Творческий проект музыкальных руководителей «Вознесенская ярмарка»
ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт образования»
Курсы музыкальных руководителей города
Костромы и Костромской области
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
Творческий проект
«Вознесенская ярмарка»
Авторы:
музыкальный руководитель МДОУ
«Детский сад №1 п. Вохма»
Степанова Лариса Николаевна;
музыкальный руководитель МДОУ
«Детский сад №2 п. Вохма»
Попова Наталья Леонидовна;
музыкальный руководитель МБДОУ
«Детский сад №52» г. Кострома
Соколова Наталья Борисовна
г. Кострома, 2019 г
Паспорт проекта | |
Название: | «Вознесенская ярмарка» |
Цель: | Создание условий для приобщения детей к культурному наследию родного края. |
Вид: | Творческий, практико-ориентированный, коллективный, среднесрочный. |
Сроки реализации проекта: | сентябрь – ноябрь 2019 г. |
Участники проекта: | Педагоги ДОО, воспитанники подготовительной к школе группы, родители (законные представители), социальные партнеры (ДШИ, Краеведческий музей, Районная библиотека). |
Ожидаемые результаты: | - Дети знакомы с достопримечательностями родного посёлка, его традициями, культурой, выдающимися людьми. - Проявляют любознательность и интерес к культурным традициям, духовным ценностям своего народа. - Проявляют любовь к родному краю. - Родители и социальные партнеры активно участвуют в процессе приобщения воспитанников к народным традициям Вохомского края. |
Авторы составители: | - Степанова Лариса Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №1 п. Вохма»; - Попова Наталья Леонидовна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №2 п. Вохма»; - Соколова Наталья Борисовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №52» г. Кострома |
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста - одна из наиболее актуальных проблем современности.
Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. Но в последнее время разрушение «народного» быта постепенно привело к утрате традиций, угасанию народной культуры. Выросло отчуждение между детьми и родителями. Утрачены семейные традиции.
На данном этапе политика государства в области образования акцентирует внимание на проблему духовно-нравственного воспитания детей, так как это - основа формирования будущего гражданина.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», - писал Д.С. Лихачёв.
Поэтому духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и начинается оно с воспитания чувства любви к своей малой Родине.
Цель проекта: создание условий для приобщения детей к культурному наследию родного края.
Задачи:
Познакомить детей с достопримечательностями родного посёлка, его традициями, культурой, выдающимися людьми.
Развивать любознательность и интерес к культурным традициям, духовным ценностям своего народа.
Воспитывать у детей любовь к родному краю.
Вовлечь родителей и социальных партнеров в процесс приобщения воспитанников к народным традициям Вохомского края.
Особенности реализации проекта
Условия реализации проекта:
- профессиональная компетентность и заинтересованность педагогов;
- создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды;
- тесное сотрудничество детей, родителей (законных представителей), педагогов ДОО, социальных партнеров.
Механизм оценки эффективности проекта.
Содержание мониторинга
Критерии результативности | Показатели к критериям | Способ отслеживания показателей |
Имеют представления о культурном наследии своей малой Родины. | Узнают и называют достопримечательности родного посёлка | Беседа, рассказ по фотографиям. |
Рассказывают о народных традициях Вохомского края. | Опрос, беседа. | |
Выразительно исполняют песни, частушки, хороводы, пляски Вохомского края, применяют в самостоятельной деятельности. | Наблюдение, творческие задания. | |
Рассказывают о выдающихся людях посёлка. | Беседа, опрос, викторина. | |
Сформированы нравственные качества | Проявляют любовь к родному краю. | Интервьюирование, Наблюдение, беседа. |
Интересуются историей, культурой, традициями родного народа. | Наблюдение, беседа, опрос. |
3.2. Применение педагогических технологий.
- Личностно-ориентированные
- Игровые
- Проектная
Формы работы:
Совместная деятельность, беседы, исследовательская, продуктивная,
игровая деятельность, практические занятия с детьми.
Экскурсии, совместное развлечение с родителями.
Встреча с детским фольклорным коллективом «Верейка»
Круглый стол с родителями.
4. Планирование деятельности по реализации проекта.
Сроки | Мероприятие | Задачи мероприятия | Участники |
1 этап – организационный | |||
сентябрь | Разработка проекта, определение участников, разработка сценария развлечения, подбор материала. | - создание рабочей группы, - обоснование актуальности, - установление социальных связей. | Педагоги ДОО, родители. |
Диагностические мероприятия. | Выявить уровень знаний детей о культурных традициях родного поселка. | Дети, музыкальный руководитель | |
2 этап – деятельностный | |||
Октябрь - ноябрь | Круглый стол с родителями: «Зачем ребенку знать народные традиции малой Родины?» | Повысить педагогическую компетенцию родителей в вопросах воспитания детей. | Педагоги ДОО, родители |
Экскурсия: «Достопримечательности Вохмы» | Вызвать познавательный интерес детей к родному посёлку, его достопримечательностям, выдающимся людям. | Воспитатели, дети. | |
Исследовательская деятельность: «Их имена носят улицы поселка» | Родители, дети. | ||
Продуктивная деятельность. Коллаж «Край, в котором я живу». | Формировать положи-тельное отношение к своему поселку. | Дети, педагоги ДОО, родители. | |
Экскурсия в музей «Костюмы Вохомского края» | Познакомить детей с народным костюмом, его особенностями. | Музыкальный руководитель, воспитатель, дети. | |
Совместная деятельность «Песни Вохомского края» | Познакомить детей с песнями родного края. | ||
Встреча с детским фольклорным коллективом «Верейка» | Познакомить детей с хороводами, заигрышами, плясками Вохомского края. | Воспитанники ДОО, участники фольклорного коллектива «Верейка», педагоги ДОО. | |
Практические занятия «Вохомские игры» | Познакомить детей с играми Вохомского края: «Растяпа», «Ключи». | Музыкальный руководитель, дети, воспитатели. | |
Экскурсии в музей, библиотеку: «Творчество выдающихся людей Вохомского края» | Познакомить детей с творчеством выдающихся людей Вохомского края: поэта Попова Л. Н, художников Пономарева В.Г и Краева А.М. | Музыкальный руководитель, дети, воспитатели, родители, работники краеведческого музея, библиотеки. | |
3 этап – обобщающий | |||
Итоговая диагностика. | Выявить достигнутый уровень знаний детей культурном наследии родного края. | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети подготовительной к школе группы. | |
4 этап – презентационный | |||
. | Музыкальное развлечение «Вознесенская ярмарка» | Представить результат | Воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители. |
5 этап – итогово-оценочный | |||
Отзывы родителей и общественности о реализации проекта. | Выявление эффективности проектной деятельности. | Родители, социальные партнеры. |
Литература:
Вохомские узоры: народные песни Вохомского района / Департамент культуры и туризма Администрации Костромской области, Областной Дом народного творчества, Костромское училище культуры; сост. Л. А. Иванова. - Кострома, 2003. – 99 с.
Заикин Н.И., Заикина Н.А. «Особенности русского народного танца» учебное пособие ч.2 – Орел 2004г.
Мой милый сердцу край: песни о Костромском крае / сост. А. А. Дрыкова; Областной Дом народного творчества, КОУНБ им. Н. К. Крупской. - Кострома, 1999. - 66 с.
Морозов И.А., Слепцова И.С. «Мир традиционной народной игры» Программа занятий по народным праздникам, играм. Москва 1996г.
Панфилов, В. М. Вохомская земля: краеведческие очерки/ В. М. Панфилов. - Кострома: Губернский дом, 2004. - 144 с.:
Частушки Вохомского края. (Боговарово - Вохма - Павино) / сост. Л. Н. Попов. - Вохма:, 1998.- 104 с.
Приложение 1.
Сценарий развлечения
для детей подготовительной к школе группы и родителей
«Вознесенская ярмарка»
Дети стоят у входа в музыкальный зал. Под русскую народную мелодию с разных концов сцены выбегают два скомороха-зазывалы (они же ведущие – взрослые).
1-й скоморох. Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
2-й скоморох. На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
1-й скоморох. Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!
2-й скоморох. Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!
Под вступление песни «Ярмарка» дети парами входят в зал, становятся у центральной стены, на каждую строчку первого куплета четвёрками выходят на центр зала, кланяются и пританцовывая расходятся попеременно направо и налево. На первый припев девочки чуть впереди, мальчики за ними выполняют русские танцевальные движения. На второй куплет в зале появляются коробейники с товаром, обходят стоящих по сторонам детей, ставят товар на прилавки и на второй припев пляшут в центре, остальные им хлопают. На проигрыш скоморохи выносят карусель, все дети берутся за ленточки и на третий куплет катаются на карусели. На третий припев, карусель уносят все свободно пляшут парами.
Повтор припева дети поют.
Ребенок: На ярмарку да на Вознесенскую народ собирается,
На ярмарке Вознесенской веселье начинается,
Все на ярмарку спешите, всех сюда скорей зовите.
Песню Вохомскую запевайте, веселитесь, не скучайте!
Песня «Катенька»
1-й скоморох: Песня ваша хороша, аж заходится душа.
А сейчас как раз пора, поиграть нам детвора!
2-й скоморох: Бубны да ложки, есть бубенцов немножко,
Свистульки, трещотки! Кто хочет поиграть немножко?
Дети выбирают русские народные инструменты.
1-й скоморох: Становись ложки в ряд!
Бубны чуть подальше!
Кто с трещоткой в первый ряд
С бубенцами рядом.
Свистульки – по краям.
Красиво - приятно, а для всех занятно!
Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот», дети подыгрывают.
После исполнения номера дети кладут инструменты в кармашки на стульях.
5 детей выходят в центр.
1 ребенок: Мы ребята озорные!
Мы ребята удалые!
Всех на ярмарку зовем!
Урожай свой продаем!
2 ребенок: А ну, честной народ,
Подходи смелей,
Покупай товар, не робей!
Ребята, не зевайте,
Кто что хочет покупайте!
3 ребенок. Посмотрите, с огорода
Заготовила природа,
Массу вкусных овощей
Для супов и для борщей!
4 ребенок. Подходите, подходите!
Яблочки румяные, сочные берите!
Вот морковка, вот лучок,
Помидорчик, кабачок,
А картошка – хлеб второй,
Это знаем мы с тобой.
5 ребенок: Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Все товары хороши! Что угодно для души!
Хором: Тары-бары-растабары,
Расторгуем все товары!
Инсценирование песни «Муж-муженек»
2-й скоморох:
Чудаков на свете много, вот и на ярмарке у нас их немало. А где ж мои чудаки? Эй, чудаки!
Инсценировка стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».
2-й скоморох:
Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков.
Один пятак - на кушак,
Другой пятак - на колпак,
А третий пятак - так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки.
Который пятак - на кушак?
Который пятак - на колпак?
А который пятак - так?
Вот ведь глупые чудаки,
Перепутали все пятаки!
1-й Скоморох: А теперь давайте поиграем. Ключи пособираем.
Часть детей играют в «Ключи», 6 пар готовятся к танцу с балалайками.
1-й скоморох: А сейчас, ребята, а сейчас, девчата!
Балалайки в руки взяли. Дружно в танце заплясали!
Танец с балалайками
1-й скоморох:
Наша ярмарка продолжается,
Все ребята на игру приглашаются.
Дети играют в Вохомскую игру «Растяпа»
После игры все дети садятся
1-я Девочка:
Встанем, девицы, рядком,
Да частушки пропоем!
1-й Мальчик:
Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!
Частушки исполняют две группы детей по три человека
(группа из трех девочек и группа из трех мальчиков).
Дети встают полукругом: мальчики - с одной стороны, девочки - с другой.
2-й мальчик и 2-я девочка:
Пропоем мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики
Мальчики (хором):
Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?
Девочки (хором):
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися!
3-й мальчик:
Вы послушайте, девчата,
Нескладушку буду петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
3-я девочка:
Ты куда, Ванюша, едешь?
Ведь телега без колес!.
А Ванюша отвечает…
1-й мальчик:
Заготавливать овес
1-й мальчик:
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой сидит корова,
Надевает сапоги!
1-я девочка:
Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Иван,
Попляши-ка ты со мной!
2-й мальчик:
Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану русскую плясать,
А потом вприсядку!
Дети танцуют: мальчик вприсядку, девочка вокруг него.
2-я девочка:
Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую!
Хором:
Мы частушки тут вам пели,
Хорошо ли, плоха ли,
Ну а зрителей попросим,
Чтобы дружно хлопали.
Исполнители частушек кланяются, цепочкой убегают в разные стороны
Ребенок. Подходите ближе, подходите,
И товары наши поглядите!
Вот орешки! Хороши орешки,
Вкусные, на меду, давай в шапку накладу!
Ребенок. А вот матрешки деревянные –
Разноцветные, да румяные,
Щечки алые горят, по подолу цветики,
Весело они танцуют, как яркие букетики.
Танец матрёшек
1-й Скоморох. Тут и ярмарке конец!
2-й Скоморох. А кто всё увидел – молодец!
1-й Скоморох. Надо бы каждому молодцу
С огорода по огурцу!
2-й Скоморох. Да пока вы их слушали,
Огурцы все на огороде зайцы скушали!
1-й Скоморох. Ну, коль не вышло с огурцами,
Угощу всех леденцами!
Скоморохи раздают детям леденцы
Ведущая. Дружно ярмарку встречали!
Перед вами выступали,
Если праздник был хороший
Нам похлопайте в ладоши!
Скоморохи. Ну, до свиданья! Нам пора!
Может, свидимся когда!
(Скоморохи уходят)
Ведущая. Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам...
Шубина Марина Валерьевна