Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Метелица»»
Творческий проект во 2 младшей группе
“Волшебное тесто”
Подготовили :
Воспитатели
Гуцул Аурика Дмитриевна
Белавина Ольга Николаевна
г.Новый Уренгой
2019г.
Введение
Вопрос развития творческого потенциала детей для нас всегда являлись особенно значимыми. Мы давно поняли, что каждый ребёнок талантлив по-своему и заметили, что дети дошкольного возраста охотно берутся за любые дела, но из-за отсутствия достаточного опыта, ни навыков мастерства. Без помощи взрослых, многие затеи обречены на провал или на весьма посредственное исполнение. Но в совместной деятельности с педагогом, возможности каждого ребенка выходят на более высокий уровень.
Одним из видов совместной деятельности являются занятия по тестопластике. Наша задача, как педагогов, предлогать задания по принципу “от простого к сложному” и постоянно находить оптимальную нагрузку для детей. создавая благоприятные условия для их творческого роста, поощрять активность и поддерживать должный уровень трудности, помогать развиться воле и фантазии ребёнка.
Тестопластика – это лепка из соленого теста, материала, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранять полученный результат. Используя возможности тестопластики как средства приобщения дошкольников к культурным и народным традициям, можно благоприятно влиять на развитие личности ребёнка, вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию и стремление к творчеству.
Занятия по тестопластике воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.
Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует:
1. Повышению сенсорной чувствительности, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
2. Развитию воображения, пространственного мышления, общей ручной умелости, мелкой моторики рук;
3. Синхронизацие работы обеих рук;
4. Формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
5. Развитию творчества ребенка.
Пояснительная записка
Тип проекта:
по содержанию: творческий;
по числу участников: групповой, 24 ребёнка;
по времени проведения: краткосрочный, 5 месяцев;
по характеру: в рамках ДОУ
участники проекта: дети, родители, педагоги.
Актуальность проекта обусловлена следующими проблемами:
В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития в ДОУ.
Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни ребенка. Исходя из этого, необходимо выстраивать систему художественно-эстетического воспитания и развития на основе разных видов искусств и художественной деятельности.
Проект предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, что даёт возможность каждому ребёнку открыть для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цель:
Создание условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование тестопластики.
Задачи:
- Ознакомить с приёмами и способами работы с солёным тестом;
- Учить создавать плоскостные и объёмные изделия из теста;
- Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;
- Развивать фантазию, воображение, самостоятельность, мышление, мелкую моторику, тактильную чувствительность, глазомер;
- Повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
- Воспитывать усидчивость, художественно-эстетический вкус;
- Формировать умение планировать работу, предвидеть результат и достигать его при необходимости внося изменения в первоначальный замысел;
- Развивать потребность к творчеству, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели;
- Учить самостоятельно организовывать свое рабочее место;
- Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Прогнозируемые результаты:
- Участие в проектной деятельности будет способствовать формированию положительной мотивации детей дошкольного возраста при изучении видов творческой деятельности, расширению словарного запаса.
- Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг художественно-эстетической направленности.
-Повышение квалификации педагогов детского сада в области художественно-эстетического развития, включенность в проектную деятельность, удовлетворенность потребностей в самовыражении.
При условии успеха реализации проекта:
- дети получат разностороннее развитие, повысятся начальные возможности развития своих творческих способностей;
- родители – обогатят знания по художественно-эстетическому направлению;
- педагоги повысят свой профессиональный уровень.
Реализация проекта, позволит обеспечить:
- повышение качества эффективности воспитательной системы;
- качественное улучшение художественно-эстетического развития воспитанников;
В перспективе накопленный опыт организации образовательных услуг приведет к более тесному контакту родителей, детей и педагогов.
Риски реализации проекта и механизмы их снижения:
1. Психологическая неготовность родителей к принятию идеи - распространение информации о достоинствах и полезных качествах, реалистичность достижения общей цели и задач, благоприятная психологическая обстановка.
2. Загруженность педагогического коллектива - рациональная организация рабочего времени.
3. Форс-мажорные обстоятельства - четко распределить обязанности и ответственность, информированность как родителей, так и педагогов.
Новизна и практическая значимость:
- В нашем дошкольном образовательном учреждении впервые внедряется система воспитания художественно-эстетической направленности основанная на тестопластике.
- Данная система предполагает использование нетрадиционных форм организации деятельности и главный акцент делается на творчество детей.
- Все формы организации художественно-эстетической направленности предполагают активное использование современных технологий.
Ожидаемые результаты умений детей:
- Пользуется разными приёмами и способами работы с солёным тестом;
- Додумает и украшает изделие соответствующими деталями;
- Правильно смачивает и соединяет детали из теста;
- Создаёт самостоятельно поделку из нескольких частей;
- Умеет самостоятельно организовывать свое рабочее место;
- Участвует в диалоге, слушает окружающих, высказывает свою точку зрения.;
- Аккуратней раскашивает готовые поделки.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап | Январь | 1.Изучение и сбор информации по теме проекта; 2.Определение цели и задач проекта; 3.Подборка литературного и иллюстративного материала, образцов для работы по тестопластике. 4.Изготовление консультаций для родителей. |
Основной этап | 4-я неделя января - 1-ая неделя мая | 1.Проведение занятий по плану проекта для реализации поставленных цели и задач. 2. Экспериментирование: «Свойства теста». Цель: расширять представления детей о свойствах теста, ознакомить с разными видами теста. Активизировать в речи детей соответствующие понятия, учить делать выводы по результатам наблюдений. |
Заключительный этап | 2-я неделя мая | 1.Оценка эффективности проекта; 2.Оформление проекта. |
Перспективное планирование
Месяц | Тема | Задачи |
Январь | Поиск и сбор информации. Подготовка и ознакомление с соленым тестом, его изготовлением и свойствами пластичности. | - Дать представление о способе приготовления соленого теста. - Познакомить с возможностями теста (пластичность). - Разучивание стихотворения «Кружась легко и неумело….» - Разучивание пальчикового упражнения «Тесто». - Знакомство с подручным материалом для украшения поделок из теста. - Обогатить словарный запас детей новыми словами (скалка, валик, ситечко, пластичность). |
Февраль | «Снежинка» | - Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении за зимними явлениями, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин. -Научить детей технике раскатывания небольшого комка теста продольными движениями ладоней. -Показать возможность изменения полученной формы сплющиванием и закручиванием; поддерживать интерес к поиску способов дополнения. - Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение, мелкую моторику рук. |
«Валенки» | - Знакомство с историей традиционной русской зимней обуви “Валенки”. - Учить детей лепить лепешки и при помощи формы вырезать валеночки. - Формировать интерес к устному народному творчеству: потешкам, пословицам, поговоркам, частушкам; - Развивать воображение, фантазию, творчество. - Добиваться выразительной формы. Развивать мелкую мотори рук, воображение. | |
Март | «Ромашки для мамы» Коллективная работа | - Вызывать интерес у детей в работе с тестом. - Продолжать учить детей тому, что из самых разных предметов и материалов может получиться обсалютно новая и интересная поделка. - Продолжать освоение техники рельефной лепки: создавать уплощённые фигуры цветов, украшать при помощи пуговиц бросовых предметов. - Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. - Учить детей работать вместе, сообща. - Разгадывание загадок о продуктах, входящих в состав теста. Разучивание стихотворения Н. Мельник «Расцвели ромашки» |
«Хлеб всему голова» | - Изучение интересов и возможностей детей в лепке, совершенствовать технику раскатывания небольшого комка теста продольными движениями ладоней. - Показать возможность изменения полученной формы сплющиванием и закручиванием; - Разучивание пальчиковой гимнастики «Станет все зерно мукою» Д.И. «На что похоже», Пальчиковая игра «Мы просили нашу печь». - Ознакомление с видами хлебобулочных изделий. - Разучивание стихотворения Я Коваль «На столе краюшка хлеба». | |
Апрель | «Пасхальный цыпленок», «Пасхальный кролик» | - Продолжаем обучать навыкам лепки из солёного теста. - Развивать мелкую моторику рук младших школьников, посредством вылепливания мелких деталей, налепов. - Развивать у детей эстетическое восприятие формы, учить передавать форму - Воспитывать трудолюбие, умение работать в группе сверстников. - Знакомство с христианским праздником Пасха в разных странах. Разучивание стихотворение А. Млынаш «Не могу понять, что это?» Разгадывание загадок. Разучивание пальчиковой гимнастики “Вышла курочка гулять”. |
«Лучшее оформление печенья» | - Научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей с детьми. - Познакомить с технологическими возможностями этого материала родителей; - Заинтересовать и вовлечь родителей в досуговую деятельность; - Вызвать интерес к данному виду деятельности. - Учить оценивать работы других детей и радоваться своим и их успехам. Конкурс совместного с родителями мероприятия «Лучшее оформление печенья». | |
Май | «Овечка Долли» | - Продолжаем учить использовать возможности соленого теста – тестопластика. - Продолжаем развивать у детей эстетическое восприятие формы, учить передавать форму. - Развиваем у детей любовь к животным. - Знакомство с кухонным предметом – чеснокодавилка. - Познакомить с технологическими возможностями этого предмета. - Пополнение словарного запаса у ребят. Разучивание стихотворения Д. Понаморева «Две кудрявые овечки» Разгадывание загадок. Разучивание пальчиковой гимнастики «Барашки» |
«Улитка» | - Учить лепить улитку из 2-х частей (тело и ракушка), правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, соединять элементы между собой. - Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения. - Закреплять умение скручивать колбаску в спираль не сильно сжимая её, аккуратно соединять детали. - Разучить стихотворения про улитку. - Разгадывание загадок. - Разучивание пальчикового упражнения «Улитка». |
Используемые источники
1) https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/02/01/programma-formirovanie-vospitatelnoy-sistemy-dou-po
2) https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2013/09/29/proekt-tvorchestvo-bez-granits
3) https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/02/12/programma-eksperimentalno-opytnoy-deyatelnosti-po-teme
4) http://doshvozrast.ru/konspekt/deyatelnost11.htm
5) https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/10/15/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-detey
6) https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/09/23/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-detey-posredstvom-proektnoy