Учебные задания на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии
Учебные задания на формирование личностного смысла учения
и начальных форм рефлексии
В структуре урока, построенного в соответствии с требованиями ФГОС, рефлексия является обязательным этапом. Определяя цель своей деятельности в начале урока, ученик в конце должен понять, достигнута ли она.
«Взгляду внутрь себя» призваны содействовать и задания на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии, содержательная часть которых включает в себя
1) осознанную самооценку,
2) сопоставление с критериями,
3)анализ успешности/неуспешности выполнения.
Обучающиеся при реализации заданий рефлексивного типа развивают и совершенствуют умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; определять критерии правильности выполнения учебной задачи; оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; наблюдать и анализировать собственную учебную или познавательную деятельность или деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.
Ценность данных заданий в том, что они побуждают ребенка к поиску причин собственных ошибок, приучают к системному самоанализу и выявлению успешных способов своей деятельности.
Учебные задания, направленные на формирование рефлексии, могут использоваться на любом этапе обучения в рамках любой учебной ситуации.
Задание 1.
Раздел «Кулинария»
ВИТАМИНЫ. Овощи являются основными поставщиками жизненно необходимых организму витаминов, минеральных солей и клетчатки. Каждый овощ относится к определённой группе. Рассмотрите таблицу.
Группа овощей | Виды овощей |
1.Пряновкусовые | А. Томаты, баклажаны, перец сладкий. |
2.Корнеплоды | Б. Петрушка, майоран, укроп, мята перечная. |
3.Листовые | В. Огурцы, тыква, кабачки, патиссоны. |
4. Клубнеплоды | Г. Шпинат, щавель, салат листовой, кресс-салат. |
5. Капуста | Д. Лук репчатый, чеснок, лук - батун, лук- порей |
6. Тыквенные | Е. Горох, фасоль, бобы, соя. |
7. Бобовые | Ж. Батат, топинамбур, картофель. |
8. Паслёновые | З. Брюква, пастернак, свекла, редис, морковь. |
9. Луковичные | И. Капуста бело- и краснокочанная, цветная, кольраби, брокколи, брюссельская. |
Установите соответствие между группой и видом овощей. Рядом с цифрой поставьте соответствующую букву:1-___, 2-____, 3-____, 4-____, 5-____, 6-____, 7-__, 8-__, 9-____.
Проверьте себя по ключу. (Ключ:1-Б, 2-З, 3-Г, 4-Ж, 5-И, 6-В, 7-Е,8-А,9-Д)
Оцените себя по критериям, поставьте себе оценку:
Критерии оценивания | ||||
Количество Баллов | 1-3 | 4-5 | 6-7 | 8-9 |
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Объясните, почему овощи относятся к данной группе. Нужно ли в рацион питания включать овощи? Почему?
Задание 2
Раздел «Материаловедение»
УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ. Где бы мы не находились: дома, в школе или на улице наша одежда впитывает загрязнения от всего, что нас окружает и даже от собственного тела. Чтобы она служила дольше и выглядела лучше нужно правильно за ней ухаживать. Рассмотрите символы по уходу за одеждой.
Подберите символы для изделий, выполненных из хлопчатобумажных, шерстяных и шёлковых тканей. Ответы внесите в таблицу, указав букву соответствующего символа.
№ | Виды натуральных тканей | Символы | |||
Условия стирки | Условия отбеливания | Условия глажения | Условия сушки | ||
1 | Хлопчатобумажная | | | | |
2 | Шерстяная | | | | |
3 | Шёлковая | | | | |
Сравните ответы с ключом.
№ | Виды натуральных тканей | Символы | |||
Условия стирки | Условия отбеливания | Условия глажения | Условия сушки | ||
1 | Хлопчатобумажная | Б | Д | И | М |
2 | Шерстяная | В | Г | Ж | Л |
3 | Шёлковая | А | Г | З | К |
Оцените себя по следующим критериям:
Критерии оценивания | ||||
Набранный балл | 1-4 | 5-7 | 8-10 | 11-12 |
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Объясните, что будет, если не соблюдать правила по уходу за одеждой.