Урок литературы на тему «Чему учит сказка К.Г. Паустовского "Дремучий медведь"» (5 класс)
Родная русская литература. 5 класс
У р о к 3. Чему учит сказка К.Г.Паустовского «Дремучий медведь»
дремучий медведь
PPTX / 3.11 Мб
Цели: развивать представления об особенностях жанра литературной сказки; показать, как отражаются представления о справедливом и добром отношении к природе в литературных сказках; развивать навыки пересказа, анализа текста, в том числе сопоставительного; развивать навыки монологической речи; прививать интерес к литературным сказкам, к живописи; развивать навыки описания произведений живописи.
Планируемые результаты: понимание связи литературной и фольклорной сказок; понимание соотношения реальности и вымысла в сказках; владение элементами анализа произведения; умение выразительно читать и пересказывать сказки; умение анализировать произведения живописи.
Оборудование: презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
Четвертое лишнее: (слайды 2-7)
1) «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Марья-Моревна».
2) «Волшебник изумрудного города», «Волк и семеро козлят», «Королевство кривых зеркал», «Цветик-семицветик».
3) Шарль Перро, Корней Чуковский, Александр Волков, Евгений Шварц.
О чем пойдет речь на нашем уроке?
3. Актуализация знаний: слово учителя с элементами беседы.
-Литературная сказка - это литературный жанр, который имеет фантастический сюжет, действия происходят в настоящем или выдуманном мире, герои могут быть настоящими, а могут быть вымышленными. (Запись в тетрадях). (Слайд 8)
-В чем сходство и в чем разница между литературной и фольклорной сказками?
Уч-ся. Сходство: в обоих жанрах присутствует выдумка, небылица. Различия: литературная сказка - выдуманная писателем и написанная на бумаге; народная передается из поколения в поколение устно, каждый раз наверняка что-нибудь добавляется. Литературная сказка отличается и тем, что она имеет автора, который может поднимать в своем произведении различные социальные или нравственные вопросы.
-Литературная сказка имеет ряд специфических характеристик.
1) Отражает мировоззрение того периода, в котором она была создана.
2) Может содержать заимствования из фольклорной сказки.
3) Может сочетать в себе как придуманное, так и реальное.
4) В сказке прослеживается явная авторская позиция.
5) Сказка дает оценку героям, их поступкам, происходящим событиям.
- Как появилась литературная сказка? В 18 веке литературная сказка становится самостоятельным литературным жанром. Произошло это потому, что многие писатели, работающие в романтическом направлении, тяготели к народным традициям и народному творчеству. В это время известными сказочниками были Карло Гоцци («Король-олень», «Любовь к трем апельсинам»), Анн Клод Филипп де Леви Келюс («Восточные сказки»). В 19 веке авторские сказки набирают еще большую популярность. В этом жанре начинают работать такие великие писатели как Гете, Гофман, Андерсен.
4. Анализ сказки «Дремучий медведь»: беседа с элементами пересказа, выборочного пересказа, выборочного чтения.
Словарная работа
Хорониться-прятаться.
Семенить ( в нору)-спешить.
Пуд — русская мера веса, равная 16,38 кг, применявшаяся до введения метрической системы.
-Вы прочитали сказку К.Г.Паустовского. Что позволяет нам отнести ее к жанру литературной сказки?
-Почему, на ваш взгляд, сказка называется «Дремучий медведь»? Каково лексическое значение слова дремучий? Что означает выражение «дремучий, как медведь»?
1. Лес называют дремучим, если он густой и через него трудно идти.
2. Дремучим называют то, что густо, пышно растёт.
3. Дремучим называют отдалённое, глухое место.
4. Дремучим называют необразованного, духовно и интеллектуально не развитого человека.
5. Отрицательные качества или дурные чувства человека называют дремучими, если они проявляются в очень высокой степени и их сложно исправлять. (Слайд 9)
-В каком значении слово дремучий употребляется в сказке?
-Бабушка говорит Пете-маленькому: «Всё хоронишься по углам да думаешь. А думать тебе рано. Успеешь за жизнь надуматься». Как вы считаете, что имела в виду бабушка?
-За что звери полюбили Петю?
Уч-ся: Потому что он «не сбивал палками гнёзд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью».
-Как менялось поведение зверей и птиц, когда они видели Петю? Что этим хочет сказать Паустовский своему читателю?
Уч-ся: все радовались появлению Пети: «рыбы выскакивали из воды, чтобы похвастаться перед Петей пёстрой чешуёй, дятел так ударял по осокорю, что бобры поджимали хвосты и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой».
-Каким вы себе представляете Петю? Может быть, вам поможет репродукция картины В.Маковского «Пастушки». (Слайд 10)
В.Маковский. Пастушки.
-Как отреагировал Петя на появление медведя? Почему закричал и заплакал? Что значит фразеологизм «пересчитать кости»? (Запись в тетрадях: Сильно избить кого-либо).
-Почему медведю не удалось съесть теленка, как он мечтал? Как вы относитесь к медведю? Испытываете ли чувство жалости? Каким изображен медведь в сказке Паустовского?
-Почему звери заступились за Петю?
-Чему научила вас сказка «Дремучий медведь»?
Сказка учит, что очень важно иметь настоящих друзей, которые придут к тебе на помощь в самый трудный момент. Не нужно обижать животных, птиц и рыб и тогда они ответят тебе благодарностью. (Запись в тетрадях)
5. Подведение итогов урока
-Главная мысль - нужно жить в гармонии с окружающим миром, не причинять никому вреда, не стоит даже траву топтать без надобности. Ведь все вокруг - живое, все живет и чувствует. Петя очень любил природу и уважительно к ней относился. Поэтому, когда пришла беда (медведь хотел напасть на него и на его стадо) вся живность стала на его защиту, а медведю пришлось бежать так быстро, что он еле-еле спасся, забившись в свою берлогу.
Домашнее задание: прочитать стихотворение Михаила Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…» Выписать незнакомые слова, указать их лексическое значение.
Использованная литература
1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому родному языку. 5 класс. К учебнику Александровой. Пособие для учителя. -М.: ВАКО, 2022.-143 с.
2. Родная русская литература. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2021. — 144 с.
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Колышкина Елена Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна
Фокина Лидия Петровна
Легоцкая Вера Сергеевна