Творческий проект в выпускном классе, как форма итоговой аттестации учащихся художественного отделения ДШИ г. Фокино.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств ЗАТО г.Фокино»
Методическая работа
Творческий проект в выпускном классе, как форма итоговой аттестации учащихся художественного отделения
МБУ ДО ДШИ г. Фокино.
Выполнила
преподаватель
художественных дисциплин
Крюкля Оксана Владимировна
2022 год
г.Фокино
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
1.1 Предмет композиция в практике обучения на художественном отделении Детской школы искусств.
1.1.1 Содержание учебного предмета
1.1.2 Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся.
1.2 Проектная деятельность в образовании. Тождественность этапов учебного проектирования и работы над композицией
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Обобщение собственного опыта по подготовке учащихся выпускного класса художественного отделения ДШИ к защите итогового творческого проекта.
2.2 Рекомендации по практической работе над сюжетно-тематической композицией в рамках итогового творческого проекта. 2.3 Рекомендации по написанию теоретической части проекта (пояснительной записки)2.3.1 Введение
2.3.2 Глава I. Аналитико-теоретическая часть творческого проекта
2.3.3 Глава II. Практическая часть творческого проекта
2.3.4 Заключение
2.3.5 Библиография или список используемой литературы и электронных ресурсов и публикации
2.3.6 Приложение2.4 Рекомендации по оформлению теоретической и практической частей итогового творческого проекта
2.4.1 Общие требования к оформлению пояснительной записки 2.4.2 Общие требования к оформлению композиции. 2.5 Защита творческого итогового проекта по композиции (выпускной экзамен)2.5.1 Требования к выпускнику на защите
2.5.2 Рекомендации по защите творческого проекта
2.5.3 Психологические советы по публичной защите проекта. 2.5.4 Советы по созданию презентаций 2. 6 Критерии оценивания выпускного экзамена2.6.1Критерии оценивания пояснительной записки
2.6.2 Критерии оценивания практической части итогового творческого проекта
2.6.3 Критерии оценивания публичной защиты итогового творческого проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Традиционно обучение в художественной школе или школе искусств завершается выполнением дипломной работы.
Дипломная или итоговая творческая работа по композиции в выпускном классе – это и подведение итогов обучения в художественной школе, и демонстрация уровня профессионального мастерства и личной зрелости выпускника, это начало его творческого пути.
В основу итоговой работы входит проектная творческая деятельность, основанная на теоретических знаниях и практических умениях и навыках, полученных в процессе курса обучения живописи, рисунку, истории искусств и, конечно же, композиции. Дипломная работа может представлять собой серию живописных или графических работ, декоративную композицию, батик, скульптурную композицию, декоративные росписи и многое другое, что было освоено в процессе обучения в школе.
Тему итогового творческого проекта и технику выполнения обучающиеся выбирают под руководством своего преподавателя в соответствии со своими личными предпочтениями, навыками и умениями.
На выполнение дипломной работы в учебном плане отводится 2 полугодие 5 или 8 класса. Урок композиции в это время является консультативным днём. Но по факту оказывается, что итоговый творческий проект- это очень серьезная и трудоемкая совместная работа преподавателя и ученика, которая происходит в течение всего учебного года . К выпускному классу учащиеся накапливают определенную сумму профессиональных навыков, имеют основы планомерной, серьезной, длительной работы, уже могут решать определенные художественные задачи самостоятельно .
В течение всего учебного года выпускники разрабатывают сюжетную композицию или серию композиций на выбранную тему, объединенных общим замыслом и художественными приемами. Основой этих композиций являются многочисленные эскизы и этюды, а так же пишется аналитическая теоретическая часть работы.
Итоговый творческий проект - это первая глубоко продуманная, найденная в серьезных творческих поисках работа, в которой соединяется задумки, идеи, то, что волнует юного художника, с его техническими навыками и знаниями, приобретенными за годы обучения. Станковая композиция тесно связана с рисунком и живописью, являет собой синтез этих двух дисциплин, неотъемлемых друг от друга. Композиция может быть выполнена в любой изученной на уроках живописи и рисунка технике , но наиболее полно позволяющей раскрыть авторскую идею. Станковая композиция тесно связана с рисунком и живописью, являет собой синтез этих двух прочно связанных дисциплин.
Защита выпускных работ – форма итоговой аттестации, которая проходит в соответствии с положением о порядке проведения промежуточного контроля и итоговой аттестации на отделении. Проведение этого торжественного мероприятия в присутствии преподавателей, родителей, учащихся школы – добрая традиция на художественном отделении ДШИ. Традиционно на защите присутствуют учащиеся предвыпускных классов, чтобы в дальнейшем этот опыт помог им определиться с темой, техникой для своих будущих работ.
Актуальность. В современном подходе к обучению особое место занимает метод проектов. Это самостоятельная творческая работа учащихся – от выдвижения идеи до воплощения её в готовом предмете искусства – выполняется или под контролем и при непосредственной консультативной помощи преподавателя. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающей личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности.
Выполнение творческого проекта – работа сложная и объемная. А поскольку дипломная работа имеет своей целью продемонстрировать знания, умения и навыки выпускника в области живописи, рисунка, композиции и теории и истории искусства, то творческий проект — это самая эффективная форма проведения итоговой аттестации. Необходимость публичной защиты проектов мобилизует учащихся, формирует у них чувство ответственности, навыки самооценки и взаимооценки, развивает способности учащихся, вносит в учебный процесс дух соревнования. Требование к обязательному наличию аналитико-теоретической части творческого проекта помогает выпускнику глубже и основательнее изучить выбранную тему, обобщить полученные знания по теории истории искусства.
Проблема исследования: описание педагогического опыта.
Объект исследования: проектная деятельность в ДШИ как метод итоговой аттестации.
Предмет исследования: специфика проектной деятельности в подготовке к итоговой аттестации по композиции.
Цель работы: разработать методику подготовки и защиты итоговых творческих проектов на художественном отделении ДШИ.
Задачи:
Изучить опыт коллег по данной теме.
Изучить ФГТ, в частности, в отношении итоговой аттестации выпускников ДШИ.
Изучить тему «Проектная деятельность в образовании».
Дать характеристику учебного предмета «Композиция», его место и роль в образовательном процессе.
Обобщить собственный опыт по подготовке учащихся выпускного класса художественного отделения ДШИ.
Определить требования к выпускному экзамену по композиции в форме защиты творческого проекта.
Составить четкие методические указания по работе преподавателя и учащегося над итоговым творческим проектом выпускника по композиции и публичной защите проекта. Критерии оценки творческого проекта в рамках итоговой аттестации.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
1.1. Предмет композиция в практике обучения на художественном отделении Детской школы искусств
Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
В ФГТ обозначено, что результатом освоения предметной области «Композиция станковая» в программе «Живопись», является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы; знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла; умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах; умение использовать средства живописи, их изобразительно- выразительные возможности; умение находить живописно-живописно-пластические решения для каждой творческой задачи; навыки работы по композиции.
Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных и графических работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.
Срок реализации учебного предмета «Композиция станковая» составляет 5 лет: при 5-летней предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись» - с 1 по 5 классы; при 8- летней программе — с 4 по 8 классы.
1 Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.
Содержание программы включает следующие разделы и темы:
основы композиции станковой
цвет в композиции станковой
сюжетная композиция
декоративная композиция
создание художественного образа в композиции
графика
1.1.2 Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются общеобразовательным учреждением на основании федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Композиция станковая;
2) История изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно. Школа разрабатывает критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации по композиции выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии программными требованиями, в том числе:
знание основных художественных школ, исторических периодов
развития изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
знание профессиональной терминологии, основных работ мастеров изобразительного искусства;
знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;
умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительно- выразительные возможности;
навыки последовательного осуществления работы по композиции;
наличие кругозора в области изобразительного искусства.
1.2 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ
Проект – план создания чего-либо, включающий в себя
описание, чертежи, макеты и.т.д. (толково-словообразовательный словарь Т.Ф. Ефремова)
Проект – специальное задание, которое имеет цель и определенный исход. (Дж. Дьюи)
Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (проект - это то, что мы делаем). (А.В.Горячев)
Проект – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться практическим результатом. (И.Д. Чечель)
В начале XX века в Соединенных Штатах Америки появился метод проектов или это метод проблем, который базировался он на принципах гуманистического направления в философии и образовании, выдвинутыми американским философом и педагогом Дж.Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи выдвинул идею, что процесс обучения должен основываться на активной и целесообразной деятельности учащегося, в основании которой лежат его личные интересы именно в этом знании.
На метод проектов обратили внимание и русские учителя. Идеи проблемного обучения возникли в России практически одновременно с исследованиями американских педагогов. Русский педагог С.Т. Шацкий в 1905 г. организовал группу коллег, которые активно делали попытки использовать проектные методы в практике преподавания.
При советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 г решением ЦК ВКП (б). метод проектов был оценен негативно. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Однако за рубежом он активно и весьма успешно развивался. Родившись из идеи свободного воспитания, он становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. В последнее время этому методу уделяется внимание и в России. Причиной этого является стремление сформировать навыки и умения выпускника школы, которые помогут ему быть более приспособленным к жизни, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям. А именно, научить ребенка приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; способствовать приобретению коммуникативных навыков и умений; формирование весьма значимого умения пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Итак, проектный метод – средство организации учебной деятельности , в ходе которой учащийся, ориентируясь на достижение определенного результата, усваивает новые знаний и приобретает и совершенствует навыки. А в рамках ДШИ творческий проект помогает сформировать и продемонстрировать проектный стиль мышления, благодаря которому ученик четко видит проблему и находить приемлемые решения, учитывая ресурсы и время, который соединяет воедино теоретические и практические составляющие деятельности выпускника, позволяет продемонстрировать художественные навыки и знания, развить, реализовать творческий потенциал юного художника. Выбор творческого проекта в выпускном классе, как формы итоговой аттестации учащихся художественного отделения позволяет признать и проявить индивидуальность каждого юного художника. А задача преподавателя состоит в организации оптимальных условий образовательной среды, в которой учащийся будет работать с опорой собственный потенциал и соответствующую технологию создания творческого продукта.
Этапы работы над творческим проектом.
При работе над проектом выделяют четыре основных этапа: подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный. Такое деление соответствует структуре рабочего процесса и помогает правильно его организовать. Рассмотрим содержание каждого из них.
ПодготовительныйНа подготовительном этапе необходимо:
выбрать проблему, тему и название проекта, в рамках которых будет вестись работа;
определить цель и задачи;
привести обоснование актуальности темы — чем эта тема привлекательна, какую пользу принесет результат проекта, его практическое применение.
продумать оптимальный вариант решения поставленных задач;
разработать подробный план их реализации;
Конструкторский - этап планирования. Он предполагает следующую последовательность действий:собрать и проанализировать достаточное для реализации проекта количество информации;
изучить и продумать технику создания композиции.
изучить критерии оценки результата проекта.
Технологический этапПрактическая работа по выполнению эскизов, набросков, этюдов и итоговой композиции в материале, где необходимо
действовать согласно составленной программе;
при необходимости по ходу работы над творческим проектом вносить коррективы в план;
обращать внимание и анализировать удачные и неудачные моменты в процессе работы, описать их при составлении письменного отчета о проекте.
Заключительный
Формулировка заключения творческого проекта, т.е. вывод о соответствии проекта поставленной цели. Критически оценить результаты проекта, при необходимости внести предложения по его доработке или предложить альтернативный способ решения проблемы.
Оформление практической и теоретической части проекта в соответствии с требованиями.
Выполнение наглядной презентации творческого проекта.
Публичная защита творческого итогового проекта
Тождественность этапов учебного проектирования и работы над композицией
Создавая творческий проект в рамках выпускного экзамена по предмету «Композиция станковая», выпускник разрабатывает выбранную тему, оперируя приемами и средствами выразительности композиции, анализирует возможности различных художественных материалов, приемов и техник. Автор последовательно идет по ступеням развития художественного замысла, выполняя упражнения, наброски, зарисовки, этюды, эскизы, ищет решение определенных композиционных задач.
Использование метода проектов в проведении итоговой аттестации учащихся ДШИ определяется общностью логики разработки проекта и станковой композиции.
Тождество начинается с этапа, на котором выпускник с помощью преподавателя формулирует цель своей творческой работы.
Так же этап планирования учеником деятельности для достижения поставленной цели невозможен без анализа собственных знаний, умений и навыков.
Всю работу по созданию станковой композиции можно представить в виде лестницы, по которой последовательно движется ученик. И каждая следующая ступень- это результат решения определенной композиционной задачи. Содержание работы, учебные и творческие задачи, последовательность смены этапов в работе над композицией тождественны структуре и содержанию работы над проектом.
Из множества вариантов классификации этапов проектной работы мы остановились на сравнительной простой структуре проекта, которую предлагает О. В. Чуракова. В результате исследований возможности формирования ключевых компетенций учащихся на основе применения в образовании проектной технологи автор выделяет пять этапов, которые последовательно чередуются в ходе разработки и реализации проекта: поисковый, аналитический, практический, презентационный и рефлексия проделанной работы.
Как было сказано выше, процесс проектной деятельности и работы над композицией аналогичны. Этапы проекта соответствуют организации творческого композиционного поиска.
Творческий проект | Работа над сюжетной композицией |
Осознание проблемы. Поиск и обоснование проблемы, сбор информации; генерирование идей, выбор оптимального варианта, исследование проблемы. Поиск способов ее решения. Разработка идей, анализ будущей деятельности, самообразование. Практическая работа. Выполнение технологических операций, контроль своей деятельности, контроль качества, оформление проекта. Презентация работы. Защита проекта, оценка проекта, Самоанализ проделанной работы. Самооценка проекта, выводы, | Выбор темы и определение содержание сюжетно-изобразительной основы произведения. Изучение литературных и музейных материалов. Разработка в эскизах структурно-композиционное решение темы. Выполнение натурных набросков этюдов, зарисовок в соответствии с поставленной темой. Поиск тонального и цветового решение темы в эскизах. Подготовка картона. Выполнение композиции в материале. Оформление работы для экспозиции. Защита итоговой творческой работы по композиции. |
В отличии от других видов проектов, грани этапов творческого проекта определяются не очень четко, что всегда дает возможность обратиться к предыдущему этапу для уточнения или изучения теоретических основ темы, для выполнения упражнений, корректировки эскизов и пр.
Результатом творческой работы над сюжетной или декоративной композицией является создание нового оригинального продукта – станковой композиции на выбранную тему — это еще один признак, который приравнивает процесс работы в композиции к проектной деятельности.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Обобщение собственного опыт по подготовке учащихся выпускного класса художественного отделения ДШИ к защите итогового творческого проекта.
Чтобы описать эффективный процесс работы над итоговым творческим проектом, необходимо, на наш взгляд, в первую очередь определить проблемы, возникающие в ходе совместной работы преподавателя и выпускника.
На первых этапах педагогической практики в области работы над дипломным проектом, мы в основном руководствовались идеей, что на этапе выбора учащимися темы работы, необходимо руководствоваться тем, что волнует молодую творческую личность. Но с опытом пришло понимание, что зачастую выбранная выпускником тема не соответствует его возможностями изобразить задуманное.
Выбор темы проекта - это один из самых главных и сложных этапов итоговой работы выпускника, и зависит он, с одной стороны, от склонностей и привязанностей учащегося, а с другой стороны, от тщательно продуманной стратегии и тактики преподавателя.
Выпускнику очень сложно выбрать свою тему, так как на первом этапе творческого проекта учащиеся обязательно желают выполнить что-то грандиозное: работу больших форматов, в сложных техниках, с которыми они не особо знакомы и не имеют практического опыта. На протяжении многих выпусков наблюдается тенденция к выбору аллегорических тем, созданию макетов, стремление работать в технике масляной или акриловой живописи.
И тут перед преподавателем стоит сложнейшая задача по плавному, ненавязчивому направлению ученика на выбор простой и жизненной темы станковой композиции. На этом пути наставнику необходимо помнить самому и донести до учеников, что итоговая выпускная работа – это творческий продукт, который должен продемонстрировать не только чувства и интересы выпускника, но и профессиональные умения и навыки.
Поэтому выбор темы дипломных работ, в первую очередь, должен быть обусловлен тем видом деятельности, которым ребята занимались на уроках рисунка, живописи, станковой композиции. А также необходимо учитывать уровень художественных способностей ученика, его творческие предпочтения (кому-то легко дается работа в жанре «натюрморт», кто-то блещет в анималистике, а другой ученик лучше владеет декоративным стилем работы и тд.).
В течение подготовки творческих проектов нескольких выпусков мы сталкивались с проблемой, когда практически невозможно убедить ученика отказаться от, так любимой всеми темы, «Аллегория времен года», «Аллегория стихий» и др. аллегории. Эти темы, несомненно, очень интересны, но одновременно и очень сложны. Создание художественного образа с подтекстом, использование атрибутов и символов здесь требуется осмысленная глубина произведения. Это целая философская концепция, которую очень сложно донести до зрителя при помощи понятных и прекрасных внешних образов. А у выпускников 14-17 лет, как правило, из-за особенностей психологии подросткового возраста имеется огромное желание философствовать, но отсутствует достаточный для такой темы жизненный и творческий опыт. Поэтому в процессе разработки творческого проекта выпускник начинает испытывать огромные трудности и работа, зачастую, получается скучная, непонятная и малоинтересная.
Также много, особенно технических, проблем возникает, когда учащиеся выбирают тему, например, «Дизайн интерьера» и им непременно хочется создать макет комнаты. Пока дело касается эскизов, то все идет гладко, а вот для создания макетов необходимы определенные материалы, инструменты и технические возможности, которых выпускник не имеет или не обладает ими в полной мере. И на этапе создания макета из-за возникших технических трудностей учащиеся теряют интерес к работе, что, несомненно, сказывается на итоговом результате.
Итак, необходимо помочь выпускнику выбрать тот жанр, технику исполнения, которые в процессе обучения удавались лучше всего, ту тему которая затронула эмоциональную сферу , и постараться увидеть и изучить эту тему с другой стороны, выявить и подчеркнуть новые аспекты проблематики изученного материала, проявить новаторство и креативность. Т.е. задача преподавателя, так скоординировать ученика, чтобы в процессе работы над итоговым творческим проектом ему было интересно, легко работать, и чтобы в итоге выпускник смог максимально проявить свои способности, показать уровень обученности.
Споткнувшись с несколькими выпускными классами на проблеме выбора темы, мы решили начать вести подготовительную работу еще с 6, 7 класса.
Для этого мы периодически проводим с ребятами беседу с просмотром референсов по темам «Семья», «Труд. Профессии», «Народные традиции и обычаи», «Исторические события», «Образ войны», «Декоративный натюрморт», «Декоративный пейзаж». Поначалу ребята никак не хотели принимать эти темы, потому что им они кажутся (по их словам) банальными, скучными и неинтересными. Для того, чтоб донести до учеников мысль, что классические темы самые простые и жизненные и раскрыть их будет легче, интереснее и качественнее будет результат, я стараюсь подобрать фотографии и репродукции так, чтоб были представлены работы художников разных стран и разных исторических эпох. Обращаю внимание на разные стили исполнения художниками картин, рисунков на одну и ту же тему. Больше делаю акцент на творчестве современных художников, как они видят тему, например, семьи. Благо, что ресурсы Интернет позволяют нам познакомиться с работами не только прославленных мастеров живописи, графики, скульптуры. Взгляд современников на выше указанные темы ближе выпускникам, понятнее, а значит и заинтересованности в выборе предложенных тем больше.
Просматриваем фотоотчеты с защиты дипломных проектов, которые публикуются на сайтах других ДШИ и ДХШ, анализируем удачные и не очень работы выпускников прошлых лет нашей школы.
Диапазон сюжетов внутри указанных выше тем ничем не ограничен. Если, например, это тема «История», то это может быть значительное историческое событие, деятельность политика, полководца, ученого, писателя или поэта, художника, артиста и других знаменитых личностей. Можно направить интерес выпускника к культуре разных стран, к кумирам современной молодежи, к субкультурам. Обращаясь к теме «Семья» можно предложить сюжеты, связанные с материнством, детством, старостью, проблемой преемственности поколений.
Второй проблемой является то, что итоговый творческий проект включает в себя не только практическую, но и теоретическую часть работы, которая вызывает наибольшую трудность, потому что в традиционной практике обучения в ДШИ теория изучается совместно с практикой, устно или письменно отвечают ребята в основном только на уроке истории искусств. Выпускнику сложно так сразу вникнуть в структуру теоретической части (введение, теория, практика, заключение).
Несмотря на то, что и в общеобразовательных школах активно внедряют метод проектов, в основном учащиеся имеют маленький практический опыт в работе с учебной литературой, интернет ресурсами, плохо справляются с задачей выбора информации, анализа литературы, формулировкой цели, задач и тп.
Поэтому необходимо вводить практику творческих проектов с начала обучения, или, по крайней мере, в предвыпускном классе. Учитывая огромную учебную загруженность учащихся ДШИ можно выполнять коллективные творческие проекты, или индивидуальные минипроекты.
Самая главная часть аналитической теоретической работы - введение и заключение вызывают особенные трудности у учащихся. Крайне важно суметь четко сформулировать перед собой цель и поставить задачи, решение которых поможет достигнуть цели. Для грамотного выполнения этого задания преподаватель должен оказать максимальную помощь в формулировке цели, задач и выводов по проделанной работе.
Третья проблема. Практически все учащийся в той или иной мере испытывают проблемы в выборе подходящей информации в литературе и интернет ресурсах. Как правило, отсутствуют навыки использование компиляции при работе над теоретической частью творческого проекта. В теоретико-аналитической работе используются большое количество источников и необходимо создать информативный и действительно полезный материал, в котором можно найти достаточное количество данных по заданной теме. В выше описанной ситуации компиляция не должна является плагиатом. Автор работы обязательно должен использовать ссылки на другие материалы, указывая их автора.
Четвертая проблема. Не смотря на то, что с учащимися тщательно обговариваться процесс работы над проектом, под запись даются все этапы и их краткое описание, некоторые выпускники все равно норовят оставить изучение теории выбранной темы напоследок или изучают теорию поверхностно. А потом, когда времени уже совсем мало, большая часть практической работы над композицией выполнена, после тщательного изучения теоретических основ темы....приходит озарение и зачастую слышишь фразу: «Ой, а можно было сделать так и так...». Поэтому преподавателю необходимо тщательно и постоянно контролировать правильную последовательность этапов работы над проектом.
Также необходимо обеспечить ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при написании теоретической части проекта, в особенности II главы, где идет описание практической работы, а также заключения, где необходимо обобщить проделанную работу. Выпускник прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
Пятая проблема. Эскиз. Особое внимание следует уделять эскизной работе. Важно утверждение эскиза или нескольких вариантов эскизов, где учитываются композиционные решения, тоновые решения, ясность и цельность задач. Очень важно, чтобы при утверждении эскиза утверждался и подготовительный материал.
Для того что бы выпускник самостоятельно смог выбрать тему, а в дальнейшем и сюжет, чтоб зародилась своя интересная идея, необходимо потратить достаточное количество времени на просмотр произведений художников классиков и работ современных мастеров. Например, обратившись к сети Интернет и забив в строку поиска в Яндекс или Pinterest фразу «семья в живописи», видим огромнейшее количество репродукций произведений художников разных эпох и стран, стилей и направлений. Мы рассматриваем сюжеты этих произведений, анализируем, какие проблемы, вопросы волновали художников, например 19 века, и как изменился взгляд на эту же тему в 20-21 веках. В результате такой «насмотренности» учащимся уже легче работать над эскизами, в которых идет поиск содержания сюжетно-изобразительной основы будущей тематической композиции. Причем у нас существует «запрет» на устный рассказ задуманного учеником сюжета, он может преподавателю его показать (рассказать) только в виде быстрого обобщенного линейного эскиза.
Когда тема и сюжет определены - учащимся необходимо собрать материал по теме, о необходимости которого много говорить излишне, потому что только наполненные жизненной подлинностью детали могут сделать эскиз, а в итоге и картину максимально убедительными и интересными для зрителя. Сюжет будущей композиции может быть современным или же историческим, принципиальной разницы в подходе к вопросу важности сбора материала нет. Сбор материала может вестись в нескольких направлениях
обращения к историческим, документальным, литературным, музейным источникам;
обращение к месту действия в сюжете. Это может быть и пейзаж и интерьер;
изучение этнографических реалий, например костюм, предметы быта;
материал для работы над образом.
Параллельно выполняются натурные зарисовки и этюды.
Далее необходимо разработать в эскизах структурно-композиционное решение темы. И на данном этапе работы очень важно, чтоб выпускник уже проработал хотя бы в черновом варианте информацию для 1 главы пояснительной записки, где он должен обобщить и подытожить все свои теоретический знания о законах, приемах и средствах композиции.
Работа над эскизами сюжетно-тематической композиции - это самый сложный, самый долгий этап работы над выпускным творческим проектом. Значение данного этапа велико, так как именно от эскизов и их количества зависит судьба итоговой композиции. Эскиз — это предварительный поисковый набросок идеи.
Поэтому после того как более или менее точно найдена композиция будущей работы, автор переходит к созданию тональных эскизов. Сначала разбор ведется в два тона (черный и белый), чтоб определить доминанту, найти ритм. Потом по мере усложнения добавляются несколько средних тонов. Затем приступаем к решению эскизов в цвете, опираясь на тональный, что бы тон и цвет пятен совпадали.
Эскиз в цвете – это один из самых сложных этапов работы , потому что здесь необходимо сочетать поиск цвета , целостности цветового и тонового решения, создание определенного эмоционального состояния. Цветовых эскизов необходимо также выполнить как минимум три-четыре, тем убедительнее будет выбор. И поиск цветового решения должен быть сознательный, а не стихийная замена в комбинации цветов.
Очень важно закончить поисковую эскизную работу до просмотра в конце первого полугодия выпускного класса, для того, чтобы совместно с преподавателями художественного отделения и учениками проанализировать эскизы, получить замечания и рекомендации по улучшению работы.
А уже во втором полугодии учащиеся переходят к выполнению картона композиции, а затем композиции в цвете. Чистовик начинаем с прокладывания локальных цветовых пятен, затем прорабатываем светотень и продолжая работу, выявляем тональные отношения. Следующий этап - это деталировка формы. Завершение композиции требует наибольшего внимания, смелости и напряжения выпускника, потому что он должен собрать в едином порыве всю работу. Задача преподавателя вовремя «остановить» автора, чтобы тот не нагрузил лишними деталями картину.
Теоретическая часть проекта - пояснительная записка (текстовый документ) состоит из глав, параграфов, при необходимости, разделов и подразделов. Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна включать:
титульный лист творческого проекта
содержание творческого проекта
введение творческого проекта
основная часть творческого проекта
заключение
список источников информации
приложение.
2.3.1 Введение
Во введении автор формулирует цели и задачи проекта; обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью.
Цель проекта вытекает из темы, это , как правило, творческий продукт, т.е станковая композиция . Для формулировки цели творческой работы можно воспользоваться следующей схемой:
используйте слова типа: изготовить, разработать, создать, усовершенствовать, выполнить, научиться выполнять, нарисовать, написать и др.
далее добавьте название творческого продукта.
и уточните, в какой технике будет выполнено (например "в технике живописи").
А задачи проекта уточняют содержание деятельности, направленной на реализацию проекта, на достижение цели, это ступени, по которым автор последовательно движется к цели. Задачи творческого проекта формулируются автором проекта после постановки цели, и для этого, нужно ответить на вопрос: "Что нужно сделать, чтобы достичь цели проекта?". И помним , что задачи проекта - это все последовательные этапы создания творческого продукта с начала до конца.
Задачи оформляются в виде перечня действий, например: изучить..., исследовать..., систематизировать..., разработать..., написать, освоить, определить, развить, проанализировать, подобрать, закрепить и тп.. При формулировании задач необходимо учитывать, что описание решения этих задач, составляет содержание глав и параграфов работы, названия которых отражают поставленные задачи;
При выполнении творческого проекта по композиции задачи могут выглядеть примерно так:
I. Изучить историю развития темы в истории искусства.
II. Раскрыть понятия, связанные с изучаемой темой , например, «станковая композиция»,«сюжетная композиция», «законы и правила композиции».
III. Выполнить станковую сюжетную композицию на тему….
1. Определить содержание сюжетно-изобразительной основы произведения в эскизах.
2. Изучить музейные материалы, репродукции и фотографии.
3. Разработать в эскизах структурно-композиционное решение темы.
4. Выполнить натурные зарисовки и этюды в соответствии с поставленной задачей.
5. Найти тональное и цветовое решение темы в эскизах.
6. Выполнить композицию в материале.
IV. Оформить работу к экспозиции.
V. Оформить текстовую часть творческого проекта и презентацию.
2.3.2 Глава 1. Аналитико-теоретическая часть творческого проекта
После того как выбрана тема, определены источники, которые будут использоваться, поставлены цель и задачи, можно переходить к написанию теоретической части итогового творческого проекта
В структуре итогового творческого проекта две основных главы:
теоретическая часть и практическая. В теоретическая часть содержит теоретические положения, являющиеся основой для практической работы. Эти положения выпускник формулирует на основе работы с научной литературой, учебниками, энциклопедиями, статьями в печатных изданиях, справочными изданиями, а также ресурсами Интернета, мультимедийными источниками. Не следует использовать только лишь Интернет – ресурсы, поскольку информация, содержащаяся там зачастую однотипна, и теоретический материал не будет уникален, что не позволит получить высокую оценку при защите творческого проекта.
Следует помнить, что простое заимствование цитат из литературы, статей и учебников не является целью написания теоретической части творческого проекта. Автор проекта должен создать понятную, логичную теоретическую основу, которая поможет ему создать станковую композицию на высоком уровне, продемонстрирует его знания, и для этого необходимо решить следующие задачи:
Систематизировать собранный теоретический материал, выделить главное.
Пропустить его через себя, сформировать личное мнение по изучаемому вопросу.
Связно и логично изложить теоретические вопросы по теме проекта.
А также компиляция может привести к плагиату, поэтому обязательно необходимо использовать ссылки на материалы других авторов. Без теоретической части проект не может быть создан, поскольку перед автором стоит задача продемонстрировать его твердые теоретические знания по выбранной теме, владение такими методами исследования как анализ и синтез, способность критически оценивать информацию, выделять существенное, давать сравнительную характеристику различных авторских мнений по изучаемому вопросу.
Для того чтоб успешно справиться с данным заданием, необходимо понять смысл написания теоретической части дипломной работы:
детальное изучение объекта исследования;
анализ различных точек зрения;
самостоятельное формирование теоретической концепции;
логичный выход на практическую часть дипломного исследования.
При выполнении творческого проекта по композиции содержание теоретической главы могут выглядеть примерно так:
Глава I. Аналитико-теоретическое обоснование темы
Тема семьи в истории живописи
Станковая композиция
Законы, приемы и средства композиции
2.3.3 Глава II. Практическая часть творческого проекта
Вторая глава итогового творческого проекта посвящена описанию деятельности учащегося в процессе создания композиции. Выпускник должен последовательно описать весь процесс создания композиции на выбранную тему. Теоретическая и практическая части должны быть тесно связаны. Несоответствие поставленных задач и полученных результатов может существенно снизить оценку. Кроме того, именно практическая часть проекта показывает, есть ли в работе научная (теоретическая) основа и насколько прочно освоил теоретический материал выпускник ДШИ. Поэтому описание каждого этапа должно сопровождаться пояснениями:
какие цели преследовались при разработке эскизного материала;
какие приемы, средства и законы композиции были использованы в создании композиции;
какие проблемы возникали в процессе работы и как они решались.
Сначала автор рассказывает о процессе выбора темы, жанра и техники исполнения. Далее учащийся описывает процесс создания композиции:
определение содержание сюжетно-изобразительной основы произведения;
изучение литературных и музейных материалов;
разработка в эскизах структурно-композиционное решение темы;
выполнение натурных набросков этюдов, зарисовок в соответствии с поставленной темой;
поиск тонального и цветового решение темы в эскизах;
подготовка картона;
выполнение композиции в материале.
Таким образом, грамотно и последовательно описывая и анализируя свою и работу, выпускник должен показать свои знания и умения.
Учащийся должен знать: основные законы композиции, основные правила композиции, основные приёмы и средства композиции.
Учащийся должен уметь : грамотно и последовательно вести работу. применять на практике основные законы и правила композиции, применять знания, полученные на уроках истории искусства для анализа своей работы. Владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслов. Применять знания, полученные по живописи и рисунку для создания грамотных композиций.
Заключение - это обобщение результатов работы над творческим проектом и выводы.
Выпускник по порядку освещает полученные результаты, формулирует выводы по достижению цели и выполнении поставленных задач, оценивает степень решения задач, дает самооценку выполненной работы.
Выводы должны быть написаны четким, лаконичным и ясным языком.
Необходимо что бы выводы в заключении творческого проекта быои согласованы с задачам проекта, сформулированными во Введении.
Грамотно написанное заключение помогает оценить умение автора обобщать, выделять главное в результате выполненной работы
Необходимо взять почти дословно цель проекта, которая была сформулирована в начале работы и записать ее уже утвердительной форме. Обязательно указать , какие задачи выполнены и с какими результатами. Далее рассказать кратко о развитии идеи проекта, отметить, какие знания. Умения и навыки приобретены или усовершенствованы вами в процессе работы над творческим проектом. Обязательно нужно обратить внимание на проблемы, которые возникали в ходе работы. А также отметить, где нашел применение созданный творческий продукт, оценить новизну и оригинальность объекта проекта.
2.3.5 Библиография или список используемой литературы и электронных ресурсов и публикации
В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте и которые использовались для работы над проектом.
Библиографический список использованной литературы помещают после заключения. В работе следует использовать способ построения библиографического списка по алфавиту.
Алфавитный способ группировки литературных источников характеризуется тем, что фамилии авторов и заглавий (если автор не указан) размещены по алфавиту. Однако не следует в одном списке смешивать разные алфавиты. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на русском языке.
Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати полностью на основании выходных данных.
Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати.
Книги одного, двух, трех авторов
Например:
Алтапов М.В. «Всеобщая история искусств» Т.1-2. М.,1949
Например: Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов.- М; Просвещение,1982 – 160 с
Статья из газеты и журнала
Например:
Грицай Н. Рассказы о шедеврах. Рубенс Персей и Андромеда// Юный художник.-1987.-№8.- С.8-9.
Пример оформления затекстовых ссылок на веб-ресурсы и электронные источники в библиографическом списке:
Крюкова Е. Композиция [Электронный ресурс] // Художественная Школа Jotto [сайт]. [2013]. URL: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/kompozitsija.
2.3.6 Приложение
В приложении размещаются материалы иллюстративного и вспомогательного характера: эскизы, наброски, фотографии, рисунки, репродукции.
В Аналитико-теоретической и практической частях творческого проекта на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
Приложения выполняют на листах формата А4, А3; А2; А1.
2.4 Рекомендации по оформлению теоретической и практической частей итогового творческого проекта
Традиционно сложилась определенная композиционная структура учебно-научного произведения, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Главы основной части. (Глава 1 «теоретическое обоснование работы», Глава 2 «практическая работа»)
5. Заключение.
6. Библиографический список.
7. Приложения.
2.4.1 Общие требования к оформлению пояснительной записки
Текст проекта распечатывается на листах формата А4. При этом соблюдаются стандартные размеры полей:
левое — 20 мм;
правое — 10 мм;
верхнее и нижнее поля — 15 мм.
Рекомендованный шрифт — Times New Roman, размер — 14, межстрочный интервал — полуторный, тип выравнивания текста — по ширине.
При оформлении необходимо обратить внимание, чтобы текст был удобен для чтения. Старайтесь не перегружать текст сложно построенными фразами. Соблюдайте отступы между абзацами. Сами абзацы не должны быть длинными, два-четыре предложения вполне достаточно.
Заголовки и подзаголовки печатаются полужирным текстом путем выбора типа заголовка из списка в верхней строке редактора. Начинаются с заглавной буквы, точка в конце не ставится. Между заголовком и текстом соблюдается двойной интервал.
Каждая глава начинается с новой страницы и нумеруется арабской цифрой с точкой. Параграфы обозначаются двумя цифрами через точку, пункты параграфов — тремя цифрами через точку.
Сокращения, используемые в тексте, должны быть общепринятыми. Инициалы упоминаемых людей пишутся перед фамилией. При употреблении формул используемые символы подлежат расшифровке.
Все приложения к проекту (чертежи, графики, схемы, таблицы, рисунки и т.д.) располагаются после списка литературы, нумеруются и подписываются. Надпись «Приложение» и его номер располагаются в правой верхней части листа. Название и номер объекта — под картинкой по центру. В тексте самого проекта дается указание на соответствующее приложение.
Страницы нумеруются внизу по центру, начиная со второй. На первой странице (титульном листе) номер не ставится.
Оформление титульного листаОформление титульного листа творческого проекта соответствует общим правилам для любых видов отчетных работ (контрольной, курсовой, дипломной и т.д.) Требования к соблюдению полей и межстрочных интервалов — те же, что и для всего текста. Номер страницы не проставляется. Текст выравнивается по центру.
В верхней части листа указывается «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» (размер шрифта 16).
По центру полужирным шрифтом прописывается «Итоговый творческий проект» (шрифтом 24). Строчкой ниже указывается, по какой дисциплине «композиция». В следующей строчке — само название проекта (размер шрифта 28).
В правом нижнем углу указывают, кто выполнил проект (ФИО, класс, отделение, программа). Под ним располагаются сведения о руководителе (ФИО, должность). Если есть консультанты, их фамилии прописывают строчкой ниже. Эти данные выравниваются по правому краю. Размер шрифта 14.
В самой нижней строке этим же шрифтом по центру указывается населенный пункт (город) и через запятую год. См.Приложение 1
2.4.2 Общие требования к оформлению композиции.
Каждая работа должна иметь законченный вид и оформлена (рама, паспарту).
Должна быть приложена этикетка со следующей информацией: название работы, фамилия и имя автора, его возраст, образовательное учреждение, фамилия и инициалы педагога. Эскизы оформляются в виде коллажа на белой бумаге.
2.5 ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОГО ИТОГОВОГО ПРОЕКТА ПО КОМПОЗИЦИИ (выпускной экзамен)
Структура экзамена.
Для прохождения итоговой аттестации выпускнику необходимо:
представить итоговую композицию в оформленном виде.
предоставить поисковые эскизы (композиционные, линейные, тоновые, цветовые).
представить экзаменационной комиссии пояснительную записку (папку), в которой, раскрыты этапы работы.
устное выступление (презентация) итоговой композиции
После выступления членам экзаменационной комиссии предоставляется право задавать выпускнику дополнительные вопросы в соответствии с ФГТ.
Далее обсуждение результатов защиты членами экспертной группы;
доведение до выпускников выводов и рекомендаций экспертной группы.
1. Четкое, логическое, последовательное раскрытие содержания этапов проекта, свидетельствующее о его профессиональной компетенции.
2. Владение навыками публичного выступления (логика рассуждения, культура речи, умение обоснованно отвечать на вопросы комиссии).
3. Соблюдение регламента защиты (для защиты проекта выпускнику отводится 5 минут).
Защита работы проходит обычно в течение 6-10 минут (5-7 минут на выступление, 1-3 минуты – ответы на вопросы).
2.5.1 Рекомендации по защите творческого проекта
На защите творческого проекта обязательно необходимо помнить о регламенте выступления, а для этого нужно заранее написать текст доклада и отрепетировать.
Великий оратор Цицерон говорил: «Обязанность оратора заключается в следующем: найти, что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести».
План публичной защиты:
Актуальность и цель и задачи проекта.
Основные этапы проекта и их задачи, методы и средства их достижения.
5. Характеристика творческого продукта.
6. Самоанализ успешности проектной работы, перспективы развития проекта.
2.5.2 Психологические советы по публичной защите проекта.
Для того чтоб унять волнение перед выступлением необходимо глубоко подышать и представить, что перед вами не аттестационная комиссия, а ваши друзья.
Четкая и понятная речь - это проявление уважения к слушателям
Зрительный контакт с аудиторией помогает вызвать симпатию и интерес к вам
Важно не читать текст вашего доклада с листа, а только лишь держать его в руках как поддержку, и иногда опускать взгляд в текст.
Обязательно по завершению доклада поблагодарите комиссию за внимание, а руководителя – за помощь.
Не нужно бояться вопросов, которые задают после завершения вашей речи члены экзаменационной комиссии. Это есть свидетельство зрителей к вашему проекту, а также это шанс продемонстрировать вашу эрудицию.
Ответ начинать с благодарности за вопрос.
Реакция на каждый вопрос должна быть быстрой, это свидетельствует об высоком уровне вашей подготовки.
Если вы поняли вопрос, то можно попросить его переформулировать или задать уточняющие вопросы.
Главное побороть страх перед членами аттестационной комиссии и понять, что преподаватели не имеют цель «завалить» вашу защиту (а может и наоборот, хотят вытянуть вас на более высокую отметку), поэтому просто в беседе пытаются понять, насколько вы понимаете тему, можете ее раскрыть и проанализировать свою работу самостоятельно.
Также высоко ценится способность к честному и объективному самоанализу, поэтому скромно указывайте на свои преимущества и недостатки, ошибки, которые учтете в будущем.
А также необходимо заранее продумать ответы на возможные вопросы (вместе с куратором вашего проекта обсудите какие вопросы могут возникнуть)
Многих вопросов, которые часто задают члены экзаменационной комиссии можно избежать, если логично и грамотно выстроить первую часть доклада, оформить сопроводительную записку, подготовить презентацию
1. Почему выбрали именно эту тему?
Актуальность выбранной темы?
Какие цель и задачи ставили?
Удалось ли их достичь?
Какие перспективы развития темы?
Какой смысл вы вкладывали в то или понятие?
Почему вы выбрали именно эти живописные или графические техники и способы ведения проекта?
3. Какими источниками информации вы пользовались? Почему они заслуживают доверия?
4. Как вы сами оцениваете свою работу (отдельные этапы проекта)? Что получилось лучше, что хуже? Почему? Как справлялись с возникающими трудностями?
Уделите внимание вопросу качества презентации и наглядных материалов. Ваша работа должна быть представлена в самом выгодном ракурсе.
Если вы превысили время доклада, установленное регламентом и вам об этом напомнили или вы видите потерю интереса публики к вашему выступлению , то вам необходимо плавно завершить выступление словами : "...о моем проекте можно сказать еще многое, но я перейду к основным выводам..."
"Уважаемые слушатели, члены аттестационной комиссии!
Я ученик (ца)___класса, ...(Фамилия Имя).
Руководитель моей работы ....(Фамилия И.О., должность)
Тема моего проекта..
Выбранная тема является актуальной, потому что... \Таким образом, целью проекта было ...
Для достижения которой потребовалось решить следующие задачи...
Для этого я ....... изучил (а) источники (краткая характеристика источников информации) / работал в библиотеках/ побывал на выставке, в музее/ провёл опрос, поставил опыты и т.д.
В результате мне удалось создать...
К преимуществам/ недочетам работы можно отнести....
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я…
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы). В ходе работы я принял (а) решение изменить проектный продукт, так как…
Благодарю за внимание. Готов (а) ответить на Ваши вопросы"
2.5.3 Советы по созданию презентаций
Четко сформулировать свои мысли и не потерять внимание слушателей поможет минимальное количество слайдов.
Шрифт необходимо выбирать простой, не узкий, без засечек. Размер основного шрифта 22-24, а для заголовка чуть крупнее. Это даст возможность всей аудитории комфортно прочесть текст и быстрое понять смысл доклада. Рекомендуемый шрифт Helvetica или Arial
Точки-маркеры и короткие предложения помогут вам построить текст с четкой структурой. Необходимо размещать по возможности каждый пункт в одной строке без переносов. Необходимо, чтобы аудитория слушала вашу речь, а старалась разобрать текст презентации.
Для улучшения восприятие используйте картинки, фотографии высокого качества и разрешения и в небольшом количестве, иначе слайд будет перегружен. Используйте картинки, чтобы более выразительно преподнести свою мысль.
Фон слайда должен быть неяркий, не перегруженный декоративными украшениями. А цвет текста выбирать лучше в контраст фону. В цветовом решении и выборе шрифта на протяжении все презентации необходимо придерживаться единообразия. Анимацию , выплывающий текст лучше вообще не использовать.
Проверяйте орфографию и пунктуацию.
Обязательно заранее проверьте свою презентацию на компьютере, который будет использоваться во время защиты творческого проекта.
Не считывайте текст со слайдов презентации. Освещайте свою работу только лишь с опорой на точки-маркеры.
2. 6 Критерии оценивания выпускного экзамена
Для аттестации выпускников установлена пятибалльная
дифференцированная система оценок: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), «2 - неудовлетворительно».
Оценка за экзамен заносится в свидетельство об окончании ДШИ.
Ключевые принципы оценивания:
валидность: мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования и объект оценки соответствуют поставленным задачам;
надежность: использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений;
объективность: оценка должна характеризовать объём и качество знаний и умений обучающихся независимо от методов и средств контроля, личных качеств учителя. На оценивание знаний не должны влиять симпатии или антипатии учителя, особенности поведения и здоровья обучающихся.
2.6.1Критерии оценивания пояснительной записки
Письменная часть работы сдается для оценивания руководителю проекта не позднее, чем за неделю до дня защиты. Учащиеся, не сдавшие в уставленный срок письменную часть работы и/или не получившие положительный отзыв руководителя на письменную часть проектной работы, не допускаются до защиты. Письменное описание проекта оценивается в соответствии с критериями, изложенными ниже. Баллы по критериями выставляются с учетом требований и рекомендаций по содержанию и оформлению письменного описания проекта.
НАЗВАНИЕ КРИТЕРИЯ
ОБЛАСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ | БАЛЛЫ | |
1. Оформление работы | Соответствие оформления работы предъявляемым требованиям (шрифт, межстрочный интервал и т.п.) Корректность оформление списка литературы и источников информации Оформление титульного листа, оглавления, приложений, основного содержания | До 5 баллов |
2. Содержание работы | Логика и структура изложения основного материала Достаточность объема работы, глубина раскрытия хода реализации проекта и особенностей продукта Корректность использования источников информации | До 5 баллов |
2.6.2 Критерии оценивания практической части итогового творческого проекта
Объектом оценивания является итоговая живописная либо графическая композиция.
Предмет оценивания — это сформированный комплекс:
знаний законов композиции, закономерностей построения художественной формы.
умений использовать средства живописи и графики, их изобразительно-
выразительные возможности.
умение самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических либо живописных средств.
умение самостоятельно выявить и подчеркнуть форму изображаемых предметов цветом, тоном и фактурой.
умений находить живописно - пластические решения для каждой творческой задачи.
создание эмоциональной выразительности листа и подчинение всех элементов композиции основному замыслу.
самостоятельное тонально выдержанное и колористически грамотное решение плоскости листа.
навыков последовательного осуществления работы по композиции.
НАЗВАНИЕ КРИТЕРИЯ | ОБЛАСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ | БАЛЛЫ |
эскизная работа | поисковые, композиционно-линейные, тоновые, цветовые эскизы | До 5 баллов |
Содержание работы | композиционное, цветовое или графическое решение итоговой композиции | До 5 баллов |
2.6.3 Критерии оценивания публичной защиты итогового творческого проекта
НАЗВАНИЕ КРИТЕРИЯ | ОБЛАСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ | БАЛЛЫ | ||
Да 5 б. | Частично 3 б. | Нет 0 б. | ||
Степень изученности и глубина понимания темы проекта | Обоснование актуальности Качество и отбор источников информации Уместны ли используемые источники информации? («0» баллов, если ссылки оформлены некорректно) Глубина понимания основные теоретические положения, | | | |
| Итого | До 15 баллов | ||
Планирование и выбор способов достижения цели и задач проекта | 1. Соответствует ли цель и задачи проекта обозначенной актуальности и полученному продукту? 2. Соответствуют ли цель и задачи друг другу логически?3. 3.Уместность выбранных приемов живописи или графики. | | | |
| Итого | До 10 баллов | ||
Культура выступление и презентация проекта | Композиция выступления (структура доклада) Выбор и оформление наглядных средств выступления Речевое оформление Ответы на вопросы жюри (коммуникативная культура) | | | |
| Итого | До 20 баллов | ||
Сложность и качество проектного продукта | Объем проделанной работы Соответствие творческого продукта предъявляемым требованиям к его качеству, оформлению, эстетическим характеристикам и т.д.? Оригинальность продукта | | | |
| Итого | До 15 баллов | ||
Самоанализ и самооценка проектной работы | Способность оценить сильные и слабые стороны проекта Способность называть возникшие затруднения в процессе работы, способы их преодоления; что далось легче всего и почему. Способность проанализировать влияние проекта на развитие собственных умений и навыков, приобретение знаний Способность проанализировать собственное отношение к проекту и его причины | | | |
| Итого | До 20 баллов | ||
Итого До 80 баллов |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итоговая выпускная работа по станковой композиции - это деятельность, максимально демонстрирующая знания и умения выпускника ДХШ или художественного отделения ДШИ в области рисунка, живописи, композиции и даже истории искусства, его подготовленность к самостоятельному творческому мышлению, умение реализовывать свои творческие замыслы. В процессе работы над композицией выпускник получает ценный опыт самостоятельного решения творческих задач, проходя все стадии рождения картины – от наброска и эскиза к законченному произведению.
Итоговый творческий проект - это огромный по времени, серьезный и тяжелый труд преподавателя и ученика, это подытоживание опыта работы за все годы обучения в художественной школе, мера и уровень начального художественного образования, начало творческого пути.
Проанализировав информацию о проведении выпускных экзаменах, которую мы могли увидеть на сайтах ДШИ и ДХШ, а так же из опыта коллег, мы сделали вывод, что раньше (в основном в условиях реализации программ художественно-эстетическое развития) выпускной экзамен представлял собой выполнение рисунка на тему в классе за определенный временной промежуток или самостоятельная работа над композицией учащегося в течение 2 полугодия выпускного класса и затем творческий просмотр. В ДХШ имени И.Е. Репина г. Тольяти, например, экзамен состоит из двух частей. Теоретическая часть: тестовое задание, состоящее из 10 вопросов. Практическая часть включает в себя 2-3 варианта линейных, тоновых и цветовых эскизов. Но последние годы многие школы уже практикуют защиту творческого проекта по композиции. Хотя и до сих пор некоторые коллеги считают, что практиковать защиту выпускных творческих проектов не стоит, в силу ранимого возраста выпускников ДШИ или ДХШ.
В процессе написании данной методической работы, цель которой обобщить и уточнить опыт проведения выпускного экзамена по композиции в форме публичной защиты творческого проекта, мы отталкивались от следующих фактов:
Одна из причин внедрения предпрофессиональных программ – это обеспечение преемственности в художественном образовании: учащимся, освоившим ДПОП в области изобразительного искусства, легче учиться в СУЗах и ВУЗах художественной направленности.
Использование метода проектов в проведении итоговой аттестации учащихся ДШИ определяется тождественностью логики построения процесса проектирования и процесса работы над композицией.
Выпускной экзамен по композиции имеет своей целью оценить знания, умения и навыки выпускника в области живописи, рисунка, композиции и теории и истории искусства согласно ФГТ.
Исходя из выше сказанного, мы считаем, что творческий проект — это самая эффективная форма проведения итоговой аттестации в ДШИ или ДХШ в условиях реализации предпрофессиональных программ в области искусства.
V. Список литературы
Мошнина Р.Ш. Учитель в зеркале стандарта / Р.Ш. Мошнина // Нач. шк.: прил. к газ. "Первое сент.". - 2009. - 1-15 сент. (№ 17). - С. 2-7; 16-30 сент. (№ 18).
Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 –
Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003.
Чистякова С.Н. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2003. -№3. -101 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие сост. Е.С.Полат, М.Ю. Бухарина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005 г.
Чистякова С.Н. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2003. -№3. -101 с.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000
Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. – 326 с.
Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926. Матяш Н. В.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". – М., 2004.
Светлана Гришина. Выпускники художественной школы им. Корбакова впервые защищают экзаменационные проекты [Электронный ресурс] // cultinfo Культура в Вологодской области [сайт]. URL:http://cultinfo.ru/news/2019/5/graduates-of-the-art-school-korbakova-first-protec
Литвинова Э.С. Специфика обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в детских художественных школа [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир Науки» 2016, №2 (март — апрель), Том 4[сайт]. URL:http:https://mir-nauki.com/vol4-2.html
Лазарева Н. В. Методическая разработка по предмету «Станковая композиция»в Детской художественной школе [Электронный ресурс] // Информационный ресурс cyberpedia [сайт].URL:https://cyberpedia.su/24x9e3c.html
Е.С. Полат. Метод проектов. История и теория вопроса [Электронный ресурс] // StudFile[сайт].URL:https://studfile.net/preview/6306194/
История и особенности «метода проектов» Джона ДьюиИсточник [Электронный ресурс] // журнал PsychoSearch [сайт]. URL: https://psychosearch.ru/teoriya/vospitanie/478-istoriya-i-osobennosti-metoda-proektov-dzhon-dyui Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся [Электронный ресурс] // База данных exdat [сайт]. URL:https://rudocs.exdat.com/docs/index-236690.html Сухова Ю. Дипломная работа в Детской школе искусств [Электронный ресурс] //международный образовательный портал МAAM.RU [сайт]. URL:https://www.maam.ru/detskijsad/diplomnaja-rabota-v-detskoi-shkole-iskustv-chast-1.html Туркина Н. Творческий проект: определение, цели, задачи, этапы [Электронный ресурс] // Блог сайта Fenix.help [сайт]. URL:https://blog.fenix.help/napisanie-redaktura/tvorcheskiy-proyekt-opredeleniye-tseli-zadachi-etapyКудряшова А. Что такое "Творческий проект"[Электронный ресурс] // Сайт образовательно-информационного сетевого издания «Звуки Красок»[сайт]. URL:https://www.zvukrasok.ru/studio/tvorcheskij_proekt/2018-01-21-25
Структура творческого проекта [Электронный ресурс] // Творческие проекты и работы учащихся [сайт]. URL:https://tvorcheskie-proekty.ru/node/1Репина К.Г. Повышение эффективности работы над композицией дипломного проекта[Электронный ресурс] // научная электронная библиотека LIBRFRY.RU Поволжский педагогический вестник номер:3(4)Год: 2014[сайт]. URL:https://elibrary.ru/contents.asp?id=34069248
Итоговый экзамен. Порядок проведения итогового экзамена для учащихся художественной школы имени И.Е.Репина: [Электронный ресурс] // Художественная школа имени И.Е.Репина [сайт]. URL: http://repinka-tgl.ru/uchebnyj-process/predmety/itogovyj-ekzamen/Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе "Живопись" [Электронный ресурс] // МБУДО «Орловская детская школа изобразительных искусств и ремесел»[сайт]. URL:http://izo-art-orel.ru/index.php/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/osnovnye
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»
Итоговый творческий проект
по композиции
«Декоративный натюрморт»
Выполнила ученица 8 класса
художественного отделения
ДПОП «Живопись», 8 лет обучения
Ковалева Лариса
Преподаватель Крюкля О.В.
г. Фокино, 2021
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Натюрморт……………………………………………………………………………5
1.1 Краткая история натюрморта как жанра живописи…………………………...7
1.2 Натюрморт и его особенности.………………………………………………....................................…14
1.3 Виды натюрморта…………………………………………………………………………16
1.4 Декоративный натюрморт……………………………………………………..................................18
Глава 2. Практическая работа «Декоративный натюрморт «Праздничная суета» ……………………………………………………………………….………………21
2.1 Оборудование и материалы……………………………………………………21
2.2 Постановка……………………………………………………………………...21
2.3 Описание хода работы……………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………...32
Список использованной литературы…………………………………………...............................................34
Приложение ……………………………………………………………………….36
Творческий проект в выпускном классе, как форма итоговой атт
DOCX / 119.9 Кб