Учебные материалы для урока географии по теме «Ориентирование по плану и на местности» (6 класс)
Учебные материалы предназначены для урока географии в 6 класс по теме «Ориентирование по плану и на местности». Учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. География. Землеведение. 5 – 6 классы.
Ключевые слова и выражения: Компас, азимут.
Цель урока: Формирование понятий о способах ориентирования на местности и развитие умений определять стороны горизонта.
Задачи:
— развивать умения определять стороны горизонта с помощью компаса и других объектов;
— определять азимут на местности и на плане;
— развивать познавательный интерес к изучению предмета;
— воспитывать уважение друг к другу в процессе совместной работы, продолжить развитие коммуникативных умений.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Средства обучения: ПК, проектор, интерактивная доска SMART, глобус, физическая карта, план местности, атласы, учебники.
Ориентироваться – значит уметь определять своё местонахождение, а также то, в каком направлении и на каком расстоянии от вас находятся различные объекты. В этом могут помочь компас или транспортир, и умение читать план местности.
Компас – это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения.
Как устроен компас:
Основная часть компаса — это намагниченная стрелка, она поставлена на остриё и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, то красный её конец повёрнут на юг, а синий показывает на север. Стрелка вращается в коробке — корпусе. На дне её находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, З, В.
Правила работы с компасом:
- положить компас на ладонь или на учебник;
- освободить стрелку компаса от предохранителя;
- повернуть корпус компаса так, чтобы конец синей части стрелки совпал с указателем С — север.
Азимут – это угол между направлением на север и направлением на какой-либо заданный предмет.
Видеоролик «Определение азимута на местности и на плане»
Видеоролик скачать:
После просмотра видеоролика учащиеся выполняют задания (индивидуальная работа):
Задание №1.
1.Подписать на рисунке красным цветом основные стороны горизонта, синим – промежуточные;
2.Подписать азимуты четырёх основных сторон горизонта.
Документ для печати:
Задание №2.
Документ для печати:
1. Определить азимут дома;
2. Определить азимут колодца;
3. Определить азимут мельницы;
4. Определить азимут отдельно стоящего дерева;
5. Указать направление каждого объекта.
6. Результаты записать в таблицу.
Задание №3. (работа с картами атласа)
Изучите план местности в атласе. Определите азимуты от пристани на реке Норке:
1. На родник …….
2. На отдельно стоящее дерево в деревне Лужки …….
3. На школу в посёлке Лесков …….
4. На дом лесника …..
5. На плотину ……
Интерактивный тренажёр «Определение азимута» для работы дома, а если останется время на уроке его можно использовать для фронтальной проверки полученных знаний.
Определение сторон горизонта по Солнцу.
В северном полушарии места восхода и захода Солнца по временам года следующее:
- зимой Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе;
- летом Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе;
- весной и осенью Солнце восходит на востоке, а заходит на западе.
В Северном полушарии в полдень тени предметов указывают на север:
Определение сторон горизонта по звёздам.
Горбачёва Марина Юрьевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Буньков Андрей Владимирович
Кушнарева Татьяна Николаевна
Буньков Андрей Владимирович
Кушнарева Татьяна Николаевна
Буньков Андрей Владимирович
Горбачёва Марина Юрьевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Панагушина Елена Аркадьевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Панагушина Елена Аркадьевна