ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт образования»

Курсы музыкальных руководителей города

Костромы и Костромской области


ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА


Творческий проект

«Вознесенская ярмарка»


Авторы:

музыкальный руководитель МДОУ

«Детский сад №1 п. Вохма»

Степанова Лариса Николаевна;

музыкальный руководитель МДОУ

«Детский сад №2 п. Вохма»

Попова Наталья Леонидовна;

музыкальный руководитель МБДОУ

«Детский сад №52» г. Кострома

Соколова Наталья Борисовна





г. Кострома, 2019 г


Паспорт проекта

Название:

«Вознесенская ярмарка»

Цель:

Создание условий для приобщения детей к культурному наследию родного края.

Вид:

Творческий, практико-ориентированный, коллективный, среднесрочный.

Сроки реализации проекта:

сентябрь – ноябрь 2019 г.

Участники проекта:

Педагоги ДОО, воспитанники подготовительной к школе группы, родители (законные представители), социальные партнеры (ДШИ, Краеведческий музей, Районная библиотека).

Ожидаемые результаты:

- Дети знакомы с достопримечательностями родного посёлка, его традициями, культурой, выдающимися людьми.

- Проявляют любознательность и интерес к культурным традициям, духовным ценностям своего народа.

- Проявляют любовь к родному краю.

- Родители и социальные партнеры активно участвуют в процессе приобщения воспитанников к народным традициям Вохомского края.

Авторы составители:

- Степанова Лариса Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №1 п. Вохма»;

- Попова Наталья Леонидовна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №2 п. Вохма»;

- Соколова Наталья Борисовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №52» г. Кострома



Пояснительная записка

  Проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста - одна из наиболее актуальных проблем современности.

Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. Но в последнее время разрушение «народного» быта постепенно привело к утрате традиций, угасанию народной культуры. Выросло отчуждение между детьми и родителями. Утрачены семейные традиции.

На данном этапе политика государства в области образования акцентирует внимание на проблему духовно-нравственного воспитания детей, так как это - основа формирования будущего гражданина.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», - писал Д.С. Лихачёв.

Поэтому духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и начинается оно с воспитания чувства любви к своей малой Родине.


Цель проекта: создание условий для приобщения детей к культурному наследию родного края.

Задачи:

Познакомить детей с достопримечательностями родного посёлка, его традициями, культурой, выдающимися людьми.

Развивать любознательность и интерес к культурным традициям, духовным ценностям своего народа.

Воспитывать у детей любовь к родному краю.

Вовлечь родителей и социальных партнеров в процесс приобщения воспитанников к народным традициям Вохомского края.


Особенности реализации проекта

Условия реализации проекта:

- профессиональная компетентность и заинтересованность педагогов;

- создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды;

- тесное сотрудничество детей, родителей (законных представителей), педагогов ДОО, социальных партнеров.


Механизм оценки эффективности проекта.

Содержание мониторинга

Критерии результативности

Показатели к критериям

Способ отслеживания показателей

Имеют представления о культурном наследии своей малой Родины.

Узнают и называют достопримечательности родного посёлка

Беседа, рассказ по фотографиям.

Рассказывают о народных традициях Вохомского края.

Опрос, беседа.

Выразительно исполняют песни, частушки, хороводы, пляски Вохомского края, применяют в самостоятельной деятельности.

Наблюдение, творческие задания.

Рассказывают о выдающихся людях посёлка.

Беседа, опрос, викторина.

Сформированы нравственные качества

Проявляют любовь к родному краю.

Интервьюирование, Наблюдение, беседа.

Интересуются историей, культурой, традициями родного народа.

Наблюдение, беседа, опрос.


3.2. Применение педагогических технологий.

- Личностно-ориентированные

- Игровые

- Проектная

Формы работы:

Совместная деятельность, беседы, исследовательская, продуктивная,

игровая деятельность, практические занятия с детьми.

Экскурсии, совместное развлечение с родителями.

Встреча с детским фольклорным коллективом «Верейка»

Круглый стол с родителями.


4. Планирование деятельности по реализации проекта.


Сроки

Мероприятие

Задачи мероприятия

Участники

1 этап – организационный


сентябрь

Разработка проекта, определение участников, разработка сценария развлечения,

подбор материала.

- создание рабочей группы,

- обоснование актуальности,

- установление социальных связей.

Педагоги ДОО, родители.

Диагностические мероприятия.

Выявить уровень знаний детей о культурных традициях родного поселка.

Дети, музыкальный руководитель

2 этап – деятельностный


Октябрь - ноябрь

Круглый стол с родителями: «Зачем ребенку знать народные традиции малой Родины?»

Повысить педагогическую компетенцию родителей в вопросах воспитания детей.

Педагоги ДОО, родители

Экскурсия:

«Достопримечательности Вохмы»

Вызвать познавательный интерес детей к родному посёлку, его достопримечательностям, выдающимся людям.

Воспитатели, дети.

Исследовательская деятельность: «Их имена носят улицы поселка»

Родители, дети.

Продуктивная деятельность. Коллаж «Край, в котором я живу».

Формировать положи-тельное отношение к своему поселку.

Дети, педагоги ДОО, родители.

Экскурсия в музей «Костюмы Вохомского края»

Познакомить детей с народным костюмом, его особенностями.

Музыкальный руководитель, воспитатель, дети.


Совместная деятельность «Песни Вохомского края»

Познакомить детей с песнями родного края.


Встреча с детским фольклорным коллективом «Верейка»


Познакомить детей с хороводами, заигрышами, плясками Вохомского края.

Воспитанники ДОО, участники фольклорного коллектива «Верейка», педагоги ДОО.


Практические занятия «Вохомские игры»

Познакомить детей с играми Вохомского края: «Растяпа», «Ключи».

Музыкальный руководитель, дети, воспитатели.


Экскурсии в музей, библиотеку: «Творчество выдающихся людей Вохомского края»

Познакомить детей с творчеством выдающихся людей Вохомского края: поэта Попова Л. Н,

художников Пономарева В.Г и Краева А.М.

Музыкальный руководитель, дети, воспитатели, родители, работники краеведческого музея, библиотеки.

3 этап – обобщающий



Итоговая диагностика.

Выявить достигнутый уровень знаний детей культурном наследии родного края.

Музыкальный руководитель, воспитатели, дети подготовительной к школе группы.

4 этап – презентационный



.

Музыкальное развлечение «Вознесенская ярмарка»

Представить результат

Воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители.

5 этап – итогово-оценочный



Отзывы родителей и общественности о реализации проекта.

Выявление эффективности проектной деятельности.

Родители, социальные партнеры.




Литература:


Вохомские узоры: народные песни Вохомского района / Департамент культуры и туризма Администрации Костромской области, Областной Дом народного творчества, Костромское училище культуры; сост. Л. А. Иванова. - Кострома, 2003. – 99 с.

Заикин Н.И., Заикина Н.А. «Особенности русского народного танца» учебное пособие ч.2 – Орел 2004г.

Мой милый сердцу край: песни о Костромском крае / сост. А. А. Дрыкова; Областной Дом народного творчества, КОУНБ им. Н. К. Крупской. - Кострома, 1999. - 66 с.

Морозов И.А., Слепцова И.С. «Мир традиционной народной игры» Программа занятий по народным праздникам, играм. Москва 1996г.

Панфилов, В. М. Вохомская земля: краеведческие очерки/ В. М. Панфилов. - Кострома: Губернский дом, 2004. - 144 с.:

Частушки Вохомского края. (Боговарово - Вохма - Павино) / сост. Л. Н. Попов. - Вохма:, 1998.- 104 с.


Приложение 1.

Сценарий развлечения

для детей подготовительной к школе группы и родителей

«Вознесенская ярмарка»

Дети стоят у входа в музыкальный зал. Под русскую народную мелодию с разных концов сцены выбегают два скомороха-зазывалы (они же ведущие – взрослые).

1-й скоморох. Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!

2-й скоморох. На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!

1-й скоморох. Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!

2-й скоморох. Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!

Под вступление песни «Ярмарка» дети парами входят в зал, становятся у центральной стены, на каждую строчку первого куплета четвёрками выходят на центр зала, кланяются и пританцовывая расходятся попеременно направо и налево. На первый припев девочки чуть впереди, мальчики за ними выполняют русские танцевальные движения. На второй куплет в зале появляются коробейники с товаром, обходят стоящих по сторонам детей, ставят товар на прилавки и на второй припев пляшут в центре, остальные им хлопают. На проигрыш скоморохи выносят карусель, все дети берутся за ленточки и на третий куплет катаются на карусели. На третий припев, карусель уносят все свободно пляшут парами.

Повтор припева дети поют.

Ребенок: На ярмарку да на Вознесенскую народ собирается,
На ярмарке Вознесенской веселье начинается,
Все на ярмарку спешите, всех сюда скорей зовите.
Песню Вохомскую запевайте, веселитесь, не скучайте!

Песня «Катенька»

1-й скоморох: Песня ваша хороша, аж заходится душа.
А сейчас как раз пора, поиграть нам детвора!

2-й скоморох: Бубны да ложки, есть бубенцов немножко,

Свистульки, трещотки! Кто хочет поиграть немножко?

Дети выбирают русские народные инструменты.

1-й скоморох: Становись ложки в ряд!

Бубны чуть подальше!

Кто с трещоткой в первый ряд

С бубенцами рядом.

Свистульки – по краям.

Красиво - приятно, а для всех занятно!

Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот», дети  подыгрывают.

После исполнения номера дети кладут инструменты в кармашки на стульях.

5 детей выходят в центр.

1 ребенок: Мы ребята озорные!
Мы ребята удалые!
Всех на ярмарку зовем!
Урожай свой продаем!

2 ребенок: А ну, честной народ,
Подходи смелей,
Покупай товар, не робей!
Ребята, не зевайте,
Кто что хочет покупайте!

3 ребенок. Посмотрите, с огорода
Заготовила природа,
Массу вкусных овощей
Для супов и для борщей!
4 ребенок. Подходите, подходите!
Яблочки румяные, сочные берите!
Вот морковка, вот лучок,
Помидорчик, кабачок,
А картошка – хлеб второй,
Это знаем мы с тобой.
5 ребенок: Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Все товары хороши! Что угодно для души!

Хором: Тары-бары-растабары,
Расторгуем все товары!

Инсценирование песни «Муж-муженек»

2-й скоморох:

Чудаков на свете много, вот и на ярмарке у нас их немало. А где ж мои чудаки? Эй, чудаки!


Инсценировка стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».

2-й скоморох:

Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков.
Один пятак - на кушак,
Другой пятак - на колпак,
А третий пятак - так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки.
Который пятак - на кушак?
Который пятак - на колпак?
А который пятак - так?
Вот ведь глупые чудаки,
Перепутали все пятаки!

1-й Скоморох: А теперь давайте поиграем. Ключи пособираем.

Часть детей играют в  «Ключи», 6 пар готовятся к танцу с балалайками.

1-й скоморох: А сейчас, ребята, а сейчас, девчата!
Балалайки в руки взяли. Дружно в танце заплясали!

Танец с балалайками

1-й скоморох:
Наша ярмарка продолжается,

Все ребята на игру приглашаются.

Дети играют в Вохомскую игру «Растяпа»

После игры все дети садятся

1-я Девочка:
Встанем, девицы, рядком,
Да частушки пропоем!

1-й Мальчик:
Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!

Частушки исполняют две группы детей по три человека

(группа из трех девочек и группа из трех мальчиков).

Дети встают полукругом: мальчики - с одной стороны, девочки - с другой.


2-й мальчик и 2-я девочка: 
Пропоем мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики


Мальчики (хором):
Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?

Девочки (хором):
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися!

3-й мальчик:
Вы послушайте, девчата,
Нескладушку буду петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!

3-я девочка:
Ты куда, Ванюша, едешь?

Ведь телега без колес!.
А Ванюша отвечает…

1-й мальчик:
Заготавливать овес

1-й мальчик:
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой сидит корова,
Надевает сапоги!

1-я девочка:
Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Иван,
Попляши-ка ты со мной!

2-й мальчик:
Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану русскую плясать,
А потом вприсядку!

Дети танцуют: мальчик вприсядку, девочка вокруг него.

2-я девочка:
Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую!

Хором:

Мы частушки тут вам пели,

Хорошо ли, плоха ли,

Ну а зрителей попросим,

Чтобы дружно хлопали.

Исполнители частушек кланяются, цепочкой убегают в разные стороны

Ребенок. Подходите ближе, подходите,
И товары наши поглядите!
Вот орешки! Хороши орешки,
Вкусные, на меду, давай в шапку накладу!
Ребенок. А вот матрешки деревянные –
Разноцветные, да румяные,
Щечки алые горят, по подолу цветики,
Весело они танцуют, как яркие букетики.

Танец матрёшек

1-й Скоморох. Тут и ярмарке конец!
2-й Скоморох. А кто всё увидел – молодец!
1-й Скоморох. Надо бы каждому молодцу
С огорода по огурцу!
2-й Скоморох. Да пока вы их слушали,
Огурцы все на огороде зайцы скушали!
1-й Скоморох. Ну, коль не вышло с огурцами,
Угощу всех леденцами!

Скоморохи раздают детям леденцы

Ведущая. Дружно ярмарку встречали!

Перед вами выступали,
Если праздник был хороший
Нам похлопайте в ладоши!
Скоморохи. Ну, до свиданья! Нам пора!
Может, свидимся когда!

(Скоморохи уходят)

Ведущая. Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам...


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

интересный материал

13 February 2021