Выступление «Совместная работа педагога-психолога и учителя начальной школы с неуспевающими учащимися»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНСКАЯ ШКОЛА»
СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ул. Комсомольская, д. 87, с. Донское, Симферопольский район, Республика Крым, 297523 тел. (0652) 337-224, e-mail:donskoye@mail.ru
Совместная работа педагога-психолога и учителя начальной школы с неуспевающими учащимися
Выступление на РМО работников психологической службы
17 мая 2019г
Подготовила:
учитель начальных классов
Гренок Анна Анатольевна
Донское 2019
Тема: Совместная работа педагога-психолога и учителя начальной школы с неуспевающими учащимися
Вопросы:
Ознакомление с литературой по определению типичных трудностей в обучении
Работа педагога-психолога с учителями
А) Совместная работа педагога-психолога и учителя
Б) Индивидуальная работа с учителем «Оценка педагогической справедливости»
В) Памятка для учителей "10 правил повышения успеваемости ребенка "
1.Ознакомление с литературой по определению типичных трудностей в обучении.
Эффективная психологическая и педагогическая помощь школьнику невозможна без выделения конкретных причин возникающих у них трудностей в учении. Для выявления этих причин психологи используют психодиагностические таблицы, разработанные для каждого предмета (русский язык, чтение, математика) Н.П.Локаловой, А.Ф.Ануфриевым, С.Н.Костроминой и др. Эти таблицы позволяют еще до начала практической работы с учащимся выделить “веер” возможных причин конкретной трудности учеников, и подобрать подходящие коррекционно-развивающие задания, направленные на устранение этих причин. На каждого ученика составляется диагностическая карта. Анализируя данный материал можно выделить общие проблемы класса и подобрать задания для работы с группой ребят со сходными трудностями. Можно также работать и индивидуально.
(слайд 2)
2. Работа педагога-психолога с учителями
А) Совместная работа педагога-психолога и учителя
Совместная работа педагога-психолога и учителя при обучении слабоуспевающих детей заключается в следующем:
- психолог проводит диагностику слабоуспевающих учащихся по запросу учителя;
- предоставляет учителю результаты диагностики;
- составление плана работы на год и четверть на каждого обучающегося (совместно педагог-психолог и учитель);
- психолог проводит индивидуальные консультации для учителя по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития;
- посещает уроки с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации;
- учитель привлекает психолога к подготовке уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей.
- также совместно психолог и учитель проводят работу с родителями неуспевающих детей.
(слайды 3-4)
Б) Индивидуальная работа с учителем. Оценка педагогической справедливости.
1.В классе вы назначаете старостой:
а) ученика, который дружит с учителями
б) ученика, который хорошо учится
в) ученика с хорошими лидерскими качествами
2.Больше всех в классе вы хвалите:
А) тех, кто дружит с учителем, всё им сообщает
Б) тех, кто хорошо учится, у кого высокие результаты
В) кто очень старается, независимо от результата стараний
3.На открытых уроках вы доверите самое ответственное:
а) тому, кто хорошо учится, кто выучит
б) поработаете дополнительно с двоечниками, чтобы они тоже могли проявить себя
в) тому, чьи родители хотят видеть своих детей выступающими
4.Когда вы отсутствовали, в классе разбили стекло
а) вы поговорите с активом класса тет-а-тет с каждым, они по дружбе с учителем всё расскажут
б) поговорите с теми, кого подозреваете лично
в) побудите их самих признаться, расскажете поучительную историю и пообещаете не наказывать виновных
5 В классе есть ученик, с которым вы конфликтуете и не можете терпеть его. Вы:
а) изживёте его, пока тот не перейдёт в другой класс (школу)
б) примените строгие меры и исправите его качества, перевоспитаете
в) будете терпеть дальше, надеясь на лучшее, ища подход к нему
6. В учительской рассказывают смешной случай с другим учителем
а) вы смеетесь со всеми
б) сделаете замечание учителям о недопустимости высмеивания в) промолчите, смеяться не будете, постараетесь сменить тему
7. Родители считают, что вы ставите любимчикам более высокие отметки:
а) вы не реагируете, пусть думают, что хотят
б) на родительском собрании постараетесь аргументировать все оценки
в) пригласите того родителя посмотреть один из уроков
Обработка результатов.
А – 0 баллов Б – 1 балл В - 3 балла
От 0 до 6 - Вам необходима помощь психолога. Вы не понимаете свои педагогические ошибки. Дети «терпят» Вас, иногда боятся
От 7 до 12 – Вы не всегда справедливы в процессе обучения и воспитания. Некоторые свои промахи Вы можете компенсировать пониманием детей, их мотивировки
От 13 до 16 – Вы пример для многих педагогов современности, но вам необходимо совершенствоваться, т.к. мир меняется с каждым днём и Вам нужно успевать за современностью. Старайтесь не спешить действовать и тогда ваши поступки будут более справедливы по отношению к детям
От 17 до 21 – Вы идеально чувствуете все ситуации. У Вас хорошо развито чувство справедливости. Только старайтесь не поучать других педагогов, пусть они сами «вырастут» на вашем молчаливом примере. (слайд 5)
В) Памятка для учителей "10 правил повышения успеваемости ребенка "
1. Не бить лежачего
Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. За двумя зайцами погонишься…
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами
Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели
Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки
Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения
Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.
(слайды 6-8)
Кияйкина Наталья Федоровна