Урок литературы на тему «Чему учит сказка К.Г. Паустовского "Дремучий медведь"» (5 класс)

23
6
Материал опубликован 30 June 2022 в группе

Родная русская литература. 5 класс



У р о к 3. Чему учит сказка К.Г.Паустовского «Дремучий медведь»


дремучий медведь
PPTX / 3.11 Мб

Цели: развивать представления об особенностях жанра литературной сказки; показать, как отражаются представления о справедливом и добром отношении к природе в литературных сказках; развивать навыки пересказа, анализа текста, в том числе сопоставительного; развивать навыки монологической речи; прививать интерес к литературным сказкам, к живописи; развивать навыки описания произведений живописи.

Планируемые результаты: понимание связи литературной и фольклорной сказок; понимание соотношения реальности и вымысла в сказках; владение элементами анализа произведения; умение выразительно читать и пересказывать сказки; умение анализировать произведения живописи.

Оборудование: презентация к уроку.



Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

Четвертое лишнее: (слайды 2-7)

1) «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Марья-Моревна».

2) «Волшебник изумрудного города», «Волк и семеро козлят», «Королевство кривых зеркал», «Цветик-семицветик».

3) Шарль Перро, Корней Чуковский, Александр Волков, Евгений Шварц.

О чем пойдет речь на нашем уроке?

3. Актуализация знаний: слово учителя с элементами беседы.

-Литературная сказка - это литературный жанр, который имеет фантастический сюжет, действия происходят в настоящем или выдуманном мире, герои могут быть настоящими, а могут быть вымышленными. (Запись в тетрадях). (Слайд 8)

-В чем сходство и в чем разница между литературной и фольклорной сказками?

Уч-ся. Сходство: в обоих жанрах присутствует выдумка, небылица. Различия: литературная сказка - выдуманная писателем и написанная на бумаге; народная передается из поколения в поколение устно, каждый раз наверняка что-нибудь добавляется. Литературная сказка отличается и тем, что она имеет автора, который может поднимать в своем произведении различные социальные или нравственные вопросы.

-Литературная сказка имеет ряд специфических характеристик.

1) Отражает мировоззрение того периода, в котором она была создана.

2) Может содержать заимствования из фольклорной сказки.

3) Может сочетать в себе как придуманное, так и реальное.

4) В сказке прослеживается явная авторская позиция.

5) Сказка дает оценку героям, их поступкам, происходящим событиям.

- Как появилась литературная сказка? В 18 веке литературная сказка становится самостоятельным литературным жанром. Произошло это потому, что многие писатели, работающие в романтическом направлении, тяготели к народным традициям и народному творчеству. В это время известными сказочниками были Карло Гоцци («Король-олень», «Любовь к трем апельсинам»), Анн Клод Филипп де Леви Келюс («Восточные сказки»). В 19 веке авторские сказки набирают еще большую популярность. В этом жанре начинают работать такие великие писатели как Гете, Гофман, Андерсен.

4. Анализ сказки «Дремучий медведь»: беседа с элементами пересказа, выборочного пересказа, выборочного чтения.

Словарная работа

Хорониться-прятаться.

Семенить ( в нору)-спешить.

Пуд — русская мера веса, равная 16,38 кг, применявшаяся до введения метрической системы.

-Вы прочитали сказку К.Г.Паустовского. Что позволяет нам отнести ее к жанру литературной сказки?

-Почему, на ваш взгляд, сказка называется «Дремучий медведь»? Каково лексическое значение слова дремучий? Что означает выражение «дремучий, как медведь»?

1. Лес называют дремучим, если он густой и через него трудно идти.

2. Дремучим называют то, что густо, пышно растёт.

3. Дремучим называют отдалённое, глухое место.

4. Дремучим называют необразованного, духовно и интеллектуально не развитого человека.

5. Отрицательные качества или дурные чувства человека называют дремучими, если они проявляются в очень высокой степени и их сложно исправлять. (Слайд 9)

-В каком значении слово дремучий употребляется в сказке?

-Бабушка говорит Пете-маленькому: «Всё хоронишься по углам да думаешь. А думать тебе рано. Успеешь за жизнь надуматься». Как вы считаете, что имела в виду бабушка?

-За что звери полюбили Петю?

Уч-ся: Потому что он «не сбивал палками гнёзд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью».

-Как менялось поведение зверей и птиц, когда они видели Петю? Что этим хочет сказать Паустовский своему читателю?

Уч-ся: все радовались появлению Пети: «рыбы выскакивали из воды, чтобы похвастаться перед Петей пёстрой чешуёй, дятел так ударял по осокорю, что бобры поджимали хвосты и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой».

-Каким вы себе представляете Петю? Может быть, вам поможет репродукция картины В.Маковского «Пастушки». (Слайд 10)



t1656600721aa.jpg

В.Маковский. Пастушки.

-Как отреагировал Петя на появление медведя? Почему закричал и заплакал? Что значит фразеологизм «пересчитать кости»? (Запись в тетрадях: Сильно избить кого-либо).

-Почему медведю не удалось съесть теленка, как он мечтал? Как вы относитесь к медведю? Испытываете ли чувство жалости? Каким изображен медведь в сказке Паустовского?

-Почему звери заступились за Петю?

-Чему научила вас сказка «Дремучий медведь»?

Сказка учит, что очень важно иметь настоящих друзей, которые придут к тебе на помощь в самый трудный момент. Не нужно обижать животных, птиц и рыб и тогда они ответят тебе благодарностью. (Запись в тетрадях)



5. Подведение итогов урока

-Главная мысль - нужно жить в гармонии с окружающим миром, не причинять никому вреда, не стоит даже траву топтать без надобности. Ведь все вокруг - живое, все живет и чувствует. Петя очень любил природу и уважительно к ней относился. Поэтому, когда пришла беда (медведь хотел напасть на него и на его стадо) вся живность стала на его защиту, а медведю пришлось бежать так быстро, что он еле-еле спасся, забившись в свою берлогу.

Домашнее задание: прочитать стихотворение Михаила Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…» Выписать незнакомые слова, указать их лексическое значение.



Использованная литература



1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому родному языку. 5 класс. К учебнику Александровой. Пособие для учителя. -М.: ВАКО, 2022.-143 с.

2. Родная русская литература. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2021. — 144 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный ресурс!

30 June 2022

Спасибо за внимание, Марина Юрьевна!

30 June 2022

Качественно спроектированный урок! Спасибо за ресурс!

30 June 2022

Спасибо за оценку, Елена Владимировна!

30 June 2022

Вера Сергеевна! Спасибо за ресурс и Ваше желание делиться с коллегами. Ваша работа окажет большую помощь при подготовке к занятию. Творческих Вам идей. С уважением, Лидия Петровна.

30 June 2022

Спасибо за пожелания, Лидия Петровна!

30 June 2022