Учащиеся с ОВЗ: алгоритм работы педагога начальной школы
Учащиеся с ОВЗ: алгоритм работы педагога начальной школы
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования. Что же предпринять в первую очередь, если в новом учебном году в вашем классе оказался ребенок с ОВЗ? Ниже представлен алгоритм работы. Он состоит из четырех блоков:
1. Получение информации о ребенке из:
личного дела;
заключения РПМПк, ПМПк;
медицинской карты (рекомендации врачей-специалистов, заключение педиатра);
индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
диагностики специалистов образовательного учреждения.
2. Общие рекомендации к проведению занятий с ребенком.
организация режима дня;
время и место проведения занятий;
подбор наглядно-развивающего материала.
3. Содержание коррекционной работы.
1) Социальное развитие.
Формирование у ребенка представлений о себе и окружающих;
Формирование самостоятельности в быту (навыки самообслуживания);
Формирование у ребенка интереса к взрослому и совместной деятельности с ним, средств
коммуникации со взрослым;
Формирование у ребенка интереса к сверстнику и совместной деятельности с ним, средств
коммуникации со сверстником;
Наблюдение, заключение специалистов.
2) Физическое развитие.
Совершенствование имеющихся двигательных функций;
Развитие и коррекция основных движений и двигательных навыков;
Развитие мелкой моторики пальцев рук;
Развитие зрительно-двигательной координации.
3) Познавательное развитие.
Формирование интереса к окружающему миру и умения ориентироваться в нем: формирование сенсорного восприятия (умение различать свойства и качества предметов по форме, величине, цвету), зрительного, слухового, тактильно-двигательного, вкусового восприятия, ориентировочно-исследовательских реакций;
Формирование наглядно-действенного мышления и умений использовать вспомогательные средства или орудия для разрешения проблемных ситуаций;
Формирование количественных представлений и умений выполнять элементарные арифметические действия.
Ознакомление с окружающим миром (развитие целостного восприятия и представлений о живой и неживой природе), развитие чувственного опыта ребенка;
Развитие речи, ее культуры и языковых способностей.
4) Формирование у детей ведущей (игровой) деятельности.
Формирование предметных действий;
Формирование сюжетной игры;
Формирование элементов сюжетно-ролевой игры.
5) Формирование интереса к продуктивным видам деятельности.
Формирование интереса к изобразительной деятельности, элементарных операционно-технических умений;
Формирование интереса к конструктивной деятельности, разнообразных способов моделирования;
Формирование ручной умелости и хозяйственно-бытовых навыков
4. Работа с родителями.
Алгоритм действий учителя при инклюзивном обучении
1. Изучение документации: личное дело, медицинская карта.
2. Знакомство с семьей с целью выяснения особых потребностей ребенка с ОВЗ и
установления доверительных отношений.
3. Установление связей со специалистами школы (врач, логопед, психолог, учителя-предметники) для выработки плана работы с ребенком с ОВЗ.
4. Изучение программ и методик, другой литературы, необходимой для обучения ребенка
с ОВЗ.
5. Педагогическая диагностика.
6. Корректировка учебных планов с учетом обучения ребенка с ОВЗ.
7. Установление взаимодействия с педагогическим сообществом Республики с целью
получения консультации, советов, прохождения курсов повышения квалификации и т.д.
8. Установление связей с общественными, родительскими и педагогическими
сообществами через интернет.
9. Создание условий для обучения ребенка с ОВЗ совместно с администрацией школы (на
основании всех полученных сведений).
10. Совместно с психологом проводится работа с детским и родительским коллективом
класса по созданию комфортных условий.
11. Мониторинг и корректировка плана работы (малый и педсовет или консилиум).
12. Постоянная связь с родителями
Рекомендации по развитию познавательной сферы
Упражнения на развитие восприятия.
Сравнение: больше/меньше, ближе/дальше, длиннее/короче и др.
Выкладывание из палочек фигур;
Дорисуй вторую половинку;
Соедини части в целое. Может быть несколько вариантов: соединить части картинки в целое; подобрать пару (варежки).
Недостающие/лишние детали. Картинки, на которых не хватает деталей (ножки стула, пуговиц на рубашке и т.д.) Или наоборот картинки, на которых присутствуют лишние детали (6 пальцев на перчатке, лишнее колесо и т.д.)
Зашумленные картинки. Наложенные друг на друга изображения. Задача – найти все, что изображено на картинке.
Фигура/фон. Может быть в нескольких вариантах: найти вырезанную заплатку (по цвету, рисунку), найти вырезанную фигуру (по форме), и совмещение 1 и 2 вариантов.
Сколько фигур на рисунке. Предъявляется рисунок из геометрических фигур. Задача – сосчитать все геометрические фигуры.
Волшебный мешочек (закрытыми глазами определить, какие предметы находятся в мешочке);
Определение на слух источник звука (пение птиц, звуки природы, бытовые звуки и т.д.); и др.
Работая над развитием восприятия, используем все сохранные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный обонятельный и т.д. При таком комплексном воздействии расширяется чувственный репертуар ребенка, и развитие идет гораздо быстрее.
Рекомендации по развитию познавательной сферы
Упражнения на развитие восприятия.
Сравнение: больше/меньше, ближе/дальше, длиннее/короче и др.
Выкладывание из палочек фигур;
Дорисуй вторую половинку;
Соедини части в целое. Может быть несколько вариантов: соединить части картинки в целое; подобрать пару (варежки).
Недостающие/лишние детали. Картинки, на которых не хватает деталей (ножки стула, пуговиц на рубашке и т.д.) Или наоборот картинки, на которых лишние детали (6 пальцев на перчатке, лишнее колесо и т.д.)
Зашумленные картинки. Наложенные друг на друга изображения. Задача – найти все, что изображено на картинке.
Фигура/фон. Может быть в нескольких вариантах: найти вырезанную заплатку (по цвету, рисунку), найти вырезанную фигуру (по форме), и совмещение 1 и 2 вариантов.
Сколько фигур на рисунке. Предъявляется рисунок из геометрических фигур. Задача –сосчитать все геометрические фигуры.
Волшебный мешочек (закрытыми глазами определить, какие предметы находятся в мешочке);
Определение на слух источник звука (пение птиц, звуки природы, бытовые звуки и т.д.); и др.
Работая над развитием восприятия, используем все сохранные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный обонятельный и т.д. При таком комплексном воздействии расширяется чувственный репертуар ребенка, и развитие идет гораздо быстрее
Упражнения на развитие внимания
Лабиринты;
Графические диктанты (можно выполнять в двух вариантах: предлагается образец геометрического рисунка, необходимо повторить его в тетради в клетку; педагог диктует последовательность действий с указанием числа клеток и их направлений);
Что изменилось (две одинаковые картинки с некоторыми различиями);
Запутанные линии;
Найди ошибки (в тексте, в картинке, в арифметических действиях);
Корректурные пробы. Может быть два варианта:
Графический – бланк с различными фигурами, просматривая каждую строчку слева направо нужно вычеркивать заданную фигуру;
Буквенный – проводится в нескольких вариантах:
Вычеркивать заданную букву;
Одну букву вычеркивать, другую подчеркивать;
В каждой строчке вычеркивать ту букву, которая стоит первой;
Таблицы Шульте – таблица 5*5, в которой в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25, необходимо как можно быстрее найти все числа в порядке возрастания, и, наоборот, – в порядке убывания;
Кодировки (графический, числовой буквенный варианты). Каждой фигуре (цифре, букве) соответствует свой символ, необходимо «закодировать» в соответствии с образцом.
Упражнения на развитие памяти
10 слов. Педагог в начале урока зачитывает 10 слов, ученики записывают то, что запомнили, можно повторить в середине урока и в конце, не зачитывая слова.
Пары слов. Педагог зачитывает пары связанных между собой слов (курица-яйцо, столстул и т.д.), далее называет только первое, ученикам необходимо вспомнить второе слово. Далее можно использовать не связанные между собой слова.
Снежный ком. Необходимо называть по очереди слова по определенной тематике (профессии, игры и т.д.), задача – назвать как можно больше.
Пуговицы. Необходим квадрат (3*3, 4*4, 5*5, в зависимости от уровня развития), в котором будут выкладываться пуговицы. Далее педагог убирает пуговицы, задача ребенка – вспомнить и воспроизвести расположение пуговиц в квадрате. Начинать следует с небольшого количества пуговиц 2-3, постепенно увеличивая их количество.
Не собьюсь. Задача учеников – по очереди считать вслух от 1 до 31, не называя числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел необходимо хлопнуть в ладоши
Что изменилось. Ребенку предлагаются две одинаковые картинки, с некоторыми отличиями, задача – найти все отличия. Далее можно сначала дать первую картинку, потом вторую.
Запомни и нарисуй. Ребенку предъявляется рисунок, состоящий из геометрических фигур, далее убирается. Задача – воспроизвести рисунок.
Пиктограммы. В начале урока педагог зачитывает слова (или словосочетания), задача – к каждому слову нарисовать картинку. В конце урока ученики должны вспомнить слова к каждому рисунку.
Упражнения на развитие мышления
Назови одним словом. Предъявляются картинки, которые можно объединить в группы: фрукты, овощи, одежда, посуда, мебель, транспорт, животные и т.д.; для тех, кто умеет читать, используем текстовый вариант;
Четвертый лишний. Четыре картинки, три из которых можно объединить в группу, и одна, которая не входит в эту группу; для тех, кто читает, используем текстовый вариант;
Каким бывает? (транспорт, одежда, профессии и т.д.)
Продолжи ряд. Предъявляется ряд фигур, которые чередуются в определенном порядке, необходимо продолжить ряд, не нарушая заданную закономерность, далее используем числовой ряд, в котором числа изменяются в соответствии с определенной закономерностью (четные в порядке возрастания; числа, делящиеся на два в порядке возрастания, к каждому последующему числу прибавляется 3 (вычитается 2) и т.д.)
Пропущенное звено: разновидность предыдущего задания, предъявляется ряд, с определенной закономерностью, в котором пропущен один элемент, необходимо его найти. Так же может использоваться в графическом или цифровом варианте.
Составь предложение – предъявляется 2 (3, 4, 5) слова, не связанных между собой, необходимо составить предложение, используя все заданные слова.
Аналогии. Задается пример в виде пары слов (пр: учитель-учить), необходимо составить вторую пару по аналогии, выбрав подходящее слово (пр: врач – больной, градусник, лечить, больница);
Анаграммы, ребусы, загадки;
Зашифрованное слово.
Профилактика дисграфии и дислексии.
Назвать предметы по их контурам.
Назвать недорисованные предметы.
Назвать перечёркнутые изображения.
Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры). Например, предлагаются изображения зайца, цыплёнка и курицы.
Распределить изображения предметов по их реальной величине. Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине (например: чашка, ведро, кастрюля).
Подбор картинок к определённому цветовому фону. Детям предлагаются фоны «лужайки» разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза, огурца, листа, цыплёнка, репы, дыни, мака, помидора, клубники. Даётся задание: положить картинку на свою «лужайку».
Игра «Геометрическое лото». У детей большие карты. На каждой из карт — геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Учитель показывает детям картинки с изображением различных предметов, а они определяют, на что похож по форме соответствующий предмет. Затем изображение предмета кладётся на карту с похожей геометрической фигурой.
Нахождение заданной фигуры среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное изображение.
Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
Дорисовывание симметричных изображений.
Составление разрезанных на части картинок.
Конструирование фигур из спичек, палочек.
Анализ нелепых картинок.
Нахождение определённой фигуры среди других.
Найти определённую букву среди ряда других букв.
Сравнить одни и те же буквы, написанные разным шрифтом.
Назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.
Определить букву в неправильном положении.
Дописать букву.
Выделить буквы, наложенные друг на друга.
Обвести контурные изображения букв.
На фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы.
Конструирование печатных и рукописных букв из элементов.
Реконструирование букв:
добавляя элементы (сделать из буквы Р букву В);
уменьшая количество элементов (сделать из буквы Ж букву К);
изменяя пространственное расположение элементов (сделать из буквы Р букву Ь)
Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2021/03/20/algoritm-raboty-s-detmi-ovz
6