Урок «Творческий путь К.К. Случевского. Образ Мефистофеля в одноименном цикле» (10 класс)
Тема урока: Творческий путь К.К.Случевского. Образ Мефистофеля в одноименном цикле.
Цели урока:
Образовательная: Знакомство учащихся с творчеством К.К. Случевского.
Развивающая: Совершенствование навыков работы с поэтическим текстом.
Воспитывающая: Развитие интереса и любви к русской литературе.
Задачи урока: Рассказать о творчестве К.К. Случевского, рассмотреть цикл «Мефистофель»; дать определение словам, которые неизвестны детям.
Тип урока: Сообщения новых знаний; систематизации и обобщения знаний.
Вид урока: Комбинированный.
Оборудование: Тексты произведений, интерактивная доска.
Ход урока.
Добрый день! Кого сегодня нет? (Проверка посещаемости).
Хорошо, тогда начнем. На дом я вам задала прочитать цикл Константина Константиновича Случевского «Мефистофель». Все прочитали? (Ответы детей). А кто-нибудь из вас вообще слышал об этом поэте? (Ответы детей).
Действительно, в школьной программе он изучается редко, но мы с вами все-таки немного о нем поговорим. Давайте сейчас послушаем небольшое сообщение, которое подготовила для нас Юля, а затем запишем то, что может нам пригодиться. (Текст сообщения см. в Приложении).
(Ребенок читает сообщение. Затем учитель еще раз повторяет самые важные фрагменты, которые дети записывают в тетради).
Мы с вами сказали, что это цикл – а почему мы так решили? Что вообще такое цикл, как вы думаете? (Дети делают предположения). Давайте запишем определение в свои тетради, чтобы вы смогли им воспользоваться в дальнейшем. (Учитель диктует определение понятию «цикл», дети записывают его в тетради). Хорошо, это вы запомнили, молодцы. Вот вы прочитали все стихотворения, может, встретили непонятные или незнакомые слова?
(Дети говорят, какие слова они не поняли. Учитель поясняет их, дает определения, которые записываются в тетрадь).
С непонятными словами мы с вами разобрались, хорошо. Но необходимо выяснить еще одно – кто такой Мефистофель, главный герой изучаемого цикла, как вы думаете? (Дети высказывают свои предположения). И сейчас мы запишем, кем же он все-таки является. (Дети под диктовку учителя записывают определение). И сейчас, когда мы знаем что такое цикл и кто такой Мефистофель, мы можем перейти непосредственно к текстам. Наша задача на этот урок – посмотреть, какие образы Мефистофеля заявлены в цикле. И начнем мы с первого стихотворения.
Посмотрите, какие характеристики Мефистофеля мы видим? Каким он предстает перед нами? (Задавая наводящие вопросы, учитель беседует с детьми по каждому из стихотворений цикла, затрагивая только образ Мефистофеля. Дети размышляют, дают свои ответы. Затем сами после каждого стихотворения пытаются сделать маленький вывод об образе Мефистофеля. Учитель подталкивает к ответу с помощью вопросов, при необходимости корректирует вывод, сделанный учениками. После каждого стихотворения они записывают выводы в тетради).
Молодцы, за наш урок мы с вами успели охватить и даже проанализировать целый цикл. Мы рассмотрели образ Мефистофеля в каждом стихотворении отдельно, а кто хочет обобщить все наши наблюдения и сделать вывод, касающийся всего цикла?
(Дети по желанию пытаются сформулировать вывод на основании того, что мы записывали в тетради во время работы со стихотворениями цикла. Учитель подытоживает все сказанное детьми и проговаривает вывод, который они записывают в тетради).
Замечательно, вы большие молодцы. Своей работой вы меня порадовали, и урок прошел очень продуктивно. Скажите, вам понравился цикл? (Ответы детей, почему понравился/не понравился). Если цикл вам понравился, то вы можете прочитать и другие стихотворения Константина Константиновича, наверняка и они не оставят вас равнодушными.
(Выставление отметок и оглашение домашнего задания).
Всем спасибо за урок, до свидания!
Приложение.
Константин Константинович Случевский, родился 26 июля [7 августа] 1837 в Санкт-Петербурге, умер 25 сентября [8 октября] 1904, там же. Русский поэт, писатель, драматург, переводчик. Литературную деятельность начал в журнале «Общезанимательный вестник» в 1857 г., где опубликовал свои стихи и переводы. Затем публиковался в журнале «Иллюстрации», в «Современнике» и «Отечественных записках». Его творчество высоко оценили И. С. Тургенев и Аполлон Григорьев. Однако представители журнала «Искра» Н. Добролюбов, В. Курочкин и Д. Минаев подвергли его произведения строгой критике. Из-за этого он надолго исчезает со страниц журналов и возвращается только в 1878 г., выпустив поэму «В снегах». Ему также принадлежат романы, повести, рассказы, путевые очерки, переводы и циклы стихотворений.
Цикл «Мефистофель» был сформирован в начале 1881 года. 20 марта этого же года состоялось чтение для друзей Случевского. Впервые этот текст был опубликован во второй книге стихотворений поэта под заглавием «Мефистофель (Отрывки)», и можно предположить, что задумывался он как поэма.
Без подзаголовка этот текст был напечатан в 1898 году в «Собрании сочинений» и превратился в цикл стихотворений.