Учебные задания на формирование навыков сотрудничества
Учебные задания на формирование навыков сотрудничества
Учебные задания на формирование навыков сотрудничества предполагают совместную работу в парах или группах (4-6 человек) и позволяют ученикам определять свои действия и действия партнера, которые способствуют или препятствуют продуктивной коммуникации; организовывать учебное взаимодействие, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Результатом выполнения учебного задания, продолжительность которого в основной школе составляет от 10 до 15 минут, должно быть создание общего продукта из отдельных взаимосвязанных частей:
текста
памятки
инструкции
презентации
наглядного материала
осуществленной модели и др.
Важно, чтобы учебное задание на формирование навыков сотрудничества обеспечивало такую деятельность участников группы, где каждый член команды выполняет свою часть общего продукта, но не последовательно, где один рисует, другой разукрашивает, а третий представляет результат, а одновременно таким образом, чтобы из нескольких частей, которые создаются сразу всеми участниками команды, создается один общий продукт. Важность такого задания в том, что в процессе выполнения ученик чувствует ответственность, ведь от каждого члена команды зависит общий успех.
Задания на формирование навыков сотрудничества могут быть использованы в рамках любой учебной ситуации: на этапе первичного усвоения новых знаний возможна работа с текстом, таблицами, на этапе закрепления изученного – над коллективным проектом.
Учебные задания для уроков технологии
Раздел « Материаловедение»
1.ПЭЧВОРК. В кабинетах начальной школы в зимний период холодно. Предлагаю вам позаботиться о здоровье наших первоклассников и сшить им коврики для стульев в технике лоскутного шитья. Используя разные источники ( учебник, интернет), выберите эскиз коврика.
Обсудите и выясните в группе:
- Какой эскиз лучше и почему;
- Сколько ковриков нужно сшить;
- Определите размеры коврика;
- Подберите цветовую гамму для коврика.
По результатам обсуждения распределите обязанности для каждого участника группы. Сшейте коврики, соблюдая технологическую последовательность. Оцените вклад каждого участника группы, по пятибалльной системе заполнив таблицу.
Ф.И. ученика | Составление эскиза | Расчёт и изготовление шаблона | Раскрой деталей | Соединение деталей кроя | Оценка готового изделия |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Презентуйте и подарите готовые коврики первоклассникам.
Раздел «Кулинария»
2.МАСЛЕНИЦА. Для того чтобы участвовать в конкурсе Масленица вашей группе нужно испечь блины. Используя разные источники (рецепты бабушек, мам, кулинарные книги), подберите рецепты блинов. Обсудите в группе, какой рецепт лучше и почему. Выберите лучший рецепт, распределите продукты и обязанности для каждого члена группы по приготовлению блинов. Испеките блины. Оцените блины по критериям, представленным в таблице.
№ группы | Технология приготовления | Вкусовые качества | Оформление блюда | Оценка готового изделия |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
Представьте презентацию блинов на празднике. Поделитесь рецептом в нашей кулинарной книге.
3. ХЛЕБ В ПУТИ - НЕ ТЯГОСТЬ. Вы собираетесь в поход. Как правило, в походах перекусывают. Чаще всего берут с собой бутерброды. Они сытны и легки в приготовлении. Используя разные источники ( интернет, кулинарные книги) подберите рецепты бутербродов. Обсудите с членами своей группы все предложенные варианты и решите, какие бутерброды будете готовить вы и почему. Распределите между собой необходимые продукты для приготовления бутербродов и распределите обязанности, кто и что будет делать. Приготовьте бутерброды. Продумайте групповое представление совместной работы перед одноклассниками.