Учебные задачи по географии на формирование логических умений учащихся
Учебные задачи на формирование логических умений учащихся.
1. Зачеркните лишние слова в цепочке:
Комета |
Метеорит |
Метеор |
Метеоритный кратер |
Деятельность учащихся направлена на выделение признаков понятий и их сравнение.
Комета - это тоже космические тела, движущиеся по вытянутым траекториям и приближающиеся в определенное время к Солнцу.
Метеорит - кусок внеземного вещества, упавший на поверхность Земли; дословно - "камень с неба".
Метеор - малые космические тела, полностью сгорающие от трения о воздух, лишь оставляя яркую полоску и дымный след на ночном небосводе.
Метеоритный кратер - чашеобразное углубление в грунте с валом на краях, возникающее в месте падения крупного метеорита.
Если сформулировать более точный вопрос, то изменится содержание деятельности учеников. Например, «что образуется в результате падения небесного тела на Землю».
2. Сравните два космических тела и объясните, какие признаки вы выбрали для сравнения и почему?
Деятельность ученика будет направлена на формулирование «логического закона»: содержание понятия обратно пропорционально его объему, этот закон можно проиллюстрировать и объяснить.
3. Существуют космические тела метеориты и астероиды. Они являются самыми опасными для жизни на Земле. Что вы можете сказать о их свойствах.
Астероиды – это космические тела Солнечной системы, называемые еще малыми планетами. Их основная часть сосредоточена между Марсом и Юпитером. Состоят они из железа и камня и делятся на два вида: светлые и темные. Первые из них легче, вторые - тяжелее. Астероиды имеют неправильную форму. Предполагается, что они образовались из остатков космического вещества после формирования главных планет, или же это осколки планеты, располагавшейся между Марсом и Юпитером. Некоторые космические тела долетают и до Земли, но, проходя сквозь толстые слои атмосферы, при трении раскаляются и разрываются на мелкие части. Поэтому на нашу планету падали сравнительно небольшие метеориты. Явление это - отнюдь не редкость, осколки астероидов хранятся во многих музеях мира, их находили в 3500 местах на планете.
Метеориты - это старейшие из известных минералов (4,5 млрд. лет), поэтому в них должны сохраниться следы процессов, сопровождавших формирование планет. Геологи, химики, физики и металлурги собирают и изучают метеориты уже более 200 лет. Из этих исследований возникла наука о метеоритах. Метеориты делят на "упавшие" и "найденные". Если человек видел, как метеорит падал сквозь атмосферу и затем действительно обнаружил его на земле (событие редкое), то такой метеорит называют "упавшим". Если же он был найден случайно и опознан, что типично для железных метеоритов, то его называют "найденным". Метеоритам дают имена по названиям мест, где их нашли. В некоторых случаях обнаруживается не один, а несколько осколков. Например, после метеоритного дождя 1912 в Холбруке (шт. Аризона) было собрано более 20 тыс. фрагментов.
Падение метеоритов. До тех пор пока метеорит не достиг Земли, его называют метеороидом. Метеороиды влетают в атмосферу со скоростями от 11 до 30 км/с. На высоте около 100 км из-за трения о воздух метеороид начинает нагреваться; его поверхность раскаляется, и слой толщиной в несколько миллиметров плавится и испаряется. В это время его видно как яркий метеор. Иногда под напором воздуха метеор дробится на множество фрагментов. Проходя сквозь атмосферу, он теряет от 10 до 90% начальной массы. Недавно упавшие метеориты покрыты остеклованной спекшейся коркой, которая темнее внутренней части.
Встречаются метеориты из различного вещества. Некоторые в основном состоят из сплава железа и никеля, содержащего до 40% никеля. Среди упавших метеоритов всего 5,7% железных. Каменные метеориты подразделяют на две большие группы: хондриты и ахондриты. Наиболее часто встречаются хондриты, составляя 84,8% от всех упавших метеоритов. Астероиды служат основными источниками метеоритов, хотя некоторые из них могут быть частицами испарившихся комет.
Опасны они своими размерами и силой падения, а так же силой последующего взрыва, который может погубить жизнь на земле, может изменить траекторию вращения Земли вокруг солнца и своей оси, а это губительно скажется на существовании живого на планете.
На этом примере ученики наглядно рассматривают различия между существенными и варьирующими признаками понятия.
Формирование логических умений, является одним звеньев цепочки географических знаний. Такие задачи направлены на определение понятий, выделения учениками существенных и варьирующих признаков понятий, установления отношения между понятиями, обобщение и ограничение, составление классификаций понятий, и наконец, подведение под понятие.
Использован материал с сайта FB.ru: http://fb.ru/article/71188/kosmicheskie-tela-solnechnoy-sistemyi