - к работе над «Живой картиной», а чтение по ролям составило – 54%.

Работая таким образом, учитель пришла к выводу, что работа над творческими заданиями помогает развитию коммуникативных умений младших школьников. Исходя из диагностики, она пришла к заключению, что развитие коммуникации и творческих способностей необходимо использовать на уроках литературного чтения [17].

Спигина О.Ю, учитель начальных классов Оренбургской школы, в своем педагогическом опыте описывает реализацию творческих заданий на уроках литературного чтения. Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, соблюдать правила речевого этикета и устного общения.

Для достижения успешных результатов, педагог использует следующие виды творческих заданий:

Учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации). Обоснование строчками из текста заявленного чужого мнения. Она предлагает использовать данный пример: «Автор пишет о смехе как о живом существе. Докажи это при помощи текста.» («Литературное чтение» 1 класс, с. 165).

Постановка вопросов по изучаемому произведению. Вопросы, составляющие беседу, должны быть целесообразны, т. е. нужно знать, зачем, для чего, с какой целью задан тот или иной вопрос. Вопросов и заданий к тексту должно быть немного. Их назначение в том, чтобы направить внимание на такую особенность художественной детали произведения, которая может остаться незамеченной, возбудить мысль и чувства школьников, чтобы способствовать обогащению их духовного мира, вызвать живой обмен мнениями. Побуждая учащихся к свободному обмену мнениями, не стоит забывать о вопросах, выявляющих отношение к прочитанному. Например: «Что вам хочется сказать об этой сказке (басне)?»; «Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?» Нужна специальная работа по обучению детей обмену мнениями. Они должны не перебивать друг друга, учиться развивать мысль, высказанную товарищем, отстаивать свою позицию. Беседа не должна состоять из одних вопросов, желательно, чтобы она сопровождалась интересными репликами и высказываниями учителя.

Наиболее продуктивным, как считает педагог, является такой вид работы, как постановка вопросов самими учащимися. Этому их нужно научить. (Сначала проводится анализ готовых вопросов: «Для чего задан вопрос? С каких слов обычно начинаются вопросы? Какие из предложенных вопросов наиболее интересны?..» Затем она поясняет, что, перед тем, как задать вопрос, необходимо внимательно прочитать текст, выделить ту часть, к которой хочется поставить вопрос, продумать его формулировку. После этого учащиеся упражняются в постановке вопросов).

Используя данные задания, Спигина О.Ю выделяет то, что они способствуют расширению словарного запаса ребенка, а также формируют навыки общения со сверстниками, способствуют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проведя диагностическую работу среди обучающихся, Спигина О.Ю получила следующие результаты: 92% учеников находятся на высоком уровне сформированности умений коммуникативного взаимодействия, 8 % находятся на среднем уровне и 0% на низком уровне. Это говорит о том, что работа педагога по формированию коммуникативных УУД происходит на высоком уровне, так как большая часть учеников показала высокий результаты знания коммуникации [22].

Нами проанализирован опыт работы учителя начальных классов Погореловской школы Белгородскойобласти Вернигоры М.И.

Изучив педагогический опыт, мы выяснили, что в основном на уроках литературного чтения, она использует формы и приемы для формирования речевых умений, способствующих формированию коммуникативных УУД:

Участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках. Педагог представляет примеры из учебника Литературного чтения: «Литературное чтение» 1 класс, с. 79 «Герой какого рассказа тебе симпатичен? Почему?»; с.87 «Для чего же человеку руки нужны?»; с.98 «Кто из персонажей тебе понравился? Чем? Кто тебе неприятен? Почему?».

Умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев. Например, «Литературное чтение» 1 класс, с. 104. «Подготовься к выразительному чтению стихотворения. Постарайся передать состояние мальчика»; с. 153 «Сыграй роль ёжика, как в театре. Определи, каким голосом говорит ёжик. Научись читать слова ёжика выразительно».

Владение монологической речью (умение находить монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах).

На страницах учебников часто встречаются такие задания, как «Подготовь рассказ», «Опиши устно» (словесное рисование), «Объясни...», «Обоснуй...» и т. д. Например, «Литературное чтение» 1 класс, с. 112 «Какие качества людей одобряются в произведениях этого раздела?» Приведи примеры, расскажи. Она предлагает детям назвать из этого раздела сказку, стихотворение, басню, рассказ; с. 165 «Как относится каждый персонаж к обучению в школе? Ссылайся на текст». В развитии монологической формы речи большое значение имеет работа над пересказом прочитанного, обучение которому начинается с 1 класса. Большое место в курсе «Литературное чтение» занимает обучение детей созданию собственных высказываний. Учитель предлагает пример задания на создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) появляется уже с 1 класса «Придумай свою небывальщину» (загадку, считалку). На создание устного рассуждения рассчитаны задания «Как ты думаешь, для чего человеку нужно уметь читать?»; «Назови свою любимую книгу. За что ты её любишь?». Особую группу составляют задания, предполагающие создание детьми высказываний на основе иллюстраций, расположенных в учебнике для 1 класса.

 Оформление своих мыслей в устной и письменной форме (на уровне предложений и небольшого текста). Для создания благоприятной ситуации на уроке педагог использует игровые приёмы, ИКТ, задания, которые направленны на развитие творческого воображения. Она предлагает детям выполнение такого задания на прогнозирование: «Придумай продолжение разговора Пети и дедушки» (Е. Пермяк «Для чего руки нужны»); задания, организующие словесное творчество учащихся, например: «Попробуй сочинить свою считалку. Используй слова «раз, два, три...», «тебе водить», «выйди вон»; «Придумай и расскажи любую смешную небывальщину» (Маршак С. «Я видел»); рассказ от первого лица: рассказать историю от лица принцессы из сказки Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине»; представлять повествование от имени самовара из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»; изменение сказочной развязки: придумать другое окончание рассказа; придумать поучительный рассказ, названием которого была бы пословица; написать сочинение о своем друге. Подобрать 5 пословиц о дружбе и справедливости; составить кроссворд по рассказам В. Осеевой, в котором была бы зашифрована фамилия писательницы; придумай продолжение рассказа.

Исходя из данного педагогического опыта, можно сделать вывод, что педагог заинтересован в том, чтобы у обучающихся развивались речевые умения, творческие способности, коммуникативные умения.

Проведя мониторинг среди учеников своего класса, Вернигора М.И. получила такие результаты: у 70% обучающихся навык речевых умений находится на достаточно высоком уровне; у 25% развитие коммуникационных способностей на среднем уровне; но все-таки есть и такие, у кого навык общения находится на низком уровне – 5%.

Сделав вывод по своей работе, М.И. Вернигора определяет, что для формирования у младших школьников коммуникативных умений необходимо использовать групповые и парные формы работы для создания ситуаций, когда коммуникация между учащимися становится неизбежно [10].

Таким образом, изучив опыт педагогов, мы можем сделать вывод, что выполнению творческих заданий на уроках литературного чтения, отводится достаточно большое количество времени. Так как учителя, заинтересованы в том, чтобы дети, выходя из начальной школы, были творческими личностями, умели применять данные способности на практике.

Проанализировав работы педагогов, можно сказать, что каждый из них использует творческие задания по-разному. Но так или иначе, в каждой работе мы отметили, что используются задания, с помощью которых развиваются такие коммуникативные умения младших школьников: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера – контроль, коррекция оценка его действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.








Заключение


К числу важнейших задач, поставленных современной дидактикой и методикой перед начальным образованием, относится задача развития школьника как личности, в полной мере, владеющей умениями коммуникативного взаимодействия не только с собеседниками, но и с текстом.

Следовательно, формирование коммуникативных учебных действий у современных школьников является важной образовательной задачей уже с первых лет обучения. Оно осуществляется на любых уроках, а уроки литературного чтения благоприятствуют названному процессу, так как позволяют включать детей в активное речевое взаимодействие, при работе с текстами и обсуждении различных жизненных и литературных ситуаций.

В ходе написания первого параграфа, мы выявили чему способствуют коммуникативные УУД. Чему при выходе из начальной школы научится ребенок.

Учебные действия коммуникативного взаимодействия на уроках литературного чтения обеспечивают совершенствование основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи).

Уроки литературного чтения благоприятствуют решению названных задач, так как позволяют включать детей в активное речевое взаимодействие при работе с текстами и обсуждении различных жизненных и литературных ситуаций.

В ходе изучения второго параграфа, мы уделили внимание именно творческие задания, которые способствуют формированию коммуникативных УУД. Выделили, что использование данных заданий способствует развитию общения со сверстниками, с учителем. Подобрали задания разного уровня, для выработки у учащихся коммуникации.

В третьем параграфе мы описали педагогический опыт использования творческих заданий, формирующих коммуникативные УУД на уроках литературного чтения. Мы представили работы таких педагогов, как Маланьина Н.А., Спигина О.Ю., Вернигорова М.И. Исходя из диагностик, проведенных педагогами, видно, что большое количество учащихся с интересом выполняют творческие задания, направленные на развитие коммуникации.

Цель исследования была реализована: мы рассмотрели возможности использования творческих заданий, формирующих коммуникативные УУД у младших школьников на уроках литературного чтения.

В ходе исследования были решены следующие задачи: охарактеризовать понятие «коммуникативные УУД» в соответствии с ФГОС НОО; раскрыть сущность понятия «творческие задания», представить виды и возможности их использования при формировании коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной общеобразовательной школе; описать педагогический опыт использования творческих заданий, как средство формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения.






















Список литературы и источников


Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. №373 с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc. (дата обращения 14.11.2020).

Примерная основная образовательная программа начального общего образования от 08 апреля 2015 г. / [электронный ресурс] // Реестр примерных общеобразовательных программ. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/ (дата обращения 16.11.2020).

Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / И.Н. Агафонова // Управление начальной школой. – 2009. – № 2. – С. 17-19.

Александрова Э. И. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова / Э. И. Александрова. – Москва, 2010. – 192 с.

Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети»: пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили. – Москва: Просвещение, 1983г. – 164 с.

Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – Москва: Просвещение, 2011. – 152 с.

Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. – Москва: Издательский центр Академия, 2000. – 192 с.

Белова А. А. Формирование у младших школьников умений коммуникативного взаимодействия на уроках литературного чтения / А. А. Белова // Время науки. – 2014. – №5. – С. 64 – 69.

Божович Е. Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка / Е. Д. Божович. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 226 с.

Вернигора М. И. Развитие творческих способностей младших школьников посредством использования творческих заданий на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] / М.И. Вернигора; Сайт infourok. – Режим доступа: https://infourok.ru/obobschenie-opita-po-teme-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-posredstvom-ispolzovaniya-tvorcheskih-zadaniy-na-1678022.html (дата обращения: 14.01.2021)

Вертиева В. М. Технология учебных дискуссий в практике начальной школы: методические рекомендации / В. М. Вертиева. – Выпуск 3. – Свистовка, 2011. – 3 с.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Москва: Просвещение, 1991. – 125 с.

Горленко Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н. М. Горленко, О. В. Запятая // Народное образование. –2012. – №4. – С.153-160.

Залесова Н. В. Творческие задания как средство развития познавательного интереса учащихся / Н. В. Залесова, А. В. Башлыкова // Вестник – 2014. – №2. – С. 24-28.

Кайдалова Ю. Н Применение творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования познавательных ууд младших школьников [Электронный ресурс] / Ю. Н. Кайдалова, Е. В.  Емелина; Сайт: cyberleninka: электронный журнал. – 2020. – №1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tvorcheskih-zadaniy-na-urokah-literaturnogo-chteniya-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnyh-univesalnyh-uchebnyh/viewer (дата обращения: 05.12.2020) .

Ковалева Г. С. Планируемые результаты начального общего образования / Г. С. Ковалева, О. Б. Логинова. – Москва: Просвещение, 2010. – 128 с.

Маланьина Н. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] / Н. А. Маланьина; Сайт nsportal. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/12/02/apo-po-teme-formirovanie (дата обращения: 07.01.2021)

Михайлова И. М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности / И. М. Михайлова. – Псков: ПГПУ, 2005. – 188 с.

Михеева Ю. В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования / Ю. В. Михеева // Академический вестник. – 2011. – №1. – С. 46-54.

Понакшина В. И. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] / В. И. Понакшина; Сайт infourok. – Режим доступа: https://infourok.ru/obobschenie-pedagogicheskogo-opita-po-teme-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-na-urokah-literaturnogo-chteniy-2333116.html (дата обращения: 12.01.2021).

Разуваева В. Ю. Умение слушать собеседника – коммуникативное универсальное учебное действие / В. Ю. Разуваева // Начальная школа. – 2012. – №9. – С. 22-23.

Спигина О. Ю Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством творческих заданий на уроках литературного чтения [Электронный источник] / О.Ю Спигина; Сайт nsportal.ru – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshepedagogicheskie-technologii/2015/02/21/formirovanie-lichnosthnykh-i (дата обращения: 06.01.2021).

Тищенко А. В. Рефлексия как условие формирования коммуникативных умений школьников [Электронный ресурс] / А. В. Тищенко; Сайт rusnauka. – Режим доступа: //http://www/rusnauka.com/ (дата обращения: 14.12.2020) .

Тюрикова С. А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности / С. А. Тюрикова // Науковедение. – 2014. – № 3. – С.12-15.

Универсальные учебные действия // Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / гл. ред. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 156.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.